Название праздничного концерта. Драматургия различных форм концертов и представлений
Содержание
ДРАМАТУРГИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ КОНЦЕРТОВ И
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ГЛАВА 12
ПРОСТОЙ СБОРНЫЙ ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НОМЕРОВ В ДРАМАТУРГИИ СБОРНОГО КОНЦЕРТА. — ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОРЯДКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ НОМЕРОВ. — НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА. — РОЛЬ КОНФЕРАНСЬЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДРАМАТУРГИИ СБОРНОГО КОНЦЕРТА. — ПАРНЫЙ КОНФЕРАНС. — ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ В ИГРУ (СИТУАЦИЮ). — ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА КОНФЕРАНСЬЕ. -МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ФЕЛЬЕТОНА (МОНОЛОГА) В ДРАМАТУРГИИ КОНЦЕРТА.
Пойдем от простого к сложному. Рассмотрим драматургию сборного концерта, состоящего, к примеру, из десяти-двенадцати номеров* разных жанров.
На первый взгляд, его проведение не потребует от организаторов — администратора, режиссера-постановщика и возможного сценариста никаких титанических интеллектуальных усилий.
Вроде, все просто! Следует распределить исполнителей в каком-то одном порядке, первым выпустить на сцену конферансье со словами «Добрый вечер, дорогие друзья!» — и концерт пройдет успешно.
На самом деле все обстоит сложнее.
Сам порядок расположения номеров в любом виде концерта влияет на его драматургическое решение. Простая перестановка номеров способна привести к кардинальному изменению драматургии зрелища в целом.
Это легко сказать: «Выпускать артистов на эстраду в каком-то одном порядке». А на самом деле попробуем понять, в каком именно? По алфавиту? По возрасту? По росту? По званию?
* Практика показывает, что концерт в одном отделении продолжительностью около часа включает в себя, как правило, 10-12 номеров.
Стр. 194
Иногда за кулисами провозглашается шутливый лозунг: «„Концерт должен идти по нарастающей», значит, начнем с меня. ».
Одно из основных правил построения концерта состоит в том, что он «должен идти по нарастающей».
Должны возрастать темпоритм концерта, качество номеров, их зрелищность и, как следствие, интерес зрителей. Каждый следующий номер должен пользоваться большим успехом, чем предыдущий. Но как это точно определить? Артист бывает «в форме, в голосе, в ударе», а бывает — и нет. Случается, что у артиста в зале — «его публика»: ветераны, демобилизованные, молодежь, школьники, амнистированные — эстрада демократична! А бывает — и «не его зритель».
Все эти факторы приводят к тому, что вопрос «кто в концерте за кем идет?» бывает очень сложным и болезненным. Здесь очень часто начинают проявляться актерское тщеславие и амбиции. И многое другое, не имеющее отношения к искусству*.
Наверное, не следует сначала выпускать на сцену одних женщин, а потом одних мужчин. Не желательно, чтобы подряд выступали три вокалиста, а потом четыре жонглера. Хорошо бы быть в курсе того, что может исполнить конферансье, когда за его спиной будут передвигать рояль.
Кроме того, имеет смысл прикинуть общее время программы, исходя из элементарных соображений. Обычный эстрадный концерт в одном отделении длится приблизительно час-час двадцать минут. Средний номер занимает 6-8 минут. Одна песня длится 3-4 минуты. В часовом концерте конферансье не должен в общей сложности занимать более 10-15 минут времени. Так как одна страница текста (28-30 строк при 60 знаках в строке) в живой речи звучит примерно 2 минуты, можно прикинуть, что должен иметь в репертуаре ведущий, что от него требуется и что он может себе позволить.
Даже самый простой эстрадный концерт все-таки должен иметь какую-то «шапку», «девиз», «посыл», название, пусть незамысловатое.
Например, «Приходите, побеседуем!» Или — «За чашкой чая». Такое себе позволял даже великий А. Райкин — это реальные названия его когда-то шедших на эстраде программ
* Вспомним, что именно из-за этого — кому сейчас идти на сцену — был убит за кулисами поэт и певец Игорь Тальков..
Стр.195
А одна из концертных молодежных программ в санкт-петербургском Дворце культуры им. Ленсовета когда-то называлась задорно, весело и весьма двусмысленно: «А мы отдыхаем так!».
Впрочем, эстрадный концерт может называться и совсем просто: «Музыка, песня, сатира, юмор».
В сборном — даже по названию — концерте в любом случае присутствуют определенные закономерности в выстраивании последовательности номеров.
В данном случае, в начале, уже за занавесом, должна прозвучать какая-то бодрая музыка типа «Концертного марша» И. Дунаевского, потом должен выйти конферансье и, поздоровавшись с публикой, исполнить свой вступительный фельетон (монолог), имеющий прямое отношение к названию программы. Хорошо, если вступление тематически будет иметь отношение к залу, где проводится это мероприятие, к составу артистов, занятых в программе, каким-то важным событиям дня или недели.
И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
ДРАМАТУРГИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТОВ
Глава 12. Простой сборный эстрадный концерт. ……………………194
Значение определения последовательности номеров в драматургии сборного концерта. — Закономерности в порядке выстраивания номеров. — Название концерта. — Роль конферансье в обеспечении драматургии сборного концерта. — Парный конферанс. — Драматургический прием вовлечения зрителей в игру (ситуацию). — Трансформация образа конферансье. — Место и значение вступительного фельетона (монолога) в драматургии концерта.
Глава 13. Театрализованный эстрадный концерт. …………………….202
Значение пролога и финала в театрализованном эстрадном
концерте. — Атмосфера, характер концерта и их связь
с его темой. — Место действия как элемент драматургии театрализованного концерта. — Эстрадный драматургический прием «организующая ситуация». — Позитивная идея театрализованной программы. — Прием «ролевая игра» и драматургический конфликт в эстрадном театрализованном представлении. — Прием адаптации для эстрадного представления известного сюжета или произведения.
Глава 14. Тематический эстрадный концерт. ………………………..215
Многогранность понятия «тематический концерт». -Главная тема концерта. — Юбилейный, праздничный и тематический концерт; их сходство и различие. — Особенности работы драматурга тематических концертов, создаваемых к профессиональным праздникам. — Работа эстрадного автора с документами как важная часть подготовки к созданию сценария юбилейного тематического концерта. — Церемонии «за скобками темы» в тематических и юбилейных концертах.
Глава 15. Драматургия эстрадного обозрения. ……………………….224
Что такое эстрадное обозрение (ревю). — Из истории обозрений. — Традиции политической сатиры в эстрадных обозрениях. — Два основных принципа построения сюжета эстрадного обозрения. — Обозрение-путешествие. -Обозрение с фигурами обозревателей. — Использование мотива классических произведений для создания сюжетов эстрадных обозрений. — Авторские эстрадные обозрения.
Глава 16. О сценариях корпоративных мероприятий
О корпоративной культуре. — Корпоративное торжество как форма профессионального праздника. — О специфике требований заказчиков корпоративных торжеств. -Тема корпоративного мероприятия. — Связь корпоративного праздника с «капустником». — «Обязательная программа» в сценарии корпоративного праздника. Использование жанра КВН в корпоративном мероприятии.
Глава 17. Особенности драматургии эстрадных представлений
Возрастные группы детского зрителя. — Создание сценария для детей с точным возрастным адресом — профессиональное требование к мастерству эстрадного драматурга. — Учет в сценарии специфики детской психологии восприятия. — Интерактивное общение — обязательное условие структуры детского эстрадного концерта. — Знакомые герои как обязательный элемент драматургической структуры эстрадного представления для детей. — Динамика сюжета. — Место и значение музыки в эстрадном представлении для детей. -Специфика введения выступлений детских коллективов в сценарий обычного концерта. — Мобильность программы эстрадных представлений для детей. — Проблема положительного героя в эстрадном представлении для детей.
Глава 18. Особенности драматургии массовых праздников
и представлений. ………………………253
Связь массовых праздников и представлений с искусством эстрады. — Концерт как непременная часть массового праздника. — Тематизм массового праздника. — Городская среда и ландшафт как места действия в сценарии массового театрализованного представления. — Соединение выразительных средств эстрады и спорта в массовых представлениях. — Массовая культура и культура для масс. — Острые, проблемные темы и ответственность сценариста.
Глава 19. Программы эстрадных театров миниатюр ………………….261
Определение понятия «театр миниатюр». — Демократизм жанра. — Углубленный синтез эстрады и театра — один из существенных отличительных признаков театра миниатюр. — Структура программы жанра театра миниатюр на примере театра А. И. Райкина. — Доминанта речевых жанров в театре миниатюр. — Публицистичность жанра.
Глава 20. Кукольные эстрадные представления…………………………267
Жанр «кукольный эстрадный театр». Немного его истории. — Кукла и кукловод как универсальная тема кукольного эстрадного представления. — Сочетание смешного и серьезного в кукольной эстраде. — Куклы в обычных эстрадных программах и на телевидении.
Глава 21. Немного о КВН. ……………………….273
КВН как зрелище. — Связь структуры игры КВН со структурой эстрадного представления. — Из истории КВН. -Философия и идеология игры КВН. Сверхзадача сценария этой игры. — Публицистика и КВН. — Раскрытие темы в сценарии игры КВН. — Актуальность и злободневность как самые сильные стороны игры. — Специфичность реприз для КВН и их «непроходимость» в обычных эстрадных концертах.
Глава 22. Сценарии для телевизионной эстрады ……………………….279
Концерт по трансляции и концерт специально для телевидения. — О некоторых закономерностях эстрадной драматургии для телевидения. — Разбор драматургических приемов на примере популярных телепередач. — Сотрудничество телережиссера и эстрадного автора. — Социально-художественные потребности общества как важнейший принцип эстрадной драматургии для телевидения. — Временные рамки эстрадного телесценария. — Структурирование эстрадного телезрителя. — Ответственность эстрадного драматурга за слово, звучащее в миллионах домов. — Общность в приемах «традиционной» и телеэстрадной дра-матургии.
Глава 23. Элементы классики в драматургии
эстрадного представления. ………………………..288
О современной тенденции «вольных инсценировок». -Смена жанра при инсценировке для эстрады. — Миф и сказка как универсальные источники для создания сценария эстрадного представления. — Инсценировка басни. -Создание эстрадного сценария «по мотивам» на примере классического произведения литературы.
Глава 24. Проблемы ведения больших шоу-программ ………………….295
Конферанс как центральное связующее звено эстрадной программы. — Формы и приемы ведения концерта. — Соединение ведущим авторского текста и собственной импровизации. — Особенности манеры разговора со зрителями. — Общение ведущего с публикой. — Конферансье как посредник между артистами и зрителями. — «Технологические» задачи ведущего программы. — Разница между ведением
программы и конферансом. — Новые тенденции в ведении концерта. — Главная функция конферансье и ведущего. — Парный конферанс. — Инсценированный конферанс.
Глава 25. Некоторые профессиональные аспекты
ремесла эстрадного драматурга. …………………….310
Метод «мозгового штурма». — Персонификация темы. -Путь создания сценария. — Работа эстрадного драматурга с документальными материалами. — «Живые герои». — Способы использования обработанных документальных материалов в сценарии эстрадного представления. — «Анекдот сюжета». — Творческая заявка. — Сценарный план. — Полнометражный литературный сценарий. — Технологические приемы, применяемые при создании сценариев.
Название праздничного концерта. Драматургия различных форм концертов и представлений
Классификация видов и жанров концерта
Изучая концерт как особую организационно — художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально — культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально — культурным потребностям населения.
Основными чертами концертной деятельности являются:
· жанровое многообразие исполняемых номеров;
· количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;
· тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);
· время и аудитория концерта.
Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии» «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)». [19]
С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:
виды концертного творчества:
жанры концертного творчества:
· филармонический (серьезный академический концерт);
· эстрадный (все остальное).
разновидности концертной программы (эстрадного концерта):
· сольный концерт (один исполнитель)
· сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)
· театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)
· детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)
· концерт — спектакль (со всеми драматургическими канонами)
Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим концертам относятся:
· Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов — вокалистов, инструменталистов, либо хора;
· Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм — сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов — вокалистов или инструменталистов;
· Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.
· Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
· Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов — мастеров художественного слова, артистов — вокалистов (оперных и камерных), солистов — инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов — концертмейстеров, ансамблей и оркестров.
· Музыкально — литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов — мастера художественного слова, артистов балета;
· Концерты — лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
· Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно — инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;
· Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;
· Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
· Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
· Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);
· Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;
· Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.
А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.
«Эстрадный концерт» — своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт — важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.[12]
Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.
«Эстрадный концерт» — один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.[12 c.93]
В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.
«Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты — действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.
«Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.
«Театрализованные» — разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.
«Театрализация» — это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа. (11,стр. 5)
По содержанию, способу организации и проведению эстрадные концерты классифицируют следующим образом: концерт-митинг, концерт-интервью, моноконцерт, концерт-реквием.
«Концерт-митинг» — это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга — оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта — сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).
«Концерт-интервью» — представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.
Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.
«Моноконцерт» — предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.
«Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта — наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.
К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.
«Ревю (фр. revue)» — панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» — снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю — яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.[12,c.94]
Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения — с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.
Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.
Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.
Анализируя концерт как особую организационно — художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.
Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно — досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.
Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно — досуговой деятельности.
Источники:
http://poisk-ru.ru/s45989t5.html
http://studopedia.su/18_180186_i-predstavleniy.html
http://studbooks.net/1027567/kulturologiya/klassifikatsiya_vidov_zhanrov_kontserta