Общение со сверстниками противоположного пола. Как понять противоположный пол. Вы так же симпатичны, как и ваш партнер

Общение со сверстниками противоположного пола

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствуют бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

В отрочестве Сальвадор Дали был влюблен в некое воображаемое существо с тысячью лиц. Он писал: «Я избегал девушек, которые. казались мне самой большой опасностью для моей души, такой уязвимой перу бурей страстей. Однако я собирался быть всегда влюбленным — но при условии, что никогда не встречу предмет своего желания, девушку с перекрестка соседнего города, которую я точно не увижу.

Эти влюбленности, все более и более нереальные и неудовлетворенные, позволяли моим чувствам скользить от одного женского образа к другому, посреди самых странных душевных бурь. Из этого я извлек веру в непрерывность женского перевоплощения, будто я был влюблен только в одно существо с тысячью лиц. » (Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим.)

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

В 12-13 лет предметом заботы Димы стала его внешность. Он сделал себе зачес и постоянно следил за прической — расческа всегда была при нем. Дома он часто стоит у зеркала и комментирует свою внешность: «А я в общем ничего. Глаза у меня ничего -не хуже, чем у других!» Стесненно он чувствовал себя на уроках физкультуры. Во втором полугодии ни разу не появился в трусах. Маме он говорил, что мальчики в трусах очень некрасиво выглядят и вообще мало ли что может быть, если заниматься спортом при девочках в трусах. Для Димы непереносима даже ситуация, когда другие ребята оказываются, с его точки зрения, в смешном виде. Причина его аффективной реакции в том, что он как бы ставит себя на место этих ребят и смотрит на это со стороны. Его очень беспокоит, какое он производит впечатление, он видит себя на их месте и не может этого перенести. У Димы появилось двойственное отношение к девочкам. С одной стороны, он готов подергать их за косы, потеребить, стукнуть или толкнуть, с другой стороны, стал относиться к девочкам подчеркнуто пренебрежительно, например, во время игры «в ручеек» никогда не выбирал их: «Вот еще! Надо еще!» Если кто-нибудь из девочек пытался его выбрать, убегал в смущении. Иногда дома, сидя у окна, давал оценку проходящим мимо девочкам: «А вот эта девочка ничего!» То, что Дима повзрослел в этом отношении, подтверждают и внимание к туалетам и прическам мамы, «квалифицированные» советы, чтение «взрослой» литературы и обязательное замечание: «Про любовь я пропускаю». Он всегда очень живо реагировал на всякие мальчишеские реплики, в которых можно было уловить какой-либо «любовный» подтекст, и понимающе улыбался. (По материалам А. В. Захаровой.)

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Наш великий Александр Сергеевич Пушкин описал самочувствие такого отрока в стихотворении «Паж, или пятнадцатый год». Вот его начало:

Пятнадцать лет мне скоро минет;

Дождусь ли радостного дня? Как он вперед меня подвинет! Но и теперь никто не кинет С презреньем взгляда на меня. Уж я не мальчик — уж над губой Могу свой ус я защипнуть;

Я важен, как старик беззубый;

Вы слышите мой голос грубый, Попробуй кто меня толкнуть.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Читать еще:  Психологические упражнения для родителей. Упражнение «Ролевые игры». По разрешению конфликтных ситуаций

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их. Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д.

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации. Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки — они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза. «Все кончено», — говорит он. И мы готовы сострадать ему. Но, глядь, он уже весел, счастлив игрой в мяч, возней с приятелем на траве или в море. «А как же твое горе?» — «Горе?» — переспрашивает он, глядя на вас ясными глазами и едва вспоминая о чем идет речь. — «Ах это! Все прошло. Я ошибся», — говорит он, досадуя на то, что еще вчера искал утешения. Многие отроки не переживают столь открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.

Подростковая влюбленность

Новые чувства в отношения со сверстниками привносит половое созревание. Характерная для младших школьников привязанность к сверстникам своего пола, хотя и сохраняется в отрочестве, но начинает дополняться общением в смешанных группах. Главный социальный смысл возникновения компаний в младшем подростковом возрасте — обеспечить переход от однополого общения к разнополым группам, обрести гетеросоциалыюсть.

Общение со сверстниками позволяет подросткам легче осознать происходящие с ними многоплановые изменения и усвоить принятые в социально-культурном окружении нормы поведения мужчин и женщин. Преимущественное общение с детьми своего пола в младшем школьном возрасте создает необходимые для этого предпосылки. У младших подростков достаточно мало видов деятельности, где представители обоих полов могут выступать на равных и активно взаимодействовать. Сегрегация групп по половому признаку типична для раннего отрочества. Дружба с подростками того же пола и некоторая настороженность (а иногда и явная враждебность) в отношении другого пола позволяет подросткам окончательно принять маскулинные и фемининные роли, одновременно защищая их от чрезмерно ранних сексуальных контактов, которые могли бы возникнуть на почве созревающего сексуального влечения.

Аутосоциальность, типичная, но мнению многих зарубежных психологов, для дошкольного детства, сменяется гомосоциальностью в период учебы в начальной школе. Следующий этап — развитие гетеросоциальности, когда многочисленные потребности, связанные с общением, подросток удовлетворяет во взаимодействии с лицами обоих полов. Одновременно завязываются близкие отношения с представителем противоположного пола, в основу которых ложатся и сексуальные потребности, совершенно необязательно удовлетворяющиеся в этих отношениях напрямую.

Динамическую схему формирования компаний подростков предлагают К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон и П. Скин (рис. 6.2).

Стадия 1. До возникновения компании. Изолированные однополые группы

Рис. 6.2. Возрастные стадии развития отношений в группе сверстников [71]:

М — мальчики, Д — девочки, МД — мальчики и девочки

Трудности с установлением гетеросоциальных отношений порождают тревогу, страх и чувство собственной сексуальной неполноценности. Для некоторых подростков необходимость вступать в контакт со сверстником противоположного пола становится мучительной задачей, требующей концентрации всех психических ресурсов. Старших подростков начинают волновать уже другие вопросы: Как начать разговор с девушкой? Что делать, если не хватает решимости пригласить девушку на свидание? Как обратить на себя внимание противоположного пола? Ждет ли в действительности девушка, чтобы юноша признался, что она ему нравится? Почему мы так смущаемся, когда встречаемся с незнакомыми мальчиками? Стоит ли беспокоиться, если не удалось сразу же договориться о свидании? Как привлечь внимание мальчика и поправиться ему? Почему мальчики так не любят, когда их с кем-то знакомят? [71]

Первые неловкие попытки мальчиков обратить на себя внимание девочек часто сводятся к физическому провоцированию контакта: спрятать учебники, толкнуть на перемене, запустить снежком. Традиционная реакция девочки (визг и убегание) запускает игру «догонялки» (за мальчиком или от него), с помощью которой прекрасно устанавливается первичное эмоционально окрашенное взаимодействие. Эти контакты развиваются, и подростки обоих полов приобретают опыт построения сложных гетеро- социальных отношений. Появляются первые влюбленности и нежные привязанности в парных отношениях.

Подростковая влюбленность чаще всего не связана с сексуальным влечением (которое еще не осознается), да и парные гетеросоциальные отношения не всегда оказываются приоритетными. Любовь младших подростков, по мнению Эриксона, — это до определенной степени попытка прийти к «определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного образа “я” на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся» [82]. Главным содержанием подростковой влюбленности становится общение: беседа, разговор о себе, своих интересах, увлечениях, мечтах и планах на будущее. Та страстность, с которой защищают подростки свою любовь от посягательств окружающих взрослых, связана с серьезностью и значимостью для подростка этого общения. Через партнера в интимной доверительной беседе подросток познает себя и готов защищать от взрослых, которые называют первую влюбленность несерьезной, свое право на индивидуальность. На самом деле влюбленность чрезвычайно серьезна в том смысле, что обладает колоссальной субъективной важностью для подростка, а возможности найти другого доверительного собеседника у него очень ограничены.

Сами подростки, сравнивая свои отношения с друзьями и с приятелями противоположного пола, считают наиболее важными для себя отношения с близким другом того же пола. Если бы пришлось делать выбор между близким другом и подругой, мальчики-подростки единодушно заявляют, что пожертвовали бы отношениями с подругой.

Для общения современных подростков характерно сокращение периода однополой дружбы и все более раннее начало периода ухаживаний. Многие исследователи видят в этом серьезное ограничение в личностном развитии подростка, так как дружба объективно дает возможность развитию богатой палитры чувств, влияет на формирование мировоззрения и углубление межличностных отношений, способствует гендерной социализации. Однополые дружеские отношения незаменимы в формировании самосознания, правильного представления о своих достоинствах и недостатках, в рефлексии притязаний и устремлений в будущее.

Исследование поведения девочек-подростков в возрасте от 11 до 14 лет, увлеченных ухаживаниями сверстников, показало их большую активность, энергичность и высокую самооценку. В то же время их рассуждения о жизни, по сравнению со сверстницами, не увлеченными мальчиками, были менее зрелыми, наивными и поверхностными. Авторы исследования рисуют портрет девушек с бедным воображением, неразвитым общением, не способных устанавливать доверительные дружеские отношения [711.

Читать еще:  Толя с днем рождения. С днем рождения анатолий, толя, толян

Тенденция быстрого перехода от однополой дружбы к романтическим увлечениям частично обусловлена ускоряющимися темпами созревания, влиянием СМИ, преимущественно пропагандирующими сексуальные, а не дружеские отношения, и ассоциированием для самих подростков парных разнополых отношений со взрослостью.

Одной из распространенных форм общения для подростков становятся свидания. Активная ориентация на противоположный пол, диктуемая возрастными изменениями, способствует учащению межличностных контактов между подростками. Свидания подростков — это не столько ухаживания и романтические отношения, сколько форма организации взаимодействия между юношами и девушками, направленная на познание друг друга и получение социальных знаний в отношении противоположного иола. Целью свиданий могут быть и развлечения, и товарищеские отношения, и стремление повысить собственный социальный статус. Вместе с тем для многих подростков отрочество становится временем встречи с первой любовью.

С целью выяснить установки в отношении свиданий Б. Роско с коллегами опрашивали подростков разного возраста и обнаружили, что младшие подростки относятся к свиданиям как к средству получения немедленного удовольствия; они считают развлечение и повышение статуса важными мотивами для назначения свиданий. Младшие подростки ищут свидания с теми, кто физически привлекателен, хорошо одевается и нравится другим. Старшие подростки относятся к свиданиям более серьезно. Их меньше занимает внешность и больше интересуют, согласно Роско, качества личности и планы на будущее. Важными мотивами свиданий они считают выбор брачного партнера и товарищеские отношения. В обеих возрастных группах проявляются интересные гендерные различия: девушки считают интимность более важной, чем секс, тогда как для юношей сексуальная функция свиданий несравнимо важнее интимности. Согласно Роско и его коллегам, свидания в отрочестве и юности выполняют семь функций [41]:

  • 1) развлечение — возможность развлечься, повеселиться со сверстником противоположного пола;
  • 2) социализация — возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия;
  • 3) статус — возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным «парнем» или желательной «подружкой»;
  • 4) выбор бранного партнера — возможность завязать отношения с представителями другого пола с целью выбора жены или мужа;
  • 5) секс — возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение;
  • 6) товарищеские отношения — возможность обрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести совместные дела;
  • 7) интимность — возможность установить тесные, многозначащие отношения с человеком противоположного пола.

Несколько другие функции свиданий, определяя границы общения подростков, выделяют Г. Клауд и Дж. Таунсенд. Авторы называют следующие преимущества свиданий [311:

  • 1) свидания позволяют лучше узнать себя и того, с кем подросток встречается, а также понять свое отношение к партнеру. Они должны играть роль инкубационного периода вызревания собственных представлений подростка о себе как носителе сексуальных функций, о противоположном поле, об ограничениях и формах общения;
  • 2) открывают возможность выбора. Скоропалительные отношения не часто ведут к долгосрочным и зрелым отношениям, и свидания позволяют учиться разбираться в людях, преодолевать первое впечатление и открывают возможности лучше узнавать людей;
  • 3) помогают научиться искусству общения. Общаясь с другими, подросток начинает осознавать пробелы в собственных навыках общения, приобретает опыт межличностных коммуникаций, узнает, каким вообще бывает общение между людьми. Опыт свиданий позволяет повысить уверенность в себе и научиться выражать мысли;
  • 4) исцеляют и возвращают к жизни. Эмоционально насыщенные, позитивные отношения позволяют решать многие проблемы как собственно в отношениях, так и в других аспектах психической жизни, независимо от того, ведут ли свидания к дальнейшему развитию отношений в паре;
  • 5) позволяют накопить самостоятельный ценный опыт. Опыт близких, личностных отношений расширяет мировоззрение подростка и закладывает основы будущих зрелых взглядов на людей;
  • 6) позволяют прояснить собственный интерес к другому человеку. В близком общении с другим человеком подросток открывает собственные интересы и, наоборот, очерчивает границы отрицательных сторон общения, проясняет, что для него важно, а что — нет, что привлекательно, а что отталкивает;
  • 7) позволяют ограничивать сексуальные отношения. Романтическое преимущество свиданий позволяет расширять эмоциональное общение и личностный интерес друг к другу, временно ограничивая сексуальные отношения и акцентируя психологическую интимность.

Свидания представляют своего рода эксперимент, где молодые люди первоначально не связаны обязательствами. Такой эксперимент требует определенной личностной зрелости как готовности устанавливать границы, определяя ту степень близости в отношениях, которая окажется комфортной и не приведет к эмоциональным травмам. Одновременно свидания позволяют научиться чувствовать баланс между собственной свободой и теми ограничениями, которые личность накладывает на себя, принимая ответственность за парные отношения.

Романтические отношения в отрочестве пронизаны ощущением счастья и осуществления желаний и оказываются для подростков настолько значимы, что многие из тех, кто не включен в реальные отношения, фантазируют на тему собственной влюбленности или представляют себе тайного поклонника. Состояние влюбленности столь привлекательно и столь органично отрочеству, что подростки могут влюбляться не только в фантазийный персонаж, но и в незнакомца или человека много старше себя, даже одного иола с подростком, или в медийный персонаж, представляя себе романтические встречи и бурно развивающиеся отношения. Подростковые влюбленности, начало которых в среднем приходится на возраст 14 лет, связаны с переживанием сильных чувств и абсолютной поглощенностью своими переживаниями. Возникая на фоне максимализма и социальной неопытности, первая любовь полностью захватывает подростка, и неудача может привести к отчаянию, опустошенности и депрессии. Чувство горечи от потери любви у подростка вполне сопоставимо с переживаниями взрослого человека. Подростку, впервые сталкивающемуся с такими чувствами, крайне необходима поддержка близких и психологическая помощь.

Утрата любви для подростка сопоставима с сильнейшими стрессорами зрелости. И если с позиции взрослых влюбленность подростков — мимолетное увлечение, то с позиции самого подростка — это истинные чувства, самые сильные, какие ему доводилось переживать за всю жизнь. Кроме того, подростки ограничены в своих способностях справляться с неудачами, потерями и сильными эмоциями. Утрата любви — это и утрата несбывшихся мечтаний, нереализованное будущее, которое было с таким трудом выстроено.

С сильными чувствами подросток сталкивается, и переживая разрыв дружеских отношений, обнаруживая предательство и впервые осознанно воспринимая потерю доверия к близкому человеку. Сокровенные отношения, когда подросток еще сам не понимает себя, но верит, что другому можно открыть свое зарождающееся, хрупкое Я, чрезвычайно уязвимы и приносят глубокие переживания. Обманутая дружба для многих подростков становится самым сильным испытанием отрочества.

Общение со сверстниками противоположного пола. Как понять противоположный пол. Вы так же симпатичны, как и ваш партнер

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.6 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 437.2 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 384.4 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 353.4 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 343.4 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 265.8 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 215 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 195.5 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 150.5 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 145.8 тыс.
Читать еще:  Синяк на веке от удара чем лечить. Как долго сходят синяки под глазом

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1452

Отношения с противоположным полом

Если уж взрослым зачастую легко перепутать дружбу с любовью или любовь с симпатией, что уж говорить о детях. Как правильно рассказать ребёнку про отношения с противоположным полом и объяснить, что такое любовь с точки зрения эмоций? И как научить его отличать это чувство от симпатии, привязанности и дружбы между мальчиком и девочкой?

Противоположности притягиваются

Поскольку очень сложно объяснить смысл отношений с противоположным полом в отрыве от их биологической функции, то разговор с ребёнком лучше начать с описания тех мужских и женских качеств, которые дополняют друг друга. Например, мужчинам свойственны сила и выносливость, а женщинам — мягкость и терпение. Прекрасная половина человечества внимательна к мелочам, а представители сильного пола склонны мыслить глобально. Несмотря на то, что бывают очень сильные девочки и слабенькие мальчики, долгое время в процессе эволюции было совсем не так, и все биологические виды подчинялись единому закону: выживает сильнейший. Поэтому представителям противоположного пола было важно объединяться для того, чтобы обеспечить своему потомству максимально комфортные условия для жизни.

Хотя современные люди далеко ушли от первобытных инстинктов, некоторые из них оказались очень живучими. К ним относятся инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Вот почему даже малыши в детском саду присматриваются друг к другу и разбиваются на пары. Обратите внимание ребёнка на то, что умение строить отношения с противоположным полом не приобретается в одночасье, поэтому очень важно учиться ему с детства.

Разговаривая с ребёнком о сути психологических отношений двух полов, имеет смысл обсудить проблему доверия и верности. Поскольку любовь лежит в основе семейных отношений, а одной из главных задач семьи является воспитание детей, то очень важно, чтобы супруги были уверены друг в друге. Можно привести пример с домашними питомцами. Предложите ребёнку представить, будто он вместе с другом купил щенка и договорился о распределении обязанностей по уходу за ним, а через несколько месяцев друг заявил, что теперь его интересуют морские свинки. А затем спросите ребёнка, пострадал бы от этого щенок, успевший привязаться к двум хозяевам? Скорее всего, ответ будет утвердительным. Обратите внимание на то, что «человеческий» малыш, оставшись без заботы одного из родителей, страдает неизмеримо больше. Вот почему так важно быть уверенным в человеке, которого любишь.

Большая разница

Пока ребёнку ещё далеко до создания семьи, но он уже способен на сильные чувства. Как помочь сыну или дочери понять различия между сходными эмоциями, отличающимися по своей глубине?

Любовь. Подчёркивая отличительные особенности этого чувства, необходимо остановиться на том, что оно самое серьёзное и самое долговечное. Один день, месяц и даже год – не срок для того, чтобы определить, любовь это или что-то ещё. Если ребёнок спросит о любви с первого взгляда, обратите его внимание на то, что она, безусловно, случается, но судить о том, что это именно она, можно только спустя какое-то время. Ведь симпатия и привязанность тоже могут возникнуть с первого взгляда, но потом быстро угаснуть.

Если ребёнок полагает, будто настоящая любовь уже поселилась в его сердце, предложите ему ответить на несколько вопросов:

— На какие жертвы он готов пойти ради объекта своей любви? Может ли, например, отказаться от любимого хобби или изменить привычки?

— Это чувство такое же по своей силе, как, например, его любовь к родителям?

— Взаимно ли его чувство? Это очень важно, поскольку настоящая любовь предполагает развитие отношений в течение долгого времени, «притирку» друг к другу и внимательное изучение особенностей характера.

— Готов ли ребёнок остановить свой выбор на этом человеке и прожить с ним всю жизнь?

Если школьник ответил отрицательно хотя бы на один вопрос, скажите ему о том, что, скорее всего, речь идёт о привязанности или симпатии, но не о любви.

Привязанность. Рассказывая о ней, можно выделить два основных свойства: неравнодушие к судьбе другого человека и желание проявлять заботу. Однако при этом объект привязанности не уникален – их может быть несколько. Спросите у ребёнка, на кого бы он переключил своё внимание, если бы его нынешняя «пассия» игнорировала его стремление общаться. Если школьник без особых раздумий назовёт одно или несколько имён, поздравьте его с тем, что он прошёл тест на привязанность. Приведите ему примеры из жизни, когда мальчик мучительно выбирает между двумя девочками или, наоборот, девочка с удовольствием принимает ухаживания и «опекает» нескольких мальчиков, проявляя ревность, когда её подруги тоже начинают общаться с ними. Такие чувства как жалость по поводу полученной объектом привязанности плохой оценки или негодование из-за того, что кто-то его дразнит также очень характерны для привязанности.

Симпатия. Основное качество симпатии – интерес к человеку и стремление находиться рядом, общаться, узнавать его всё лучше и лучше. Если выражаться психологическим языком, то на первом плане в данном случае оказывается познавательная мотивация. Чтобы это было понятно ребёнку, попросите его немного рассказать о каждом однокласснике противоположного пола. После того, как он завершит характеристику детей, обратите его внимание на то, что его «отчёты» различаются по объёму. Про кого-то он знает очень много – вплоть до имени попугая или названия дачного посёлка, а про кого-то может сказать лишь пару слов. Те, кто попал в первую группу, относятся к кругу детей, которым он симпатизирует.

Дружба. Обсуждая с ребёнком возможность возникновения этого чувства между мальчиком и девочкой, обратите внимание ребёнка на то, что это, прежде всего, партнёрские отношения. Они характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью и общими интересами. Очень важно отметить, что дружба как бы стирает отличия между полами. Так, дочь, общаясь с мальчиком, может временами забывать о том, что он – не подружка, а друг. Наличие некоторой совместной деятельности — тоже довольно характерный показатель дружбы. Увлечение коллекционирование наклеек, чтением книжек про динозавров или тренировками по айкидо не только сплачивает друзей, но и наполняет их отношения конкретным содержанием.

Представленное разделение и критерии для него весьма условны – всё таки речь идёт о чувствах, которые имеют яркую индивидуальную окраску. Все дети и взрослые любят или дружат по-разному, поэтому загнать их эмоции в строгую таблицу или классификацию просто невозможно. Многие люди годами пытаются разобраться в своих чувствах – где уж посторонним понять их! Кроме того, описанные чувства могут переходить из одного в другое. Об этом факте необходимо сообщить ребёнку. Расскажите о том, что довольно часто любовь вырастает из дружбы или симпатии, проходя через стадию привязанности.

Скорее всего, вам вряд ли удастся ограничиться одним разговором с ребёнком. Вопросы различий между любовью и дружбой или о возможности дружбы между полами в разное время волновали лучшие умы человечества. Поэтому ребёнок будет снова и снова возвращаться к этим животрепещущим темам. Однако главная задача родителя – заложить в ребёнке стремление к анализу собственных чувств и взвешенности при их интерпретации.

Источники:

http://studfiles.net/preview/1619823/page:27/
http://studme.org/120205/psihologiya/podrostkovaya_vlyublennost
http://azbyka.ru/deti/otnosheniya-s-protivopolozhny-m-forumom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector