Можно ли поделить детей между родителями. Разделение детей: понятие и сущность. Психологическая и педагогическая экспертиза

Тема 17 Психолого-педагогическая работа с семьей

1.Определение проблемной сферы детско-родительских отношений

2. Основные направления и формы психолого-педагогической работы с семьей

3. Содержание консультативной работы в зависимости от типа проблем детско-родительских отношений

Основные группы типичных проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье:

Ø проблемы родителей, связанные с воспитанием детей;

Ø проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей;

Ø проблемы развития способностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения;

Ø личностные проблемы детей и подростков;

Ø проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении.

Все эти проблемы тесно связаны с возрастными особенностями ребенка и, следовательно, имеют свою специфику, определяемую возрастом ребенка.

Критериями определения объекта социально-педагогической работы по проблемам детско-родительских отношений могут выступать источник семейного неблагополучия и степень генерализованности проблемы:

Источником семейного неблагополучия может быть:

Ø обратившийся в консультацию родитель;

Ø в целом внутрисемейные отношения между любыми членами семьи;

Ø ребенок, по поводу которого состоялось обращение в консультацию.

По степени генерализированности проблем, по поводу которых происходит обращение в консультацию, выделяются следующие их типы:

Ø проблемы ребенка, существующие внутри семьи.

Ø проблемы ребенка, существующие вне семьи;

Ø проблемы ребенка, существующие как внутри семьи, так и вне семьи.

В зависимости от проявления данных критериев выделяются объекты работы с семьей: личные проблемы обратившегося родителя; родительское отношение к ребенку; объекты работы детско-родительские, возможно супружеские отношения; проблемы ребенка, его окружение.

Последовательность действий педагога-психолога при изучении проблем детско-родительских отношений

1.Определение и выделение актуальной проблемы детско-родительских отношений;

2.Определение объекта помощи и предмета воздействия;

3.Выбор при необходимости других специалистов, к которым целесообразно направить родителей;

4.Выбор способа работы с семьей: индивидуальная работа с родителем; с супружеской парой; с ребенком и родителем; организация групповой работы с детьми; с группой родителей.

Методы диагностики детско-родительских отношений:

Методики исследования детско-родительских отношений в работе с родителем: тест PARI (Р. Шеффер, Р.К. Белл), тест-опросник АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и т.д.

Методики исследования детско-родительских отношений в работе с детьми: проективный тест «КРС», проективная методик Film- test (Р. Жиль); «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г. Лидерс, И.В. Анисимова).

Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком мо­жет вестись и по показаниям, и по запросу.

Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка проблемы или проблем, которые прояв­ляются в нарушенном поведении или развитии ребенка. Запросыпо поводу детей чаще всего исходят от родителей или учителей. Дети начинают выступать в качестве заказчи­ков обычно лишь с подросткового возраста.

Работа и по показаниям, и по запросу начинается с диагнос­тики. Собственно диагностическую работу запрашивают значительно реже, чем коррекционную или профилактическую. Запрос относительно детей чаще всего формулируется именно в коррекционном или профилактическомключе. Однако прежде чем будут предприняты ка­кие-то конкретные действия, направленные на ребенка, необходимо провести диагностические исследования. При этом может оказаться, что коррекционная или профилактическая работа не нужна или должна быть направлена не на ребенка.

В диагностическом направленииработы с ребенком ус­ловно можно выделить некоторые наиболее часто встреча­ющиеся задачи.

Читать еще:  Как проверить правильность начисления пенсии? Где и как проверить правильность начисления пенсии: особенности расчета, схема начисления и рекомендации

1. Контроль развития ребенка.

2. Выявление проблемных зон нормального развития ре­бенка.

3. Выявление патологического развития ребенка.

4. Выявление проблем, связанных с аномальным развити­ем ребенка.

Профилактическаяработа с ребенком чаще всего проводит­ся по показаниям — на основании данных, полученных из ди­агностики. Задача профилактики — предотвращение болезненных состояний. Возникшие или могущие возникнуть трудности в развитии, обучении, воспитании с помощью психолого-педаго­гических воздействий должны быть минимизированы, чтобы они не достигли критического уровня. Можно говорить о том, что пла­новая диагностическая работа ведется именно с целью правиль­ного построения профилактической работы.

Коррекционные психологические воздействияна детей (психологическая помощь детям) осуществляются как по запросу, так и по показаниям или результатам диагностики.

Запрос может исходить от самого ребенка (обычно не ранее подросткового возраста) или от взрослых (родители, специа­листы).

В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) или грубое расстройство поведе­ния (страхи, агрессивность, воровство, лживость и др.).

Таким образом, работа с детьми в рамках оказания психоло­го-педагогической помощи семье может вестись по всем пере­численным направлениям (диагностика, просветительство, профилактика, коррекция).Безусловно, методы воздействия выбираются с учетом возрастных особенностей ребенка, поэто­му в различных детских возрастах удельный вес указанных направлений будет различным.

Групповые формы работы социального педагога семьей по проблемам детско-родительских отношений:

Родительское собрание: этот вид работы широко распространен в школах или дошкольных об­разовательных учреждениях.

Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правиль­ной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной струк­туре психолого-педагогической работы.

Общие собрания для родителей целесообразно проводить 2-3 раза в год, периодически – в возрастных параллелях. Каждое родительское собрание необходимо завершать конк­ретными рекомендациями, которые понятны людям с разным уровнем родительской мотивации и реально ими выполнимы.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, со­провождая их комментариями специалистов, приводить конкрет­ные примеры из жизни детей группы или класса. Участие в собра­ил врачей, учителей-дефектологов, социальных работников, ученых и практиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает привычку их посещать. Время и место проведения собрания должно быть четко оговорено, а тематика, согласованная со всеми специалистами учреждения, представле­на на стенде, посвященном работе с родителями.

Семинары-практикумы: посвящаются какой-то конкретной проблеме, актуальной для родителей.

Тематические консультации: обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы роди­телями в домашней обстановке.

«Школа молодого родителя»: сочетает в себе все вышеназванные аспекты и в целом направлена на повышение родительской ком­петентности и социально-педагогической грамотности тех, чьи дети посещают дошкольное или специализированное дошколь­ное учреждение, школу или реабилитационный центр.

Психолого-педагогическая экспертиза

Комплексная психолого-педагогическая экспертиза – это совокупность психологических исследований и методик, направленных на составление психологического портрета ребенка.

Исследование проводится квалифицированным экспертом, имеющим психологическую и педагогическую специализацию.

Для чего назначается психолого педагогическая экспертиза ребенка?

Современная психолого-педагогическая или психологическая экспертиза ребенка для суда позволяет в полной мере оценить психологическое состояние ребенка и его родителей для вынесения судом единственно верного решения.

  • При лишении родительских прав
  • При разводе с целью определения места жительства ребенка
  • При определении умственного развития ребенка

Для назначения формы и места обучения ребенка с особенностями развития назначается дополнительная психологическая или медико психолого-педагогическая экспертиза. На основе заключения ребенка направляют на обучение в коррекционную школу или, наоборот, в обычный класс для социализации и адаптации.

Чтобы заказать экспертизу звоните:

Телефон:
+7 (495) 204-13-54

Какие факторы состояния ребенка отражает психолого-педагогическая экспертиза для суда?

  • Привязанности ребенка
    К кому из родителей он испытывает большую привязанность и доверие.
  • Отношения к каждому из родителей
    Определение стрессовых реакций (тревожность, страх) по отношению к родителям.
  • Психологический фон в семье
    Определение уровня психологического комфорта между ребенком и родителями.
  • Уровень внушаемости
    Определение влияния авторитетных для ребенка лиц на его решения.
  • Уровень психологического развития
Читать еще:  Методы и средства воспитания. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания

Определение и соотношение психологического развития ребенка с его возрастом.

Как проходит психолого-педагогическая экспертиза?

В обязательном порядке вместе с ребенком во время исследования должен находиться один из родителей или иной законный представитель. В случае, когда экспертиза проводится для назначения места постоянного жительства ребенка, совместное нахождение в кабинете ребенка и родителя дает специалисту дополнительные данные для изучения и интерпретации межличностных отношений.

Правомерное проведение психолого-педагогической экспертизы не требует согласия от второго супруга, и может проводиться по желанию одного из родителей без уведомления второго.

Некорректная судебная психолого-педагогическая экспертиза.

Участились случаи, когда недобросовестные работники экспертных центров пользуются тем, что большинство родителей не знает, как проводится психолого-педагогическая экспертиза, и нарушают протокол. В подобных экспертизах за один сеанс тестируются сразу ребенок вместе с двумя родителями. С ними проводят беседы, используют различные проективные методики. Такая система позволяет вынести заключение, но это заключение не может быть полностью достоверным, так как в присутствии двух родителей невозможно адекватно оценить отношение ребенка к каждому из супругов, а также обратную связь от родителей к ребенку. На основании неполных данных выносится неверное заключение, вследствие чего ребёнок может быть помещен в психотравмирующую среду.

Правильная судебная психолого-педагогическая экспертиза ребенка проводится:

  • С ребенком в присутствии родителя
  • С каждым родителем в отдельности без ребенка
  • С двумя родителями без ребенка

Только всестороннее исследование реакций всех участников судебного разбирательства способно дать объективные данные.

Протокол экспертизы предписывает вести видеонаблюдение за процессом применения методик и бесед.

Последующая оценка записи даст дополнительные штрихи к общей картине.

Для того чтобы психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда прошла по всем правилам и отразила реальный результат текущего состояния ребенка, необходимо тщательно выбирать центр для проведения экспертизы.

Центр медицинской экспертизы «СудМед» предлагает свои услуги для организации и проведения экспертизы. Компания на протяжении 10 лет занимает особое место на рынке проведения независимых экспертиз и оценок. Полученный практический опыт, понимание внутренних процессов и знание законных требований к проведению экспертиз делает центр медицинских экспертиз «СудМед» гарантом быстрого и объективного результата.

Стоимость проведения психолого-педагогической экспертизы от 20 тысяч рублей
Срок проведения от 3 дней

Чтобы заказать экспертизу звоните:

Телефон:
+7 (495) 204-13-54

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О СПОРАХ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ О ВОСПИТАНИИ И МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА

Юридическое значение

Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов ребенка является одним из основополагающих принципов семейного законодательства РФ. В последние годы отмечается устойчивая тенденция увеличения количества судебных экспертиз по спорам, связанным с защитой интересов детей. В то же время отсутствие четкой теоретической базы, нормативных актов, регулирующих организационно-методическую деятельность экспертных учреждений по проведению комплексных психолого-психиатрических экспертиз, связанных с защитой интересов ребенка, достаточного количества методических рекомендаций препятствует полноценному и эффективному использованию экспертных заключений при принятии ответственных судебных решений. Специфика и сложность данного вида экспертиз определяется как ее предметом (установление имеющегося или возможного негативного влияния психического состояния, патопсихологических или индивидуально-психологических особенностей родителя на психическое состояние и особенности психического развития ребенка в ситуации проживания или общения с данным родителем) и соответствующими экспертными задачами, так и объектом экспертного исследования (члены семьи), направлениями экспертологического анализа (необходимость учитывать социально-психологические особенности семейного конфликта). Необходимость экспертной оценки взаимодействия множества психопатологических, клинико-психологических, социально-психологических факторов, влияющих на психическое состояние и развитие ребенка, определяет возможность совместного применения знаний в научной психологии и психиатрии в судебных экспертизах по спорам, связанным с защитой интересов детей.

В СК РФ отдельно выделены статьи, устанавливающие порядок реализации родителями нрав и обязанностей. Так, ст. 65 СК РФ фиксирует основы правовой защиты детей от насилия в семье.

Читать еще:  Что такое «воспитание. Сущность воспитания

СКРФ

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

  • 2. Вес вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
  • 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право па оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.05.1998 № 10 разъясняется: «При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний» (п. 6). Право родителя, проживающего отдельно, на «общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования» закреплено в ст. 66 СК РФ.

СКРФ

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Согласно п. 1 ст. 12 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В CK РФ право ребенка как самостоятельного участника правоотношения «выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания» закреплено в ст. 57. При этом «учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка».

Источники:

http://studopedia.ru/2_99542_tema—psihologo-pedagogicheskaya-rabota-s-semey.html
http://sud-med.com/psixologo-pedagogicheskaya-ekspertiza/
http://studme.org/1589031530230/psihologiya/sudebno-psihologicheskaya_ekspertiza_delam_sporah_mezhdu_roditelyami_vospitanii_meste_zhitelstva_rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector