Методы и средства воспитания. Общие основы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 11. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА;

1. Методы воспитания.

2. Классификация методов воспитания Г. И. Щукиной.

3. Функции методов организации деятельности и формирования опыта поведения.

4. Функции методов формирования сознания.

5. Функции методов стимулирования.

6. Организационные формы воспитания.

7. Основные средства воспитания.

8. Воспитание как целостная система.

Под методом воспитанияпонимается способ воздействия на личность ребёнка с воспитательной целью через организацию их деятельности и взаимодействие воспитателя и воспитанников.

В настоящее время наиболее распространённой является классификация Г. И. Щукиной. Она выделяет методы воспитания на основе направленности личности:

В современной педагогической науке существует множество классификаций методов воспитания. Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или иной классификации.

Основной функцией методов организации деятельности и формирования опыта поведенияявляется выработка норм правильного поведения.

Рассмотрим некоторые из данной группы методов:

Упражнение — неоднократное совершение поступков на основе общепринятой нормы. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.

Приучение- побуждение к систематическому выполнению определённых действий. Применяется данный метод, начиная с самого раннего возраста, когда ребёнок вовремя ложиться спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективен тогда, когда выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, ему даётся образец выполнения, для этого созданы максимально благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации- создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребёнка совершить какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств.

Основной функцией методов формирования сознанияявляется усвоение знаний о правилах инормах поведения.

Рассмотрим некоторые методы данной группы:

Беседа — вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Можетпроводиться индивидуально, в группах, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Эффективность беседы повышается, если воспитатель учитывает интересы детей, выслушивает их мнения, характер взаимоотношений.

Диспут — разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают какую-либо проблему. Диспут, как правило, готовиться заранее. Воспитатель не вправе осуждать ребёнка за высказанную им мысль, учитывая его право на выбор, свободу слова.

Лекция— раскрытие воспитателем какой-либо нравственной, эстетической, политической, экологической темы. Метод используется, в основном, в старших классах. Лекция должна раскрывать историю вопроса, современный взгляд и предполагаемые пути решения проблем, затрагиваемых в рамках данного вопроса.

Основной функцией методов стимулированияявляетсяположительная или отрицательная оценка их деятельности или поведения.

Рассмотрим методы данной группы:

Поощрение— положительная оценка поведения ребёнка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. При применении данного метода воспитателю необходимо учитывать, что поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным, должно быть поддержано коллективом.

Наказание— отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, лишение права участвовать в коллективной деятельности, лишение почётных обязанностей. Основными требованиями к применению данного метода являются следующие: наказание должно быть попятно воспитаннику; наказание не должно унижать личность; недопустимо применение физических наказаний; наказание поддерживается коллективом; наказание вызывает чувство вины и раскаяния.

Соревнование- создание ситуации, в которой воспитанникстремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, свои способности.

Каждый метод реализуется в зависимости от опыта работы педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации. Основная проблема заключается в выборе методов воспитания. Необходимо учитывать цели и задачи воспитания, возрастные особенности школьников. Кроме того, большое влияние на выбор методов воспитания оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Методы зависят также от социального окружения, от уровня развития коллектива, в который входят воспитанники. Большое значение имеет оптимизм и вера в успех самого педагога и его воспитанников.

Организационные формы воспитания:

В современной педагогике нет единого мнения по поводу выбора форм воспитательной работы. Это объясняется, с одной стороны, неоднозначностью в определении самого термина «форма», с другой стороны, наличием в теории и практике воспитания нескольких классификаций форм воспитательной работы.

Под «формой»понимается внешнее выражение какого-либо содержания. Тогда «форма воспитательной работы» — это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Е. В. Титова предлагает классификацию, в которой она выделяет три вида форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами с целью воздействия на воспитанников.

Дела — общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры- это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на:

• Кратковременные; продолжительные; традиционные.

По видам деятельности различаются:

• формы учебные; трудовые; спортивные; художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

По субъекту организации:

• деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификации взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагогом подхода одна и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Основные средства воспитания (общение, учение, игра, труд).

Согласно теории П. Ф. Каптерева, человеческую деятельность можно разделить на четыре вида: общение, игру, учение, труд.

Средства воспитания — процессы, явления, ситуации, предметы, которые используются в воспитании детей. К средствам воспитания можно отнести различные виды воспитывающей деятельности. Учение, игра, труд, спорт, досуговая деятельность — все они могут быть средствами воспитания, если они пронизаны социально ценными отношениями (И. 3. Гликман).

В отличие от дидактического понятия «средства обучения» средства воспитания носят нематериальный характер.

Общению как средству воспитанияв своей педагогической практике уделяли большое внимание такие педагоги как С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Но в педагогике рассматривается не просто общение, как взаимодействие с людьми, а педагогическое общение — в основе которого лежит воспитательный характер и предусматривается решение педагогических задач.

Под учением, как средством воспитания,понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение знаний, умений и навыков. Учение обеспечивает формирование определённого отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Особое значение в последние годы приобретает проблемное и программированное обучение.

Читать еще:  Крутые штуки на алиэкспресс. Полезные вещи с Алиэкспресс": обзор товаров

Игру, как средство воспитания,чаще всего определяют не как деятельность, выполняемую не для получения конкретного предметного результата, а ради выполнения самой деятельности. Игровая деятельность в воспитании направлена, прежде всего, на развитие положительных качеств личности.

Труд, как средство воспитания,в свою очередь рассматривается как деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности для удовлетворения потребностей человека. Труд самым тесным образом связан с учением, игрой и общением. Особую роль в воспитании играет физический труд, интеллектуальный, душевный.

Воспитательная эффективность методов, форм и средств воспитания зависит от создания благоприятнойэмоциональной обстановки, душевной отзывчивости, без принуждения, на основе заботы о радостях и бедах каждого ребёнка.

Методы воспитания в педагогике (стр. 1 из 4)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему

«Методы воспитания в педагогике».

2. Классификация методов воспитания………. 4

3. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………………..5

3.1 Примеры, используемые в процессе воспитания………………………..9

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности………………………………………………………………. 11

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности……………………………………………………………………………. 12

6. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании……………. 14

7. Система методов педагогического воздействия………………………………. 15

По методам я разумею точные и простые правила.

1. Понятие метода воспитания.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения , педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов , которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах , а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно ссвязано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

2. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности ( приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, , иллюстрации и демонстрации)

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)

· методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

3. Методы формирования сознания личности.

Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе по продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей ( сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Читать еще:  Загар или солнечный ожог? Техника безопасности для тех, кто собрался на пляж. Солнечный загар и солнечные ожоги

Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих , но второстепенных в данном случае проявлений личности.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие о методах и средствах воспитания.
Система общих методов воспитания.

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к
воспитанию учащихся и преодоление методов авто­
ритаризма.

3. Убеждение как важнейший метод воспитания.

4. Метод положительного примера.

5. Метод упражнений (приучения).

6. Методы одобрения и осуждения.

7. Методы требования и контроля за поведением.
Метод переключения. Комплексное использование
методов воспитания.

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Сис­тема общих методов воспитания.В педагогике до на­стоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников читаем: «Под мето­дом. воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравствен­ными привычками и навыками и т.д.» 1 Как видим, по­нятие метода в этом определении смешивается с поняти­ем средства, с чем вряд ли можно согласиться.

В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у уча­щихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное по­нятие. К тому же как в первом, так и во втором опреде­лении упускается из виду то, о чем уже говорилось, что воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ниче-

1 Шимбирев П.Н., Огородников И.Т. Педагогика. М., 1954. С. 215.

го у него сформировать без его собственной активности в работе над собой. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия «метод воспитания»?

Прежде всего вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в пол­ной мере относится и к формированию отношений (лич­ностных качеств) как предмета воспитания. Так, для формирования таких социальных отношений, как миро­воззрение и общественная направленность личности, не­обходимо включать ее в познавательную и разнообраз­ную общественную деятельность. Только в соответствую­щей познавательной и практической деятельности фор­мируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познаватель­ной и разнообразной практической деятельности уча­щихся, которые органически входят в содержание поня­тия методов воспитания.

Однако для формирования отношений весьма суще­ственным является то, чтобы педагог, организуя деятель­ность учащихся, умело использовал такие способы и при­емы воспитания, которые стимулировали бы их стремле­ние, (потребности) к личностному развитию, способство­вали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпо­сылки для выработки тех или иных личностных качеств.

Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяс­нять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой целью использу­ются также положительные примеры дисциплинирован­ности и выполнения своих обязанностей. Все это способ­ствует формированию у учащихся соответствующих по­требностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и ока­зывает влияние на их поведение.

Но в ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и спе­циальные упражнения, приучая учащихся правильно си­деть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.

Важную стимулирующую роль в формировании дисцип­линированности играют одобрение положительных поступ­ков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и

правил поведения. Подобную корректирующую роль выпол­няют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.

Таковы важнейшие способы и приемы воспитатель­ной работы, которые используются в процессе формиро­вания у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания.

Под методами воспитания следует понимать те специ­фические способы и приемы воспитательной работы, ко­торые используются в процессе организации разнообраз­ной деятельности учащихся для развития у них соответ­ствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекции и совершенствования с целью фор­мирования личностных свойств и качеств.

Как свидетельствуют приведенные примеры, к числу таких общих методов воспитания относятся следующие: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.

От методов воспитания следует отличать средства вос­питания. Средства воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные по­собия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые ис­пользуются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и другим отношениям, собрания, диспуты и т.д. В каче­стве средств метода упражнений выступают организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания называют методами воспитания, допуская оп­ределенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, буду­чи конкретными средствами реализации метода убежде­ния, выступают в качестве частных срорм его осуществ-

ления и в этом смысле выполняют роль методов воспита­ния.

Читать еще:  Это не хентай: пять лучших аниме в жанре этти""

Наконец, следует сказать, что, поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внекласс­ной работы, перечисленные методы воспитания исполь­зуются как в процессе обучения, так и в системе вне­классных мероприятий.

Но как же сложилась в педагогике эта система мето­дов и средств воспитания?

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов автори­таризма. Долгое время в педагогике не было четко очер­ченной системы методов воспитания. Но с течением време­ни начали формироваться определенные методологичес­кие подходы к осуществлению воспитательного процесса. Одни педагоги считали, что дети рождаются с так назы­ваемой «дикой резвостью», которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различ­ными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формиро­вание методики авторитарного воспитания. В принци­пе, он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознатель­ности детей и основаны на доброжелательных отноше­ниях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным на более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он реко­мендовал применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит — спе­циально предназначенный для этого журнал.

В России эту методику активно пропагандировал Н.А.Миллер-Красовский, который в 1859 году выпустил книгу «Законы воспитания». «В человеке,— писал он,— коренятся два начала: влечение к доброму и влечение к дурному». Врожденные аморальные склонности, по его мнению, можно приспособить к моральным требованиям общества только на основе безусловного подчинения, ис­пользуя для этого меры принуждения и различные нака­зания.

Сторонником авторитарного воспитания уже в советс­кое время был Н.Д.Виноградов. Он считал, что воспиты-

вать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е годы наряду с понятием методы воспитания широкое хожде­ние имел термин меры педагогического воздействия’.

В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им пол­ной свободы, а в качестве методов воспитания стали высту­пать различные формы благожелательных уговоров, разъяснительные беседы, убеждение, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т.д. Та­кой подход к воспитанию нашел отражение в теории сво­бодного воспитания, основные идеи которого сформули­ровал в XVIII веке французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании». Он счи­тал, что дети рождаются совершенными, и поэтому вос­питание должно не только не препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в центре воспитатель­ной работы должен находиться ребенок, его интересы и стремления.

Так были заложены в педагогике основы педоцент­ризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы хотим активно формиро­вать у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что имен­но на этой основе в педагогике начали складываться но­вые, гуманистические подходы к воспитанию и разра­батываться соответствующие им воспитательные методы.

Немало сделано в этом направлении в нашей педаго­гике. Ее виднейшие деятели решительно выступали за преодоление авторитаризма в воспитании и придание ему подлинно гуманистической направленности. Дело дохо­дило до того, что в 20-е годы, исходя из принципа уваже-

1 Виноградов Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М., 1922.

ния и гуманного отношения к детям, были отменены оценки по успеваемости, которые якобы культивируют неравенство среди учащихся и порождают между ними неприязнь. Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и другие выступали за благожелательное отношение к детям, за развитие их сознательности, здоровой самодея­тельности, что делало их активными участниками (субъектами) воспитательного процесса.

Не менее важным было то, что большинство наших педагогов воспитание рассматривали не как средство пе­дагогического воздействия на учащихся, а как разум­ную и содержательную организацию жизни и разносто­ронней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятелъностно-отношенческий характер. В педаго­гическом процессе требовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказывать помощь тем, кто в ней нуждался, проявлять уважение к переживани­ям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании как о содержательной организации жизни и деятельнос­ти детей активно разрабатывал С.Т.Шацкий. В 1921 году он писал: «Воспитание есть организация детской жиз­ни. » 1

Весьма существенным в методике воспитания явля­лось то, что, как уже было отмечено в четвертой главе, в трудах П.П.Блонского и С.Т.Шацкого отчетливо выдвига­ется идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разра­батываться в нашей психологии. С.Т.Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он подчеркивал 2 :

. Огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела. Атмосфера занятости, да еще интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в кото­рой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей.

Идею о том, что развитие растущей личности не толь­ко определяется внешними воздействиями и социаль-

Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. М., 1964. Т.2. С. 55. 1 Там же. Т. 3. С. 40-41.

ной средой, но и зависит от внутреннего восприятия деть­ми внешних воздействий, разрабатывал А.П.Пинкевич. Представляют научный интерес и его подходы к разра­ботке методов воспитания 1 .

Все методы воспитания он разделял на две группы. К первой группе он относил методы длительного педагоги­ческого воздействия, ко второй — методы преходящие, применяемые в случайно возникающих ситуациях и обла­дающие кратковременным педагогическим эффектом. Ре­шающее значение в формировании личности он придавал методам длительного педагогического воздействия, к ко­торым относил: а) систематические длительные упражне­ния, б) систему методов обучения, в) личность руководи­телей, постоянно общающихся с воспитуемыми.

Проанализировав приведенные положения, можно отметить, что они представляют не только историко-пе-дагогический интерес. В них заложены глубокие идеи гуманности воспитания, уважения к детям и заботы об их всестороннем развитии. Именно эти идеи составляют основу тех методов воспитания, которые утвердились в прогрессивной педагогике и о которых шла речь при ос­вещении первого вопроса этой главы. В чем же заключа­ется сущность и значение каждого из этих методов и какую роль они играют в развитии и формировании лич­ности?

Источники:

http://studopedia.su/15_42069_lektsiya—metodi-vospitaniya-formi-sredstva-vospitaniya-vospitanie-kak-tselostnaya-sistema.html
http://mirznanii.com/a/180558/metody-vospitaniya-v-pedagogike
http://studopedia.ru/17_131578_obshchie-metodi-i-sredstva-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector