Носов Рассказ. Николай носов рассказ карасик. Карасик. Николай Носов. Анализ рассказа. Характеристика героев

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Носов Н., рассказ «Карасик»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Карасик» и их характеристика

  1. Виталик, мальчик хороший, но слабохарактерный. Идет на поводу друзей, боится наказания, сваливает вину на других. Однако признается, когда понимает,что за его вину может пострадать Мурзик.
  2. Сережа. Друг Виталика. Напористый, решительный, убедительный.
  3. Мама. Добрая, ласковая, все понимающая.
  4. Мурзик. Просто кот, который ни в чем не был виноват.

План пересказа рассказа «Карасик»

  1. Серебристый карасик
  2. Мурзик
  3. Сережа уговаривает Виталика
  4. Обмен
  5. Ловля карасика
  6. Карасик на новом месте
  7. Обвинение Мурзика
  8. Мурзик в подвале
  9. Котлета для кота
  10. Мурзик на окне
  11. Ловля Мурзика
  12. Мурзик в аквариуме
  13. Признание Виталика
  14. Прощение.

Кратчайшее содержание рассказа «Карасик» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Виталику купили карасика, на которого любил смотреть Мурзик.
  2. Сережа уговорил Виталика поменять карасика на свисток.
  3. Мама решила, что карасика съел Мурзик и хочет наказать его.
  4. Виталик старается не дать маме наказать Мурзика.
  5. Виталик признается, что поменял карасика на свисток.
  6. Мама упрекает его, но прощает за то, что мальчик признался сам.

Главная мысль рассказа «Карасик»
Никогда нельзя сваливать свою вину на другого, лучше сразу признаться.

Чему учит рассказ «Карасик»
Рассказ учит быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Учит не сваливать вину на другого, учит слушаться маму. Учит любить животных и заботиться о домашних питомцах. Учит ответственности.

Отзыв на рассказ «Карасик»
Мне понравился этот рассказ и особенно его концовка. Виталик все-таки сам признался в проступке, он не смог равнодушно смотреть на то, как наказывают невиновного и потому он молодец. Мама совершенно правильно его простила, а я уверена, что больше никогда Виталик не станет ее обманывать.

Пословицы к рассказу «Карасик»
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
Били Фому за Еремину вину.
Без раскаяния нет прощения.
Повинную голову меч не сечет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Карасик»
Однажды мама подарила Виталику карасика и мальчик очень радовался рыбке. Она была очень красивая и серебристая. Она так и называлась — серебристый карасик и Виталик очень любил смотреть, как карасик плавает.
А еще у Виталика жил кот Мурзик, который тоже любил смотреть на карасика и мама постоянно предупреждала Виталика, чтобы тот лучше смотрел за рыбкой, а то Мурзик ее съест.
Однажды к Виталику пришел друг Сережа. Он увидел карасика и стал просить поменять рыбку на настоящий милицейский свисток. Виталик сперва не хотел меняться, ведь карасик был живой, да и мама ему запрещала меняться, но потом согласился.
Мальчики поймали карасика, посадили его в кружку и отнесли к Сереже. Там Сережа посадил карасика в банку. В банке карасику было тесно, и Виталик долго смотрел на него.
Потом он пошел домой, надеясь, что мама не заметит пропажи карасика. Но мама уже была дома и сразу спросила про рыбку. Она решила, что карасика съел Мурзик и велела Виталику найти кота.
Виталик вышел во двор и Мурзик сразу выскочил из подвальной отдушины. Мальчик не хотел, чтобы котику попало и запихнул его обратно в отдушину. Но Мурзик снова вылез и тогда Виталик закрыл отдушину кирпичом.
Дома он ужинал и переживал, что Мурзик сидит в подвале голодный. Он стащил котлету и понес ее в подвал. Но Мурзика там не было.
Когда Виталик вернулся домой, Мурзик уже сидел на окне и просился в комнату.
Мама сказала Виталику поймать кота и мальчик бегал за Мурзиком по всей квартире, стараясь больше шуметь, чтобы Мурзик успел убежать.
Но Мурзик случайно свалился в аквариум и был пойман мамой. Только тогда Виталик стал просить не наказывать Мурзика и признался, что это он отдал карасика Сереже. Мама похвалила мальчика, что тот сам признался, но сказала, что это надо было сделать раньше. Она простила Виталика.
А Мурзик сидел мокрый и жалкий. И Виталик дал ему котлету. Мурзик съел котлету, устроился на коленях и замурчал.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Карасик»

Урок литературного чтения «Н.Носов «Карасик». Смысл поступка героев. Характеристика героев»

Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, научить анализировать текст;
  • способствовать развитию связной речи, навыков беглого чтения;
  • воспитывать культуру отношений между сверстниками;
  • развивать способность восприятия детской литературы;
  • прививать любовь и заинтересованность к изучению русской литературы.

Формировать УУД:

  • Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов.
  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Познавательные: ознакомить с творчеством детских писателей, расширять читательский кругозор младших школьников. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Читать еще:  Расти-расти животик, или на каком сроке начинает расти живот у будущей мамы. На каком сроке начинает расти живот

Планируемые результаты:

Предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текс на основе иллюстраций, отбирать ключевые слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Личностные: осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

  • Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника. (Регулятивные УУД).
  • Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД).
  • Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД).

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
  • Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.
  • Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
  • Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
  • Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

– Эпиграфом нашего урока будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

I. Мотивация к учебной деятельности

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

II. Проверка домашнего задания

– Дома вы готовили пересказ от имени Серой Шейки. (Послушать отрывок)

III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

– Сегодня мы отправимся в гости к новым героям.
– А на чём же мы отправимся ?

Это просто супер-дом!
Очень много людей в нем.
Обувь его резиновая,
А еда у него бензиновая. (Автобус) Слайд 1

– Но сначала вспомним правила поведения в автобусе.

(К доске выходят подготовленные ученики.)

1-й ученик: Если есть свободное место, стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям. Только помни: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам. Нельзя бегать по салону и толкать приятелей. Если автобус резко затормозит, ты можешь упасть сам и «уронить» других людей. Если ты стоишь, держись за поручни. В противном случае при резком торможении ты рискуешь получить синяки и ушибы.

2-й ученик: Не разговаривай громко и не кричи. Это проявления бескультурья и невоспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров — он может мешать водителю и отвлекать его от работы.

3-й ученик: К выходу лучше готовиться заранее: надо спросить у других пассажиров — выходят ли они на твоей остановке? Подойди ближе к дверям, но не спускайся на ступеньки — тебя могут защемить открывающиеся двери.
Когда водитель остановит автобус и откроет двери, выходи спокойно, без суеты и спешки.

4-й ученик: Dear ladies and gentlemen! Our bus departs. Please do not leave their seat or the handgrips.

Послушайте отрывки, узнайте по ним произведения.

─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток.

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Что объединяет все эти произведения?
– Сформулируйте тему урока. Слайд 2

IV. Работа по теме урока

1. Включение в систему знаний и повторение

– С биографией Н. Н. Носова мы уже знакомились . Хочется только напомнить его слова: «Сочинять для детей – наилучшая работа.
Она требует очень много знаний.
Главное – любовь к ним и уважение.
Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.»
– С каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника.
– Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
Слайд 3
– Где мы можем найти информацию о карасях?
– Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда, по всем приметам, должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит — так никто толком не объяснил.
Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа. Бывает двух видов: золотой (желто-красноватого цвета) и серебряный (белый, с темноватой спиной).

Читать еще:  О экзотической кошке (экзоте). Организация питания экзота. Разведение и цена экзота

– В тексте вам могут встретиться следующие слова. Попробуйте объяснить их значение.

2. Словарная работа. Слайды 4-6

Отдушина под домом – служит для проветривания пространства под домом.
Бранить – ругать
Юркнул – быстрым движением скрыться куда-нибудь
Шмыгнул – быстро проскользнуть куда-л., незаметно уйти, скрыться; юркнуть.
Плюхнулся – упасть с шумом (обычно во что-либо жидкое)
Схватила за шиворот – схватить за ворот, за воротник или за загривок
Свернулся калачиком – лежать формой, напоминая калач

– У нас есть возможность послушать отрывок из произведения.
– Хотите узнать всю историю? Слайд 7

3. Первичное чтение текста

– Чтение рассказа учениками.

4. Проверка первичного восприятия текста

– Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение. (Грусть, радость, сожаление, сочувствие)
– К какому жанру мы отнесем этот вид текста?
– Назовите героев рассказа.
– Как попал карасик к Виталику?
– Найдите в тексте описание карасика. (Серебристый, красивый, хороший, маленький)
– Как относился к рыбке Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился)
– Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял)
– Как это характеризует Виталика?
– Сразу ли согласился Виталик на обмен? Найдите этот эпизод.
– А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
– Какие чувства он испытывал, что переживал? (Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)
– За кого больше переживал Виталик? (За себя. Боялся, что мама его накажет.)
– Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?
– Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему? (Грусть, ничего не хотел есть. Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)
– Как Виталик относился к Мурзику?
– И все-таки он сознался. Почему? (Боялся за Мурзика)
– Легко ли было ему сделать это. Почему? (Не хватало смелости)
– Что изменилось после его признания? (Он сразу стал весёлым)
– Почему?
– А можно ли было избежать неприятностей? (Сразу сказать правду)
– Как вы понимаете значение слова правда? (Справедливость, честность, правое дело)
– В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей.
– Какая главная мысль рассказа?
– Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
– А какой поступок совершил Сережа?
– Как вы понимаете пословицу: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

5. Физминутка

– Как плавал карасик, покажите.
– Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.
– А как ему стало в банке, покажите

6. Игра «Зажги огонек»

– Лучший друг транспорта – это светофор. Но он и наш верный друг.

Знай пешеход,
И знай шофёр –
В дороге главный – Светофор!
Чтоб в путь пуститься без опаски,
Ты выучи его подсказки:
Если красный свет горит –
Помни пешеход стоит!
Если загорелся жёлтый –
Знай, скоро уж пойдёшь ты.
А зелёный свет горит –
Шагай смело – путь открыт!

– Я хочу проверить: насколько вы внимательны.
– Поднимите огонёк нужного цвета: зелёный – да, жёлтый – не знаю, красный – нет.

1. Виталик променял карасика на свисток? (да)
2. В пропаже карасика мама обвинила Серёжу? (нет)
3. Серёжа посадил карасика в банку? (да)
4. Банка была просторной? (нет)
5. Кота звали Барсик? (нет)
6. Мурзик обиделся на Виталика? (нет)

7. Графический диктант по содержанию

– 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
– 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? (Не хотел ничего есть)
+ 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
– 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? (Наказать)
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?

Читать еще:  Игры на 14 февраля для начальной школы. Как весело провести день святого Валентина в школе? Игры, конкурсы, развлечения

Проверка по эталону . Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– + + + + – + + – +

Видишь «зебру» на дороге – это значит переход.
И машины пропускают, ты идёшь скорей вперёд.
Вы запомните, ребята, как запомнил это я;
Что дорогу, где попало вам переходить нельзя!

8. Восстановление сюжетной линии

– Возьмите конверты. Выложите зебру.

Заточение Мурзика.
Возвращение Мурзика.
Подарок мамы.
Душевные переживания.
Котёнок.
Разговор с мамой.
Признание.
Обмен.

(Верный вариант.)

Подарок мамы.
Котёнок.
Обмен.
Разговор с мамой.
Заточение Мурзика.
Душевные переживания.
Возвращение Мурзика.
Признание.

9. Синквейн

– Давайте составим синквейн Виталика. (Карточка)

10. Работа в парах «Грамконструктор»

– Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.

  1. От твоего обмана может пострадать невинный.
  2. Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.
  3. Когда ты говоришь правду, то тебе самому становится легко на душе.

– Запишите эти «золотые» слова в своём сердечке.

V. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением Н Носова познакомились на уроке?
– Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему?
– Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?
Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?
– Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
– В файле лежит картинка карасика. Куда вы его приклеите?

  • В аквариум – побольше таких дел, поучительно,
  • Банка – не всё, интересно,
  • Никуда – дело не понравилось, скучно.

VI. Домашнее задание.

– Пересказать близко к тексту от имени Мурзика или карасика.

Носов «Карасик» : кто главные герои, какова главная мысль?

Главные герои рассказ Носова «Карасик»:

  1. Мальчик Виталик, которому мама купила в подарок карасика.
  2. Мальчик Сережа, которому понравился карасик и который выменял его на свисток.
  3. Мама Виталика, которая хотела наказать Мурзика за то, что он не совершал
  4. Мурзик, кот, которого мама заподозрила в съедении карасика, а Виталик пытался выгнать из дома.
  5. Карасик, виновник торжества, которому пришлось сменить просторный аквариум на тесную банку.

Главная мысль рассказ Носова «Карасик»:

Никогда не следует сваливать свою вину на другого, это некрасиво и неправильно. и тем более нельзя сваливать вину на того, кто не может даже слова сказать в свое оправдание.

В рассказе Николая Носова «Карасик» два главных героя.

Первый — это Виталик, которому предложили обменять мамин подарок — красивую настоящую рыбку на свисток. После долгих уговоров, он согласился, но скрыл от мамы правду, ведь он понимал, что поступает неправильно и она точно не обрадуется произошедшему. Более того, когда мама обвинила кота Мурзика в исчезновении карасика, подумав, что он съел её, мальчик и тогда не признался в своём проступке. И только когда мама уже схватила кота, чтобы проучить его, Виталик сказал правду.

Второй мальчик Серёжа — это друг Виталика. Увидев рыбку, очень уж захотел, чтобы она жила у него и всякими небылицами расхваливал самый обычный, ничем не примечательный свисток. В итоге карасика он всё же забрал к себе.

Основная мысль рассказа: во — первых, Серёже не стоило правдами и неправдами выпрашивать рыбку, предлагая свисток, ведь он, явно, лукавил, что он лучше карасика. Во — вторых — это низкий поступок Виталия. Понятно, что нельзя обманывать, тем более маму, нужно было сразу рассказать всё, пусть даже и наказала бы она его, но ведь заслужил же!

К произведению подходит пословица:

  • Кто не врёт, тот спокойнее живёт.
  • Была вина, да и та прощена. (Мама искренне простила сына и даже не ругала)

Также вот тут можно прочитать отзыв о прочитанном, здесь — чему учимся, нажав сюда, увидите план к рассказу.

SNEGINKA для Большого вопроса.ru

В рассказе Носова «Карасик» несколько героев, но главный — это мальчик Виталик, который стал обладателем рыбки. Карасика подарила ему мама, и она является героиней повествования, но вскоре рыбка ему наскучила.

Один раз в гости к Виталику пришел его друг Сережа, тоже герой повествования. Он и предложил мальчику обменять карася на свисток, что ребята и сделали. В доме Виталика жил еще один питомец — кот Мурзик, его тоже можно считать одним из героев рассказа.

Виталик сказал маме, что кот слопал карасика, но обман вскоре раскрылся. Пришлось мальчику повиниться и сознаться, что он обменял мамин подарок на свисток. Нужно отметить, что Мурзика мальчик любил, поэтому пытался его спасти от наказания. Виталик осознал свою вину и твердо обещал маме впредь говорить только правду.

Главная мысль рассказа состоит в том, что правда всегда торжествует, а обман приводит к разоблачению. Рассказ учит нас тому, что обманывать нельзя, нужно честно признаваться в своих проступках. Честным быть гораздо легче, ведь ложь всегда сопряжена с трудностями. Если быть честным, то и совесть не будет мучить, и не нужно будет со страхом ждать разоблачения.

Источники:

http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post24.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658844/
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2762302-nosov-karasik—kto-glavnye-geroi-kakova-glavnaja-mysl.html

Ссылка на основную публикацию