Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Мастер-класс «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Мастер-класс «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

«ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ

РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель сегодняшней нашей встречи – познакомить вас с элементами методики проведения коррекционных логоритмических занятий с дошкольниками с нарушениями речи.

Мы не всегда понимаем, что логоритмика – это «гимнастика ума»!

Поэтому свой мастер-класс мне хотелось бы начать с таких строк:

Слышать, видеть, понимать

И пространство ощущать.

Петь, дышать, играть ритмично –

Громко, тихо, высоко,

Низко, в темпе и легко.

Самому придумать что-то,

Изменяя ход игры.

Вот тогда достигнем цели –

Чистой речи детворы!

В арсенале логопедов, воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма.

Работая с дошкольниками с нарушениями речи, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Знакомая ситуация?

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Сегодня мне хотелось бы предложить вам некоторые упражнения, речевые игры, танцевальные композиции, которые мы используем на логоритмических занятиях и которые дают положительные результаты в коррекционной работе с детьми.

Чтобы вам было проще сложить целостную картину работы в данном направлении, мы покажем упражнения, входящие в структуру логоритмического занятия на примере темы «Зима».

Вводная часть (5-10 минут):

    коммуникативные игры и упражнения; упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Основная часть (18-20 минут):

    дыхательная гимнастика; упражнения на развитие дикции и артикуляции; фонопедические упражнения (голосовые); мимические упражнения; упражнения на развитие основных сторон внимания;
    пальчиковая гимнастика; слушание музыки; пение; логоритмические упражнения (координация речи с движением); музыкально-ритмические упражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Заключительная часть (5-6 минут):

    релаксация (упражнения на расслабление мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения).

Как правило, занятие мы начинаем с коммуникативных игр и упражнений, а именно – с приветствия.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Можно и по-другому поздороваться.

Упражнение «Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнце золотое!

(руки над головой, лучи)

Здравствуй, небо голубое!

(ладошки вверх над головой)

Здравствуй, вольный ветерок!

(руки машут над головой)

Здравствуй, маленький дубок!

(руки у груди в цветочек)

Нам здороваться не лень!

(руки к груди прижимают и разводят)

Я вижу, что после этих тёплых, искренних слов ваши лица стали более радостными, добрыми, светлыми, открытыми. Вот, оказывается, что может сделать слово! Как же хочется нашу радость, наше хорошее настроение кому-нибудь подарить!

Давайте пожелаем друг другу и всем гостям солнечного настроения и подарим каждому по лучику!

Танец «Каждому по лучику».

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Поэтому задания по обучению разным видам ходьбы и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

«Долго шли мы по дорожке».

Итак, мы познакомили вас с вводной частью логоритмического занятия. Переходим к основной части.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Перед нами встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

Упражнение на развитие дыхания (удлинение речевого выдоха) «Снежинки».

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Предлагаю залу поиграть с нами.

Давайте поймаем снежинку.

Снежинка растаяла, осталась капелька воды – кулачки.

Снова поймали снежинку.

Давайте подуем на неё, на каждый лучик снежинки (дуют на каждый палец).

Посчитаем лучи (5 – вот связь с математикой).

Снежинки растаяли от нашего дыхания, осталась капелька воды.

Полюбуемся на снежинку (на слайде):

«Ах, какая снежинка!»

«Ах, какая прекрасная снежинка!»

«Ах, какая прекрасная, хрупкая снежинка!»

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Перед нами стоит задача: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Упражнение на развитие звукообразование «Метель».

Метель гудит, в трубе шумит.

Очень страшно одному,

А метель все «у-у-у!» да «у-у-у!»

Показ рукой и голосом «завывание метели» (далеко – близко)

На логоритмических занятиях в игровой форме проводятся различные упражнения для губ, языка, челюстей. Артикуляционная гимнастика улучшает и совершенствует основные речевые движения.

Артикуляционная гимнастика «Катание на санках».

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит свернувшись.

В зубки нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок

И несёт он холодок.

«Мостик построим, мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Мимика — это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Мимическое упражнение «Толстячки и худышки» (снеговики и сосульки).

Встретились однажды во дворе Толстячки – Снеговички и Сосульки — Худышки…

“Ах, какие вы толстые!”

(смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)

“Не такие уж мы и толстые!”

(хмурят брови, кривят губы, смотрят сердито)

Ещё больше удивились Сосульки:

“О, да вы ещё и сердитые!”

(округляют губы (как звук “О”), поднимают брови)

Ещё больше рассердились Снеговички:

“У-у-у! Мы действительно сердитые!”

(вытягивают губы трубочкой, сводят брови)

Сморщили нос Сосульки:

“Фи! Не хотим мы с вами разговаривать!”

(морщат нос, произносят слова с недовольством)

Скривили губы Снеговички:

“Пф! Ну и не надо”

(изображают на лице возмущение, кривят уголки рта)

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь – то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись.

А давайте и мы с вами слепим снеговика, предлагаю я детям! Что для этого нужно? (много снега). Снежинок так много, что можно скатать снежный ком (участники под музыку двигаются за логопедом, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком»).

За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь? Между кем ты стоишь?

На развитие чего было направлено данное упражнение? (на развитие пространственной ориентации).

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они, как правило, с трудом заучивают стихи, у дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слова.

Упражнение, направленное на развитие чувства ритма «Летит снежок».

Встаём в круг, в центре круга водящий, в руках у него снежок. Водящий поочерёдно бросает снежок всем играющим.

Летит снежок, летит к тебе,

Смотри, не прозевай.

Лови его, держи его,

И снова мне бросай.

На ком снежок остановился, выходит в круг, повторяет стихотворение и подкидывает снежок вверх (на каждую строчку 4 раза).

Снего – снего – снегопад,

Каждый очень – очень рад:

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки!

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции.

Читать еще:  Как правильно формулировать желания для вселенной. Как правильно формулировать желания

Танец «Саночки» или «Снежки».

Упражнения, направленные на координацию речи с движением, позволяют совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывают координированные действия во взаимосвязи с речью. А элементы самомассажа способствуют регуляции мышечного тонуса.

Координация речи с движением, самомассаж «Снеговик» (без музыкального сопровождения).

Раз — рука, два — рука,

(дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика.

(имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком –

(ладонями делают круговые движения по бёдрам)

(разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком –

(растирают ладонями грудь)

(показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы,

(поглаживают руками щёки)

(соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок

(ставят руки в бока, повороты влево-вправо)

Очень милый толстячок!

Ввести героя – Снеговик.

На занятия по логоритмике мы обязательно вводим героя – это может быть изображение на слайде или игрушка, но особенно детям нравится, когда роль исполняет сам логопед.

Снеговик: «А вы мороза не боитесь?»

Предлагаю залу поиграть с нами.

Игра «А на улице мороз!»

Данная игра при разучивании развивает чувство ритма, внимание, т. к. нужно одновременно смотреть на педагога и вслушиваться в слова.

Снеговик: «Расскажите-ка, ребята, хорошо ли вам зимой?»

Игра, направленная на координацию речи с движением «А как? А вот так!»

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается нарушение артикуляционной, мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову — “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

Он к морозам привык.

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает — да, да, да.

Будет талая вода.

Как нами было уже отмечено ранее, практически все логоритмические задания сопровождаются музыкой. Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Слушание музыки мы сопровождаем просмотром слайдов, что, по нашему мнению, вызывает ещё больший эмоциональный отклик у детей.

Слушание, просмотр слайдов.

Переходим к заключительной части логоритмического занятия.

Вы, как практики, знаете, что бывает очень сложно перестроить детей из возбуждённого, приподнятого состояния в спокойное, чтобы продолжить работу дальше. Нам в этом помогает спокойная музыка, которую мы используем для релаксации.

Релаксация с шарфиками.

Систематичность проведения занятий по логоритмике ведёт к более успешному решению вопросов коррекционной работы, повышает результативность в усвоении практического материала, то есть срабатывает закон перехода количества в качество.

Проведение логоритмических занятий с элементами развлечения нравится нам и нашим воспитанникам больше всего, и мы считаем такую форму наиболее эффективной!

Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) — услуга, помощь.

Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма.

Каким было мое физическое состояние сегодня?

К сожалению, мы ограничены определёнными временными рамками, и смоделировать собственное логоритмическое занятие сегодня не предоставляется возможным. Поэтому весь предложенный вам практический материал мы представили в виде методических рекомендаций, которые помогут вам при разработке занятия.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Не является исключением и город Зеленогорск. По статистическим данным, только около 15% новорожденных в нашем городе появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

  • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Читать еще:  Правая сторона тела болит как восстановить энергию. Правая сторона тела: эзотерика и энергетические потоки

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

выразительности речи, речевого слуха и

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих

игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов — взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились все логопеды нашего детского сада. При совместной работе творческой группы логопедов и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма –упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания —упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики –упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики –динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики —пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-

педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

«Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
консультация на тему

влияние логоритмики для улучшения работы речевых нарушений детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы. развитие слухового внимания и фонематического слуха;

Основными задачами логоритмического воздействия являются: развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования. Занятия по логоритмике проводятся совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня). Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. Музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально- артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. Чистоговорки для автоматизации и Коррекция звукопроизношения,дифференциации звуков, фонопедические упражнения. укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей. В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими. В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать. Одно из необходимых условие для получения хороших результатов — взаимодействие педагога и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации. В практическую работу по использованию логоритмики включились все воспитатели нашего детского сада. При совместной работе творческой группы воспитателей и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр. При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы: развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на ритма и фонематического восприятия; формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные ∙ на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Источники:

http://pandia.ru/text/81/528/8850.php
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527158/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/12/logoritmika-kak-effektivnyy-metod-preodoleniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector