Опыты для второй младшей группы. Картотека опытов и игр-экспериментов во второй младшей группе доу

Содержание

Картотека опытов -экспериментов во 2 младшей группе.

Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов -экспериментов во 2 младшей группе.»

ОТКУДА БЕРЁТСЯ ВОДА?

— познакомить детей с процессом конденсации.

— ёмкость, охлажденная металлическая крышка.

Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.

Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.)

Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.

Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осе­ли на крышке.)

Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крыш­кой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

познакомить детей с одним из состояний воды — паром.

— термос (ёмкость с кипятильником).

Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из со­стояний воды — паром.

Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар — это тоже во­да, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильни­ком и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Поместить в групповой комнате плакат с различными со­стояниями воды.

Вывод. Пар — это тоже вода.

познакомить с различными жидкостями, помочь вы­явить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

— одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.

— ёмкости, алгоритм деятельности.

Дети рассматривают жидкости, определяют различия и об­щие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).

Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алго­ритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматри­вают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет.

Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие — мед­леннее.

помочь детям реализовать представления о свойст­вах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

— формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.

Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, ка­ким образом можно изготовить такие игрушки.

Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку ос­вобождают от формы и вешают на ветку ели.

Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцвет­ных сосулек.

Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЕРЖАТСЯ НА ВОДЕ?

— Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие — тонут.

— Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.

Взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой.

Он показывает набор подобранных предметов.

Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые — они тонут.

Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.

В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.

Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.

СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ВОДЫ

познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности’ организмов, обитающих в воде, их приспособлен­ность к водной среде обитания.

— вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварель­ные краски.

— стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник).

Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, позна­комиться с ней поближе.

Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика кладёт палочки (ло­жечки).

— В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в ка­ком — нет? (Ответы детей.)

— Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.)

Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком — нет. Значит, вода прозрач­ная, а молоко нет.

— Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непро­зрачной?

Например, в сказках говорится о молочных реках с ки­сельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молоч­ной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не уви­дит и умрет с голоду.)

Воспитатель предлагает детям попробовать через соло­минку воду.

Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.)

Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень» вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Читать еще:  Соболезнования. Слова скорби и соболезнования по поводу смерти. Соболезнования по поводу смерти в письменном виде

— Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.)

Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана мо­жет иметь запах, так как ее очищают специальными вещества­ми, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Воспитатель кладёт кубики льда на тарелочку.

Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьми­те один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.

— Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.)

Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед — это тоже вода.

Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойст­ва воды .

Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, мо­жет иметь разные состояния (лёд).

Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Во­да прозрачная. Молоко непрозрачное.

В воде живут рыбы. В мо­локе рыбы жить не могут.)

Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.)

— Имеет ли вода запах? (Нет.)

— Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелоч­ку? (Они растают и превратятся в воду.)

КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?

Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая.

Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным.

Ребенок запоминает названия каждой краски.

Листочек взрослого откладывается.

Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого.

Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек.

Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.

— «Разноцветный!», — говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

— В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

— Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.);

коробка из-под шоколадных конфет;

кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.

Воспитатель беседует с малышами о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с вами льдинки». Расставляет формочки на столе.

На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие — цветную.

«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».

Примечание. С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.

Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус».

В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.).

Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.

На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой.

Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе

Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания мира, определения свойств предметов и явлений, алгоритма выполнения действий, исследования пространства вокруг, времени (месяцы, недели, часы).

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

С 2-3 лет воспитанники младшей группы начинают участвовать в опытах и проектах в группе и на прогулке. Вместе с воспитателем они проводят простейшие исследования, которые закладывают основу будущей познавательной деятельности.

Развитие детей важно

Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет

К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.

Важно. Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией. Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.

Формы обучения по ФГОС

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.

Формы развития исследовательской активности дошкольников:

  • эксперимент;
  • поисковая деятельность и исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.

На прогулке малыши тоже экспериментируют

Безопасность проведения экспериментов

Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.

К сведению. Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость. Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом.

Правила безопасного поведения просты:

  • Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
  • Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
  • Рабочее место должно быть в порядке.
  • С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.

Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.

Читать еще:  С чего начать разведение кошек. Разведение породистых кошек как прибыльный бизнес

Оформление уголка экспериментирования

ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления. Большим подспорьем в этом становится правильно организованный уголок для экспериментов.

Центр экспериментирования решает важные задачи:

  • Формирует положительное ориентирование на исследовательскую деятельность.
  • Способствует установлению товарищеских взаимоотношений среди одногруппников.
  • Повышает интерес к коллективной деятельности.
  • Развивает умение слушать, понимать задачу и выполнять поручения.
  • Воспитывает усидчивость, аккуратность и ответственность.

Опыты развивают мышление у детей

Зона экспериментов располагается вдали от мест для шумных активных игр. Здесь должно быть тихо и спокойно. Оформление может быть классическим (столы, стульчики, набор материалов для опытов) или стилизованным под научную лабораторию или исследовательский центр.

Важно. Можно оформить уголок, используя героев любимых мультфильмов и сериалов («Лаборатория Лунтика», «В гостях у Фиксиков» или «Экпериментариум доктора Чудакова»).

Паспорт уголка экспериментирования

Каждый исследовательский уголок должен иметь паспорт. В документе указано, где находится эта мини-лаборатория, какие материалы хранятся, как оформлена и чем декорирована. Обозначаются цели, задачи и формы работы, прописываются игровые эксперименты, исследования и практические упражнения.

Паспорт содержит следующие сведения:

  • название;
  • группа, возраст;
  • цели и задачи;
  • мебель;
  • набор материалов, инструментарий, приборы, их количественные характеристики;
  • дидактический материал (плакаты, дневники наблюдений, таблицы, схемы);
  • картотека опытов.

Что должно быть в уголке

Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей. В детской мини-лаборатории второй младшей группы располагаются:

  • Дидактические материалы (книги с яркими иллюстрациями, справочники, энциклопедии), тематические альбомы, наборы для познавательных игр (большие конструкторы, кубики, комплексы для игр с песком и водой).
  • Природный и подручный материал (шишки, деревяшки, жёлуди, разноцветные крышечки, палочки, большие пуговицы, катушки ниток, ткани), песок, глина, сахар, соль, краска, мыло, ватные диски.
  • Ёмкости (тазики, стаканчики разного размера, формочки для льда) и подручный инструмент (совочки, грабли, ложки, решето, сачки).
  • Приборы (ветряные вертушки, лупы, маленькие зеркальца, теневые фигурки, разноцветные линзы, безмен, бинокль).

Уголок экспериментов в ДОУ очень полезен

Информация размещается на стендах. Эксперименты проводятся на демонстрационном столике или в рабочей зоне. Видео-презентации просматриваются на проекторе.

Открытое занятие

Открытые занятия-эксперименты проводятся с целью демонстрации умений и навыков, приобретённых младшими дошкольниками в процессе обучения в детском саду. В игровой форме ребята решают нестандартные задачи, обсуждают проблемные ситуации, наблюдают и делают выводы.

Открытое занятие «Твёрдое – мягкое»

Цель: различать качества предметов.

  • Дать представление о свойствах предметов.
  • Стимулировать наблюдательность, логику.
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Обогатить лексикон (твёрдый, крепкий, белый, лёгкий).

Материалы и оборудование:

  • Педагог читает письмо от трёх поросят, в котором они спрашивают, из какого материала им стоит построить домики (из ваты или из камней). Предлагается провести эксперимент и выяснить это.
  • Проводятся опыты. Взять камешки, потрогать, помять, сжать в ладони, попробовать разломить на части – не получается (вывод: камень твёрдый, крепкий). Постараться сдуть камешек со стола – не выходит (вывод: он тяжёлый). Взять вату, проделать с ней то же самое (вывод: вата мягкая, воздушная, лёгкая). Взять тарелку с водой, опустить поочерёдно камень и вату (вывод: камень не промокает, вата становится мокрой).
  • Озвучивается вывод: дом нужно строить из камней.
  • Закрепляются знания свойств предметов: опустить руку в шляпу, потрогать предмет, охарактеризовать его наощупь.

Важно. Итогом исследовательских работ с детьми станет система дидактических материалов, альбомов и таблиц, где будут отражены основные моменты опытов и выводы, сделанные вместе с малышами.

Картотека опытов и экспериментов в младшей группе

Такая картотека составляется каждым педагогом в процессе работы в дошкольном образовательном учреждении.

Экспериментирование с водой

Вода окружает малышей с первых дней жизни. В первые годы жизни они пускают резиновых уточек в ванне. К 3-4 годам юным исследователям становятся интересны свойства этого вещества.

Таяние снега у батареи важно для наблюдения «экспериментаторов»

Опыты помогают увидеть, ощутить и понять:

  • Сравнить стаканчик с водой и стаканчик с молоком (вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная).
  • Попробовать воду на вкус (вывод: безвкусная).
  • Положить в стакан с водой сахар, соль, размешать, сделать глоток (вывод: приобретает вкус вещества, растворённого в ней).
  • Добавить в воду краску, размешать (вывод: становится цветной).

Опыты со снегом

Все малыши зимой едят снег. Он белый, чистый, пушистый. Стоит провести с ним простой эксперимент. Набрать в ведёрко, принести в группу, поставить к батарее.

Наблюдение приводит к выводам:

  • Снег тает в тёплом месте, а на улице лежит сугробами (на улице холодно, в группе тепло).
  • Талая вода мутная, с грязным осадком на дне ведра (снег на улице грязный, его есть нельзя).

Выводы, сделанные из самостоятельных наблюдений, формируют жизненный опыт и позицию дошколят.

Игры-эксперименты

Познать окружающий мир легко и ненавязчиво помогут игры:

  • «Веточка в вазе». Срезать веточку с дерева, рассмотреть внимательно, поставить в вазу с водой. Вести наблюдение. Сделать выводы: вода пробуждает жизнь, набухают почки, распускаются листики.
  • «Пенное облако». В чашку с водой капнуть средства для посуды, размешать, подуть в трубочку для коктейля, появятся пузыри и характерный звук. Вывод: при попадании воздуха в мыльную воду образуется пена.
  • «Солнечные зайчики». В солнечный день пускать с малышом зайчиков, объясняя, что солнце – природный источник света.

В ходе игровых экспериментов воспитанники детсада получают практические знания об окружающих предметах, явлениях и процессах. Активизируются процессы мышления и запоминания, возникает потребность анализировать и обобщать. Малыши растут и развиваются.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Портал педагога

Автор: Арзамазова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 9″Родничок»
Населённый пункт: Московская область г.Егорьевск
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе
Дата публикации: 11.11.2018
Раздел: дошкольное образование

оптов и экспериментов

во второй младшей группе

Узнаем, какая вода.

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней

растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна

пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья –

с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатора

(ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход опыта: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в

них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной

из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети

убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай.

Читать еще:  Гера какая она богиня. Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х. Богиня Гера - мифы

Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в

ёмкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики,

добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают,

переливают, сравнивают вес пустого и полного

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней

Игровой материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки,

Ход опыта: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать,

как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают

воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу,

во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают

льдинки и украшают участок.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

Ход опыта: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.

Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей,

он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал

упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает,

что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый

обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим.

Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой

(воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Игры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и

Игровой материал: Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Ход опыта: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны

отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям

подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они

почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед

этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он

попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только

почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец

которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились

пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух;

он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь

выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце,

фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через

Игровой материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как

обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в

коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке

стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и

осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети

убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света –

фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки,

чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает,

в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем

смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного –

фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с

изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных

Ход опыта: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на

листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски

поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как

волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить

оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на

палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить

новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить

определять вес предметов и группировать по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные

предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями,

камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход опыта: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет

взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

• игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена

возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку

понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках,

которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое

ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое — Гена? Взрослый проверяет

предположения детей, рассматривая вместе с ними

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина,

емкость с водой, стакан.

Ход опыта: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они

услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем

взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились.

Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох

листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными

предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Игровой материал: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.

Ход опыта: Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла,

называют их, определяют материалы и складывают предметы в мешочек. Взрослый

предлагает достать детям из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают

вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают

из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические

предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках).

Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с

предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети

выкладывают предметы из разных материалов на

подоконник и проверяют (через 5-10 мин), как изменилась их температура

(стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы

руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные.

Источники:

http://multiurok.ru/files/kartotieka-opytov-ekspierimientov-vo-2-mladshiei-ghruppie.html
http://vospitanie.guru/doshkolniki/eksperimentirovanie-v-mladsej-gruppe
http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35073

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector