Литературное чтение. Программа «Литературное чтение

Литературное чтение. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия «Школа России». Климанова Л.Ф., Бойкина М. В.

Пособие направлено на реализацию основной общеобразовательной программы начального общего образования и разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел III, п. 19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов). В пособии представлены содержание курса, тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 — 4 классах, а также учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Общая характеристика курса 4
Описание места предмета, курса «Литературное чтение» в учебном плане 8
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса 8
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 9
Содержание курса 11
Виды речевой и читательской деятельности 11
Круг детского чтения 15
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 16
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) 16
Тематическое планирование 18
1 класс (40 ч) 18
2 класс (136 ч) 26
3 класс (136 ч) 55
4 класс (136 ч) 75
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 94
Приложение
Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение» 98
1 класс 98
2 класс 103
3 класс 111
4 класс 120

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Состав и структура программы по литературному чтению

Дисциплина «Литературное чтение», согласно ФГОС НОО, входит в образовательную область «Филология» [1] .

Курс литературного чтения призван решать следующие задачи:

  • 1) формирование метапредметного (общеучебного, общекультурного) навыка чтения и умения понимать текст, воспитание интереса к чтению и книге;
  • 2) овладение навыками коммуникативной культуры, которая проявляется в речевых (устных и письменных) формах;
  • 3) всестороннее эстетическое воспитание учащихся, которое проявляется в умении определять эстетическую ценность литературных произведений как произведений особого вида искусства, а также в умении сравнивать разные виды искусства;
  • 4) формирование нравственного сознания и эстетического вкуса учащихся начальной школы.

Эти задачи представлены в пояснительной записке «Примерная программа по литературному чтению» [2] .

Составные части программы по литературному чтению: пояснительная записка, основное содержание курса, тематическое планирование, планируемые результаты обучения младших школьников по дисциплине «Литературное чтение», которые опубликованы в отдельном издании [3] . В пояснительной записке дается общая характеристика учебного предмета, указываются его цели и задачи, описываются основные разделы программы по литературному чтению. В ней литературное чтение квалифицируется как один из основных предметов в системе начального образования, ведь он, наряду с русским языком, формирует функциональную грамотность — умения и навыки, вырабатываемые на уроках литературного чтения, обеспечивают успешность усвоения учащимися других предметов начальной школы. В связи с этим приоритетной целью обучения литературному чтению провозглашено формирование читательской компетентности.

Основные разделы программы по литературному чтению

В разделе «Виды речевой деятельности» описывается содержание видов речевой деятельности, формируемые на уроках литературного чтения в связи с работой над разными видами текстов: аудирования (слушания), чтения, говорения (культура речевого общения), письма (культура письменной речи). Раздел «Круг детского чтения» определяет принципы содержательного отбора литературного чтения, чтобы он обеспечивал устойчивый интерес учащихся к чтению и книге на основе доступности, а также эстетической и нравственной ценности текстов художественных произведений. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» очерчивает круг литературоведческих понятий для практического освоения младшими школьниками. В разделе «Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений» отмечается, что творческая деятельность обеспечивает перенос знаний, умений, полученных в процессе освоения текстов литературной хрестоматии, в самостоятельную продуктивную творческую деятельность, которая проявляется в различных формах интерпретации текста: устном словесном рисовании, разных формах пересказа, создании собственного текста на основе прочитанного на уроке литературного чтения художественного произведения.

Читать еще:  Когда загадывать желание по лунному календарю. Как загадать желание, чтобы оно сбылось? Загадываем желание на бумаге, на свечку

Обратимся к разделу «Литературоведческая пропедевтика», где уточняется, что формирование литературоведческих представлений происходит исключительно на практическом уровне, что видно уже из самого названия этого содержательного раздела, — «Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)». Учащиеся должны получить общее представление о функционально-смысловых типах речи и композиционных особенностях соответствующих текстов; они должны уметь практически различать прозаическую и стихотворную речь. Младшие школьники должны научиться ориентироваться в литературных и историко-литературных понятиях, т.е. практически определять жанры читаемых произведений (сказка, рассказ, пьеса, стихотворение, басня и т.д.). Освоение изобразительно-выразительных средств также происходит на практическом уровне: находить в тексте изобразительно-выразительные средства, например синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, а также определять их значение в художественной речи учащиеся могут с помощью и под руководством учителя.

В программе дается три варианта тематического планирования, приведено распределение учебных часов по крупным разделам курса. Выбор варианта тематического планирования зависит от типа школы: первый вариант ориентирован на обучение в школах с русским (родным) языком обучения; второй — составлен для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения; третий — предназначен для классов гуманитарной направленности, с расширенным литературоведческим компонентом.

На основе примерной программы разрабатываются авторские программы различных учебно-методических комплектов по литературному чтению.

  • [1] См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. С. 1.
  • [2] См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : 2 ч. Ч. 1. С. 97.
  • [3] См.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.

Наиболее интересными в плане возможностей культурно-нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:

программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России»;

программа «Чтение и литература» О.В. Джежелей;курс «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской;

программа «Литература в начальной школе» Л.В. Кутьевой. Анализ программы по чтениюУМК«Школа России»,авторы Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова.

Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества [1, с.2].

На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.

Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.

В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.

Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя — так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.

Читать еще:  Праздник людей героической профессии - день водолаза. Праздник людей героической профессии - день водолаза 5 мая день водолаза

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и [2, с.2].

Анализ курса«Литература как предмет эстетического цикла»Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской (1-3 классы).

Цель курса — воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М. Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

Предметом освоения данного курса литературы является отношение «автор — художественный текст — читатель», а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях «автора» и «читателя»[3, с.2].

Произведения для первого класса представлены в следующих разделах: «Игрушки» (А.Барто «Мячик», «Мишка»), «Про зверят» (Л.Толстой «Мышка вышла гулять…», К. Ушинский «Петушок с семьей», С. Михалков «Трезор»), «Про ребят» (А. Барто «Я выросла», А. Кушнер «Кто разбил большую вазу?») и другие.

В последующих классах учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества, русской и зарубежной классики: А.Пушкин «Зимнее утро»,М.Пришвин «Силач», А. Майков «Колыбельная песня», А. Милн «Вини-Пух и Все-Все-Все» и другими.

Учебник для литературного чтения в четвертом классе предусматривает знакомство с различными жанрами народного творчества: русские народные пословицы, песни; русские народные сказки (« Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» и др.), былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). А также сказки народов мира: «Петру-Пепел» румынская народная сказка, перевод Т.Ивановой; «Лиса и петух» персидская сказка, перевод Н. Османова и др.)

Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:

открыть ученикам существование позиций;

предоставить возможность практически действовать в них;

оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.

Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность: работа в позиции «читатель», «автор», «автор-художник», «автор-публицист», «теоретик» [3, с.5].

Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал.

Анализ программы«Литература в начальной школе» Л.В. Кутьевой.

Разрабатывая программу по литературе, автор высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;

своевременно приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; формирует эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;

ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.

В рамках программы «Литература в начальной школе» первоклассники знакомятся с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками. Во втором классе — произведения некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины) и классическая литература.

Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.

Мир былин — реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) — следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.

Сказка — один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Читать еще:  Маленькие детские стихи про новый год. Короткие стихи на новый год

Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды.

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

Наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей. Курс литературы в начальной школе (2-4 классы) строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования.

Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего).

Одним из основных произведений является Библия — Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.

Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, А. Милна, А. Линдгрен, стихи Д. Родари и др.

Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.

Анализ программы «Чтение и литература» О. В. Джежелей(1-4 классы).

В программе введено понятие «литературное образование» применительно к младшему школьному возрасту [4, с.28].

Цель обучения представляет собой формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей.

Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.

Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.

Методы обучения, применяемые при изучении курса:- эмоционально-понятийный;- объяснительное чтение;- литературное чтение;- воспитательное чтение;- чтение-рассматривание;- творческое чтение.

Для организации обучения автором определена система уроков различных типов, сочетание которых определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.

Учебно-методический комплект «Человек и личность» включает:учебник-задачник, учебник-хрестоматию, блоки книг для уроков чтения, книги-сборники для организации творческой деятельности, наглядные пособия, аудиовизуальные средства и пособия для учителя.Применение пособий из данного учебно-методического комплекта позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность, делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих в роли чутких и внимательных собеседников.

На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги, являясь «посредником» между автором и ребенком — читателем, учитель развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.

Так в первом классе учащиеся знакомятся с различными стихотворениями (Р.С. Сеф «Необычный пешеход», К.И. Чуковский «Марьюшка, Марусенька»), рифмовками (А.А. Шибаев «Вставьте слово вместо точек») и другими произведениями, направленными на вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Во втором классе в разделе «Скоморошина» представлены произведения, которые вызывают у читателя противоречивые чувства: с одной стороны потешки, дразнилки, скороговорки; с другой — произведения вызывающие сострадание (К.Чуковского «Федотка» Л.Каминского «Семь сыновей стариков Синицыных» и другие).

Для чтения по выбору учащихся предлагается большой список произведений по темам: «О мужественных людях, которые жили в трудные годы», «Рассказы и сказки писателей России о природе и другие.

Таким образом, рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и культурно-нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.

Список литературы:

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 257 с.

2.Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4

Источники:

http://alleng.org/d/lit/lit495.htm
http://studme.org/44186/literatura/sostav_struktura_programmy_literaturnomu_chteniyu
http://scienceforum.ru/2016/1565/22377

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector