Обучение в школе древней греции. Как учили детей в Древней Греции — Гипермаркет знаний

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ;

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

В 3 — 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма — такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавндых букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея». Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода «Труды и дни», где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за

счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 — 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: «Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий».

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими — 20 — 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было — выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного — примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: «Он умер или стал учителем».

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6 — 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова — имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: «Прекрасен тот, кто вправду человек во всем», «Приятно, если умный сын в дому растет», «Пусть все несут совместно бремя общее» и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки — стило, — заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска — абака, разделенная [а клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки — от одного до девяти. С помощью абаки:ились четырем арифметическим действиям.

Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не »ыло. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись респубканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не Только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниe спартиатов — полноправных граждан Лакедемона — преедовало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Читать еще:  Прибавление и убавление петель крючком. Убавление петель

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

j На первом этапе дети поступали под начало воспитателя — пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены — члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдо-номов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дур-‘ных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек — спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура

и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию — совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб — педагог (дословно — поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики — дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: му-сические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, — 12 — 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, «Элладу вос-рггал Гомер». В самом деле, «Илиада» и «Одиссея» были не элько дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.

Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры «Илиады» и «Одиссеи» произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

Читать еще:  Толстый котик. Кошка толстая

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы «не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах». Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения — гимнасии. В V -IV вв. до н. э. таких гим-насий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 — 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии — общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды — широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключитель-

но домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупностью добродетелей». Ее уделом было домашнее хозяйство.

Воспитание и школы в Древней Греции

Идеи воспитания Древней Греции (8 в д.н.э.), изложены Гомером в «Илиаде» и «Одиссей». Воспитание детей поручали наставникам — старцам, их учили красноречию, знакомились с деяниями предков, богов, письму, владению музыкальными инструментами, физическому развитию, готовили искусных воинов.

Дальнейшее развитие воспитания в Древней Греции, привело к развитию полисов, в них обучение и воспитание детей берет государство на себя.

Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда государств (полисов).

В Древней Греции, образованность считалась необходимым свойством достойного гражданина полиса. Обучение имущих слоев, государство брало на себя. Отсутствие возможности дать своим детям образование, считалось наилучшим из зол.

Школы били небольшими (20-30 учеников), чаще обучали дома, иногда на улице. Занимались дети всех возрастов, учились на протяжении всего дня с большим перерывом на обед. Каникул не было, было мало книг, знания усваивались по рассказам учителя.

Начальное образование продолжалось 6 — 8 лет. Учили чтению, письму, пению. Писали на вощенных дощечках, их скрепляли шнурками в книжечки. Писали палочкой, заостренной на одном конце.

Среди государств полиса, наиболее влиятельным была столица государства Спарта и Аттика со столицей — Афины. Спарта — авторитетное государство, жизнь спартанцев подчинена быть в постоянной военной готовности.

До 7 лет спартанец воспитывался в семье на попечении нянек — кормилец. С 7 лет мальчик воспитывался в государственном учреждении — агеллы. Здесь они учились до 18 лет. Особое знание в воспитании детей придавалось физическому воспитанию. Закаливание — учили переносить холод, голод и жажду, выносить боль, прыгать, бегать, бороться, петь. Музыка, песни и танцы носили боевой характер. Дети приобретали лишь минимальные навыки письма.

Главная цель — беспрекословное послушание, побеждать. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед руководителей государства с молодежью. Рассказывали о стойкости и мужестве предков. Детей приучали к лаконичной речи — четкости и краткости.

18-20 летних юношей переводили в группу эфебов. Они несли военную службу. Все воины должны быть немногословны, без дурных наклонностей, пьянство не допускалось. Девушек тоже учили быть воинственными, в случае отсутствия воинов.

Афинянине считали идеальным того человека, который прекрасен в физическом и нравственном отношении. Стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, т.е. стремились к воспитанию всесторонне-развитой личности, но такое воспитывающее право имели только свободные (рабовладельцы, ремесленники).

До 7 лет дети в Афинах, получали домашнее воспитание, но с 7 лет, обучались в школах, а девочки — дома.

Примерно до 14 лет, мальчики обучались в школах грамматиста, фифариста, учились и в той и другой школе. В школе грамматиста обучали читать, писать. В школе фифариста — музыке, пению, декламации.

В 13-14 лет, мальчики переходили в учебные заведения — палестры. На протяжении 2-3 лет, они усваивали систему физических упражнений, которая называется пятиборье (бег, прыжки, метание диска и пр.).

Школы были частые и платные, занятия вели учителя — гидаскалы, дидактика. В школу ребенка сопровождал раб-педагог.

С 18-20 лет, дети поступали в эфебию, где получали образование, учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городах, гарнизонах изучали морское дело, участвовали в театральных представлениях.

Читать еще:  Не надо ждать чего-то или кого-то. Всё придёт в своё время. «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же, в

Воспитание и образование в Древнем Риме

Ведущую роль играло домашнее обучение. Считалось что семье, покровительствует множество богов. Отец — неограниченный властитель. Семья на протяжении всей римской истории, считалась ответственной за нравственное воспитание граждан, эталоном образованности считалась Греция.

На школьное обучение, оказывали влияния греческие традиции. В Древнем Риме стремились к воспитанию всесторонне развитой личности. В то же время, римская система образования обладала своей самобытностью. Изящные искусства — искусство, пение. Основная цель воспитания — обеспечить карьеру в военном деле или в политике.

В Римской империи сложился свой тип содержания системы и методов образования. Основными считались дошкольные дисциплины (1 в.): грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, архитектура.

К 5 веку — музыка и архитектура были исключены из программы, сформировалась программа семи свободных искусств.

Низшим уровнем являлись тривиальные школы (простейшие). Учились не более двух лет. Учились девочки и мальчики примерно с семи лет, изучали грамоту, счет, знакомились с литературой. Широко применялись наказания палкой и плиткой, а также поощрения.

Учреждениями нового типа были грамматические школы. Обучались с 12-16 лет, после домашнего обучения. Обязательными были греческий язык, риторика, грамматика латинского языка, основы римского права.

Обучение было индивидуальное. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях легиона. Появились риторические школы по греческому образцу.

Яркой фигурой Римской философской педагогической мысли являлся Квинтилиан (42-118 г н.э.). Он высказывал мысль о природной доброте человека, чтобы достичь хороших результатов в борьбе с дурными наклонностями, нужно соединить природную доброту с воспитанием.

Он отрицал наказание в воспитании, т.к. считал, что наказание воспитывает рабские качества. Целью воспитания, являлась подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Вершиной образованности считалось овладение искусством оратора.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обучение и образование в Древней Греции

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику – принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

В Афинах обучению девочек уделяли меньше внимания, чем в Спарте. В Спарте девочки обязательно должны были быть обучены письму и чтению, они занимались интенсивной гимнастикой, пением и танцами, так как должны были принимать участие в религиозных ритуалах и мистериях.

Источники:

http://studopedia.su/14_47036_vospitanie-i-shkola-v-drevney-gretsii.html
http://studopedia.ru/20_93345_vospitanie-i-shkoli-v-drevney-gretsii.html
http://www.nado5.ru/e-book/obuchenie-v-drevnei-grecii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector