Орнамент чувашской народной вышивки трофимов. Швы чувашской вышивки

Швы чувашской вышивки

Çаклату тĕрри (Поддевочный шов)

Сначала прокладывалось несколько рядов в шахматном порядке швом «Вперед иголку», параллельные стежки обвивались рабочей нитью.

Çурма хĕрес (Шов через край)

Им обметывали срезы краев изделий, соединяли края двух деталей изделия. Выполняется справа налево или слева направо. Сначала загибали край изделия на 2-3 мм в сторону изнанки ткани и приметывали катушечной нитью в цвет ткани. Закрепляли рабочую нить у края ткани и укладывали ее нитками поверх сгиба ткани через две, три, четыре. нити полотна.

Çивĕт (Косичка)

Это ряд перекрещивающихся наклонных стежков. Выполнялись они слева направо между двумя горизонтальными прямыми шириной в четыре нити ткани. Вышивание шло слева направо. Рабочая нить заправлялась в иглу в 3-4 сложения. От точки 1 отсчитывали вниз по прямой сторону двух квадратов, влево — сторону одного квадрата. Прокладывали длинный стежок по диагонали двух квадратов до точки 2. Иглу переводили на изнанку, делали вертикальный стежок по стороне двух квадратов и выводили налицо через точку 3. Затем прокладывали длинный стежок по диагонали четырех квадратов, и через точку 4 иголку пропускали на изнанку и выводили ее налицо в точке 5. Далее повторяли все сначала.

Узор будет красивым, если вы будете соблюдать следующую пропорцию: расстояние между стежками по горизонтали должно быть в два раза меньше их высоты.

Тваткал тĕрĕ / Мăйраллă тĕрĕ (Мордовский куб)

Вышивался справа налево. Шов представлял собой двухсторонний крест, окаймленный швом «Строчка». Рабочая нить закреплялась в четыре нити ткани по вертикали сверху вниз и слева направо, выполнялся стежок по диагонали четырех квадратов. Игла переводилась налицо, и снова выполнялся стежок в том же направлении по диагонали квадрата. Затем игла опускалась в первоначальную точку. Стежок по изнаночной стороне и стежок по лицевой стороне повторяли. После этого по изнанке справа налево вели горизонтальный стежок по стороне двух квадратов, такой же стежок выполняли в обратном направлении. Далее дважды выполнялся стежок по второй диагонали по лицевой и изнаночным сторонам. Затем дважды выполнялся вертикальный стежок по стороне двух квадратов с левой стороны. Получали крестик и два взаимно перпендикулярных стежка с лицевой и изнаночной сторон. Так шло вышивание до конца.

При вышивке в обратном направлении стежками закрывалась нижняя горизонтальная строчка швами «Строчка» или «Роспись».

Туртмалла (Продежка)

Это цветная ника, продернутая через ткань. Сначала выдергивалась из ткани одна нить. Затем концы двух расположенных рядом нитей связывались узелком. В полученную петлю пропускалась цветная нить (количество нитей в ней зависело от толщины нитки ткани). На другой стороне ткани концы двух рядов расположенных нитей вытягивались из ткани, вместе с ними продергивалась и цветная нитка.

Тÿрĕ хантăс (Прямая стежка)

Шов выполнялся двумя рядами одновременно. На лицевой стороне образовывались две параллельные линии стежков, по виду напоминающие шов «Строчка», на изнаночной стороне — шов «Зигзаг».

Вышивали слева направо. Рабочая нить закреплялась в четыре нити по горизонтали, т.е. по стороне двух квадратов. Игла шла вниз, а затем на лицевую сторону в другой конец диагонали квадрата. Далее прокладывался горизонтальный стежок по стороне двух квадратов.

Затем игла переводилась на лицевую сторону, делался стежок по диагонали квадрата снизу вверх и справа налево. Далее стежки повторяются.

Чăрмалла (Счетная прямая гладь, прямой гладьевый шов)

Представляет собой стежки, параллельные нитям основы или утка. Каждый стежок выполнялся через одну нить ткани. Вертикально закреплялась рабочая нить по стороне двух квадратов, иголку опускали наизнанку, выполнялся стежок с уклоном в одну нитку ткани, игла выводилась на лицевую сторону, прикладывался второй стежок такой же высоты.

На лицевой стороне работы образовывались вертикальные стежки одинаковой длины с промежутками в одну нитку. Этими стежками изображали не только прямые полосы, но и зигзагообразные геометрические фигуры.

Чĕнтĕр (Козлик, бархатный шов)

Составлялся из перекрещивающихся наклонных стежков. Шов выполнялся слева направо между двумя параллельными линиями шириной в два раза больше расстояния между стежками.

По диагонали четырех квадратов закреплялась нить. На изнаночной стороне шел стежок вверх. На лицевой стороне делался длинный стежок по диагонали четырех квадратов слева направо и сверху вниз.В точке 4 иглу выводили наизнанку, выполняли стежок по горизонтали влево по стороне двух квадратов. Выводили иглу в точку 2 или 5 (они совпадают).

Далее выполнялся стежок по диагонали восьми квадратов снизу вверх и слева направо, затем стежок влево по горизонтали влево по стороне двух квадратов по изнаночной стороне. Иголка выводится в точке 1 или 7 (они совпадают). Шов повторяется до конца ряда.

Читать еще:  Не вредный шампунь. Самые вредные компоненты в шампунях. Только не это! Каким компонентам в шампуне не место

На изнаночной стороне работы получался двойной ряд горизонтальных стежков с равными промежутками.

Если с изнанночной стороны по шву еще раз прошить этот же шов, то получится двойной шов «Икĕ питлĕ чĕнтĕр» (Двухслойный козлик).

Чĕп куçĕ (Выкалывание)

Это вышитые стежки от центра геометрических фигур с дырочкой в середине. Для выполнения шва брали четное количество нитей ткани, в этом случае дырочка получалась точно в центре квадрата, ромба.

Закреплялась рабочая нить от центра к краю. По изнаночной стороне выполняли стежок, пропускалась игла через центр фигуры. И так стежки выполнялись по кругу до полного заполнения.

Чĕпчĕрке (По сгибу ткани)

Особый вид обметки срезов горловины и середина переда. Рабочая нить закреплялась на двух нитях ткани снизу вверх. Иголка переводилась на изнаночную сторону, выполнялся стежок по диагонали квадрата и в точке 3 иголку переводили на лицевую сторону, далее выполнялся стежок вертикально вверх по стороне квадрата. Переводя иглу наизнанку, выполняли стежок по диагонали квадрата. Далее оба вертикальных стежка захватывались иглой слева направо, рабочая нитка протягивалась по ними. Игла прокладывала ткань в точке 6 при переходе на изнаночную сторону.

Снова прокладывается стежок по диагонали квадрата. Шов повторяется.

Хантăс (Косая стежка по уклону)

Шов применяется для выполнения внутренней части контура. Рабочая нить закреплялась по диагонали двух квадратов снизу вверх или справа налево, или слева направо. По изнаночной стороне стежок откладывался по стороне получаются длинные стежки с наклоном вправо или влево, а на изнаночной — вертикальные или горизонтальные ряды, напоминающие шов «Строчка».

Разновидность. является шов «Хантăслă шывлам», где рабочая нить заправляется по диагонали четырех квадратов.

Хăю (Стебельчатый шов. Веревочка)

Представляет собой ровную линию из косых стежков. Вышивание начиналось с закрепления рабочей нити по стороне квадрата в четыре, шесть. нитей ткани. Это первый стежок. На изнаночной стороне ткани игла с рабочей нитью выводилась на середине предыдущего стежка с левой его стороны. На лицевой стороне стежки лежат слева направо.

Менять направление нити нельзя, т.к. нарушается красота шва. Хăю можно выполнять по любой кривой.

Если с изнаночной стороны по следу проложенного ряда еще раз вышивался стебельчатый шов, получался двухслойный шов. «Икĕ питлĕ хăю».

Чувашский орнамент: особенности, символы и значения

Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.

Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.

Символика чувашских орнаментов

Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».

Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.

Особенности вышивки

Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.

Вышивка в народной чувашской одежде

В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.

Читать еще:  Как ухаживать за наращенными ресницами

Чувашский орнамент в современном мире

Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.

Клуб чувашской вышивки и ремёсел

Информация

Описание: Чувашская вышивка славится обилием швов и своим самобытным духом.

Группа для всех, кто любит чувашскую вышивку и хочет совершенствовать свои навыки в этом направлении

Клуб чувашской вышивки и ремёсел был учреждён в 2015-м году при ПМК Спутник. Основная цель работы клуба — воссоздание старинных образцов, обучение азам народных чувашских ремёсел — вышивке, ткачеству, плетению поясов, вязанию крючком, узорному украшению ткани лоскутом.

55 записей

В свет вышло первое издание по традиционному лоскутному шитью в России!
Лоскутное шитье как вид народного творчества имеет свою историю и традиции. Разнообразные текстильные конструкции из кусочков ткани явились основой для Показать полностью… создания самобытных изделий.
Книга Елены Колчиной «Лоскутное шитье: история и традиции» содержит информацию о хранящихся в фондах Российского этнографического музея текстильных памятниках, изготовленных в технике лоскутного шитья. Удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские свивальники, белорусские кисеты, финские одеяла, азербайджанские коврики, таджикские дастарханы, хакасские пологи, якутские черпаки, нанайские ковры — это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося на огромных пространствах от Восточной Европы до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа.
Издание впервые раскрывает тему традиционного лоскутного творчества народов России, представляя около 100 лоскутных изделий, изготовленных и бытовавших в народной среде. В тексте характеризуются основные материалы и техники исторического лоскута.
Колчина Елена Викторовна — этнограф, зав. отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).
Книга доступна для заказа в интернет-магазине издательства:
https://boslen.ru/loskutnoe-shite-istoriya-i-geografi..

Сегодня, 9 октября, день рождения моей любимой бабушки — Степаниды Филипповны Платовой, которой исполнилось бы 84 года
Воспоминания о ней записаны мной в рассказе «Сабани», в книжке «Быть Добру!», которая была издана мной в прошлом году. Показать полностью…

Степанида Филипповна Платова(Филиппова) или просто бабушка Стеша, а по — чувашски Сабани, — это моя родная бабушка, мама моей мамы. Бабушка Стеша родилась 9 октября 1935 года в деревне Тиньговатово Цивильского района Чувашской Республики. В Великую Отечественную Войну ее отец и мой прадед Филипп Филиппов пропал безвести. На руках моей прабабки осталось пять несовершеннолетних детей : Степанида, Аверкий, Николай, Алевтина и Петр.
В восемнадцатилетнем возрасте Степанида вышла замуж за Леонида Николаевича Платова, молодого и красивого плотника.
А познакомились они так.
В одном из санаториев Чувашской Республики родной дядька Степаниды был фельдшером; туда он и помог устроиться на работу своей молодой племяннице. Как вспоминала потом наша родственница, помнившая бабушку Стешу в молодости, что у Степаниды были длинные косы и она была очень хороша. В этом же санатории работали и родители Леонида, ее будущего мужа. Как именно произошло знакомство молодых, семейная история сведений не сохранила. Но мы знаем, что в 1955 году родился их первенец — Виталий. Через два года на свет появилась моя мама Лидия. И так с разницей в возрасте в два года появились и следующие их дети — Александр, Лариса, Сергей и Андрей. За 13 лет брака Сабани родила шестерых детей.
Леонид и Стеша поставили избу в деревне Сергеевка и жили там через речку напротив своих родителей.
Я очень хорошо помню эту деревню и широкую речку посреди нее. Кстати, в этой речке в детстве моя мама чуть не утонула. Чудом ее вытащили из воды за длинные косы. Через речку был узкий деревянный мост, и мне в детстве было очень страшно проходить по нему на другой берег. Помню, что в доме моей прабабушки Маши, мамы деда Леонида, было много фикусов, вышитых салфеточек и приятно пахло клубничным вареньем, было очень уютно.
Такие вот остались у меня воспоминания о деревне Сергеевка.
Не одну избу срубил дед мой в этой и соседних деревнях, это был его заработок. Дед был мастером своего дела и его охотно приглашали на эту работу. Правда, и выпить дед тоже был мастер. Сабани же работала в местной деревенской школе, давала звонки, убирала помещения. Так и жили до 1966 года.
15 ноября 1966 года, в возрасте 33 лет, имея жену и шестерых малолетних детей, дед мой добровольно ушел из жизни.
Еще через пару лет у Сабани сгорел дом, где она жила со своими детьми. Однажды поехала она в Чебоксары на рынок, продавать мясо, а дети остались дома. Младшие мальчишки в подполе подожгли вату, дом и вспыхнул, еле успели выскочить. Маме моей было лет тринадцать в то время, она училась в школе. А дом сгорел в августе, во время летних каникул. Она была дома, всех и вытащила через окно. Из вещей только швейную машинку и радиоприемник успели схватить, все остальное имущество сгорело. Всех детей у Степаниды забрали органы опеки и поместили по возрасту кого в интернат, кого в детский дом.
Позже бабушка Стеша вышла замуж во второй раз. Взял ее к себе жить дед Михаил, но я помню его только лишь как деда Михалы, так его всегда все звали.
У деда тоже были дети от первого брака — две дочки Елена и Наталья. Моя бабушка и ее дети говорили по-русски и чувашского почти не знали, а дед Михалы и его дочки по-русски почти ничего не могли сказать. Но вскоре эта проблема разрешилась, так как постепенно и русский язык и чувашский всем стали понятны. В их большой семье родился еще один ребенок. И так на двоих у деда и бабушки было девять детей.
Дед Михалы, так же как и мой родной дед, страдал пристрастием к выпивке. И все мое детство я видела его именно веселым и нетрезвым. В связи с этим обстоятельством вспомнается один смешной случай.
Как-то летом, когда я отдыхала у них на каникулах, бабушка отправила нас с дедом в лес за орехами, при этом загадочно и поспешно шепнув мне на ухо:«Идите с дедом в лес и подольше с ним там походите, а я за вами собаку гнать буду!». Всю дорогу я со страхом оглядывалась назад и ждала бегущего за нами пса. Я совершенно не понимала причины, по которой бабушка собиралась отправить за нами собаку. И единственное предположение которое мне пришло тогда на ум, было такое : если вдруг дед с похмелья потеряет нас с сестренкой в лесу или сам заблудится, то собака нас непременно спасет и приведет домой. От таких мыслей было очень грустно и тревожно. И когда мы с дедом заходили все дальше и дальше в лес, то мне было очень страшно и хотелось плакать. Дед Михалы успокаивал меня, говорил что он этот лес знает как свои пять пальцев и что мне совершенно нечего беспокоиться. Про собаку я , конечно же, ничего не смела ему сказать. Наконец, набрав полные мешки и корзины орехов, мы вернулись домой. У меня же было такое чувство, что мы вот-вот должны были умереть, но чудом вернулись домой целыми и невредимыми! И первый вопрос который я задала бабушке, войдя в дом был такой: «Бабушка почему же не было собаки, ты же говорила, что будешь гнать ее за нами?!». Баба Стеша некоторое время смотрела на меня с удивлением, потом улыбнулась и сказала:
« Миленькая, да не собаку вовсе я собиралась за вами гнать, а самогонку. Пока вы с дедом в лесу были я самогону нагнала и прибрала подальше от его глаз». Впрочем, помниться, что я тогда не очень-то поняла о чем это она, но на сердце как-то все равно полегчало.
Вообще, баба Стеша всегда была за работой. Никогда я не видела ее праздно гуляющей по деревне или сидящей по чужим избам. Бабушка то на ферме трудилась, то пряжу пряла да вязала, то в огороде она, то на сенокосе. А еще нас, внуков, постоянно к ней привозили. Нас с сестренкой из Ленинграда только на лето отправляли, а остальные двенадцать внуков жили там же в Чувашии и бывали у бабушки гораздо чаще.
Забирать нас с сестрой на самолете из Ленинграда в Чебоксары часто отправляли деда. И уже задолго до нашего приезда вся деревня знала, что Михалы едет в Ленинград. Это было для деда почетным и ответственным мероприятием, к которому он, наверное, готовился заранее, так как приезжал всегда бритым, чистым, аккуратно одетым и абсолютно трезвым. Мои родители всегда возили его по городу, показывая разные достопримечательности, что ему всегда очень нравилось. Ведь в деревне Полевые Хачики Моргаушского района Чувашской АССР не увидишь таких дворцов, да фонтанов, да всяких красот, как в Ленинграде. Но как только мы приезжали в деревню, внешний облик дедушки тут же менялся. Он возвращался к своему привычному образу жизни и мы с сестрой очень жалели, что никто в деревне не знает, какой же дед Михалы хороший когда не пьет. Но дед, правда, был добрый, даже когда выпивший. Никогда никого не обижал, а приходя домой, громко пел чувашские песни лежа за печкой. Мы, дети, дразнили его и смеялись над ним, изображая как он забавно поет. Дед не обращал на нас никакого внимания, полностью погружаясь в свое творчество.
Умер дед Михалы зимой под Новый год. Похоронили его на кладбище в Сергеевке, где покоятся все наши родственники. Бабушка Стеша умерла три года назад, пережив своего супруга на пятнадцать лет.

Читать еще:  Сочинения по русскому языку и литературе. Литературные аргументы: проблема дружбы. Проблемы истинной дружбы

Источники:

http://nasledie.nbchr.ru/culture/hozyaistvo/vyshivka/shvy/
http://www.syl.ru/article/332296/chuvashskiy-ornament-osobennosti-simvolyi-i-znacheniya
http://vk.com/chuvashskaya_vyshivka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector