Методическая разработка урока на тему «социализация личности. понятие и формы социализации. Деятельности по социализации

Тема урока: Социализация и воспитание. Цель урока: 1. познакомиться с процессом социализации личности в обществе; 2. показать роль воспитания в формировании. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОльга Устинова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тема урока: Социализация и воспитание. Цель урока: 1. познакомиться с процессом социализации личности в обществе; 2. показать роль воспитания в формировании.» — Транскрипт:

1 Тема урока: Социализация и воспитание. Цель урока: 1. познакомиться с процессом социализации личности в обществе; 2. показать роль воспитания в формировании личности, симметрию и асимметрию этого процесса; 3. учиться анализу, сравнению и обобщению.

2 Основные понятия и термины: Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей. Культурные нормы – требование, которые налагает общество на человека. Воспитание – целенаправленный процесс формирования определённых культурных черт человека. Сенситивные зоны развития человека – период, когда происходит быстрое и лёгкое формирование определённых качеств личности.

3 Ученик Семья Пешеход Друг

4 Освоение этих социальных ролей, усвоение тех требований, которые накладывает общество на человека и есть процесс социализации. Человеческая жизнь старость зрелость юность детство рождение человека продолженная социализация начальная социализация

5 Проанализируйте схему, поясните, на какой фазе социализации вы находитесь. Какие особенности характеризуют ваш образ жизни, что оказывает влияние на ваше поведение? Были ли у вас периоды изменения взглядов на отдельные стороны жизни, события? Под влиянием каких обстоятельств они происходили? Что и кто оказывает заметное влияние на ваши поступки? Назовите яркие черты вашей личности. Какие черты личности вам хотелось бы сформировать у себя.

6 Вывод: Обучение жизни происходит всю жизнь и только в реальных жизненных условиях. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

7 Воспитание состоит из: Воспитание – целенаправленный процесс формирования определённых культурных черт человека. Целенаправленного прививания наперёд заданных свойств Стихийное усвоение культурных норм Воспитание – процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают родителей.

8 Например: Сенситивная зона формирования речи до 3 – летнего Сенситивная зона возраста человека формирования пластики Для занятий художественной гимнастикой 6 – 8 лет Для занятий лыжным спортом 18 – 19 лет Для занятий математикой до 10 лет Психологи вместе с медиками доказали, что в жизни людей есть особые временные промежутки, когда происходит очень быстрое и лёгкое формирование определённых качеств личности, обучение конкретным видам деятельности.

9 Формы, в которых выражается воспитание: Культурные нормы Бытовые правила Ценности и идеалы

10 Великие педагоги и общественные деятели, внёсшие вклад в вопрос воспитания.

11 Ян Амос Коменский (1592 – 1670) Чешский педагог-гуманист.

12 Джон Локк (1632 – 1704) Английский философ, педагог, психолог.

13 Жан Жак Руссо (1712 – 1778) Французский философ, педагог, писатель.

14 Ушинский К.Д. (1824 – 1870) Основоположник научной педагогики в России.

15 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говори о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случиться. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчёт о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, что будет. 9. Никому не показывать этого журнала.

16 Сухомлинский В.А. (1918 – 1970) Советский педагог и публицист.

17 Макаренко А.С. (1888 – 1939) Советский педагог и писатель.

18 Суровое воспитание С семи лет дети покидали семью и жили сообща под присмотром воспитателей. Обучение чтению и письму занимало мало времени. Главным в воспитании считалась физическая закалка. Целыми днями юные спартанцы упражнялись в беге и борьбе, чтобы вырасти смелыми и выносливыми. Мальчиков подвергали телесным наказаниям, чтобы приучить к боли и умению преодолевать страх. В 12 лет они переставали носить хитон и обувь. Кормили воспитанников скудно, и, чтобы выжить, им приходилось проявлять хитрость и расторопность, не гнушаясь даже воровством. В V в. до н.э. Спарта господствовала на юге Греции. Спартанцы превратили свое государство в замкнутую авторитарную систему.

19 Слабым здесь нет места Совет старейшин, управлявший городом, наблюдал за новорожденными и производил жесткий отбор. Слабых и больных беспощадно сбрасывали со скалы. Младенцев в Спарте не пеленали: они лежали голышом, Свободно двигая руками и ногами. Считалось, что так они вырастут более крепкими и выносливыми. Поэтому армия Спарты была самой грозной в Греции. Спартанских девушек растили физически развитыми, чтобы в будущем у них были и здоровые и сильные дети.

20 «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны.Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны. Поучения и название всякому христианину, мужу и жене, и чадам. И рабам, и рабыням Поучения и название всякому христианину, мужу и жене, и чадам. И рабам, и рабыням». Авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру Сильвестру.

Читать еще:  Лепестки розы: применение в домашних условиях. Поймать розового фламинго, или как использовать розовый цвет в оформлении интерьера

21 25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить. Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют – соглашаться и новых безрассудств избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен ты, уже за это от Бога получишь награду. А домочадцев своих учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.

22 В доме за стол первым садился отец, а если его нет, то старший по возрасту мужчина – хозяин дома. Первым начинал кушать отец. После приема пищи все разом вставали из-за стола, произносили молитву, в которой благодарили Бога за пищу. В казачьих семьях из поколения в поколение воспитывалось чувство высокого уважения к родителям и старшим поколениям. К отцу и матери обращались только на «Вы». Такое же обращение было к дядям, тётям, знакомым и незнакомым людям старшего возраста. Пререкания с ними не допускались. В присутствии старшего не полагалось сидеть.

23 Детей учили здороваться со старшими, обязательно снимая шапку. Казачьи семьи были очень религиозны и строго соблюдали все христианские обычаи. Ни одна работа не начиналась без обращения к Богу. У казаков считалось большим грехом ругаться нецензурными словами. Вольного употребления вина и водки не было, и горе тому, кто появиться на улице пьяным. Умеренно выпивали только по праздникам.

24 Д/з: § 7. Вопросы и задания к теме. Провести исследования и оформить результаты в таблицу. Кто воспитывает? Основные формы воспитания Обнаруженные недостатки Противоречия, реакция на воспитание Родители Учителя Окружающие

Урок «Социализация личности». 10-й класс

Урок «Социализация личности». 10-й класс

Цель: развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности.

    Познакомить с процессом социализации (сущность, этапы, проблемы, значение). Формировать умение применять знания из разных учебных курсов, из личного жизненного опыта для решения учебных практических заданий. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ключевые понятия: социализация, феральные люди, агенты социализации.

Оборудование: блок задания, ватманы

Сегодня темой нашего урока будет процесс, который описал красивыми поэтическими строчками:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть успел.

Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни.

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и социальных ролей, накопления жизненного опыта, развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром.

Вопрос: Иногда социализацию упрощенно понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету.

Докажите, что это не так.

● Нельзя социальным ролям и культурным нормам научиться по книгам.

● Социальных ролей много, каждая включает много норм и правил, поэтому обучаться им прихо­дится в реальных условиях, всю жизнь.

Вопрос: Чтобы убедиться в важности социализации, давайте представим нашу жизнь без нее. Как выглядел бы человек? Приведите примеры.

● В литературе: «Маугли» Р. Киплинга

● В реальной жизни — в Индии в 1940 г. были найдены две девочки — Амала полутора лет и Камала восьми лет, выросшие в стае волков. Амала прожила один год, а Камала — 10, но она так и не овладела речью, не научилась смеяться, двигалась на четвереньки.

Вопрос: Как могут этот случай объяснить биологи?

● Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общества. Чтобы стать человеком, необходимы определенное строение мозга, определенные условия жиз­ни и воспитания.

● Феральные люди — существа, выросшие в социальной изоляции и воспитанные в сообществе животных. (Термин ввел Карл Линней в XVIII веке, от итальянского слова «фермата» — остановка).

● В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль.

● Социализация дает возможность общаться посредством ос­военных ролей.

● Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает но­вым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.

Постановка цели урока: Социализация — процесс развития человека, становления лично­сти во взаимодействии с окружающим миром. Познакомимся подробнее с процессом социализации, с социальной и биологической точки зрения, пройдемся по ступеням человеческой жизни: чему «обучается» человек, какие проблемы возникают. Куда приведут нас эти сту­пени?

1. Этапы социализации

1-й этап – с рождения до 13 лет (детство)

2-й этап – с 13 лет до 23 (юность)

3-й этап – с 23 до 60 лет (зрелость, взрослая жизнь)

4-й этап – с 60 лет (старость)

Читать еще:  Приятных сновидений gif. Гифки «Спокойной ночи». Большая коллекция GIF анимации на ночь

Класс делится на 4 группы. Каждой группе даётся блок задание — охарактеризовать определённый этап социализации, приготовить мини проект. Время – 10 минут.

Блок задание группе №1

Объект вашего исследования – этап детства (до 13 лет)

Чем важен этот этап? Охарактеризуйте особенности данного этапа. Чем дети отличаются от взрослых? Вывод.

Блок задание группе №2

Объект вашего исследования – этап юности (с 13 лет до 23)

Чем важен этот этап? Охарактеризуйте особенности данного этапа. Вывод.

Блок задание группе №3

Объект вашего исследования – этап зрелости (с 23 до 60 лет)

Чем важен этот этап? Охарактеризуйте особенности данного этапа. С какими трудностями, проблемами сталкиваются люди на этапе зрелости? Вывод.

Блок задание группе №4

Объект вашего исследования – этап старости (с 60 лет)

Чем важен этот этап? Охарактеризуйте особенности данного этапа. С какими проблемами, трудностями сталкиваются люди на этапе старости? Что общего между стариками и детьми? Вывод.

Затем представители группы выходят по очереди к доске и защищают мини проекты. Возможны вопросы к аудитории.

Вопрос: Кто, или что должен нести ответственность за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей в обществе? (Люди и учреждения)

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

В связи с этим определением ответьте на вопрос: Какие виды социализации можно выделить? (Первичная и вторичная)

Социализация подразделяется на:

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей. Играет важную роль на ранних этапах жизни. Агенты первичной социализации универсальны, выполняют множество разных функций. Привести примеры из жизни.

Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Играет важную роль на более поздних этапах жизни. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, выполняя одну – две функции. Привести примеры из жизни.

Вопрос: Каковы функции агентов социализации?

Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения. Осуществляют социальный контроль за тем насколько точно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Вопрос: В каких условиях должна проходить социализация человека?

Наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе, в коллективе. Обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей. Организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей. Наличие агентов социализации.

Вопрос: Каковы приёмы социализации?

Вопрос: Какие социальные качества должен приобрести человек в ходе процесса социализации?

Товарищество Доброта Честность Трудолюбие Бережливость Дисциплинированность, соблюдение порядка Любознательность Уважение к старшим Любовь к прекрасному.

Итоговый вопрос: В чём заключается значение процесса социализации в жизни каждого человека?

Социализация способствует формированию у человека личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия, является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё. Стихийная социализация может иметь отрицательные последствия.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

ЗАНЯТИЕ № 15

ТЕМА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

1. Понятие, типы и особенности социализации:

Животные генетически запрограммированы природой, все их поведение обусловлено инстинктами. Человек не запрограммирован природой, формы поведения передаются через культуру, а механизмом наследования является социализация.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ– это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социализация имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм своего проявления. Поэтому необходимо подробно разобрать различные аспекты социализации.

НАПРАВЛЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – представляет собой социально спланированную и организованную форму социализации. К ней относится вся система дошкольного, школьного и специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.

НЕНАПРАВЛЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ– представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, в кругу друзей, сверстников, среди коллег и т.д., т.е. везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми. Неформальные отношения часто развиваются в противовес формальным, выступают их антиподом и снижают официальную социализацию. Так появляются новаторские течения в искусстве, так появляется и противозаконная деятельность, следом- различные преступные группировки, диссидентство в политике, ересь в религии. В детском коллективе это проявление непослушания в школе, выход из подчинения родителям –т.е. девиация.

Выделяют два основных типа социализации:

1. Первичную или начальную (раннюю)

2. Вторичную или продолжительную

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс социализации, наиболее активно происходящий в первой половине жизни, при непосредственных контактах в малых группах, через агентов первичной социализации.

В период этого типа социализации личность получает прирождённые и приписываемые статусы.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сфера вторичных формальных отношений, осуществляемых посредством социальных институтов во второй половине жизни.

В период вторичной социализации личность приобретает достигаемые статусы.

До 15 лет у человека нет своего социального места. До 15 лет формируется индивид, т.е. ребёнок определяет через свои поступки границы дозволенного. Приобретение самостоятельности – это переход к продолжительной социализации, в это время формируется личность. Самостоятельность приходит поэтапно. Самостоятельность – это социальная зрелость, т.е. способность отвечать за свои поступки, соответственно возрасту.

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ связана с приобретением гражданских прав и обязанностей, символом является получение паспорта и права голосовать;

2) ЭКОНОМИЧЕНСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ связана с получением профессии, которая может прокормить, символом является регулярная зарплата;

3) СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ связана с созданием семьи иполучением статуса родителей.

Читать еще:  Коричневый опал. Знаменитые украшения с камнем. Каким именам подходит

СОЦИАЛИЗАЦИЯ длится всю жизнь, т.к. на протяжении жизни возникает необходимость осваивать какие-либо роли. Ускорить социализацию нельзя, как нельзя выполнять роль дедушки в 12 лет.

2. Этапы социализации:

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ включает 2 ЭТАПА:

· РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, которая длится от рождения до 12 лет;

· СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЮНОШЕСТВА, которая начинается в 12-13 лет и продолжается до 18-19 лет.

ПЕРВЫЙ ЭТАП характеризуется становлением человека в социальном плане. В это время преподаются нормы, которые становятся частью духовного мира , т.е. на данном этапе адаптации (требования и приспособление к этим требованиям) и интериоризация (перевод норм во внутренний мир)

РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ , в свою очередь проходит 2 этапа:

· Имитация – этап, который начинается с рождения и длится до 3 лет;

· Идентификация – процесс, в ходе которого человек усваивает определённые образцы поведения путём отождествления своего поведения с поведением взрослых.

Поэтому важно, чтобы ребёнок видел все роли, а это бывает сложно осуществить в неполных семьях. С 6-7 лет человек начинает понимать, что от него ожидает группа, благодаря играм со сверстниками. Именно с этого возраста начинается процесс социальной идентификации.

Посредством имитации и идентификации человек начинает понимать свои социальные роли. Одновременно формируются механизмы, призванные пресекать негативные явления, т.е. механизм вины и стыда. Механизм вины создаётся с помощью страха. Это чувство не формирует понимание плохого или хорошего. Ребёнок делает что-то, чтобы или получить поощрение , или избежать наказания. Чувство стыда формирует умение отличать плохое от хорошего, становится понятен смысл нравственных запретов, но человек продолжает вести себя в соответствии с поощрением или наказанием. Стыд возникает тогда, когда поступок становится известен окружающим. Совесть основана на механизме внутреннего регулирования поведения, поэтому возникает у зрелых людей. Неудачная начальная социализация называется ДЕПРИВАЦИЕЙ – это результат отсутствия родительской любви (немотивированно жестокие люди) или ГОСПИТАЛИЗМОМ – это результат воспитания в казённых заведениях.

В период ЮНОШЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ происходят психофизические изменения в организме человека. Появляется агрессивность, склонность к необдуманному риску. Происходит переход от послушания к скрытому неповиновению, формируется параллельная система ценностей. Это связано с проблемой ролевого бесправия подростков, которая возникает на основании следующих противоречий:

*противоречия между новыми психофизиологическими возможностями и притязаниями подростков и низким социальным статусом;

*несоответствие между способностями подростков принимать решения и нести за них ответственность и стилем воспитания родителей (отношение к подростку как к ребёнку);

* несоответствие между возрастающей жаждой независимости и всё большей зависимостью от сверстников, так как нормы, принятые в молодёжной группе, оказываются важнее, принятых в семье. Родители очень часто смотрят на ровесников своих детей как на конкурентов в процессе социализации.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ проходит в 2 этапа:

1) социализация зрелого возраста, которая длится с 19 до 60 лет;

2) социализация пожилых людей, продолжающаяся от 60 лет до конца жизни.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА характеризуется появлением большого количества новых ролей, т.к. это период достигаемых статусов.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. После 60 лет человек начинает утрачивать многие статусы, а значит исчезает большинство ролей.

важно становится научить стариков жить, а не доживать. Пока предлагается идеология здорового образа жизни как попытка отодвинуть старость, но это не решает проблему старости.

3. Агенты и институты социализации:

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – это конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

· система образованият(от дошкольной до послевузовской),

· институты трудовой деятельности (производство, обслуживание, управление, силовые структуры…)

· институты духовной сферы (наука, религия, искусство, СМИ, массовая культура)

Агенты первичной социализации – это ближайшие к человеку и наиболее важные для него люди, например, родители, брат, бабушка, тренер, сверстники.

Агенты вторичной социализации – это официальные лица, представители администрации, армии, государства, печати и т.д.

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сфера межличностных отношений.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сфера социальных отношений, поэтому в сознательном возрасте для нас эти институты важнее.

Одно и то же лицо может быть агентом вторичной и первичной социализации. У взрослых ребёнок учится, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребёнком. Разница между агентами в том, что агенты второй социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной – нет.

4. Ресоциализация, десоциализация:

Переходя от одной стадии социализации к другой, приходится многому учиться заново.

Отлучение от старых ценностей называется ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

А последующее обучение новым правилам и ценностям – РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Это две стороны одного процесса. Если человек попадает в экстремальные условия, например в тюрьму, психбольницу, армию, ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ может быть такой глубокой, что может разрушить основы личности, а ресоциализация поверхностной, т.е. не способной восстановить всё богатство утраченных ценностей. Человек дезориентируется и нравственно деградирует, так как воспитание, полученное в детстве , не подготовило его к выживанию. Но ресоциализация тоже может быть глубокой, например, эмигрант попал в более образованный и воспитанный слой, чем тот, в котором он был. Он внешне усваивает более цивилизованные правила поведения.

Наше общество находится в процессе ресоциализации. Идёт слом ценностей. У нас большое количество людей, которые не способны воспринять нужные ценности, такие , как личная инициатива, личная ответственность. Идёт процесс формирования новых ценностей: умение самостоятельно зарабатывать деньги, возможность самостоятельно распоряжаться доходами и выбирать образ жизни, возможность иметь собственное жильё.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/903033/
http://pandia.ru/text/80/617/37312.php
http://poisk-ru.ru/s28214t4.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector