Нежный друг детей и самоваров (из антологии Евтушенко). Нежный друг детей и самоваров

Нежный друг детей и самоваров (из антологии Евтушенко)

За всю жизнь Хармсу удалось напечатать только два своих «взрослых» стихотворения. Понимая, что шансов на публикацию лирики самовыражения нет и не будет, Хармс стал параллельно писать стихи и рассказы для детских журналов «Еж» и «Чиж». Неправда, что это была халтура, даже если Хармс и его товарищи сами на допросах именно так говорили.

Первое, что я вспоминаю при имени великого абсурдиста Даниила Хармса, – обожаемые с детства стихи: Наклоняли, наклоняли,

Даниил Хармс фотография

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.

Лучшие дня

А еще вспоминается одна история о том, что такое русский абсурд. Он бывает разный – и очаровательный, и непробиваемо тупой.

Году в 1957 я плыл в Комсомольск-на-Амуре на стареньком проржавевшем катерке. Рядом со мной на палубную скамейку плюхнулась только что ввалившаяся на борт с крошечного островка лукавоглазая, хотя сильно немолодая, колхозница:

– Ну чо, поздоровкаемся, чо ли?

Она была в вытертой плюшовке. А у ног в чунях поставила большую ивовую корзину, поверху прикрытую выцветшей тельняшкой.

– Хочешь яиц свеженьких?

Я не отказался. Ее рука нырнула под тельняшку, достала пару яиц и проколола их английской булавкой.

– А вы что, яйца продавать плывете? – спросил я.

– Да нет, сдавать, милок…

– Как это кому? Власти… У нас тут инспекция нагрянула проверять сдачу частных яиц. «Вы, – говорят, – на вашем острове совсем распустились. За год от вас обязательной поставки двадцати процентов яиц в помине не было – и мы их у вас все конфискуем в наказание!» А у нас хозяйства захудалые, едва сотню яиц наскребли. «Ладно, – говорят, – мы дальше поплывем по таким же островам-яйцеутайщикам, а вы отрядите кого-нибудь в Комсомольск, на склад налогового управления со своими повинными яйцами». Мы им по-доброму – давайте лучше вам рублями штраф уплотим, а яйца нам самим нужны. А они ни в какую – только натурой, нашими, то бишь, яйцами. Вот я и навигируюсь по волнам ото всего обчества. А поскольку куры у нас плохо чо-то несутся, наказали эти сто сдать, а другие сто в магазине купить и обратно привезти. Ну, не дурдом ли, милок, а?

– Абсурд, – сказал я, тогда еще удивлявшийся тупости.

Слово это она поняла по-своему.

– Обоссут – это еще мягко… Ты буковку «р» для точности добавь, – вздохнула она.

Вот что вспоминается при имени Даниила Хармса – одного из отцов нашего абсурдизма. Не все русские писатели вышли из «Шинели» Гоголя – Хармс и его коллеги-обэриуты, например, вынырнули из ноздрей мясисто-гостеприимного «Носа».

Родословная самого Хармса (Даниила Ивановича Ювачева) весьма любопытна. Его дедушка, Павел Ювачев, был полотером в Зимнем дворце. Можно вообразить, на какие вещественные тайны, закатывавшиеся в углы и щели будуаров, могла наталкиваться его босая нога на скользилке, прихваченной ремешком.

Отец, Иван Павлович Ювачев, был выпущен штурманом из технического училища при морском ведомстве в Кронштадте. Назначение получил на Черное море. Казалось бы, сын полотера, несший офицерскую службу, должен испытывать почти религиозное чувство к царской семье. Ан нет, через несколько лет он примкнул к террористам-народовольцам, проходил по знаменитому процессу «14-ти» и 28 сентября 1884 года был приговорен к смертной казни через повешение, но вскоре приговор заменили 15-ю годами каторги. Первые четыре года осужденному пришлось отбывать в одиночке сначала Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. На сахалинской каторге два года он проработал в ножных кандалах, потом стал заведовать метеостанцией. В 1895 году, за четыре года до конца срока, был неожиданно освобожден.

И вскоре превратился из неисправимого атеиста в воинствующего христианина, да еще и мистика. После каторги жил во Владивостоке. Совершил кругосветное плавание. В 1899 году вернулся в Петербург и совершенно необъяснимо получил место в инспекции Управления сберегательными кассами. Выпустил две биографические книги: «Восемь лет на Сахалине» (1901) и «Шлиссельбургская крепость» (1907) и несколько проповеднических брошюр.

В 1903 году Иван Павлович женился на будущей матери Даниила Хармса, но кто она была? Надежда Ивановна Колюбакина, тоже из дворцовой челяди, как и дед поэта, полотер. Она заведовала прачечной в убежище принцессы Ольденбургской, а затем стала начальницей убежища, где жили освободившиеся из тюрем женщины. О родовых корнях Хармса можно написать авантюрный романище. Да и о самом Данииле – вторую его часть.

Он учился в Петершуле на Большой Конюшенной, с детства владел немецким и английским языками. В 1924 году поступил в Ленинградский электротехникум, но через год бросил его, чтобы не отвлекаться от занятий литературой.

Хаос Гражданской войны, которую он пережил, был одним из величайших абсурдов истории, и нужно было стать абсурдистом, чтобы этот абсурд выразить. Он встретился с целой плеядой молодых людей, не выбравших ни борьбу против советской власти, ни ее поддержку. Они выбрали обэриутство. Они хотели быть выше политики. Называли себя чинарями – сей смутный титул, возможно, происходил от надменного эпикурейства, позволяющего чин-чинарем забавляться шуточками-обэриуточками во время чумы. В ядро ОБЭРИУ (Объединения реального искусства) входили Александр Введенский, Яков Друскин, Леонид Липавский, Дойвбер Левин, Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров, Константин Вагинов, Николай Олейников и Даниил Хармс. Как-то сбоку – вроде с ними, но больше сам с собой – располагался Николай Заболоцкий.

Читать еще:  Льготная пенсия медработникам работающим в сельской местности. Досрочный выход на пенсию для медицинских работников

За всю жизнь Хармсу удалось напечатать только два своих «взрослых» стихотворения. Понимая, что шансов на публикацию лирики самовыражения нет и не будет, Хармс стал параллельно писать стихи и рассказы для детских журналов «Еж» и «Чиж». Неправда, что это была халтура, даже если Хармс и его товарищи сами на допросах именно так говорили. Было столько поэтической прелести в «Веселых чижах», написанных Хармсом совместно с С.Я. Маршаком, или в целиком хармсовском «Иван Иваныче Самоваре», или в гениальном переводе с немецкого стихов Вильгельма Буша о Каспаре Шлихе и его собаках, – в переводе, который я декламировал в детстве наизусть, да и сейчас помню.

У обэриутов был литературно-медицинский принцип предварительной прививки микробов абсурда самим себе в целях усиления иммунитета от их массового вторжения.

Но так получилось, что и сарказм, и надпартийность на фоне нарастающей кремлевской паранойи начинали выглядеть как притворяющаяся ернической заумью «вражескость», более пугающая начальство, чем примитивная антисоветская пропаганда, именно своей непонятностью.

В этом, собственно, разгадка того, почему Н.С. Хрущев с неадекватной яростью набросился на абстракционизм, хотя какая-нибудь вполне реалистическая картина с инвалидом-обрубком на деревянной платформе, катящейся на подшипниках, могла быть в сотни раз опасней для номенклатуры.

В тоталитарном обществе у обэриутов не было будущего.

Они это понимали, но другими быть уже не могли.

Показания арестованного Даниила Хармса были полностью выдержаны в духе абсурдизма: «…моя книжка «Иван Иваныч Самовар» является антисоветской в силу своей абсолютной, сознательно проведенной мною оторванности от конкретной советской действительности. Это – типично буржуазная детская книжка… Кроме того, в этой книжке мною сознательно идеализируется мещански-кулацкая крепкая семья с огромным самоваром – символом мещанского благополучия».

«Нежный друг детей и самоваров, русского абсурда чародей» для Евгения Евтушенко из 5 букв

  • Х — первая буква
  • А — вторая буква
  • Р — третья буква
  • М — четвёртая буква
  • С — пятая буква

Колёсико у кресла 5 букв

Пельмени по грузинскому рецепту 7 букв

нежный
1) Проявляющий любовь, ласку по отношению к кому-либо.
отт. Преисполненный таких чувств.
2. перен.
Приятный на ощупь; мягкий.
3. перен.
Приятный на вкус, на запах.
4. перен.
Приятный по звучанию.
5. перен.
Имеющий тёплый, светлый, мягкий тон (о цвете).
6. перен.
Отличающийся миниатюрностью или изяществом очертаний.
отт. Отличающийся хрупкостью; слабый, изнеженный.
7. перен.
Не выносящий грубого прикосновения.
отт. Легко портящийся при хранении или при перевозке.
8. перен.
Относящийся к раннему, детскому возрасту.

нежный
-ая, -ое; нежен, -жна, -жно, нежны и нежны; нежнейший
1)
а) Проявляющий любовь, ласку по отношению к кому-л., в обращении с кем-л.
Н-ая мать.
Нежный отец.
Он был нежен с дочерью.
Вчера она была весела и нежна.
б) отт. Выражающий ласку, любовь, исполненный мягкости, ласки, любви.
Нежный взгляд, голос.
Н-ая улыбка.
Смотреть нежными глазами.
Н-ое чувство.
2) Мягкий, приятный на ощупь.
Н-ая кожа.
Нежный шёлк, батист, пух.
3) Мягкий, приятный на вкус, на запах.
Н-ое мясо.
Н-ая начинка.
Нежный соус.
Это вино очень нежно.
Н-ые духи.
Нежный аромат цветов.
4) Отличающийся изяществом очертаний или миниатюрностью.
Нежный профиль.
Н-ая фигурка.
Н-ые черты лица.
5) Имеющий светлый, мягкий, тёплый тон.
Нежный цвет, тон.
Нежный румянец.
Н-ая заря.
Н-ая окраска.
6) Отличающийся хрупкостью, боящийся грубого прикосновения; легко портящийся при хранении, перевозке.
Н-ые цветы.
Н-ое кружево.
Н-ые фрукты.
Н-ые оптические приборы.
7) Приятный по звучанию, тихий, гармоничный.
Нежный голос.
Нежный смех.
Н-ые звуки флейты.
8) Слабый, хрупкий, изнеженный.
Кто-л. нежного здоровья, сложения.
Вырастить из детей нежных белоручек.
— нежный пол

друг
I м.
1) Тот, кто тесно связан с кем-либо дружбой.
отт. Любимый человек; возлюбленный или возлюбленная.
2) Защитник чьих-либо интересов, взглядов; сторонник кого-либо.
3. перен. разг.
То, что способствует нормальной жизнедеятельности человека.
II м.
Употребляется как дружеское обращение к кому-либо.

друг
I -а; мн. — друзья, -зей; м.
см. тж. дружок, дружище, дружеский
1)
а) Человек, связанный с кем-л. отношениями дружбы.
Искренний друг.
Близкий, задушевный друг.
Испытанный друг.
Друзья-приятели, друзья-товарищи.
Друг детства.
Друзья до гроба (до конца, до смертного часа)
Друзья по оружию (вместе воевавшие против общего врага)
Друзья по несчастью (связанные общей бедой)
* Старый друг лучше новых двух (посл.)
б) отт. О животных, птицах, преданных человеку или полезных ему растениях.
Собака — лучший друг человека.
Голуби — наши пернатые друзья.
Зелёный друг. (о растениях)
в) расш. О любимом человеке, возлюбленном.
Сердечный друг.
Друг жизни (о муже, жене)
2) кого-чего Сторонник, приверженец, защитник.
Друг обиженных и угнетённых.
Друг детей.
Друг природы.
Друг свободы, истины (книжн.)
3)
а) Дружеское обращение (обычно к близкому или знакомому человеку)
Друг мой, передай мне книгу.
Как ваша диссертация, мой друг?
О чём задумался, друг?
б) отт.; разг. В обращении к чужому, незнакомому человеку.
Куда ты торопишься, друг?
А ты, друг, что здесь делаешь?
Мы с тобой, друг, ещё разберёмся!
— будь другом!
— друг дома
II
— друг друга
— друг дружку

Читать еще:  Дыхание в родах: почему при схватках надо дышать «собачкой», а при сильной боли «паровозиком»? Можно ли при правильном дыхании избежать разрывов? Тип дыхание в родах собачка"

самовар
1) Металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
2. разг.
Чаепитие.

самовар
см. тж. самоварчик, самоварный Металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки или с электрическим нагревателем.
Пить чай из самовара.
Поставить самовар.
Электрический самовар.
Сувенирный самовар.

русский
I м. разг.
Русский язык.
II м.
см. русские 2) III прил.
1) Относящийся к Руси, Российскому государству, России, русским, связанный с ними.
2) Свойственный русским, характерный для них и для Руси, Российского государства, России.
3) Принадлежащий Руси, Российскому государству, России или русским.
4) Созданный, выведенный и т.п. на Руси, в Российском государстве, в России или русскими.

русский
I см. русские; -ого; м.
II -ая, -ое.
1) к Россия и Русь.
Р-ая история.
Р-ая природа.
Русский народ.
Р-ая земля.
2) Принадлежащий русским, созданный русскими или свойственный русским.
Русский язык.
Р-ая литература.
Р-ая культура.
Русский характер.
Р-ая пляска.
Р-ое гостеприимство.
Р-ие пословицы и поговорки.
Р-ая душа.
Р-ое масло (топлёное)
Р-ая печь (особым способом сложенная в жилых помещениях кирпичная печь для варки пищи, выпечки хлеба и отопления)
Р-ая рубашка (верхняя мужская рубашка навыпуск с застёгивающимся сбоку воротом; косоворотка)
Р-ие сапоги (с голенищами до колен)

русский
I м. разг.
Русский язык.
II м.
см. русские 2) III прил.
1) Относящийся к Руси, Российскому государству, России, русским, связанный с ними.
2) Свойственный русским, характерный для них и для Руси, Российского государства, России.
3) Принадлежащий Руси, Российскому государству, России или русским.
4) Созданный, выведенный и т.п. на Руси, в Российском государстве, в России или русскими.

русский
I см. русские; -ого; м.
II -ая, -ое.
1) к Россия и Русь.
Р-ая история.
Р-ая природа.
Русский народ.
Р-ая земля.
2) Принадлежащий русским, созданный русскими или свойственный русским.
Русский язык.
Р-ая литература.
Р-ая культура.
Русский характер.
Р-ая пляска.
Р-ое гостеприимство.
Р-ие пословицы и поговорки.
Р-ая душа.
Р-ое масло (топлёное)
Р-ая печь (особым способом сложенная в жилых помещениях кирпичная печь для варки пищи, выпечки хлеба и отопления)
Р-ая рубашка (верхняя мужская рубашка навыпуск с застёгивающимся сбоку воротом; косоворотка)
Р-ие сапоги (с голенищами до колен)

абсурд
I м.
То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица.
II м. разг.
Направление в искусстве и литературе второй половины XX в., изображающее мир и поступки людей как нелепость, как совокупность фактов, не поддающихся объяснению; абсурдизм.

абсурд
(лат. absurdum)
То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица.
Довести до абсурда.
Прийти к абсурду.
Театр абсурда (течение в драматургии, изображающее мир лишённым логики и смысла)

чародей
I м.
Волшебник, колдун; чаровник I.
II м.
Тот, кто очаровывает, околдовывает, обладает пленительной властью обаяния; чаровник II.

чародей
-я; м.
см. тж. чародейка, чародейный, чародейский
1) Волшебник, колдун.
Считать кого-л. чародеем.
* Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил (Пушкин)
2) Чарующий, пленяющий чем-л. человек.
Чародей поэзии.
Истинный чародей слова.
Актёр-чародей.

300 лет русскому самовару: Как появилось в России это мудреное приспособление

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Но, как бы там ни было, русское слово «самовар» перекочевало во многие страны и это приспособление называют — «samovar» и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его — «semaver».

Античный самовар Древнего Рима

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.

Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, — аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Китайский самовар «Хо-Го»

Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом — вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.

Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.

Когда появился первый самовар на Руси

По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.

Массовое производство в России чудо-приспособления

Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми — «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.

Читать еще:  Кукла disney принцесса софия 37см. Стоимость доставки заказанных товаров

Само же производство самоваров — дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов — золота, серебра и даже из чистого кварца.

Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.

Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. «Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры». Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.

Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это -“самогар”, в Курске – “самокипец”, вятичане же величали — “самогрей”. Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга — «сам варит».

Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные — на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар — тем дороже.

Самовар — душа каждого дома

Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству — из поколения в поколение.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.

Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей

Этот добрый толстый «друг» был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под «пыхтение» самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

«Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.»

А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.

Самовар раздула Тула-
Тула — Родина моя —
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит
И топчет тропку в небо белый дым.

Где б ты ни был днем ли, ночью —
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.

Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд,
Самовар — душа живая —
Друг веселью, сказке брат.

Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно мудрое свеченье.


Это — сердца доброта.
Это — мастера уменье.
Вдохновенье, красота.
Самовар гудит и тянет
От него теплом сосны.
Всей земле тепла достанет,
Сказок, песен, тишины…

Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.

Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.

Не менее увлекательна история о возникновении русских матрешек , имевших своих прототипов — древнеегипетских мумий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/belletristika/harms/history1.html
http://xlex.ru/otvet/201707/aif30-54
http://kulturologia.ru/blogs/240318/38311/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector