Методика активное воображение. Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение. Недорого купить диплом на оригинальных бланках

Активное воображение

Активное воображение — метод, разработанный Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психологии. Он установил, что взаимодействия сознания с бессознательным возможно через осмысление снов и с помощью специфического вида воображения. Метод работы с бессознательным, в котором сознание остается бдительным и осознающим, проявляет волю в процессе взаимодействия с образами бессознательного, К. Юнг назвал Активным воображением.

В сознание часто всплывают образы бессознательного. Эта пассивная форма воображения называется фантазия. Пассивная она потому, что, образы фантазии возникают спонтанно, формируясь вокруг желания человека, при этом сознание отождествляется с разворачивающейся историей и не проявляет независимую волю. Например, у человека есть желание иметь автомобиль. У него возникает фантазия — «он владелец роскошного автомобиля, едет в нем по улицам города, на него смотрят другие люди и восхищаются его машиной».

В этой фантазии сознание человека словно спит, оно не участвует активно, не сомневается, не взаимодействует с образами, как отдельный элемент. В фантазии эго становится частью образа, формируется фантазийная идентичность, в нашем примере — «я-обладатель авто», в которой сознание застревает в эмоциях, и растворяется, проживая эти желанные моменты бессознательно.

Активное воображение отличается от фантазии тем, что эго-сознание частично или полностью разотождествлено с бессознательными образами и осознанно взаимодействует с ними посредством диалога или действий. Например, в активном воображении, человек почувствовал импульс совершить полет, его сознание дает команду — превратиться в орла и взлететь, бессознательное ее выполняет и сознающий уже летит над пустыней, но при этом его воля не пассивна, она не подчинена эмоциям, — она управляет событиями и присутствует понимание, что в любой момент можно изменить событие.

Для управления событиями даются ментальные команды. А это уже диалог сознания с бессознательным — участвуют две силы. Первая сила — воля эго, вторая — реакция подсознания. В фантазии двух сил нет, она больше похожа на монолог, исходящий из бессознательного, который порабощает волю эго, заставляя ее быть пассивным участником эмоциональных событий нахлынувших образов.

Попробуем понять как бы выглядело активное воображение в примере с автомобилистом, с фантазией «я-обладатель авто».

Осознав, что на сознание нахлынула фантазия, эго должно сделать усилие, чтобы остановить ее, чтобы перестать быть бессознательным участником. Затем сознание может установить диалог с автомобилем — спросить его, «зачем ты мне нужен?», «что ты хочешь сказать мне этой фантазией?», «о каких качествах моей психики ты хочешь поведать?». Для сознания иногда сложно представить, что неодушевленный образ может ему отвечать, поэтому, для удобства, образ можно персонифицировать.

Персонификация — это создание нового одушевленного образа, например, человека, который бы воплощал в себя качества неодушивленного образа.

В нашем примере эго может проявить намерение, чтобы образ фантазии об автомобиле превратился в образ человека и поговорил с ним. Такой образ появится и с ним можно будет провести диалог.

— зачем ты мне нужен?

— ТЫ ДУМАЕШЬ ТЕБЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ.

— а причем здесь автомобиль и любовь?

— ИНОГДА ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ЛЮБОВЬ.

После практики активного воображения, лучше записать все, что происходило. Потом поразмыслить над записанным. Во время самой практики — размышлять не нужно, нужно взаимодействовать своей волей с образами бессознательного. Записывать можно свои слова строчными буквами, а послания подсознания заглавными, так сразу становится понятно кто говорил.

Общие условия для практики активного воображения

Нужно уединиться в тихое место, чтобы никто не мешал, закрываем глаза. Изъявляем волю чтобы к вам пришел проводник (психопомп), который вас проводит в неизведанный мир бессознательного. Кому-то является мудрый учитель, кому-то женщина, а может кролик — образ может быть любой. Просите проводника вас проводить — можно задавать намерение куда именно вам хотелось или спросить у него — что будет лучше в данный момент. Он вас может перенести в другой «мир», либо вы с ним можете пройти через «кроличью нору», войти в дверь в горе, пройти через туннель и попасть в другой дивный мир. Там начинаете работу.

После окончания нужно так же пройти с проводником обратно в действительность, можно еще придумать ритуал, который вас «заземлит» после возвращения.

Активное воображение при работе с мыслями

1. Прислушайтесь к вашим мыслям, к его потоку, который течет в уме, беспорядочно возникая, мысли навязчиво вторгаются в ваше сознание.

2. Проявите сознательную волю, чтобы мысли предстали вам в виде фигур-образов, возникающих и исчезающих в уме. Сами же вы словно парите в свободном пространстве.

3. Осознайте одну мысль, она должна быть представлена в виде большого мыслеобраза, к которому вы приближаетесь. Приближаясь, образ растет, словно двухметровый мыльный пузырь.

4. Войдите (влетите или как угодно) в эту мысль-образ, на миг почувствуйте, что же он содержит в себе.

5. Не застревая в образе — проходим сквозь него дальше, в свободное пространство, оставляя «пузырь» позади себя.

Читать еще:  Как почистить серебряный крестик. Как очистить серебро от черноты в домашних условиях? Причины загрязнения серебра

6. Ощущаем себя в пространстве, наблюдаем мыслеобразы.

7. Пришла мысль — снова входим в ее образ, проходим сквозь него, оставаясь в свободном пространстве.

8. Повторяем циклы «наблюдения пространства» — «вхождения в образ» — «выхода из образа» к другим мыслеобразам, минут 15.

9. В заключении, постарайтесь минут 5 побыть просто в тишине ума, закончите практику, вернитесь к действительности.

Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Воображение и фантазия

ВООБРАЖЕНИЕ.Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Если прошлое зафиксировано в образах памяти, то будущее представлено в мечтах и фантазиях. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непо­средственно воспринимаемого.

Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.Таким образом, существен­ным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ во­ображения не имеет аналогов в реальной действительности.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразова­ние прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1) представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: об­ращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказыва­ниями.

4) формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

5) планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состоя­ниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление, температуру тела.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писате­лями и изобретений конструкторов. Благодаря воображению человек творит, разумно плани­рует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная куль­тура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который соз­дает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.

По отношению человека к процессу воображения можно выделить пассивное и активное воображение. Пассивное воображениепроявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. Например, в снови­дениях. Активная формавоображения проявляется, например, в творчестве, образы созна­тельно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.

Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести реаль­ность в том виде, какова она есть, но которую субъект реально не воспринимал. Такое вооб­ражение больше напоминает восприятие или память. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Например, по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Напри­мер, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность про­пускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, поль­зуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображе­нию предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир ху­дожника — фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных ви­дов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения,сколько имеется видов чело­веческой деятельности— конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потреб­ности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинацияминазывают фантастические видения, не имеющие, по-видимому, поч­ти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результа­том тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болез­ненные состояния.

Грезы,в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она не­сколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, осо­бенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрес­сивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях челове­ка, поэтому мечта — важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Читать еще:  Минимальная пенсия в рф старости. Пенсия по старости — максимальный и минимальный размер в России. Кто платит социальную доплату к пенсии

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоми­нает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет инте­рес к искусству и науке.

Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время «ночных киносеансов» мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Читать еще:  Поплин уход за тканью. Производители и цены на постельное белье. Что шьют из поплина

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

Источники:

http://www.b17.ru/article/activnoe_voobrajenie/
http://studopedia.ru/1_104214_voobrazhenie-vidi-voobrazheniya-passivnoe-aktivnoe-konkretnoe-abstraktnoe-funktsii-voobrazheniya-voobrazhenie-i-fantaziya.html
http://www.syl.ru/article/168423/new_voobrajenie-v-psihologii-svoystva-voobrajeniya-v-psihologii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector