Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

Содержание

Работа с музыкально одаренными детьми
методическая разработка по теме

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Предварительный просмотр:

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения — музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения — выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность — безынициативность;

2. креативность, эвристичность — репродуктивность;

3. образность, эмоциональность — рациональность, понятийность;

4. спонтанность — аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

Статьи по теме

Михайлова Елена Александровна

Работает музыкальным руководителем в детском саду, который реализует програм­му по работе с музыкально одарёнными детьми . Свой опыт она представляла на секции «Специфика работы с одарёнными детьми и подростка­ми» IV Международной научно-практиче­ской конференции «Развитие непрерывно­го образования», организованной Красно­ярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева. Увере­ны, что публикуемые основные положения доклада будут интересны читателям.

Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

Художественно-творческие способности являют­ся одним из компонентов общей структуры лично­сти. Их развитие способствует формированию личности воспитанника в целом. Если малыш умеет сравнивать, анализировать, наблюдать, рассуждать, обощать информацию, то, как правило, у него наблюдается высокий интеллектуальный уровень. Такой воспитанник может быть одаренным в разных сферах, в том числе и музыкальной.

Воспитание и развитие одарённых и талантли­вых дошкольников является важнейшим условием формиро­вания творческого потенциала общества. Проана­лизировав психолого-педагогическую и методиче­скую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития способных воспитанников, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с одаренными детьми в детском саду.

Процедуры выявления музыкально одарённых детей в детском саду

Зная своих воспитанников, я без особого труда и специальных процедур могу различить категорию малышей по особенным качествам: кому из них больше нравится солировать в танце, песне, инсценировке. Как правило у них это получается лучше всех остальных.

Но работа с музыкально одарёнными детьми — индивидуальная. Поэтому здесь не обойтись без особых организованных процедур педагогической диагностики. Вначале я приглядываю за дошкольниками, за их поведением, выявляю степень эмоциональной отзывчивости на музыкальные композиции, смотрю как ведут себя воспитанники в незнакомой, новой для них обстановке, затем как они обращаются с новоявленными музыкальными инструментами, как относятся к музыке «живой» и в аудиозаписи.

После выявляю степень развития дина­мического слуха, определяю уровень музыкального мышления.

На заключительной стадии диагностирую музы­кальную память.

Работа с музыкально одарёнными детьми отличается тем, что такие малыши проще перенимают материал, легко справляются с за­даниями. Поэтому, занимаясь с группой воспитанников, я стараюсь выбрать правильную технику работы с ними: чтобы с одной стороны одаренные малыши могли реализовать свои способности, не подавить их стремление к творчеству, а с другой стороны дать возможность остальным воспитанникам также выразиться. В групповой образовательной деятельности даровитые малыши реали­зуются в различных моделях совместной деятель­ности:

  • в танцевальной миниатюре они в ведущей роли — показывают другим малышам движения;
  • в пении — солируют запев песни;
  • в игре-драматизации — играют главное действующее лицо и т. д.
Читать еще:  Когда перечислят гражданскую и военную пенсию за апрель. Как будут выдавать пенсию в апреле. График выплат, повышение в рублях Почему не пришла пенсия за март

Также их творческие возможности и развитые навыки очень нужны при подготовке номеров с участием солистов либо сольных номеров. И хотя на групповом игровом сеансе я уделяю отдельное внимание работе с музыкально одаренными детьми, нередко они чувствуют определённого рода голод, который вы­ражается в необходимости творить что-то ещё, за рам­ками образовательной программы.

Cтудия для музыкально одарённых детей в детском саду

Для работы с музыкально одарёнными детьми я организова­ла музыкальную студию «До-ми-солька». Сопровождение талантливых малышей я провожу с учетом методическх рекомендаций Е.А. Ми­ниной «Музыкальное развитие детей 5-7 лет. Программа предшкольного образова­ния».

Целью курса «Семь нот ведут нас за собой» является развитие у воспитанников интереса и любви к музыке, художественного восприятия, исполнение потребности в творческом самовыражении.

Общие задачи программы преемственны зада­чам, которые предусмотрены «Программой воспи­тания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, реализуемой в нашем комбинате. Однако автор программы «Музыкальное развитие детей 5-7 лет. Программа предшкольного образования» Е.А. Минина включила нестандартные задачи для занятий с музыкально одарёнными детьми в детском саду, та­кие как: развитие творческого потенциала дошкольников, формирование навыков коммуникации (ввиду того, что талантливые малыши очень часто имеют проблемы в общении).

Формы работы с музыкально одарёнными детьми

Музыкальная образователь­ная деятельность — ключевая форма работы с музыкально одаренными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью по 30 минут. По методике проведения она близка к традиционной, применяются сюжетные, типовые и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые конкретной теме):

  • «Музыкальные жанры»;
  • «Какие чувства передаёт музыка?»;
  • «О чём рассказывает музыка?»;
  • «Как рассказывает музыка?»;
  • «Юные музыканты»;
  • «Что узнал — всем расскажи, что умеешь — по­кажи».

Все игровые сеансы объединяются игровым сюжетом, который предполагает ознакомление с музыкой через путешествия. Отдельные занятия предполагают выполнение домашней работы, что способствует сотрудничеству воспитанника со своей семьей.

Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми в детском саду

Проводя игровые сеансы, строю педагогический процесс на вариативной основе, применяю приемы и методики конструктивного сотрудничества с малышами, стараюсь создать атмосферу доверия, искренности, эмоциональной заинтересованности. Музыкальный материал, предлагаемый мной талантливым воспитанникам, не обязательно трудней, но разнообразней и вариативней, и подбираю я его с учётом потенциала и предпочте­ний дошкольников. Содержание работы музыкальной сту­дии не сводится к репе­тициям и простому разучиванию. В работе с музыкально одарёнными детьми, всегда есть место для творчества, импровизации.

Критериями оценки музыкальных способностей в моей работе с талантливыми воспитанниками служат показатели диагностики, подготовленные О.П. Радыновой 1 . Диагностику провожу два раза в год.

Диагностические исследования музыкально одарённых детей в детском саду в 2011-2012 гг. показали, что воспитанники стали более свободней, непринужденней в суждениях о музыке. Они радуются каждой встрече с музыкой, придумывают разные интересные истории. В музыкально-ритмических импровизациях стремятся передать ха­рактер и движение мелодии, придумать какие-то новые движения. Воспитанники учатся сочинять песенки и мелодии у них это не плохо получается. Наблюдая за талантливыми малышами, педагоги и родители подметили, что раньше они пели и танцевали в основном для себя, а сейчас с наслаждением выступают на концертах, участвуют в конкурсных программах, у них уже на­копился исполнительский опыт.

Предметно-развивающая среда музыкально одаренных детей в детском саду

Для работы с музыкально ода­рёнными детьми в наличие имеются все необходимые музыкальные инструменты: металлофоны, дудочки, ксилофоны; наборы шумовых инструментов: маракасы, бубны, ложки, трещотки, рубели, колокольчики, молоточ­ки, коробочки, кастаньеты и др.

Для яркости исполнения номеров использую качественно изготовленные и правильно подобранные костюмы. За последние годы костюмерная комбината значимо пополнилась новыми атрибутами и костюмами для малышей и для взрослых (изготовлены маски и костюмы различных персо­нажей).

Всегда имеются в наличии портреты выдающихся композиторов, яркие тематические иллю­страции, набор картинок с изображением инструментов русского и симфонического народного оркестров, наглядные модели, в т. ч. и в компьютерном варианте.

Для проведения музыкальных гостиных с музыкально одаренными детьми в детском саду я подо­брала и систематизировала материалы по временам года: «Осенняя пора в музыке и картинах», «Волшебные звуки зимы», «О чём поёт весенняя капель?», «Какая музы­ка у лета?». Собрана шикарная аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а также кассеты и диски с записями разноплановой музыки.

Моя работа с музыкально одарёнными детьми предполагает связь с другими специалистами дошкольного учреждения:

  • работа с педагогами по формированию у них педагогической компетенции по вопро­сам музыкальной одарённости воспитанников проводится мной на регулярной основе через всевозможные формы: как традиционные, так и нетрадици­онные (музыкальные гостиные, презентации, мастер-классы);
  • воспитатель по изобразительной деятель­ности обращает внимание на восприятие воспитанником изобразительного искусства, прово­дит интегрированные встречи с музыкальным сопровождением, учит малышей «рисовать музы­ку»;
  • инструктор по физической культуре также вносит свою лепту. Он проводит утреннюю гимнастику под музыку, включает мелодии во время спортивных мероприятий на улице (в тёплую погоду) и в спортзале, использует музыкально-ритмические движения в образовательной деятель­ности;
  • психолог наблюдает за изменениями в эмо­циональных проявлениях музыкально одаренных детей в детском саду в процессе непосредственной образовательной дея­тельности, развлечений и других видов дея­тельности, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоцио­нального мира дошкольников, а также использует мелодичное сопровождение для проведения релаксации;
  • логопед ведёт наблюдение и организует кор­рекционные игровые сеансы для малышей, нуж­дающихся в логопедической помощи, для того, чтобы нарушения в речевой деятельно­сти не препятствовали нормальному разви­тию воспитанников, участию их в праздниках, в театра­лизованной деятельности и т. д.

Презентация опыта работы с музыкально одаренными детьми

Свой опыт работы с музыкально одарёнными детьми представляю педагогам других учреждений и в городской творческой группе по работе с талантливыми дошкольниками, организую творческие встре­чи с представителями других образовательных учреждений города:

  • педагогами и воспитанниками музыкальной школы, му­зыкальным коллективом «Камертайм» г. Зеленогорска, где малыши имеют возможность позна­комиться с «живым» звучанием знакомых им инструментов;
  • творческими коллективами Дворца культуры «Угольщик» (детский танцевальный ансамбль «Непоседы», детский фольклорный ансамбль, которые знакомят дошкольников с русскими народны­ми танцами, песнями и играми);
  • хором ветеранов «Радуга», где воспитанники показали своё мастерство в инсценировании военной песни, а также услышали «живое» хоровое пение.

В детском саду одаренные дети с радостью при­нимают участие в мини-концертах, выступают с номерами на городских педагогиче­ских конференциях, детских городских интеллектуальных играх и городских спартакиадах дошколь­ников, являются участниками конкурсных про­грамм «Поющий Кеша», «Военно-патриотическая песня».

Читать еще:  Какое зрение у собак. Ученые объяснили, почему собаки видят то, чего не видим мы

Одним из условий осуществления индивидуаль­ного подхода к ребёнку является единство требова­ний к нему не только работников сада, но и родителей. Предусматривается тесная взаимосвязь с самыми близкими людьми, с семьёй, поскольку чрезвычайно важно продлить эмоциональный настрой воспитанника, полученный на праздниках и дошкольных мероприятиях.

Работа с музыкально одаренными детьми: взаимодействие с семьёй

Взаимодействие с семьй выстраиваю по следу­ющим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление осуществляется через беседы, анкетирование, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педа­гогических задач:
  • выявить препочтения и интересы родителей;
  • уровень их компетентности в вопросах му­зыкального образования и воспитания дошкольников;
  • семейный опыт, традиции воспита­ния малышей.
  1. Познавательное направление реализуется че­рез консультации, беседы, тематические сооб­щения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.
  2. Наглядно-информационное направление ра­боты с родителями одаренных детей в детском саду реализуется в подборе инфор­мации и оформлении уголка родителя, папок- передвижек. Мамы и папы могут ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания дошкольников в условиях семьи, расширить свои знания о на­родных праздниках, традициях, культуре и быте.
  3. Развлекательное направление нередко пере­секается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоциональ­но-эстетическое обогащение в совместной творче­ской деятельности родителей и одаренных детей в детском саду. Используют­ся такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и воспитанников «Папа, мама, я — поющая семья».
  4. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформ­лении музыкального зала к праздникам, в подготов­ке костюмов, декораций.

Родители способного к творчеству ребёнка должны быть до­статочно информированы, мотивированы для ак­тивной поддержки и реализации задатков и способ­ностей воспитанников. Для этого на разных мероприятиях я организую показ видео­информации для родителей о том, как в ДОУ постав­лена работа по развитию музыкальных способно­стей дошкольников. Подготовила консультации на темы «Одарённый? Одарённый!», «Способности ребён­ка — в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями музыкально одаренных детей в детском саду мотивирую их на по­мощь, на поощрение стараний и достиже­ний малышей, а также на содействие их дальнейшему образованию. Даровитые дошкольники не просто готовы к вспомогательной работе, они нуж­даются в этом, испытывают потребность в реализа­ции своего творческого потенциала.

В ходе беседы многим родителям было предло­жено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей малышей в одном из город­ских учреждений дополнительного образования. Некоторые воспитанники подготовительных групп поступи­ли в танцевальные и вокальные коллективы ДК «Угольщик», музыкальную школу искусств.

Таким образом, анализируя эффективность про­ведённой мною работы с музыкально одаренными детьми в ДОУ, я при­шла к выводу, что система занятий в музыкальной студии позволяет значительно под­нять уровень развития воспитанников, форми­рует у них творческий подход не только к музыкаль­ным, но и другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих уникальных способностях.

1 См. например: О.П. Радынова. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей // Справочник музыкального руководителя. 2012. № 6. С. 4. – Примеч. ред.

Опыт работы с музыкально одарёнными детьми

Конспект выступления «Опыт работы с музыкально одарёнными детьми»

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с музыкально одарёнными детьми»

РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.

Исходя из этого, музыкальный руководитель должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, и родителей.

Я хочу рассказать о своём опыте работы с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Наш детский сад открылся всего два года, и в группы к нам пришли в основном «домашние» дети, которые прежде не посещали детский сад. Наблюдая за поведением детей в новой для них обстановке постепенно были выявлены дети, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании. В старшей группе таких детей было трое — София Д., Ярослава К. и София З.

Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.

Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей. Было отмечено, что все дети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.

Читать еще:  Какие цвета сочетаются с бирюзовым и фиолетовым. Какой цвет сочетается с бирюзовым

На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план работы вокального кружка и поставлена основная цель занятий — формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.

А также выделены задачи работы:

создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;

развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;

помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

работа над сценической пластикой, мимикой.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

– приобрела: зеркала, дидактический материал по распевкам, мультимедиаматериал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;

– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).

Были определены методы достижения поставленных задач:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

Усиление насыщенности звука;

Большая певучесть звука;

Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

4. Тренировка слуха

Слушание музыкальных произведений;

Творческое сочинение мелодий;

5. Техника исполнения мелодии

Применение дирижёрского жеста;

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:

Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.

Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

Креативность и эмоциональность педагога.

Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)

Преемственность в работе с другими специалистами.

Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).

Занятия вокального кружка проводились два раза в неделю по 25 минут. И через четыре месяца была проведена диагностика музыкальных способностей (по методике О.П. Радыновой).

Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.

В прошлом учебном году одна из наших солисток принимала участие в конкурсе «Самоцветики». И, несмотря на то, что мы не заняли призовое место, это был очень хороший опыт и отличная мотивация продолжать заниматься вокалом, чтобы достичь более высоких результатов.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Способности ребенка в Ваших руках» и «Охрана детского голоса».

Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. У одной из солисток Софии Д. мама очень любит петь и с удовольствием поддержала инициативу дочери спеть вместе с ней на празднике в детском саду. Для Софии это было очень сильной мотивацией выступить особенно хорошо. С ними была выучена песня «Мама и дочка» и, несмотря на волнения мамы, дуэту рукоплескал весь зал.

В ходе беседы с родителями Софии им было предложено после окончания детского сада продолжить развитие вокальных способностей девочки в одном из городских учреждений культуры. И сейчас она успешно там занимается.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит — разовьётся это явление природы или угаснет.

Список использованной литературы:

Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»

Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/14/rabota-s-muzykalno-odarennymi-detmi
http://www.resobr.ru/article/59721-qqe-16-m8-organizatsiya-obrazovatelnoy-raboty-s-muzykalno-odarennymi-detmi
http://multiurok.ru/files/opyt-raboty-s-muzykal-no-odarionnymi-diet-mi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector