Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту

«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту

Советы соавтора телеграм-канала «Детская психиатрия» Елизаветы Мешковой

Мы пригласили детского психотерапевта Елизавету Мешкову ответить на вопросы читателей, которых беспокоит поведение и развитие их детей.

Родителей больше всего интересовали темы детских истерик и агрессии, страхов и фобий, а также повседневные конфликты, обиды и чувствительность детей. Собрали в первую подборку ответы на вопросы о взаимоотношениях ребенка с окружающими — другими детьми, родителями, взрослыми, — которые будут полезны всем родителям.

Оправданно ли наказание детей?

Семья – утешение ребенка. Наказания, страшные истории про злого бабайку, физическое насилие делают человека закомплексованным, несчастным. Подобные способы борьбы с неприемлемым поведением приводят к расстройству психики: замкнутости, низкой самооценке, меланхоличности. Результат: родители, подростки отдаляются.

Дети способны мстить отцу, матери за наказание. Изменения проявляются в деятельности. Девочки плохо едят, отказываются играть, мальчики хулиганят, приносят плохие оценки из школы.

Переставать наказывать за проступки нельзя. Формирование ценностей, понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» невозможно без наказаний. Вседозволенность приводит к безответственному отношению к жизни.

Карать детей за проступки необходимо. Важно использовать эффективные методы. В будущем дети должны благодарить родителей за формирование правильных ценностей. Появление негативных эмоций сказывается отрицательно. Припоминания конфликтов, физического насилия – знак неправильного воспитания.

Без формирования правильных ценностей воспитание становится неэффективным. Ребенок перестает вести себя плохо, потому что боится наказания. В будущем подросток почувствует вседозволенность, перестанет слушаться родителей.

Эффективные методы воспитания заставляют человека понять вину и измениться в лучшую сторону.

Читать еще:  Состояние транса человека. Зачем это нужно? Словарь медицинских терминов

Правильные воспитательные приемы выполняют ряд задач:

  • меняют поведение лучшим образом;
  • формируют границы дозволенного поведения;
  • возвышают родителя над ребенком;
  • исправляют испорченные вещи, возмещают ущерб;
  • гарантируют формирование правильных ценностей;
  • предотвращают будущее плохое поведение.

Причины непослушания ребенка

Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.

Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.

Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует».

Как отличаются наказания в зависимости от возраста детей?

С детьми дошкольного возраста лучше всего работает замечание. Странное наказание, но тем не менее: «Не делай так, пожалуйста, потому что это нехорошо. Вместо этого делай так». Разговаривать с ребенком нужно на расстоянии в метр, предельно четко и ясно.

Как-то моя дочка достала из кухонного шкафчика жестяные банки, собрала из них прекрасную башню и ушла. Я говорю ей: «Давай вместе все это уберем». Я вернул на место одну банку, она – все остальные. Было ли это наказанием? Скорее, это была игра, но дочь убрала последствия.

В дошкольном возрасте наказывать детей сложно, потому что они творят вещи, за которые сложно наказывать, а наказание должно соответствовать возрасту ребенка. Не может ребенок пяти лет следить за сохранностью одежды или не лезть в лужи. Тут надо либо держать ребенка силой за руку, чтобы он не лез в лужу, либо не водить его там, где есть лужи, либо не париться.

Читать еще:  Средства для мытья посуды, назначение, применение. Средства для мытья посуды

Наказывать его в этом случае совершенно бесполезно. И за рисунок на обоях бесполезно наказывать, потому что он не может контролировать свое желание рисовать на обоях. Лучше просто спрятать фломастеры или наклеить на стены старые обои, на которых можно рисовать.

Угрожать «я заберу твою машинку!» тоже смысла мало, потому что ребенок, скорее всего, даже не вспомнит о ней. Когда родитель шлепает 4-летнего ребенка, он шлепает его не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы выместить свои эмоции.

Подросток. Как правило, подростковый нигилизм – это борьба за права, способ понять, что можно, и, как правило, если родитель не очень запрещает, то подросток не очень и бунтует.

Подросток говорит: «Я хочу сделать себе ирокез!» – «Сделай, с Мариванной в школе будешь разбираться сам». Мариванна сказала, что ирокез классный, – ну, молодец. Мариванна сказала сбрить – разбирайся с ней сам. Большинство подростков на такое вполне охотно откликаются.

Наказание подростков решается не на уровне «Перестань это делать», а на уровне: «Ты начал курить, чтобы что? Выглядеть взрослым в глазах окружающих? Давай поищем другие способы».

В подростковом возрасте все может быть намного мягче, чем об этом принято рассказывать. Подростковые проблемы связаны с тем, что подросток по факту еще ребенок, а по самоощущению совсем не ребенок, – на этом контрасте все конфликты и происходят. Хочешь прав? Не вопрос, мы дадим обязанности, за которые ты получишь права.

К чему приводят физические методы воспитания?

В вопросе, можно ли физически наказывать детей, многие родители считают, что правомерно применять грубую силу, стремясь защитить подростка от глупостей юношеского возраста.

Обычно люди, ратующие за такую систему воспитания, опираются на пример, который родители давали им в детстве. Они говорят: «Нас били, и мы выросли хорошими людьми». Смысл этого способа воспитания в том, чтобы ребенок во всем слушал родителей, и таким образом избежал многих проблем, связанных с незрелостью и неопытностью.

Читать еще:  Как развить свою интуицию упражнения. Тесты для развития интуиции. Общаемся с подсознанием

Такой метод не всегда работает, хуже того, он может настроить мальчика или девочку против матери или отца.

Если пользоваться поркой и другими методами физического воздействия на детей, у них могут возникнуть проблемы:

  1. С психикой. Сюда относятся социофобия, боязнь не угодить людям, слабоволие, низкая самооценка.
  2. Отношением к окружающим. Замечено, что тот, кого били в детстве, часто сам поднимает руку на других, становится агрессивным.
  3. С характером. Ребенок может стать обидчивым и мстительным, начать поступать плохо злонамеренно.

Помимо этого, с родителями у мальчика или девочки в будущем могут совсем испортиться отношения. Воспитание ремнем не принесет ничего хорошего и для будущих поколений, проблемы могут появиться во взрослой жизни детей и отразиться на внуках.

Внимание! Замечено, что существуют четкие границы между жестокостью порки и шлепками по попе или разговором на эмоциях. От испуга за ребенка мать или отец могут наказать чадо, чтобы ему в будущем было понятно, что непослушание приводит к проблемам.

Наказание – это превентивная мера, которая служит для воспитания молодого поколения, старше 3 лет. Главная его цель – предотвратить проблемы нехорошего поведения, и направить ребенка в правильное русло. Без него ребенок не поймет разницу между плохим и хорошим поступком.

Существует 6 видов наказания. Каждый из них применяется в сочетании со словесным объяснением, по какой причине ребенок подвергается воспитательной мере. Физические способы наказания не работают, а только ожесточают детей. Если родители хотят повлиять на ребенка, им нужно установить с ним доверительные отношения, выровнять обстановку в семье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector