Методическая разработка на тему: Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения

Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения задачи.

Развитие активности и инициативности детей как основы интеллектуально-творческих проявлений мыслительной деятельности. Роль проблемных и творческих задач, вопросов и ситуаций поиска с элементами экспериментирования в развитии интеллектуально-творческих проявлений детей. Личностно-развивающая направленность содержания мате­матического развития дошкольников — эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и воспитания важнейшего личностного качества – находчивости и самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

В раннем дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания 1) формировании обследовательских действий, 2) накопления опыта в разнообразных деятельностях (первоначально – предметных, позже – продуктивных (рисование, лепка, конструирование, труд и т.п.), которые как бы обогащают друг друга. Математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению. Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); 2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; 3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания(воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); 4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация); 5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления 6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; 7) развитие точной, аргументированной и доказательной и речи, обогащение словаря ребенка; 8) развитие активности инициативности детей; 9) воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости впреодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

· Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста.1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.Используя комплексную образовательную программу «Детство», которая основана на принципах личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребёнка и опираясь на технологии витагенного образования с голографическим подходом (теория Белкина), постаралась собрать воедино разные игры на развитие логико-математических представлений у детей младшего и среднего возраста. Эта технология позволяет раскрыть творческий потенциал не только детей, но и взрослых. Опора на витагенный (жизненный) опыт детей – это средство сформировать новое отношение к ним.

Читать еще:  Вечер для двоих: как устроить незабываемый романтический ужин. Сервировка стола на романтический ужин

Теория и технологии развития речи детей. Литературное образование дошкольников.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка на тему

Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире .

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению . Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые — педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Творческая деятельность у.о. школьников — это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня творческого развития ;
2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация творческой деятельности . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  3. конкурсы; творческий труд
  4. проекты, исследовательская деятельность
  5. экскурсии
  6. олимпиады;
  7. индивидуальные занятия;

Считаю, что внеурочная работа должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Читать еще:  Коса вокруг головы как. Квадратный колосок на себе или двойной колосок. Двойная объёмная коса

Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты с которыми работают дети)

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллютрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника)

Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.

Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, краевом, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся мотивируют на положительные поступки и обучение.

Более всего творческий потенциал обучающихся, выявляется, развивается и усиливается посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.

Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в классе организован «Уголок творчества». «Экспозиции» меняются в зависимости от времени года, мероприятия, праздника.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

Педагогический совет «Развитие математических способностей дошкольников»

Светлана Станкина
Педагогический совет «Развитие математических способностей дошкольников»

Педагогический совет «Развитие математических способностей дошкольников»

1. Вступительное слово: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

2. Игра с педагогами: «100 к 1».

3. Итоги тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по РЭМП».

1. Вступительное слово: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«От того, как заложены элементарные

математические представления в значительной

мере зависит дальнейший путь математического

развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Важно учить детей мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

После принятия ФГОС ДО, основополагающего документа, регламентирующего деятельность дошкольных образовательных организаций, наступил достаточно сложный период. В первую очередь в сложной ситуации оказались воспитатели, которые должны реализовывать положения Стандарта и перестроить образовательный процесс в соответствии с целями, задачами, обозначенными в качестве приоритетных в данном документе.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

Читать еще:  Хранение грудного молока при комнатной температуре. Можно ли хранить подогретое сцеженное молоко. Правила хранения в морозильной камере

1. Развитие логико- математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений (обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

Владеет математической терминологией

Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

Владеет простейшими графическими навыками и умениями

Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

В связи с принятием Стандарта, где количество образовательных областей уменьшилось по сравнению с ФГТ, необходима большая интегрированность содержательного компонента образовательной программы дошкольного образования. Область «Познавательное развитие», куда входит развитие элементарных математических представлений «предполагает развитие интересов и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)», кроме того, можно проследить тесную взаимосвязь и между всеми образовательными областями. Все это четко обозначает необходимость комплексного подхода к решению образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Программное содержание раздела «Развитие элементарных математических представлений» должно быть «вплетено» в образовательный процесс и реализовываться через привлекательные виды детской деятельности.

Система обучения в детском саду построена таким образом, что каждое занятие (НОД) строго регламентировано по времени, и по месту и по частоте. Дети привыкают воспринимать математику как занятие. Педагоги и родители также часто поддерживают в детях уверенность в том, что математика нужна будет только в школе и исключительно для того, чтобы хорошо учиться: «Вот пойдешь в школу, а там математика будет, а ты даже считать не умеешь».

Необходимо отказаться от такого одностороннего взгляда на математику. Любая деятельность содержит в себе разнообразные математические знания, связи и отношения. Когда математические представления формируется в условиях их практической востребованности, тогда они усваиваются в разы легче и прочнее, нежели в условиях стандарта организованного занятия, сидя за рабочими столами и действуя с привычным дидактическим материалом.

Дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него деятельности. В качестве таковой могут выступать: игра, наблюдение, детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная деятельность, разнообразная трудовая деятельность.

«Не давать детям готовых знаний» — это аксиома развивающего обучения. Не нужно торопиться, все сделать за ребенка, доставьте ему радость и удовольствие от самостоятельно сделанного «открытия», решения сложной задачи и пр. Необходимо вводить в практику работы с детьми больше проблемных вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, отношений и зависимостей. Старайтесь исключить подсказывающие («Это квадрат?») и альтернативные («Это квадрат или треугольник?») вопросы.

Необходимо сделать обучение детей – занимательным! При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого — поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Вспомним притчу мудреца:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

«Игра — это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)

Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

2. Игра с педагогами: «100 к 1».

Источники:

http://cyberpedia.su/10xdf87.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/03/29/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-s
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-sovet-razvitie-matematicheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector