Методика проведения символдраматического сеанса. Пример из практики. Как «работает» символдрама

Метод символдрамы. Работа с образами.

Большая часть психологических проблем, с которыми клиенты обращаются к психотерапевту или психологу, лежит либо в сфере отношений: «у меня не ладятся отношения с ребенком»; либо в сфере эмоций: «я чувствую тревогу, подавленность, . ». Что касается отношений, то я бы порекомендовала рассмотреть возможность участия в психотерапевтической группе: например, в такой https://www.b17.ru/training.php?id=13868.

Однако настоящую статью хотелось бы посвятить психотерапевтическому методу, работающему именно в эмоциональной сфере. Это метод символдрамы или кататимно-имажинативной психотерапии, название метода можно перевести как эмоционально-обусловленное переживание образов.

Известно, что лишь небольшая часть эмоций человека лежит на поверхности, главное же находится в области бессознательного. Человек может испытывать страх, подавленность, тревогу или просто физически плохо себя чувствовать, не понимая истинной причины своих состояний. Общество постоянно накладывает жесткие ограничения на то, как мы должны реагировать на различные обстоятельства нашей жизни: нельзя слишком сильно переживать утрату, злиться на родителей или ребенка, говорить все, что думаем о своем начальнике, нельзя проявлять агрессию или сексуальные чувства. В результате все запретные и нежелательные эмоции вытесняются на бессознательный уровень, и мы как бы забываем о них. Но психика и тело ничего не забывают. Они «мстят» нам через болезни, депрессии, тревожные состояния.

Приведу пример из своей практики (с согласия клиентки). Ко мне обратилась женщина (назовем ее Елена) с глубокой депрессией. Она очень мало ела, практически не спала, перестала ходить на работу и большую часть времени проводила, лежа в кровати. Елена испытывала приступы тревоги и страдала от кардиофобии. К моменту обращения она весила 40 кг. Пять лет назад у Елены погиб муж, но она запретила себе оплакивать его, потому что у нее был малолетний сын, и она считала, что может повредить ему тем, что скорбит по мужу. Женщина собрала все свои силы и продолжила жить, как раньше: готовила, занималась сыном и пожилой мамой. Кроме этого, она включила в круг своих забот соседей, дальних родственников, занимала себя другими разнообразными делами. Она заботилась обо всем и обо всех, кроме себя, старалась совсем не думать о себе, поскольку любое возращение мыслями к себе, своим потребностям и чувствам всколыхивало ее переживания о муже. Но переживать о нем и оплакивать Елена себе запретила. Нам понадобилось 3 месяца, чтобы Елена смогла начать горевать о муже и позволить себе просто поплакать.

Клиентке помогла работа с образами – символдрама. Почему именно она? Дело в том, что наше бессознательное не понимает слов, оно работает через образы, символы и метафоры. Специалист по символдраме предлагает клиенту представить себе или определенные образы (мотивы), или любой образ, который представится клиенту. Характер этих образов отражает актуальные проблемы человека, его подавленные переживания и внутренние конфликты.

С Еленой я начала работать в обычной разговорной технике по методу Карла Роджерса. Но как мы ни старались, запрет на чувства и заботу о себе, а не о ком-то другом, был слишком силен. Поэтому я решила попробовать «обойти» его при помощи работы с воображением. Я предложила Елене представить луг, гору, дом (типичные ландшафтные мотивы для представления в символдраме). И к нашему общему с ней удивлению на четвертом сеансе работы с образами произошел прорыв. Во время исследования луга Елена решила подойти к краю леса и отдохнуть. Неожиданно из леса вышел ее муж, молодой и здоровый. Клиентка смогла найти в себе силы окликнуть его и поговорить. Во время разговора Елена начала плакать. Все накопленные за 5 лет слезы и эмоции нашли выход. Еще несколько встреч спустя мы продолжали прорабатывать опыт, полученный на том сеансе. Она, наконец, смогла искренне и открыто говорить о своих чувствах к мужу и оплакивать его. В результате этой работы состояние клиентки довольно быстро выровнялось, она почувствовала сильное облегчение и освобождение от груза подавленных эмоций.

Как проходит сеанс по методу симолдрамы.

Специалист (психолог или психотерапевт) проводит небольшую предварительную беседу и затем предлагает клиенту расслабиться и представить себе какой-либо свободный или заданный им образ (существует ряд типичных мотивов и образов). Психотерапевту при этом предоставляется сопровождающая функция. После 15-20 минутного представления, которое напоминает сон наяву, происходит обсуждение появившихся образов. Затем клиенту дается домашнее задание – сделать рисунок и описать образ. На следующей встрече происходит анализ рисунка по специальной методике с целью разобраться со значением фантазий клиента теперь уже на сознательном уровне. Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8-25 сеансов при частоте 1-2 раза в неделю в начале и один раз в 7-10 дней впоследствии. Обычно улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов. Иногда даже один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Символдрама – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Метод был разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). В наши дни символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного состояния развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного Карла Густава Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. В практическом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по Карлу Роджерсу.

В заключение хочу поделиться цитатой автора метода Символдрамы.

«Психотерапия — это путешествие спелеологов по темной пещере бессознательного. Психотерапевт несет фонарь и направляет луч света в том или другом направлении, освещая уступы и ходы пути вперед. Клиент сам выбирает направление, сам решает, куда идти, сам принимает ответственность за результаты работы. Нет директивы. Только вера в Человека, его ресурс и силу».
Ханскарл Лёйнер,
автор метода Символдрама

В статье частично использованы материалы с официального сайта Символдрамы.

Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в психолого-медико-педагогической службе школы

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия — это метод глубинно-ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Преимуществом данного метода является его глубокая теоретическая обоснованность и тщательная разработка всего комплекса терапевтических действий.

Название метода происходит от греческих слов «ката» — «соответствующий», «зависящий» и «тимос» — одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»), «имаго» — «образ». В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919–1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце 40-ых — начале 50-ых годов. Сегодня символдрама широко распространена в большинстве стран Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Швеция и др.), в странах СНГ, а также в Северной и Южной Америке и некоторых странах Азии. Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран. Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном.

Читать еще:  Читать онлайн «Покаяние души. Покаяние — сладкая скорбь души

Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов и распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящее применяется более 150 символдраматических мотивов.

Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Психолог — специалист предлагая клиенту темы для его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития, а также в случаях определённых заболеваний и патологических симптомов .

Важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало клиента, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств. Работа с рисунком позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить конструктивные отношения.

Ханскарл Лёйнер выделяет следующие показания для применения символдрамы, когда данный метод может оказаться эффективным средством терапии, психокоррекции:

  • Нейровегетативные нарушения и психосоматические симптомы.
  • Тревожно-фобические расстройства.
  • Депрессии непсихотического уровня.
  • Коммуникативные нарушения и расстройства адаптации.
  • Сексуальные нарушения психогенного характера.
  • Детская гиперактивность.
  • Депрессии у детей.
  • Школьные фобии, предэкзаменационная тревога.
  • Кожные заболевания.
  • Панические атаки.
  • Психологические травмы, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
  • Снижение иммунитета.
  • Анорексии.
  • Ситуации трудного выбора.
  • Ситуации профессионального определения.
  • Отношения между супругами, с престарелыми родителями, при разводах, рождении ребёнка.
  • Проблемы идентичности и т.д.

Многие выше перечисленные показания и симптомы, встречающиеся у детей и подростков, обучающихся в школе, заслуживают внимания специалистов Психолого-медико-педагогической службы школы.

Оказание психологической помощи — одно из наиболее значимых направлений в работе ПМПС но, режим школьной жизни диктует свои условия и реализация долгосрочных программ личностной психокоррекции достаточно сложна во временном контексте, так как актуальное состояние участников учебного процесса требует помощи «здесь и сейчас».

Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) — является методом краткосрочной терапии (для сравнения: курс психоанализа требует не менее 50 сеансов, составляя обычно от 100 и более сеансов, тогда как курс символдрамы состоит, как правило, из 8–15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30–50 сеансов, поэтому данный метод считается краткосрочной психотерапией), это современное и экологичное направление представляет гуманистический подход в психологии. Данный метод успешно сочетается с игровой терапией, арт-терапией, гештальт-терапией, сказкотерапией, юнгианской песочной психотерапей, групповой терапией — на основе этого, в рамках работы ПМПС, метод символдрамы удачно и продуктивно работает.

Психологи службы начали использовать метод символдрамы в работе с детьми и подростками, а также со взрослыми после того, как в 2007 г. начали обучение в рамках Программы многоэтапного обучения Кататимно-имагинативной терапии Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО), прошли обучающие семинары: «Введение в основную ступень символдрамы», «Интенсивное прорабатывание основной ступени символдрамы», «Мандалы: методы и техники символдраматической работы», «Символдрама в работе с детьми и подростками», которые проводились доцентами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии Я.Л. Обуховым (Москва), А.Л. Коробкиным (Владивосток) и Н.П. Вырвой (Алматы).

Использование метода символдрамы в диагностической, психокоррекционной и развивающей работе Психолого-медико-педагогической службы школы на данный период времени проходит адаптацию и применяется дозировано. Постепенно, в различных режимах работы, в соответствии со степенью подготовки специалистов-психологов в этой области, апробируются те или иные мотивы, которые предлагает Х. Лёйнер при работе с детьми и подростками.

В рамках индивидуальной работы с детьми хорошо зарекомендовал себя мотив-тест детско-родительских отношений «Три дерева», по результатам которого можно глубинно изучить внутрисемейные отношения, качественно составить психокоррекционную программу и провести продуктивные консультации родителей по детско-родительским отношениям. Мотивы «Мяч», «Корова», «Слон», также «Наблюдение и установление контакта с семьёй животных» — также важны как на этапе диагностики, так и в процессе основной психокоррекционной работы по взаимоотношениям в семье, по проблемам сепарации. В плане психодиагностики эмоционально-личностной сферы учащихся стали эффективно использоваться такие мотивы, как «Цветок», «Дерево» (личностные характеристики, индивидуальные особенности), «Луг» (актуальное эмоциональное состояние, общий фон настроения).

В определённых случаях психокоррекции эмоциональной сферы ребёнка (тревожность, страхи, сложные взаимоотношения) такие мотивы как: «Опушка леса», «Представление реальной ситуации в школе или дома», «Воспоминания из прошлого опыта», «Представление определённых предметов, имеющих особое эмоциональное значение» (например игрушки) — позволяют достигать в коррекционной работе эффективных решений проблемы и конструктивных изменений в моделях поведения ребёнка.

В случаях ПТСР (при утрате близких, ребёнок свидетель или участник автокатастрофы) эффективно в режиме работы школьного психолога работают такие мотивы как «Смена времён года» (например игрушки).

В случаях ПТСР (при утрате близких, ребёнок свидетель или участник автокатастрофы) эффективно в режиме работы школьного психолога работают такие мотивы как «, «Надёжное защищённое место».

Нужно отметить, что качественно-продуктивный и экологичный эффект использования метода символдрама в работе школьного психолога ПМПС с детьми, подростками и взрослыми, базируется на том, что:

  • проблематичный, конфликтный материал во время работы раскрывается постепенно, шаг за шагом в собственном ритме ребёнка;
  • освобождение чувств и аффектов происходит через представляемый объект фантазии;
  • очень важно, что в процессе коррекционной работы возможна апробация действий ребёнка на уровне фантазий;
  • в связи с этим достигается особая эффективность через придание импульсов креативному потенциалу ребёнка, взрослого, что позволяет ему находить решение проблем на метафорическом уровне;
  • символдрама позволяет ребёнку, подростку, взрослому разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне, тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому человек может быть ещё не готов;
  • формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать своё поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

Параллельно с индивидуальной работой с ребёнком, подростком психолог в обязательном порядке отдельно встречается с родителями, и проводит с ними консультативные беседы. В этом направлении, символдрама позволяет вести работу с родителями более предметно, так как часто образы ребёнка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребёнка, чем другие формы беседы и убеждения.

При работе с нарушениями межличностных отношений в семье, психологи службы стали рекомендовать родителям использовать Настольную психологическую игру Гюнтера Хорна, в которой участники активно взаимодействуя могут расширить представления о личности членов семьи, откорректировать модели поведения в семье, развитие социальной компетенции детей.

При работе с подростками, такие мотивы как «Гора», «Опушка леса», «Меч», «Гончарная мастерская», «Встреча с особо значимым лицом» (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т.п.), «Получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить», «Представление себя примерно на 10 лет старше», «Собственная машина» позволяют провести работу по формированию у подростка позитивной «Я-концепции», принятию подростком своей индивидуальности, осознанию своей социальной и личностной компетентности, в вопросах планирования будущего. В индивидуальной и групповой работе прорабатываются внутренние конфликты и формируются новые модели поведения как в семье, так и в кругу сверстников.

Читать еще:  Задержка мочи острая. Экстренная неотложная помощь. Лечебные мероприятия при ОЗМ

Хороший отклик среди учащихся получили такие настольные символдраматические игры Гюнтера Хорна, как «Лепёшка», «Анархия», «Мошенничество». Эти игры позволяют учащимся в экологичной и безопасной форме отреагировать агрессию, научиться в процессе игры мириться после ссоры, быть терпеливым к окружающим, освоить новые модели поведения.

В работе с педагогами в основном символдрама апробируется в тренинговом режиме как профилактика профессионального выгорания и активизация личностных ресурсов, например: молчаливые исцеляющие образы, символдраматическая работа с мандалами.

Благодаря особой пластичности метода символдрамы, удаётся хорошо варьировать его применение в работе школьного психолога, сочетая и дополняя направления работы других специалистов службы ПМПС: логопеда и врача-невропатолога.

Работа по данному направлению использования метода символдрамы в рамках работы ПМПС только в начале пути но, несомненно, техники Кататимно-имагинативной психотерапии являются эффективными методами работы специалиста ПМПС, что оказывает положительное действие на системное, теоретически обоснованное решение психологических проблем и даёт возможность качественного расширения комплексного подхода психолого-медико-педагогического сопровождения учебного процесса.

  1. Киевское общество символдрамы. Из архива Ханскарла Лёйнера. — Киев, 2000.
  2. Коннычева Г.Г. Реализация образовательной модели лицея, как профильной школы при ВУЗе. Психологическое сопровождение образовательного процесса в лицее. Библиотека журнала «Директор школы».— М.: «Сентябрь», №2, 2008
  3. Лёйнер Ханскарл. Кататимное переживание образов: Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Основная ступень; Семинар: пер. с нем. — М.: «Эйдос», 1996.
  4. Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. — Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
  5. Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., «Эйдос», 1997.
  6. Парамонова А.А. Сны наяву: использование метода символдрамы в психоаналитической психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией. — Ростов — на — Дону: Изд-во «Ростиздат», 2005.
  7. Символдрама. Сборник научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др. Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпов.

Символдрама — путь к исцелению

Многие проблемы человека, возникающие в нашей повседневной жизни, может разрешить грамотный психотерапевт. А точнее, не психотерапевт, а его методика. А точнее, не методика и не психотерапевт, а Вы сами — взрослый, отзывчивый, мотивированный человек, понявший суть методики и включившийся в процесс своего исцеления — самостоятельно. Это как учиться плавать, кататься на велосипеде или водить автомобиль. Инструктор нужен, но не в нём дело, дело всегда в Вас.

Одной из самых замечательных психотерапевтических методик является символдрама. Прелесть её в том, что, если Вы захотите, то можете самостоятельно применять её метод (хотя классические символдраматисты этого и не рекомендуют) к себе и успешно работать со своими проблемами. Но стоит попробовать.

Символдрама работает с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями. Символдрама учитывает также обычную для травмированного невротика защиту и сопротивление, которые он выстраивает в ходе анализа. Символдрама умело обходит эти трудности.

Символдрама часто называется «переживанием сновидений наяву». Пациент, проходящий курс символдрамы, занимается в общем-то двумя вещами: 1) он визуализирует некий набор стандартных образов и 2) в конце сеанса он рисует получившийся у него образ на бумаге.

Нечего и говорить, что именно символдрама развивает способности к визуализации, так необходимой для позитивного мышления и работы с Законом Притяжения. Визуализация нашему человеку очень трудна, а все западные гуру позитивного мышления только и говорят о ней, только и советуют визуализировать всем подряд. Не потому ли эта задача представляется им такой лёгкой, что западные психологи проводят терапию символдрамой в школах и детских садах.

Главное в деле излечения невротика — развить у него активное воображение, об этом писал ещё сам Юнг. А это и есть визуализация.

Что выясняется в ходе символдрамы?

  1. Пациент (в форме доходчивых образов) выясняет свои бессознательные конфликты.
  2. Выясняет свои аффекты и подавленные инстинкты.
  3. Выясняет свои личные механизмы защиты от проблем.
  4. Вспоминает погашенные конфликты раннего детства.

Любому психотерапевту известно: проблема человека , вытащенная на поверхность и увиденная во всей красе — исчезает, перестаёт быть проблемой, рассасывается. Все проблемы человека имеют силу только тогда, когда они глубоко спрятаны и как следствие этого — неосознанны человеком. Иногда словами сказать бывает трудно, иногда и невозможно. То, что нельзя сказать словами, «проговаривается» пациентом на языке образов, отвлечённых от проблемы картинок. Так проще. И так — эффективнее. Слова — очень вязкая материя, попробуйте быстро плыть кролем в растопленном шоколаде. Вот поэтому психоанализ, который имеет дело со словами, такой медленный — он работает только за 100 — 150 сеансов, но так приятен и. дорог, как бассейн из растопленного шоколада. А символдрама — имеет статус краткосрочной психотерапии, ей не нужен обмен умными словами, ей нужен результат. Особенно, когда речь идёт о детских неврозах.

Как строится сеанс символдрамы

Всё начинается с аутотренинга. Для того, чтобы образы начали всплывать наверх, из глубин подсознания, нужно расслабиться, принять удобную позу. Кстати, сам аутотренинг — необязателен. Аутотренингом может являться всё то, что приводит лично вас в состояние глубокого расслабления и концентрации одновременно.

Далее аналитик предлагает пациенту визуализировать один определённый образ, работа с которым будет продолжаться до тех пор, пока проблема человека себя не исчерпает. Пациент создаёт образ, отвечая на наводящие вопросы.

  • Где это находится?
  • Как далеко от Вас?
  • Какого размера?
  • Какое освещение вокруг?

Чаще всего курс символдрамы занимает от 9 до 25 сеансов.

В конце встречи пациент приблизительно рисует на бумаге то, что получилось в ходе разговора. Цель такой детальной проработки образа — заменить ущербную больную картинку, свидетельствующую о проблеме человека, на картинку здоровую, сигнализирующую об исцелении, о снятии внутреннего конфликта.

Традиционные образы символдрамы

Ниже я приведу список тех ключевых для нашего подсознания образов, которыми мы описываем наш мир и себя в этом мире. С этим списков образов-архетипов и работает символдрама. Если Вы сами начнёте прорабатывать их и медитировать над ними, то значительно облегчите работу аналитика (если когда-нибудь обратитесь к нему), сократите свои расходы, а то и сами разберётесь в своей душе.

  1. Луг — исходный образ каждой психотерапевтической встречи.
  2. Гора и подъём в гору, чтобы затем увидеть панораму, открывающуюся с её вершины. Спуск с горы.
  3. Обследование дома.
  4. Следование вдоль речки (ручейка) вверх или вниз по течению.
  5. Представление значимого лица (мать, отец, муж, начальник, учитель, друг) в виде символа (животного, растения, строения).
  6. Наблюдение леса или пещеры и ожидание существа, которое выйдет из темноты этого леса или пещеры.
  7. Лодка, появляющаяся на берегу реки или озера, на которой можно отправиться кататься.
  8. Дерево
  9. Три дерева
  10. Цветок.
  11. Представление себя на 10 лет старше.
  12. Владение участком земли для того, чтобы вырастить или построить на нём что-либо.
  13. «Наблюдение» за семьёй воображаемых животных и установление с ними контакта (эффективно в детской психотерапии, чтобы понять отношения в семье).
  14. Путешествие внутрь своего собственного тела, разговор с его органами.

Задача психотерапевта выяснить, какой образ ближе Вам для проработки Ваших проблем. Но Вы можете сделать это самостоятельно. Самостоятельная работа проще ещё и потому, что Вам известна Ваша жизнь (Вам не нужно собирать анамнез о самом себе наводящими вопросами) и Вы не переживаете от того, что время идёт, а Вы визуализируете плохо. Визуализируйте столько, сколько нужно, пока не научитесь делать это мастерски.

Мотивы, которые использует символдрама, были отобраны в ходе долгой экспериментальной работы. Активная эмоциональная проработка нескольких, нужных именно Вам символов, имеет сильнейший психотерапевтический эффект. Приведу пример.

Мать девочки дошкольного возраста обратилась по поводу фобии своего ребёнка — девочка боялась переходить мосты. Это затрудняло её передвижение по городу, так как в городе были одни сплошные мосты. Было проведено всего 3 сеанса, после чего фобия исчезла без следа. Девочка визуализировала сначала мелкий ручеёк, по которому она ходила босыми ногами, ощущая дно. Просьба представить досочку, по которой можно перейти воду, не замочив ног, наткнулась на сопротивление. Это был блок. Тогда аналитик начал медленно «строить» этот мостик. Сначала в речушку был положен камушек, который можно было ощупать ногой. Затем камушков стало больше, затем их стало столько, что по ним можно было перейти ручей. В конце концов были принесены два больших камня, между которыми и был перекинут деревянный мостик. Через три сеанса страх ходить по реальным мостам у девочки прошёл.

Читать еще:  Как проявляется испуг у детей. Признаки испуга по месяцам. Игротерапия и сказкотерапия

Смысл психодрамы в том, чтобы путём постепенного заменения негативного образа на позитивный, путём «достраивания, «лечения» картинки в уме» сознание начинает ориентироваться на здоровые модели и . самоисцеляется.

Однако важно знать, какой набор характеристик считается признаком психологических проблем человека (и каких именно проблем), а к какой картинке нужно в итоге прийти, чтобы констатировать успешную проработку проблемы.

Я приглашаю Вас вспомнить наш предыдущий материал, написанный по мотивам символдрамы: Техника визуализации: Китайский Храм.

Вы можете заниматься самоанализом сами, можете работать со своими детьми. Сеанс символдрамы (активное представление образа) для взрослого человека и подростка составляет от 20 до 40 минут (не больше!), для ребёнка — от 5 до 20 минут. Символдрама — это упражнение, это спортзал для Вашей души. Также как и в спортзале здесь важна регулярность тренировок. Сеансы не должны повторяться каждый день, их оптимальное число — от одного до трёх раз в неделю. Проводимая реже чем один раз в неделю символдрама не даёт эффекта.

А давайте сделаем упражнение по методу символдрамы с психологическими картами?

Упражнение «Я художник я так вижу»

У вас должен быть запрос – проработать какую-то вашу проблему. (Можете её не называть в группе).

По условиям игры – та карта, которую вы вытащите, будет каким-то образом намекать на эту проблему, отражать её своеобычно или просто «в лоб».

В карте (какой бы она ни была красивенькой) должно быть «что-то не так».

Мы работаем с одной картой из колоды» 1000 Дорог» – спонтанной.

Цель нашего упражнения с картой – заменить «ущербную больную картинку», свидетельствующую о вашей проблеме, на картинку здоровую, сигнализирующую о найденном вами пути к исцелению, или даже о полном снятии внутреннего конфликта.

Итак, вы вытаскиваете одну спонтанную карту «1000 Дорог», думая о своём вопросе. Рассмотрите карту достаточно бегло и выделите взглядом – один-единственный образ, деталь.

Запомните этот «самый отозвавшийся вам образ» из карты.

Ну а затем – вы сразу же закрываете глаза и – меняете картинку – по своему желанию и ощущению. В воображении. Проще говоря, вы – ВМЕСТО НАШЕЙ КАРТЫ СОЗДАЁТЕ СВОЮ.

Итак, вы изменили картинку. Вы перенесли в вашу новую авторскую картинку тот образ, который вы запомнили из вытянутой вами старой карты.

А теперь – медленно отвечайте на следующие вопросы:

Где это теперь находится?

Как далеко оно сейчас от Вас?

Каким вы его видите?

А какого оно размера вообще, само по себе?

Во что оно превратилось, подверглось ли каким-то трансформациям? (Растаяло, обновилось, починилось, наполнилось, поменяло цвет, уменьшилось, увеличилось, выросло).

Как это произошло? Расскажите сюжет, имеющий логику, который нас убедит, растрогает или позабавит.

Какое освещение и атмосфера царит вокруг? Каков основной цвет (цвета) фона вашей новой картинки?

Какие люди, животные, растения и предметы вокруг, есть ли они вообще?

Что означает этот объект в новом мире и месте, которое вы для него выдумали?

Как можно назвать всю эту историю. (Придумайте броское заглавие).

А теперь – если вам понравилась сказка или притча, которую вы только что сочинили – запишите её на бумагу и положите в свою копилку Ресурсов!

Если вы работаете в группе, попросите её о вот какой поддержке. Пока вы будете рассказывать свою историю, пусть каждый член группы достаточно быстро рисует то, что вы рассказываете на ватманском листе карандашами. Соберите рисунки по вашему рассказу. Поблагодарите всех! И сохраните себе втайне тот рисуночек, который понравился вам больше всего! Он станет вашим добрым талисманом на долгое время.

Пример изменения картинки

Белый клубок. Карта «Лабиринт Заблуждений»

Сказка «Красный – значит красивый!

Клиентка начинает свой рассказ так:

Да уж. Одним словом – лабиринт заблуждений! Этому милому бедному клубку здесь совсем-совсем не место. «Почему?» – спросите вы.

Он. белый. Видно, что его вовсе и не используют! Если бы он катился себе по земле, указывая дорогу в лабиринте, он бы, конечно, запачкался!

Но, видно устроители аттракциона «лабиринт» держат его как некую бутафорию и никому не разрешают им пользоваться. Он – «собственность магазина», для оформления витрины.

Это клубку – обидно.

Он не для того создан, чтобы обманывать народ вот таким вот дешёвым образом. Он ведь должен (как и все) – приносить пользу, и радость. Кроме того, скоро беленький клубочек просто-напросто запылится и его выкинут, сменив на другой такой же муляж.

***
И тут пришла откуда ни возьмись – (сразу видно что хозяйственная, добрая и умелая) – старушка. Откуда она, действительно, взялась. Кто знает. Вокруг нас снуют тысячи старушек – разве каждую спросишь, разговоришь? Да и некогда им. Старушки – народ занятой!

Наша старушка нагнулась к клубку, покачала головой, затем засунула его быстро к себе в передник – и. посеменила прочь от этого глупого места.

Дома. Дома она размотала клубок, выстирала и покрасила эту чудную пряжу в весёлый красный цвет. Бережно высушила, снова смотала её в клубок и принялась – вязать!

Вы только посмотрите как опрятно и уютно в старушкиной маленькой гостиной! Тикают часы, принадлежавшие ещё дедушке покойного мужа. Жарко натоплен камин, а в морозных окнах блестит другой зимний огонёк – хоть и холодный, но тоже весёлый. Разве стоит бояться зимы, когда у тебя есть добрый клубок шерсти и умелые руки?

Старушка держит наш огромный клубок у себя на коленях, прижав к тёплому животу, и весело работает тонкими спицами. Ра-два-три, раз-два-три! Красный клубок так счастлив! Он нежится и щурится на старушкиных коленях, как кот. Старушкин котёнок, кстати, наблюдает за худеющим клубком с интересом. Ему даже позволяется трогать его лапкой. Этот котёнок хорошо воспитан, и он не портит старушке её пряжу!

Вот и готов шарф для внука! Внук старушки. Новое лицо! Кто же он?

Учитель музыки! Высокий и красивый молодой человек. Но и ему, как всем обычным людям, тоже нужно закутывать горлышко в шарф.

Особенно когда путь к ученицам предстоит неблизкий, а на дворе ещё и метель. А как же все горожане (и особенно горожанки) любуются новым шарфом, когда он развевается на катке, летя вслед за своим милым хозяином! Клубок о такой жизни даже и не мечтал. Да что вспоминать старую жизнь! Новая – куда лучше!

Летом (а оно в этих краях, кстати, довольно короткое) шарф уберут ненадолго в ящик, – вместе шариками от моли и. другими вязаными вещицами. Они будут видеть тёплые сны и вместе ожидать нового Рождества. А шарики – будут важничать и рассуждать о своей великой миссии, с которой они посланы Богом на эту грешную землю.

И кто же знает – сколько дивных историй у них у всех ещё впереди!

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Источники:

http://www.b17.ru/article/11938/
http://samopoznanie.ru/articles/opyt_psihologo-korrekcionnoy_raboty_po_metodu_simvoldrama_v/
http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/simvoldrama-put-k-istseleniyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector