Метод примера и его роль в воспитании подрастающего поколения. Пример как метод воспитания — организация воспитательной работы — сидоров сергей владимирович

Метод примера и его роль в воспитании подрастающего поколения. Пример как метод воспитания — организация воспитательной работы — сидоров сергей владимирович

По материалам проекта К. Индиенко (факультет Истории и права, 3 курс з/о)

Пример в воспитательном процесса призван организовать образцы поступков, деятельности, образа жизни. Действие этого метода обусловлено психологическим механизмом подражания, благодаря которому взрослеющий человек осваивает огромный объем социального опыта. Однако если бы человек с самого рождения все открытия делал сам, то взросление человека проходило бы малорезультативно. Поэтому подражательная деятельность ребенка должна организовыватья и направляться педагогом.

Чем меньше возраст ребенка, тем менее избирательно и осознанно он впитывает как «промокашка», повторяет самое броское, яркое и случайное. Окружающих умиляет, как двухлетний малыш повторяет походку отца, его типичные словечки и жесты. Даже эти неосознаваемые действия ребёнка играют большую роль в организации воспитания. Но не стоит забывать, что пример может являться и отрицательным, и положительным, и пока ребенок оттого не различает, он просто повторяет то, что делают взрослые.

Когда мы говорим о примере как методе воспитания, речь идет о специальном педагогически организованном хорошем примере. И в первую очередь необходимо опираться на положительные примеры. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Рассмотрим неколько вариантов таких примеров.

Пример-идеал предопределяет активность ребенка и направление этой активности: так как ему нравятся в образце, те качества, которые он хочет иметь сам. Соотношение себя с тем, кому он подражает — это работа ребенка над своим будущим.
В процессе воспитания важны разнообразные виды педагогически организованных примеров.

Пример великого человека, выдающейся личности. Такой вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель) уже прожил целую жизнь, состоялся как личность, достиг признания людей. На этом примере детям нужно показать, каким он образом он добился этих достижений: каким был в детстве, как учился, о чем мечтал, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. Этот вид примера не дает результата, если к нему часто обращаться. Он не терпит суеты, легковесности методической ситуации.

Пример взрослого методически организуется иначе. Для детей примером являются родители, старшие члены их семьи, а также очень важен пример педагога. В глазах ребенка должен сформироваться положительный образ, которому он будет подражать.

Пример сверстников также играет немаловажную роль в воспитании. Часто детям не помешивает присматриваться к своим ровесникам: героям книг, одноклассникам, приятелям во дворе. Их поступки часто понятнее детям, чем поступки взрослых, действия похожи на их собственные, и трудности. Однако следует помнить, что для ребенка (как и для взрослого человека), сравнение себя с положительным примером успешного ровесника может быть очень болезненно. Страх быть не таким, как другие, может надолго негативно отразиться на активности ребенка и возможно даже вырасти в комплекс неполноценности в подростковом возрасте.

Педагогу нельзя забывать и о том, что для взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно самому стать примером для других. Если не в учебе – тогда в труде, в пении, рисовании, спорте, в рассказывании веселых историй. Чем разнообразнее деятельность воспитанников организует воспитатель, тем больше шансов у них стать хоть в чем-то примером для товарищей.

Наконец, в организации примера есть еще один важный вопрос: если положительные примеры достаточно эффективны, имеет ли педагогический смысл использование отрицательных примеров?

Сила воздействия примера во многом зависит от его привлекательности в глазах воспитанников. Поэтому воспитателю всегда нужны самые яркие, впечатляющие примеры, ведь он ведет воспитанника совершенству. В реальной жизни обязательно найдутся яркие негативные примеры, и про них забывать не стоит. На таких примерах ребятам следует показывать следствие эгоистического поведения, бескультурья. Однако количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительных. Робот обнаружил, что со статьёй «Пример как метод воспитания» тематически связаны:

  • Диспут как метод воспитания
  • Наказание как метод воспитания
  • Педагогическое требование
  • Воспитывающая ситуация
  • Использование наказаний в воспитательном процессе

Для ссылки:
Пример как метод воспитания [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-241 (дата обращения: 08.11.2019).

Методы воспитания

Методы воспитаниявыступают как совокупность педагогических приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития личности.

Методы воспитаниярассматриваются как общественно обусловленные, педагогически целесообразные взаимодействия воспитателя и воспитуемого (родителей и детей, учителя и ученика, преподавателя и обучаемого, руководителя и работника и т.п.), способствующие организации жизнедеятельности, отношений, общения, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение целей воспитания и формирование качеств личности.

Методы воспитания включают составляющие их элементы – приемы.

Особенности применения методов воспитания зависят от ряда условий и прежде всего – от характера общественных отношений; целей, задач, закономерностей и принципов воспитания; содержания политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.

Читать еще:  Как узнать размер пенсии по потере кормильца. Государственная пенсия по случаю потери кормильца

Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на человека с целью формирования у него определенных качеств, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение.

Среди методов воспитания по различным основаниям выделяют различные группы: 1. Методы формирования сознания (убеждения)

2. Методы повторения (формирования устойчивых привычек поведения)

3. Методы стимулирования и коррекции.

Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции. Метод оценки включает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы. Первая подгруппа методов обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера». Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса и включает методы «взрыва», разрыва нежелательных контактов. Третья подгруппа методов реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса (методы критики и самокритики).

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в единстве, взаимосвязи и взаимодополнении. Не один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Поэтому все методы воспитания используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического взаимодействия. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – проявление педагогического мастерства.

Метод убежденияпредставляет собой воздействие на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений, убеждений.

Убеждения – это знания,соединившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями.

В применении метода выделяют убеждение словом и убеждение делом.

К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия; личный пример; опора на личный опыт воспитуемых и других людей; использование общественного мнения; демонстрация опытов; использование документов; ссылка на авторитет; обращение к чувствам; оценки поступков или проступков; побуждение к самооценке поступка (проступка) ; задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т.д.

Средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство и опровержение. Разъяснить – значит добиться, чтобы собеседник понял смысл явления, события, документа, определил своё отношение к нему. Опровержение применяется тогда, когда приходится переубеждать человека в каком-то вопросе, опровергать несостоятельность доказательств. Это наиболее трудный вид убеждения, так как от своих взглядов, даже ошибочных, человек отказывается с большим трудом, через преодоление различных сомнений и колебаний.

Убеждение следует отличать от морализирования, которое безапелляционно декларируют то или иное положение в форме: «должен», «обязан», «как вам не стыдно» и т.д. Обычно всё, о чем говорят в этом случае, хорошо известно воспитуемому, а само нравоучение воспринимается им как проявление формальной обязанности.

Переубеждение– это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение с целью восстановления, развития и закрепления положительных и преодоление отрицательных взглядов и качеств.

Переубеждение дополняется методом переучивания,предназначенного для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановление здоровых социальных потребностей и привычек. Метод переучивания осуществляется с помощью приемов отучения и приучения.

Пример –метод воспитания, заключающийся в целеустремлённом и систематическом воздействии воспитателей на личность и коллектив силой личного примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования идеала поведения и жизни.

Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример близких, авторитетных для воспитуемого людей. Важным условием для подражания является личное отношение воспитуемого к тому лицу, которое ставится в пример.

Для воспитания на положительном примере необходимы следующие условия:

· Чем глубже человек осознаёт социальную и личностную ценность примера, чем он ближе и доступнее, чем больше сходства между ним и примером, тем сильнее влияние положительного примере;

· Воспитатель должен быть примером во всём, от самого элементарного – внешнего вида, манер и до моральных ценностей.

Упражнение –это метод воспитания,который предполагает такую организацию повседневной жизни, учебной, профессиональной, общественной деятельности, которая позволяет воспитуемым накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением.

Применение упражнения требует соблюдения основных условий:

· Сочетание упражнения с воспитанием высокой сознательности;

· Систематичности, регулярности и последовательности упражнений, что позволяет вырабатывать у воспитуемых привычки чётко, повседневно выполнять правила, требования ( морали, нравственности, поведения, и др.);

· Настойчивости и выдержки выработке привычек у воспитуемых, предъявления к ним постоянной требовательности;

· Всестороннего учёта индивидуальных особенностей и возможности воспитуемых, поддержания их усилий по выработке положительных качеств.

Методом упражнения у людей формируются не только волевые и физические качества, но и многообразные привычки: познавательные, профессиональные, нравственные, гигиенические, которые обладают большой устойчивостью и накладывают отпечатки на человеческий характер.

Для закрепления положительных качеств применяется метод поощрения, который носит оценочно-стимулирующий характер. Поощрение выражает меру педагогического воздействия путём положительной оценки воспитателями учёбы, труда, поведения воспитуемых и побуждает их к дальнейшим успехам.

Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства воспитуемых и тем самым вызвать у них состояние удовлетворённости своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувства радости и гордости. Поощрить− значит вызвать у человека желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Если поощрение применяются умело, то под их влиянием у человека постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.

При применении мер поощрения необходимо избегать типичных ошибок:

· Слишком частое применение поощрений;

· Поощрение только каким-либо событиям, праздникам;

· Общий характер формулирования основания для поощрения;

· Слабая популяризация отличившихся и поощрённых.

Читать еще:  Проект федерального закона о пенсионном обеспечении. Закон о пенсионном обеспечении по выслуге лет: сотрудников МВД, госслужащих. Право на отчисления

Принуждение− метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на воспитуемых, недобросовестно относящихся к учёбе, работе, своим обязанностям, нарушающих дисциплину и порядок, с целью побудить их выполнять нормы и правила поведения и исправить своё поведение.

Принуждение может выражаться в форме категорического требования, приказа, предупреждения о привлечении к ответственности, осуждения.

При правильном применении принуждения имеет следующие последствия:

· Развивает чувства долга, поднимает ответственность за свои поступки и действия, за состояние учёбы, дисциплины, работы;

· Приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;

· Порождает потребность устранить недостатки;

· Переходит в самодисциплину, формирует уважение к порядку, законам;

· Укрепляет авторитет педагога и коллектива.

Основными средствами принуждения являются: осуждающий взгляд, замечание; упрёк, напоминание; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание; низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение проступков нарушителя коллективом; критика; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании; наложения взыскания и др.

Соревнование– метод помещения воспитуемого в определённые условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами своих товарищей. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Общественное мнение(как метод воспитания) – побуждение коллектива к выражению определенного отношения к поведению воспитуемого с целью создать у него внутренние установки к определенному поведению.

Создание ситуации успеха– помещение воспитуемого в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего он повышает свой статус, самооценку и т.д.

Доверие– данный метод заключается в стремлении педагога опереться на положительное в личности воспитуемого. Доверие оказывает сильное моральное воздействие. Воспитуемый почувствовав доверие со стороны педагога, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие. Используя положительные качества воспитуемого, педагог приобщает его к активной деятельности, отвечающей его способностям и возможностям. Доверие, оказанное человеку умножает его силы, порождает стремления непременно оправдывать надежды педагога (руководителя) и коллектива.

Основное содержание метода «реконструкции характера» заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воспитуемых, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выявленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения отрицательных качеств, которые человек ошибочно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность – в уверенность, критиканство – в критичность и др.).

Метод «взрыва»заключается во внезапном раскрытии перед воспитуемым степени его педагогической трудности, содержания его отклонений поведения в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Воспитуемому становится очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить различные отклонения.

Метод разрыванежелательных контактов воспитуемого заключается в перемещении его внутри коллектива, переводе его в другую группу.

Метод критикизаключается в осуждении поведения или установок воспитуемых со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности, а на оказание помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности. Метод самокритикизаключается в основании самим человеком имеющихся недостатков и стремлении их исправлять.

В целом глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию личности и коллектива.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

МЕТОД ПРИМЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы использования тех или иных средств для профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Воспитание играет огромную роль в педагогическом процессе. Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержания. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие метода взять себе на вооружение.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система А.С.Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Классификация методов воспитания( Г.И.Щукина)

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Обратимся к методу формирования сознания личности, а именно к методу примера.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Когда мы говорим о примере как методе воспитания, речь идет о специальном педагогически организованном хорошем примере. И в первую очередь необходимо опираться на положительные примеры. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Рассмотрим несколько вариантов таких примеров:

1) Это, прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И.Лобаческого, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, И.П.Павлова и других ученых. Они восхищаются мужеством и отвагой летчика Алексея Мересьева и повести «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

Читать еще:  Наращивание ресниц когда делать коррекцию. Что нужно делать, чтобы отсрочить процедуру коррекции. Когда лучше выполнить повторное наращивание вместо коррекции

2) Исследования психологов показывают, что идеалы младших школьников и подростков воплощаются в основном в конкретных людях. В старших классах большое значение приобретают и обобщенные идеалы. Поэтому важно использовать образы героев литературных произведений и кинофильмов. В связи с этим чтение художественной литературы не только отдых, а действенное средство воспитания и самовоспитания юношей и девушек. Важно помочь выбрать для внеклассного чтения такие книги, которые бы учили правильному поведению. При этом необходимо приучать к осмысленному чтению, к анализу поступков и действий героев литературных произведений, к сопоставлению их с личным поведением.

Большое значение имеет и выбор кинофильмов, театральных постановок для коллективного просмотра и обсуждения. Хорошо, когда они дают пищу для размышлений, помогают юношам и девушкам разобраться в сложных чувствах и мыслях других людей.

3) Немаловажное значение в воспитательной работе имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры положительно поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводиться к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость» прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т. д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное – организация содержательной и разнообразной внеклассной работы

Когда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду воздействие поступков и действий не только наиболее близких товарищей, но ученического коллектива. Известно, например, что дисциплинированное поведение на уроке большинства учащихся оказывает благотворное влияние на неорганизованных учеников. Следуя примеру товарищей, они стараются не нарушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и активное участие вобщественной жизни класса и школы большинства обычно способствует привлечению к общественной жизни тех школьников, которые не отличались активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются работой школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно повышается сила воспитательного воздействия примера школьных товарищей.

Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример деятельности детского коллектива. Он оказывает серьезное влияние на поведение школьников.

4) Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя.

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании.

5) На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С.Макаренко говорил, что детей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал как решающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.

Сила воздействия примера во многом зависит от его привлекательности в глазах воспитанников. Поэтому воспитателю всегда нужны самые яркие, впечатляющие примеры, ведь он ведет воспитанника совершенству. В реальной жизни обязательно найдутся яркие негативные примеры, и про них забывать не стоит. На таких примерах ребятам следует показывать следствие эгоистического поведения, бескультурья. Однако количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительны.

Список используемой литературы:

1.Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

2.Крупская Н.К .Педагогические сочинения. Т.5. Макаренко А.С. Сочинения. Т.VI

3.Крупская Н.К .Педагогические сочинения. Т.5.С.265, 266.

4.Макаренко А.С. Сочинения. Т.VI.C.351.

5.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.А.И.Пискунов. М.1971.

6.Шимбирев П.Н., Огородников. И.Т. Педагогика. М., 1954.

Источники:

http://si-sv.com/publ/4-1-0-241
http://studopedia.ru/10_190103_metodologiya-pedagogiki.html
http://scienceforum.ru/2016/1455/24884

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector