На встречу с любимым. Рефлексивно- оценочный этап

Рефлексивные техники оценивания
статья на тему

В статье рассказывается о тех методах и приёмах рефлексии, которые оптимальнее всего использовать на уроке.

Предварительный просмотр:

Рефлексивная техника оценивания

Оценивание — это неотъемлемая часть преподавания. Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Какова же оценочная система в современной школе?

Рефлексия –(reflexio –обращение назад) – способность человека взглянуть на себя со стороны. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3) быть средством самопознания.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность . Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность . Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Читать еще:  Интересная презентация ко дню матери. Презентация на тему день матери

Рефлексивный и послепроектный этапы

Работа на завершающей стадии проекта включает в себя две основные процедуры, разные в технологическом, но в данном случае, сближающиеся в функциональном отношении. Это экспертиза и рефлексия.

Рефлексия (от лат. геПехiо — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия — это не только знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные переживания и когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексивные процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.

по материалам гимназия У 6, г. Волгоград.

Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику. Оценка проекта проводится различными способами:

1) на основе привлечения независимых экспертов;

2) в ходе (само)оценки результатов проекта в соответствии с выбранными критериями;

З) в ходе рефлексии по поводу успешности и целостности проектирования как совместной деятельности, включая ее цели, содержание, формы!, способы осуществления;

4) в ходе рефлексии по поводу проектирования как процесса, выстроенного по определенным правилам.

Рефлексивный этап включает в себя оценку не только продуктивного, но и человеческого результата проекта. Метафорически его можно назвать «Уроки проекта», при правильной организации педагогом он, пожалуй, несет наибольшую нагрузку. Рефлексии подлежат прежде всего ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась. Рефлексия на выходе из проекта — это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. В итоговой рефлексии словно «закольцовывается» проектное время. Это видение себя со стороны — «здесь и сейчас». Это и ретроспективный взгляд на пройденный путь. Это и взгляд в будущее. В культурном опыте накоплено множество форм, видов, приемов, техник индивидуальной, групповой, коллективной рефлексии. Педагогу предстоит только выбрать, каким лучше воспользоваться для той или иной ситуации. Организация процедуры на стороне педагога предполагает предварительное обдумывание, определяющее:

— выбор предмета рефлексии, значимого для основного числа участников;

— его функционально-целевое структурирование, задающее предстоящий «мыслительный маршрут»;

— определение типа предстоящей рефлексии и ее категориального контекста;

— нормирование (установление регламента, правил) рефлексивной деятельности;

— прогнозирование способов удерживания позиции «активного созерцания» на период, необходимый для полноты рефлексивного акта;

— формирование психологической готовности принять любое, даже критическое мнение, полученное в ходе рефлексивной деятельности.

В качестве иллюстрации рассмотрим, каким образом в рамках одного из социально-педагогических проектов проводится обучение детей приемам рефлексии. На первом занятии детям объясняют смысл самого понятия. Затем под руководством методистов-инструкторов дети переходят к отработке навыков рефлексии: осознанию происходящего в группе и с группой; описанию своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятий. В ходе рефлексии ведущий выясняет у участников проекта их состояние, наличие желания продолжить работу, отношение к происходящему, оценку собственного вклада в совместную деятельность, понимание тренинговой ситуации. Внимание детей привлекают к личностным и групповым результатам встречи. Полученный рефлексивный опыт далее может быть перенесен на различные ситуации проектирования1.

Читать еще:  Можно ли растянуть кольцо с бриллиантом. Увеличение колец

Послепроектный этап следует непосредственно после завершения проектных действий, получения представления и оценки результатов. действия всех заинтересованных участников проекта в этот период определяют его объективную жизнеспособность и дальнейшую судьбу полученного проектного «продукта». Здесь возможны разные варианты.

• Переход к новому проекту.

• Интеграция с другими проектами.

• Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта.

• Смена статуса субъекта проектной деятельности.

• Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов).

• Распространение проекта на другие уровни (административный, федеральный, международный).

Таким образом, структура любого проекта включает в себя четыре этапа.

1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

Процедуры внутри этапа: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.

2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).

Процедуры внутри этапа: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

3. Рефлексивный этап.

Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта).

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итога урока.

— С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке?

— Где она используется?

— Сколько шагов должен сделать пешеход, чтобы пройти расстояние в 1км (2км 500м, 1км 300м), если его шаг равен 1м?

— Какое расстояние прошел пешеход, если он сделал 1200 шагов? (1км 200м).

2.Информация о выполнении дифференцированного домашнего задания.

Группа № 1 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (вправо).

Читать еще:  Игры по патриотическому воспитанию подготовительная группа. Дид. игра «Знаешь ли ты?». Варианты вопросов на смекалку

Группа № 2 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (влево).

Группа № 3 — решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если один из автобусов остался на месте, а второй выехал к нему навстречу.

Всем группам – объяснить толкование поговорки «За десять километров киселя хлебать». Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются единицы длины.

Рефлексия учебной деятельности

На уроке я работал (активно/ пассивно)

Своей работой я (доволен/ не доволен)

За урок я (не устал/ устал)

Поставленной цели (достиг/ не достиг)

Моё настроение (стало лучше/ хуже)

4. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке (поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся).

См. названия этапов в конспекте ИЗМЕНИТЬ.

Технологическая карта урока математики

В четвертом классе

Тема урока:Единицы длины. Километр

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока:познакомить учащихся с новой величиной измерения длины – километром. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении ее с другими известными мерами длины.

1. Подведение учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, установлению его соотношения с метром.

2. Формирование умения выражать длину в заданных единицах (м, км) и навыка решения текстовых задач, содержащих единицы длины.

3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развитие логического мышления, математической речи, внимания.

Предметные

— сформировать у учащихся представление о новой единице длины – километре;

— научить переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними.

Метапредметные

— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления;

— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

— умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем;

— умение оценивать себя и результаты своей работы.

Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, прием создания проблемной ситуации.

Оборудование:мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.

Список использованной литературы:

1. Архипова, О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением./ О.А. Архипова. – М.: Планета, 2011. – 192 с.

2. Моро, М.И., Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011. –114 с.

3. Моро М.И. «Рабочая тетрадь по математике» в 2 частях для 4 класса./ М.И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.+64с.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/03/15/refleksivnye-tehniki-otsenivaniya
http://studopedia.ru/3_185982_refleksivniy-i-posleproektniy-etapi.html
http://poisk-ru.ru/s2412t7.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector