Насилие в средствах массовой информации. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект)

Содержание

К проблеме телевизионного насилия (криминологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Булатецкий П. С.

Анализируется влияние средств массовой информации , в особенности, телевидения , на насильственную преступность .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Булатецкий П.С.,

TO THE PROBLEM OF TELEVISION VIOLENCE (CRIMINOLOGICAL ASPECTS)

The article is devoted to mass media influence, especially television, on the violent crime.

Текст научной работы на тему «К проблеме телевизионного насилия (криминологический аспект)»

К ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО НАСИЛИЯ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России

Аннотация. Анализируется влияние средств массовой информации, в особенности, телевидения, на насильственную преступность.

Ключевые слова: преступность, средства массовой информации, телевидение, медианасилие.

TO THE PROBLEM OF TELEVISION VIOLENCE (CRIMINOLOGICAL ASPECTS)

the postgraduate at the chair of criminology of the Moscow university

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article is devoted to mass media influence, especially television, on the violent crime. Keywords: crime, mass media, television, media violence.

На протяжении нескольких лет криминологическая ситуация в стране остается неблагоприятной. Несмотря на снижение в последние годы уровня зарегистрированной преступности, ее фактическое состояние свидетельствует об обратном (рис. 1).

Наличие такой закономерности обусловлено рядом факторов, в частности, средствами массовой информации.

О воздействии СМИ начали говорить еще в 1450 г. — с момента появления первого печатного станка2. Однако, несмотря на это, гипотезы о взаимосвязи преступности с массмедиа начали появляться лишь в конце XIX в., последующем нашедшие свое отражение в научных трудах таких авторов, как А. Корре, Ф. Фентон, Г. Тарда, А.Э. Лацис, А. Бандура и др.

Особую актуальность проблема воздействия массмедиа на рост преступности приобретает в наши дни, что объясняется рядом причин. Во-первых, технологическим развитием СМИ, введением конституционного запрета на цензуру, что, в свою очередь, привело к резкому рас-

ширению и преобразованию информационного поля, способного оказывать негативное воздействие на общественное сознание3. А во-вторых, количеством аудитории, пользующейся различными ее видами (рис. 2), объемом среднесуточного медиапотребления4.

1 Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: моногр. / под ред. С.М. Иншакова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. С. 9.

2 Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ; пер. с англ. М., 2004. С. 39.

3 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001; Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008; ПолищукЮ.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 1. С. 62—65; Борщов Н.А. Превенция информационного насилия: возможности и границы // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 28—31.

4 По данным социологических исследований АЦВИ «Телевидение глазами телезрителей-2009» на горожанина, в среднем, приходится 7 часов контакта с тем или иным медийным контентом в сутки (это сумма всех обращений без учета «совмещенного» медиапотребления). Теория и практика медиарекламных исследований (к 15-летию Аналитического центра «Видео Интернешнл») / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; отв. ред. В.П. Коломиец; науч. ред. С.В. Веселов, И.А. Полуэхтова. М., 2011. С. 236—237.

25 22,3 23 23,4 23,4

—2;968-255. T5263Ü5. 2;Т56398. 288381. А^Ш. 3J55373. 3,582541. 3-2Ш867-

2001 I 2002 I 2003 А Фактическая преступность

2004 1 2005 1 2006 — Латентная преступность —

2007 1 2008 1 2009 ■ Зарегистрировано преступлений

Рис. 1. Динамика состояния преступности в России за период 2001—2009 гг., млн1

Рис. 2. Аудитория СМИ среднестатистического дня (2008 г.), млн человек5

Безусловно, в наибольшей степени медианасилие воздействует на подсознание людей посредством телевидения, что объясняется способностью ТВ к массовому социальному влиянию6, его доминирующим положением в общем объеме среднесуточного медиапотребле-ния (рис. 3), и, самое главное, сложившейся пропагандой насилия и жестокости7, культивированием преступных установок8.

Стойкая связь между криминализацией населения и появлением телевидения подтверждается рядом исследований. Так, А. Бандура, основываясь на большом числе проведенных экспериментов, утверждал, что модели поведения, увиденные в сценах насилия, усваиваются аудиторией, неизбежно вызывают у нее агрессивные импульсы, в последующем отражаясь в имитации увиденного9. Тем не менее, выводы А. Бандуры подвергались критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии.

Однако, многочисленные последователи А. Бандуры (Л.А. Джой, Дж. Лейенс, М.М. Лефковитц, Р. Парке, Б.С. Сентерволл и др.) в ответ на эту критику провели внелабораторные исследования, которые показали, что

в изучаемых ими странах (США, Канада, Южная Африка) рост преступности константно связан с появлением там телевидения. Например, уровень преступности в Северной Америке вырос более чем на 90% по мере бурного развития ТВ (1940—1970-е гг.), в два раза выросло число убийств в США и Канаде. А в ЮАР после появления телевидения уровень преступности начал расти аналогичными как в США и Канаде темпами. Исследования показали, что подавляющее большинство преступников совершают преступления, подражая телегероям, а многие из них даже перенимают технику преступлений, совершая тем самым преступления-имитации10.

5 Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. Телевидение глазами телезрителей 2000—2009: отрасл. отчет. М., 2011.

6 Зимбардо Ф. Социальное влияние; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. СПб., 2000.

7 Клочкова А.В. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2006. № 4. С. 2—7.

8 Шоткинов С.А. «Криминализированность» средств массовой информации // Законность. 2004. № 11. С. 49—51.

9 Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

10 Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантности // Ломоносовские чтения-2004: сб. науч. докладов. В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 294; Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М., 2009. С. 39.

Газеты, 2% Видео, 1% Книги, 2%^ ^^Журналы, 1%

Рис. 3. Структура среднесуточного медиапотребления городского населения

Вестник Московского университета МВД России

Отечественными учеными также подтверждается воздействие СМИ на преступность. Так, А.Э. Лацис и Л.М. Кейлина в книге «Дети и кино» (1928 г.) пишут: «Наглядевшись в кино авантюрных картин, некоторые подростки перенимают приемы кинобандитов и предводителей шаек и переносят их в жизнь. (. ) Двое ребят, увлекшись парижским фильмом из жизни великосветских убийц, убивают с целью ограбления, так как им хочется попасть в этот манящий Париж. (. ) Был задушен подростком шестилетний ребенок. Прием удушения заимствован им из кинокартины «Когда растает снег». (. ) Мальчики подражали приемам, виденным в кино. Кино научило их механизму преступления, а с другой стороны, явилось мотивом преступления»11.

Читать еще:  Я — интроверт и этим горжусь или Как выжить в экстравертном мире. Если ты интроверт

Д.В. Калюжный и Е.Э. Ермилова отмечают: «Героя производства сменил на экране убийца и насильник, а вместо станка и доменной печи мы видим трупы, трупы, трупы. Трупы «документальные», «художественные», трупы бытовые и военные. Погибших показывают крупным планом, подробно и с деталями. В результате такого «воспитания» за 2001 г. в России было совершено 30 тыс. убийств, что почти на 10 тыс. больше, чем некогда во всем СССР»12.

По данным социологических исследований13 на один час телетрансляции в среднем приходится 4,2 сцены насилия и эротики. Суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от 1 до 31 минуты, а ее среднестатистический показатель — 7 минут. Путем арифметического подсчета, учитывая среднесуточное количество потребления ТВ, несложно подсчитать, сколько сцен насилия и эротики мы видим в день, неделю, месяц и т.д. Причем, большая часть такого контента представлена российским кинематографом (57%).

Оценить весь масштаб последствий медианасилия на сегодняшний день не представляется возможным. Тем не менее, уже сейчас опросы показывают, что «43,3% людей отмечают снижение порога чувствительности к жестокости, 43% — стимулирование агрессивно-насильственного поведения самого телезрителя, 42,4% — обесценивание человеческой жизни и нравственных ценностей»14.

Таким образом, «культ насилия» в обществе и дальше будет продолжать распространяться. Следовательно, уровень преступности, в частности, насильственной, будет только возрастать. Осознание этого факта требует проведения более комплексного исследования

воздействия медианасилия (теленасилия), разработки ряда мер, направленных на его нейтрализацию. Помимо этого, нужно активизировать процесс по созданию передач и фильмов, формирующих у телезрителя, в особенности, у молодого поколения, учебные, трудовые, профессиональные, научно-исследовательские интересы, семейные ценности, с последующим их предоставлением телезрителю.

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

2. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М., 2009.

3. Борщов Н.А. Превенция информационного насилия: возможности и границы // Высшее образование сегодня. 2010. № 4.

4. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ; пер. с англ. М., 2004.

5. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008.

6. Зимбардо Ф. Социальное влияние; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. СПб., 2000.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.

8. Клочкова А.В. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2006. № 4.

9. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации деви-антности // Ломоносовские чтения — 2004: сб. науч. докладов. В 2 т. Т. 2. М., 2004.

10. Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 1.

11. СобкинВ. С., Глухова Т.В. Насилие и эротика на телеэкране глазами подростка // Телефорум. 2001. № 12.

12. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

13. Шоткинов С.А. «Криминализированность» средств массовой информации // Законность. 2004. № 11.

11 Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог. 2004. С. 15.

12 Калюжный Д., Ермилова Е. Телепатология. Школой садизма становится телевидение для миллионов зрителей // Лит. газета. 2003. № 14. С. 5.

13 Собкин В.С., Глухова Т.В. Насилие и эротика на телеэкране глазами подростка // Телефорум. 2001. № 12. С. 51—56.

14 Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С. 54.

Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект)

Клочкова А.В., кандидат социологических наук.

Террористические акты в США привели к определенной переоценке ценностей как в самой Америке, так и во всем мире. Изменилось, в частности, отношение к нравственному содержанию культуры, акцент был перенесен на созидательное начало. В долгий ящик были отложены произведения, переполненные живописанием насильственных сцен, несущие в себе разрушение личности. После 11 сентября 2001 г. Россия оказалась в числе первых по показу фильмов, изобилующих сценами насилия и жестокости. Даже захват Театрального центра чеченскими террористами и трагическая гибель заложников ни к каким позитивным сдвигам не привели. Во всем мире существуют корпоративные хартии журналистов, основной заповедью которых является принцип «Не навреди». В России же журналистам, как правило, неведомы ответственность и самоограничение. Напротив, превалирует явное стремление в погоне за сенсацией выдать любую шокирующую информацию, не задумываясь о ее проверке. Побороть искушение стать действующим лицом чрезвычайной ситуации крайне сложно. Далеко не все журналисты осознают необходимость анализировать возможные последствия своей профессиональной деятельности, в частности воздействие на общественное сознание. При этом любое выступление против засилья жестокости, насилия и безнравственности в СМИ пытаются объявить посягательством на свободу слова, массовой информации, на свободу творчества и самовыражения. В то же время специалисты в области теории воздействия обеспокоены интенсивным информационным загрязнением окружающей среды, представляющим угрозу духовной безопасности нашего населения.

В последнее время наиболее популярными стали сериалы и художественные фильмы, главными героями которых являются представители криминального мира. Уже не вызывает сомнений политическая ангажированность многочисленных телевизионных проектов криминальной проблематики. Иначе чем можно объяснить засилье на телеэкране сериалов о «тяжелой» жизни преступных авторитетов, бандитов, воров, «братков» и околокриминальных слоев населения? Характерной чертой этих произведений является исключительная правильность и порядочность главных героев, в отличие от милицейских сериалов, в которых представители Фемиды зачастую и выглядят, и ведут себя нелицеприятно.

Впервые проблема сращивания криминального мира и власти была поставлена в «Ворах в законе» (1988). В качестве примера последних лет, где правоохранительные органы уже открыто служат бандитам, можно привести следующие картины: «Ширли-Мырли», «День рождения Буржуя», «Бандитский Петербург», «Линия жизни». Правда, затмил все вышеназванное новый сериал «Бригада». Блестяще подобранный состав актеров, злободневная проблематика, захватывающая сюжетная линия, профессиональная режиссерская работа и берущее за душу музыкальное сопровождение подняли его рейтинг до небывалых высот и привели к телеэкранам миллионы телезрителей. Чему может научить молодежь этот фильм? Ответ однозначен — агрессии. Известно, что агрессивное поведение не является врожденным, а приобретается в процессе научения, а наблюдение сцен агрессии повышает общий уровень насилия в обществе. Учеными-криминологами как прогнозировались, так уже и подтверждаются факты создания в регионах бригад и совершения ими отдельных преступлений, аналогичных изображенным в сериале.

Что же привлекает в образе главного героя? Естественность (С. Безруков не играет, а живет этой ролью), обаяние, душевность, благородство, преданность, сила духа, умение отвечать за свои поступки и брать ответственность на себя — и это лишь основные качества, в первую очередь бросающиеся в глаза, при этом трудно выделить хоть какие-либо его недостатки. Главный герой предстает перед нами как преданный друг, любящий муж и отец. Основной акцент делается на высокодуховные качества его натуры так, что мы забываем, что речь идет о преступнике. Этому способствует еще и тот факт, что основные преступления остаются за кадром, а перед нами разворачиваются в основном лишь высокие взаимоотношения в среде бандитов. В то же время отрицательным героем, его антиподом выступает представитель правоохранительных органов, образ которого настолько отвратителен, что еще более оттеняет блеск главного героя. Итак, налицо, с одной стороны, объект для подражания, а с другой — явное противопоставление двух полярных типов: образа врага народа, преследователя и обидчика обывателя в лице представителя правоохранительных органов и «светлого» образа преступного авторитета. Данная тенденция характерна как для телевизионных программ, так и для газетных публикаций, где сотрудники правоохраны, как правило, представляются корыстными, продажными, использующими в личных целях свое служебное положение и обирающими граждан, а «братки» и «паханы» предстают перед нами в обличье защитников обездоленных, убогих либо пострадавших от конкурентов, официальных властей или тех же правоохранительных органов. Чаще всего дифирамбы звучат из уст журналистов в адрес «воров в законе», руководителей преступных сообществ, «крестных отцов» российской мафии. Таким образом, такие фильмы, как «Бригада», вызывающие повышенный общественный интерес, с точки зрения криминологии, играют крайне негативную социальную роль, т.к. романтизируют образы представителей криминального мира, представляют их в качестве образца для подражания и дискредитируют работников правоохранительных органов.

Читать еще:  Размер головы в см. Особенности выбора. Виды мужских шапок и их названия. Видео: «Вяжем шапку, снимаем мерки с головы»

А как к проблеме героя нашего времени и к страсти демонстрации в СМИ разнообразных аномалий и патологий относятся сами деятели культуры? «Нет сегодня героя, — считает Л. Филатов, — а то, что нам преподносится под этим соусом, — это маленькие параметры благородства. Чуть человеческого в нечеловеке» . В своем интервью всеми любимый артист обращает внимание и на последствия этого шквала негативной информации: «. количество пошлых и бездарных произведений множится с такой удручающей скоростью, что скрыться от них невозможно. Это ужасно, это формирует вкус нации». Данное высказывание еще раз подтверждает тот факт, что не только спрос рождает предложение, но и в не меньшей степени предложение способствует появлению и формированию самого спроса. И то, что мы вынуждены потреблять в качестве информации, переделывает и трансформирует нас самих, оказывая влияние и на наше подсознание. Постоянные убийства, катастрофы, трупы сыплются на нас как из рога изобилия с телеэкранов и из периодических изданий. «Нельзя приучать мозги к тому, что это норма. Лучше этому сострадать», — отмечает Л. Филатов и добавляет, что внутренний ограничитель — «это привилегия людей талантливых».

Время дураков уходит? // Аргументы и факты. 2002. N 38. С. 17.

В настоящее время специалистами фиксируется процесс нарастающей криминализации общественного сознания. Это связано с криминогенной деформацией ценностно-нормативной системы общества, размыванием и девальвацией социально позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей. Он сопровождается широким распространением среди законопослушных слоев населения антиобщественных взглядов, представлений и установок, допускающих, оправдывающих, поощряющих, либо открыто провоцирующих нарушения уголовно-правовых запретов. В общественном мнении культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы правонарушающего, в том числе преступного поведения, якобы оправданного материальными, моральными, социальными, экономическими, политическими и иными соображениями .

Подробнее см.: Клочкова А.В., Пристанская О.В. Информационные предпосылки криминализации сознания. Вестник МГУ. Серия «Право» С. 27 — 38.

Проводимое нами начиная с 1995 г. криминологическое исследование представляет собой длящееся изучение материалов прессы, опубликованных в некоторых наиболее популярных печатных изданиях . Целью его является подтверждение гипотезы о том, что средства массовой коммуникации оказывают криминогенное (то есть порождающее преступность) влияние на массовое сознание, причем это влияние является целенаправленным и достаточно интенсивным.

Изучались, в частности, публикации газет: «АиФ», «Известия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Мегаполис-Экспресс», «Криминальная хроника» и др.

Помимо изучения прессы в исследовании применялся метод анкетного опроса нескольких категорий граждан, что позволило подтвердить гипотезу о негативном социально-психологическом влиянии СМИ на большинство опрошенных. Так, в числе социальных факторов, оказывающих влияние на криминальную ситуацию современной России, более 60% опрошенной нами студенческой молодежи указали на распространение СМИ материалов, пропагандирующих культ жестокости, насилия и сексуальной распущенности. На вопрос о том, какие чувства вызывают у вас и вашего окружения публикации и передачи средств массовой информации, посвященные проблемам преступности, школьники — учащиеся старших классов одной из московских школ, студенты МГУ им. М.В. Ломоносова и их родители дали следующие ответы (см. таблицу 1).

Насилие в средствах массовой информации

Насилие в средствах массовой информации — это тема постоянных дискуссий. Сериалы, фильмы и видеокассеты изобилуют сценами насилия. Независимо от того, имеем ли мы дело с «Рэмбо», «Классом 84» или криминальной хроникой, насилие — постоянный гость в наших средствах массовой информации. Мы ежедневно можем созерцать убийства, нападения, драки, разрушения на экране нашего телевизора. Дети сталкиваются с этими воплощениями ужаса уже в самом раннем возрасте. Агрессивные импульсы широко представляют и различные компьютерные игры, в которых убивают людей, сбивают самолеты или даже инсценируются атомные войны. Подобные игры нас пугают. Нас шокирует, что в качестве средства для абреакции нашей игровой потребности не находится ничего лучшего, кроме лицезрения на экране этих ужасающих событий. Неужели это не оказывает на наших детей разрушительного влияния, проходит бесследно для их психики?

Решение этого вопроса вызывает жаркие дискуссии. Согласно данным исследований, показ сцен насилия по телевидению приводит к повышению «зараженности» агрессией. Однако, строго говоря, данные исследований свидетельствуют всего лишь о повышении возбудимости и склонности к участию в военных играх. Становятся ли дети в своей повседневной жизни более агрессивными и неуправляемыми — неизвестно. В связи с вопросом о влиянии СМИ на психику детей можно сказать следующее.

Определяющим в данном случае является характер реакции детей на сцены насилия, их впечатление и возникающие в связи с этим психологические процессы. Считать, что ребенок имитирует сцены, увиденные им на экране телевизора в масштабе один к одному, было бы крайним упрощением. Если бы примеры были настолько заразительны, школьные занятия имели бы гигантский успех у детей. Их реакции на сцены агрессии, транслируемые по телевидению, неоднозначны. Непосредственное подражание — всего лишь одна из форм реакций.

Другой известной формой реагирования является неприятие. Сцена насилия выглядит настолько отталкивающе, что ребенок отказывается ее воспринимать. Он зажмуривает глаза, сосредоточивается на позитивных аспектах фильма и не обращает внимания на насилие. Такое поведение служит ему защитой. Подобная спонтанная реакция характерна для весьма многих детей. Ужасное не фиксируется сознанием.

Следующей формой реакции является виртуализация: при виде сцены насилия дети спрашивают себя, имеют ли они дело с реальностью или фикцией. Утверждение фильма в качестве фикции позволяет им смотреть его без ущерба для своей психики. Все, что разыгрывается у них на глазах, не многим отличается от сказки. Ужасающая история, леденящая кровь в жилах, — это правда, но какое отношение она имеет к реальности? Дети проявляют необычайную чуткость к фальши и, следовательно, умение отличать реальное от вымышленного с самого раннего возраста. Они без особого труда отличают подлинное от присочиненного сценаристом. Насилие, виденное в фильмах, как правило, попадает в категорию вымышленного. Негативное воздействие подобных сцен на сдерживающие центры чаще всего минимально, хотя они и приводят детей в некоторое возбуждение.

К следующей форме реакции следует отнести отвращение. Многие дети при созерцании сцен насилия мыслят моральными категориями: они возмущаются, пугаются, их неприятие насилия обостряется. В случае подобного вида реакции у детей усиливаются не агрессивные тенденции, а напротив, отрицательное отношение к насилию. Фильм освежает проблему, которая касается их лично и решать которую приходится им самим.

Наконец, есть род поведения, сводящийся к подражанию. Дети этой категории ищут в фильмах образцы для подражания. Увиденное претворяется ими в жизнь. Три 3-классника насильно привели к себе домой девочку. Пользуясь отсутствием родителей, они привязали ее к постели и вознамерились ее «трахать». О том, что это такое, у них были самые смутные представления. Они, не раздеваясь, попытались лечь на девочку сверху и совершить толчкообразные движения.

Читать еще:  Красивая новогодняя заставка на рабочий стол. Скачать новогодние живые обои на Андроид и iOS (Новый год)

Понятно, что образцом для подобного поведения послужила соответствующая сцена на видео. Данный случай имитации изнасилования без сексуального действия как такового — следствие стремления к подражанию. Мальчики хотели повторить сцену, запечатленную ими на видео. Видеофильм пробудил дремлющие в них инстинкты.

Видеопродукция и сцены насилия, зафиксированные СМИ, способны воздействовать на детское сознание. Вопрос лишь в том, какова в действительности степень оказываемого ими воздействия и насколько они способствуют усилению агрессивности. Служат ли видеофильмы своеобразной школой агрессивного поведения для детей, или их роль сводится всего лишь к абреакции уже накопившихся агрессивных импульсов?

Трое других 3-классников в среду похитили после уроков свою одноклассницу. Они притащили ее на ферму и заперли в загон для кроликов. Ей было сказано, что теперь ее повесят. Ей протолкнули в щель между досками кусок черствого хлеба, опрыскали ее водой и заявили, что это была ее предсмертная трапеза. На глазах у онемевшей от страха девочки они привязали канат к перекладине перекрытия и велели ей приготовиться: наступил ее последний час.

Несмотря на то, что мальчики в итоге отказались от исполнения своего намерения, переживание этих действий было для девочки крайне тяжелым. Когда мальчиков впоследствии спросили, что навело их на мысль повесить свою одноклассницу, они смущенно ответили: «Рассказ в воскресной школе». Учительница воскресной школы рассказала детям историю, каждого из героев которой в наказание привязывали к позорному столбу и вешали. Вопреки намерениям учительницы дети сделали из истории свой вывод, решив, что это средство устранения от неугодных им лиц. Поскольку они отнесли эту девочку к категории неугодных, было решено исполнить задуманное.

Однако изучение истории жизни этих мальчиков выявило у них наличие уже имеющихся отчетливых агрессивных тенденций. Лидер этой группы мальчиков еще в детском саду отличался повышенной агрессивностью в общении со своими сверстниками: однажды он с силой ударил курткой по голове одну девочку, она с плачем убежала домой и отказалась вернуться в этот день обратно.

Данный пример показывает, что СМИ являются далеко не единственным фактором воздействия на психику детей; объяснять акты насилия исключительно негативным влиянием просмотра жестоких сцен было бы крайним упрощением. Имеющиеся у многих детей агрессивные тенденции и наслаждение, получаемое ими от их удовлетворения, толкает их на поиски героев, под маской которых им было бы легче проявлять свои агрессивные наклонности. Их агрессивный потенциал ищет форму для своего выхода. Определяющим является не степень изображенного насилия, а степень вовлеченности в него ребенка, то, под каким углом он его воспринимает, сам характер его восприятия. С чем мы имеем дело: с отторжением, акцентированием вымышленности инсценировки с последующим дистанцированием или перед нами отчетливое стремление к подражанию? Представление о том, что дети слепо копируют сцены насилия, психологически наивно и зиждется на упрощенном понимании детской души. Детская психика слишком многослойна для того, чтобы чисто пассивно усваивать агрессивный импульс. В ее распоряжении целый спектр возможных психических реакций — прямое подражание герою-насильнику — только одна из многих. Как правило, оно связано с наличием уже имеющихся у ребенка агрессивных тенденций и поисков им героя, агрессивным подвигам которого можно было бы подражать.

Данный случай показывает, что прототипы применения насилия могут черпаться из самых неожиданных источников. Называть видеофильмы и СМИ главными виновниками усиления агрессивности детей и подростков — явное упрощение. Имитация видеосцен не мешает детям искать в своем окружении или в соответствующих условиях среди своих близких возможности для абреакции своих латентных агрессивных тенденций. Изображение сцен насилия в видеофильмах или СМИ оказывают фатальное воздействие только в случае их востребованности сознанием ребенка, ищущим образцы для своего поведения в сфере насилия. За исключением определенных видеофильмов, сбываемых на черном рынке, с изображением сцен, шокирующих даже взрослых, действие видеофильмов и образов СМИ на детское сознание само по себе относительно безобидно. Иное действие производят они на трудных, слабовольных и крайне агрессивных детей. Если для детей со здоровой психикой при виде ужасного на экране характерно либо дистанцирование (осознание нереальности демонстрируемого на экране), либо вытеснение или стремление закрыть глаза на все страшное, видимое на экране, неуравновешенные дети видят в этом возможность выхода для своих агрессивных тенденций. Не будучи причиной детской агрессивности, насилие в СМИ тем не менее является оправданием для некоторой части молодежи. Подобные дети идентифицируют себя с Ниндзя или хоумбоями в силу своего стремления найти роль, позволяющую им абреагировать скрытые агрессивные тенденции. Фильмы ужасов и сообщения о катастрофах в СМИ являются источниками образов и фантазий для отчаявшихся, социально обездоленных и беспризорных детей. Надежда на то, что запрет фильмов ужасов остановит волну насилия, крайне наивна. Как уже было видно на примере воскресной школы, сцены, ролевые установки и образы, связанные с применением насилия, могут быть найдены в любой обстановке. Дети и подростки с соответствующей мотивацией ищут их повсюду и стремятся к их имитации. Сдерживающие центры подавляют не только образы фильмов ужасов, но и стремление к имитации увиденных сцен насилия. У детей со здоровой психикой встреча с насилием в СМИ отнюдь не приводит к немедленному крушению их моральной надстройки.

Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Как раньше при обучении детей правилам поведения на улице, нам нужно научить их ответственному обращению с этими играми и СМИ. Предание этих игр и фильмов ужасов анафеме грозит потерей контроля над этим миром переживаний и опыта ребенка. Излишне морализаторская, осуждающая эту игру позиция взрослых приводит к уклонению детей от любого обсуждения этой темы со взрослыми. Взволнованное и озабоченное отношение взрослых кажется им истерией. В силу наличия у подавляющего числа детей и подростков безошибочного умения отличать реальность от вымысла запреты и нотации не вызывают у них ничего, кроме зевоты. «Это ваша проблема» — думают они про себя и спокойно отдаются очарованию насилия, сквозящему в этих играх. Единственным следствием неуступчивости и непримиримости родителей является то, что дети замыкаются в себе, потеряв желание делиться с родителями своими интересами. Родители и педагоги получают возможность доступа в эту область интересов своих питомцев только в том случае, если ни во что не вмешиваются. Это означает, что вместо того чтобы рвать на себе волосы и приходить в ужас, они сами знакомятся с видеопродукцией и принимают участие в компьютерных играх и только после этого обсуждают свои впечатления с детьми. Одно дело — выразить собственное восхищение или ужас, другое дело — показать, какую позицию следует занять в отношении данного способа убивать время. Наилучшим следует признать разумный подход, при котором компьютерные игры воспринимаются не в качестве сатанинского наваждения, а в качестве формы времяпрепровождения, позволяющей ощутить агрессивные тенденции и очарование насилием в самом себе. Дети должны почувствовать, что родители тоже ощущают в себе насилие как возможный стереотип поведения и вынуждены постоянно подавлять его.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-televizionnogo-nasiliya-kriminologicheskiy-aspekt
http://wiselawyer.ru/poleznoe/16548-propaganda-nasiliya-zhestokosti-sredstvakh-massovoj-informacii-kriminologicheskij
http://www.vospit.ru/main/internet/nasilie_v_sredstvah_massovoy_informacii.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector