Методическая разработка по физкультуре на тему: Сообщение из опыта работы «Физическое воспитание, как основа здорового образа жизни. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни

Физическое воспитание как основа здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

ФИЗ-Е ВОС-Е – пед. процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Цель физического воспитания — охрана и укрепление здоровья детей.

Задачи большинство авторов подразделяют на три группы:

I. Оздоровление:1. Сохранять и укреплять здоровье детей. 2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность. 3. Формировать умение сохранять правильную осанку. 4. Удовлетворять потребность детей в движении. 5. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов. В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естественно-биологическая основа детского организма.

II. Образовательные задачи:1. Формировать представления о своем организме, о здоровье. 2, Знакомить детей с различными способами выполнения основных движений.3. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха. 4. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств. Образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.

III. Воспитательные задачи:1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности. 2. Развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность). 3. Воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях. 4. Воспитывать культурно-гигиенические качества. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Основными средства физ. воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.

Естественно-научные основы базируются на учении И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма: единство физического (телесного) и психического; единство всех систем организма; единство организма с окружающей средой. Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание. Отсюда, режим ДОУ. группы строится по этому принципу.

Современные физиологи (П.К. Анохин, Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, М.И. Кольцова, М.В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая не дозрел ость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.

Читать еще:  Профилактика инсульта: как избежать и какие средства. Лекарственная профилактика инсульта и народные рецепты. Основные профилактические направления

Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т.п.); формирование у ребенка представлений о себе как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей; учет теории установки Д.Н. Узнадзе, как специально мотивированного «пускового» механизма (Л.Н. БожовичН.Г. Морозова. Л.С. Славина. А.Л. Венгер, А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Н.

Педагогические основы включают цель и задачи, факторы и принципы, средства, содержание, условия.

Таким образом, современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно-теоретических основах, признании важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных и парциальных (авторских) программ создает программно-методическое обеспечение реализации задач физического развития детей.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Физическое воспитание в школе. Формирование здорового образа жизни

Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место.

задачи:

— формирование системы знаний об анатомно-физиологических особенностях, функционировании человеческого организма, о физических свойствах и процессах,

— формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта, о мерах по обеспечению безопасности жизнидеятельности,

— обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности,

— воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, эмоционально-ценностного отношения к укреплению здоровья, ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом,

— формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,

Система ФВ — физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности.

Средства ФВ — гимнастика, игры, туризм, спорт, природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

МетодыФВ — физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

ЗОЖ – процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению и наркотикам.

Средства: программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию.

Показатели ФВти: развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующие возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям ЗОЖ.

Организация ФизВосп в учебной деятельности: урок физкультуры, физминутки, утренняя гимнастика, проведение перемен на свежем воздухе, внеклассная воспитательная работа (спортокиады, олимпиады), внешкольная работа по физическому воспитанию (посещение различных спортивных секций по интересу).

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся старших классов

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Читать еще:  От чего зависит расположение плаценты. Как формируется плацента. Нормальные показатели толщины плаценты

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Малинин В. Г., Малинина Я. Ю. Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся старших классов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 130-132. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11375/ (дата обращения: 08.11.2019).

В данной статье рассматривается вопрос приобщение подростков к регулярным занятиям физической культуры. Разделение класса не на гендерной основе, а по группам здоровья, что позволяет дифференцированно подходить к каждому ученику в выборе для него доступных физических упражнений.

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям

Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического совершенствования человека. Существенным показателем этих достижений является уровень здоровья, развития физических способностей ребенка в период школьного обучения.

На данном этапе развития общества, мы видим удручающую картину. Уровень здоровья, как один из показателей физической культуры и вместе с этим общей культуры общества, остается на самом низком уровне. Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия всего общества, не только отражающий настоящую реальность, но и дающий прогноз на будущее — вызывает опасения и тревогу. В силу различных причин проблемы сохранения здоровья становятся актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — в образовательной области.

Сегодняшнему обществу нужен человек образованный, мобильный, умеющий неординарно, по-новому, самостоятельно мыслить и действовать, способный отстаивать свою точку зрения, и в то же время быть толерантным. Ему должны быть присущи и другие моральные качества — доброта, отзывчивость, уважение и любовь к своей стране, людям. Все эти качества можно сформировать через воспитание и самовоспитание, познание и самопознание, оценку окружающих и самооценку, осознание собственной ценности как индивида, личности.

Процесс формирования такой личности — сложный и долгий процесс. Количество невостребованных людей в обществе не уменьшается. У подавляющего большинства подрастающего поколения наблюдается безразличие ко всему происходящему вокруг, безразличие к самому себе. Давайте, обратим внимание, как молодежь относится к себе, «спустив рукава» во всем, что касается здоровья.

Употребление алкоголя, табакокурение — это устоявшаяся норма поведения и общения в молодежной среде. Мы наблюдаем отсутствие у детей, их родителей и у ряда педагогов понимания ценности здоровья и культуры здоровья, как одного из приоритетов человеческих ценностей. По-моему мнению, школа должна стать реальным образовательным институтом, который мог бы ликвидировать безграмотность в сфере знаний о самом себе, о собственном организме, о собственном здоровье, о законах благополучного существования человека как частицы биосистемы.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране здоровья подрастающего поколения. Ребенок, подросток, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление при всех стараниях педагогов остаться здоровым в современных условиях не может.

Качество образования в новой школе является не только полученные знания, умения и навыки, но и сумма определенных социально-психологических компетенций, необходимых выпускнику школы для взрослой жизни. Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и физической культурой, все это формируется со школьной скамьи. Роль педагога в формировании мотивации к сохранению и укреплению здоровья ребенка является одной из самых главных [3,с. 2].

Именно школа совместно с семьей должна выпустить в жизнь здорового физически и психически члена общества, на которого будет возложена ответственность в построении и поддержании здоровой нации.

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у школьников требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в современной школе. Целью физического воспитания детей и подростков в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. На практике, разработке личностно-ориентированных технологий в сфере физкультурного образования препятствует противоречие между естественным разнообразием учащихся в классе и «нормативным» подходом к оценке двигательных возможностей, унификацией методик школьного физического воспитания. Поэтому управление и контроль за нормированным режимом учащихся с различным уровнем здоровья в урочной форме организации занятий по физической культуре возможен только на основе новых информационных технологий, опирающихся на принцип деятельностного подхода[1, с. 32].

Читать еще:  Из какой ткани шить юбку-солнце. Выбор тканей для летящих юбок

Целью наших уроков физической культуры является приобщение учащихся к регулярным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, а также подготовка обучающихся к успешной сдачи нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1) оздоровительные задачи физического воспитания:

‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся,

‒ достижение полноценного физического развития,

‒ повышение умственной и физической работоспособности;

2) образовательные задачи физического воспитания:

‒ формирование двигательных умений и навыков,

‒ развитие двигательных способностей;

3) воспитательные задачи физического воспитания:

‒ формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями,

‒ мотивация обучающихся к успешной сдаче нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне»,

‒ воспитание активности и самостоятельности.

Практика показывает, что максимальный оздоровительный эффект наблюдается при использовании физических упражнений, рационально сбалансированных по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями человека. В свою очередь, степень физиологического воздействия физических упражнений на организм юноши и девушки во многом определяется мотивацией к двигательной деятельности, моторной плотностью урока, что увеличивает эффективность в воспитании физических качеств и в обучении двигательным действиям.

Эти положения и послужили основой для организации физического воспитания в старших классах школы № 48 г. Новоуральска. Мы считаем, что ни один учащийся не должен освобождаться от урока физической культуры. Каждый школьник должен принимать в нем активное участие. В течение нескольких лет мы привлекаем всех учащихся 10–11 классов к урокам физической культуры, освобожденных по состоянию здоровья от занятий физическими упражнениями. При этом мы не стали разделять их по гендерному принципу, а разделили по медицинским группам здоровья (основная и подготовительная). При работе с обучающимися основной медицинской группы здоровья мы основывались на образовательный стандарт полного общего образования. В работе с детьми подготовительной группы использовали комплексную программы по лечебной физической культуре. Программа способствует проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Цель этой программы — улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, почек, органов зрения.

Так, в 10–11 классах занимались 5 учеников, ранее полностью освобожденных от уроков физической культуры. При занятиях с ними в течение двух лет по этой программе обучающиеся улучшили свои физические способности, стали более осмысленно и грамотно относиться к своему здоровью, к своему телу. У многих ребят возникла потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Эти ребята были допущен в участию в школьных и городских соревнованиях. Два человека медики допустили до сдачи норм Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне», который они успешно сдали на серебряный и бронзовый значки.

Опыт нашей работы показывает недостатки общепринятой методики как в организации, так и в планировании учебного материала с учетом интересов обучающихся, из потенциальных возможностей и состояния здоровья. Подобная организация физического воспитания обучающихся 10–11 классов позволила сделать следующие выводы:

  1. Мы считаем, что разделение класса для занятий физической культурой не по гендерному принципу, а по группам здоровья позволяет дифференцированно подходить к каждому ученику в выборе для него доступных физических упражнений.
  2. Опыт нашей работы позволяет говорить о высокой мотивации учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физическими упражнениями.
  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры. — М.: Физкультура и спорт, 2007.
  2. Ашмарин, Б. А. Теория и методы физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Кузнецова, З. И. Развитие двигательных качеств школьника. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Кукушкин, Г. И. Принципы подхода к изучению личности школьника. — Физическая культура в школе, 2007, № 4.

Источники:

http://cyberpedia.su/4×6467.html
http://studopedia.ru/11_141823_fizicheskoe-vospitanie-v-shkole-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni.html
http://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11375/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector