Обычные загадки. Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Конспект занятия «История загадок»

Татьяна Ткачёва
Конспект занятия «История загадок»

Тема: «История загадок»

Цель: познакомить детей с историей возникновения загадок; дать характерис-

тику загадке как «замысловатом поэтическом описании какого –либо

предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающее-

го»; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам ху-

дожественной литературе, словотворчеству.

Словарная работа: загадка — малое литературное произведение, жанр х/л, старина.

Материал: иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор

Загадок, листы бумаги и цветных карандашей по количеству детей.

Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Это были народные загадки.

У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая). Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.

Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Устаревали и отживали загадки, отражающие прошлую жизнь человека:

Без рук, без ног, всё толк да скок.

Летом обута, зимой разута.

С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего кружок да ящик.

Крыльев нет, но это птица

Полетит и прилунится.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете может быть несколько загадок. Например, в одной загадке говорится о внешнем виде зайца:

Зимой беленький, летом серенький.

в другой о том, что он легко прыгает:

Серый зверёк через кочки скок!

Лёгкие ножки и хвоста немножко.

Загадка, как жанр народного творчества, давно стала привлекать внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, писатели и поэты стали составлять загадки, описывающие окружающий нас мир, и загадка стала литературным жанром. Литературная загадка заметно отличается от народной. Народная сохранялась только в памяти народа, поэтому она была краткой, а автор литературной загадки мог дать подробное описание, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, поэтому литературные загадки нередко принимают форму стихотворения.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Так что же такое загадка?

Загадка – это малое по форме литературное произведение (жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Народная м/п. игра «Сокол и лебёдушка» (физминутка)

«Вечер загадок» (при зажженной свече)

Всё окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост

В дом свой -улей –пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

Ночью по небу гуляю,

Тускло небо освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

На шесте –дворец,

Во дворце –певец,

А зовут его… (Скворец)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа – пятачок

А крючок вертлявый.

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Д/и «Сочини загадку и нарисуй отгадку»

Итог занятия.

Творческо-исследовательский проект «Секрет загадки» Тема проекта: «Секрет загадки» Участники проекта: Владыкина Н. П. воспитатель 1 квалификационной категории, Шевченок Н. О. воспитатель,.

Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II) часть 1 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности,.

Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Читать еще:  Разноцветная надпись с новым годом. Красивые надписи с новым годом

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Проектно — исследовательская деятельность «История происхождения загадок»
проект (6 класс) по теме

История происхождения загадок

Цель проекта: 1. Познакомиться с разными загадками

2. Узнать что такое загадка и её предназначение

Задачи: — изучить литературу по теме «Загадки»

— узнать историю появления загадок

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История происхождения загадок

Домовой Леший Водяной и русалки

« корова » « рыкуша » « долгохвостый »

Посвящение мальчиков в охотники

Камень Что растёт без коренья?

Что цветёт без цветка? Папоротник

Что бежит без повода? Вода

Свадебный обряд «Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал». В. Даль

Загадка – это мудрёный вопрос. Она развивает у человека ум, догадливость, сообразительность, наблюдательность

Пирамида Хеопса в Гизе

Пирамида Хеопса в Гизе

Виды загадок: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические.

Предварительный просмотр:

«История происхождения загадок»

Работу выполнили: учащиеся 6Ги 6Д класса

(отделение для детей с ОВЗ)

Руководители: Елисеева Т.В,

  1. Введение
  2. Появление первых загадок
  3. Необходимость загадок
  4. Значение слова «Загадка»
  5. Виды загадок
  6. Вывод: какую роль играют загадки в развитии математических способностей.

Цель : 1.познакомиться с разными загадками.

2. узнать, что такое загадка и её предназначение.

Задачи: — изучить литературу по теме «Загадки»

— узнать историю появления загадок

Человек начал создавать загадки в глубокой древности.

Загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (из «Литературной энциклопедии»). По определению В.И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Появление первых загадок.

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражали их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них.

Первобытные люди верили, что природа одушевлена, разумна и враждебна, они боялись природы. Древнему охотнику, земледельцу и скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – русалки, Водяной, в избе — Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица — все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, ч тобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудачи в охоте , старались задобрить, обмануть и обхитрить силы природы, и поэтому вслух не произносили тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того, чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую условную «загадочную» речь, которая не будет понятна природе. Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Без знания этой «загадочной» речи человек не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли «коровой», а корову «рыкуша», коня – «долгохвостый». А ещё древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. С этими «подставными» словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: «Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта» («Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей»). Загадки всегда были проверкой знаний человека – они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Читать еще:  Сообщение на тему гигиена. Личная гигиена - что такое? Предметы и совокупность гигиенических правил

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

Человек при помощи загадок боролся с силами природы в мифологических образах, таких как русалки и другие сверхъестественные существа. Чтобы овладеть этими мифическими существами, человек пытался разгадать их загадки. У славян существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

Что растёт без коренья? (Камень);

Что цветёт без цветка? (Папоротник);

Что бежит без повода? (Вода).

Загадка нашла свое место на праздниках, в различных обрядах и ритуалах, не смотря на то, что существует она много лет и веков, и давно утерялся ее первоначальный смысл. Если загадка разгадывается правильно, то исполняются все желания, совершается ограждение от опасности. Находчивость и ум с помощью загадок проверяла невеста у жениха. В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:
«Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал».

Ну а в русских народных сказках очень часто встречается такая картина, когда царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Итак, из сказок мы знаем, что загадка была средством к существованию, умение героев отгадывать загадки делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми.

Значение слова — ЗАГАДКА

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Само слово «загадка» образовано от слова «гадать» , которое означало «думать» , «размышлять» .

Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Мудреными словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете, который нужно отгадать, сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!

Часто слово «загадка» мы употребляем и тогда, когда хотим сказать о чем-то неразгаданном, непонятном, удивительном и даже мистическом. Например, мы говорим «загадка природы», «чудо», когда видим снег, выпавший в Африке. Мы говорим слово «чудо», когда видим пирамиду Хеопса, которая находится в Египте.

Египетские пирамиды – это одно из семи чудес света. Так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения. Учёные до сих пор спорят о том, как же возводились эти огромные сооружения. Высота пирамиды Хеопса, в объёме которой свободно мог поместиться любой европейский собор — около 147 метров. Длина каждой её наклонной стороны около 235 метров, площадь основании 55000 квадратных метров. Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2300000 каменных кубов, весом 2 тонны каждая. Блоки эти были плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Строили пирамиду Хеопса 20 лет, дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила – 10 лет. Прочность пирамиды Хеопса изумительная. За 47 веков у пирамиды оказалась поврежденной лишь верхушка.

Читать еще:  Как выглядят камни в организме человека. Что это такое? Причины образования камней

О загадочных творениях человеческих рук – чудесах света, вы можете прочитать в интернете или вот в таких книгах. И, оказывается, что чудес таких намного больше.

Вернемся к загадке словесной. Предметом своих загадок народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки бывают разные: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические и другие. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

  1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это .
Мишка Белка *

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3. ) и не названий (понедельник, вторник, среда. ).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, — говорит, — сто гусей!» — «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.

5. Юмористические загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый летающий арбуз!

В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

«Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб»

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре.

Статья «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания» Из опыта работы.

эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования.

В статье подводятся итоги создания исследовательских проектов по изучению истории Дивеевского района.

Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут пред.

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания.

Проект реализован учащимися с легкой и умеренной степенями умственной отсталости 5-х – 10-х классов при изучении в рамках предметов математика и чтение и развитие речи, в общеобразовательной шко.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/istorija-zagadok.html
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-istorija-pojavlenija-zagadok-ispolzovanie-zagadok-dlja-razvitija-detei.html
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/01/25/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector