Основные этапы жизни человека и их цели и задачи. Стадии человеческой жизни

Содержание

Основные этапы жизни человека: их цели и задачи

Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.

1. Первый год жизни (младенчество)

Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.

Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.

Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.

2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)

Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.

Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.

3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)

Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.

Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.

Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.

4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)

Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.

Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.

5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)

Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.

Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.

6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)

Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!

Читать еще:  Срс виды раскладки салфеток для сервировки стола. Мастер-класс способы складывания салфеток". Как быстро сложить бумажные салфетки

Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.

7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)

Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.

8. Зрелость

Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.

Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

Читать еще:  Благовещение в Великую субботу: особенности дня. Благовещение на страстной

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Стадии жизни и их характеристики

На первой стадии (младенчество) краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия, дающего, по мнению других исследователей, уверенность в жизни. Появившийся на свет младенец оказывается во власти биологических потребностей, удовлетворить которые могут только взрослые. Характер отношений с этими взрослыми влияет на степень доверия, которое младенец испытывает к другим людям и миру вообще. Причину первого психологического кризиса Эриксон в первую очередь связывает с качеством материнского ухода за ребенком. Ненадежность, несостоятельность такого ухода, отвергание матерью ребенка способствует формированию психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Эти установки экстраполируются на более поздних стадиях развития на весь мир. Чувство недоверия, по Э. Эриксону, может усиливаться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром внимания (возвращение к прерванной работе, рождение следующего ребенка).

Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для дальнейшего развития личности, давая возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он будет неизбежно переживать на протяжении следующих стадий развития. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения кризиса «доверие-недоверие», Э. Эриксон обозначает термином «надежда». Это первое положительное качество «ego», поддерживающее убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства ((у взрослого оно может составлять основу веры в соответствии с какой-либо формой официальной религии).

Приобретенное чувство доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. До наступления этой стадии дети полностью зависят от заботящихся о них людей. На этой стадии они начинают исследовать окружающее пространство и взаимодействовать с ним более независимо и все хотят делать сами («Я сам»). С точки зрения Э. Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Но автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Э. Эриксон подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в потенциально опасных сферах жизни. Родители должны удерживать все возрастающую способность ребенка действовать в пределах определенных «степеней свободы».

Переживание стыда рассматривается Э. Эриксоном как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешают развивать свою свободу и автономию. Стыд может появиться, если родители раздраженно и настойчиво делают за детей то, что они сами могут сделать, либо наоборот, когда родители ожидают, что ребенок сделает то, чего он еще не в состоянии сделать сам. У них появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

При успешном разрешении конфликта формируется сила воли, которая, по Эриксону, означает постоянное осуществление свободы выбора, также как и самоограничения, невзирая на неизбежное переживание чувства стыда, сомнений и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует, т.е. желание действовать в соответствии с ожиданиями.

Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, который Эриксон назвал «возрастом игры». Наступает время, когда ребенок начинает активно исследовать и вторгаться во все, что его окружает. Вопрос в том, будет ли он испытывать чувство вины на предпринятые по собственной инициативе действия или будет чувствовать себя вправе самостоятельно планировать и контролировать свои занятия? Именно здесь берет начало целеустремленность, проявляющаяся в силе намерения – способность преследовать личностно значимые цели несмотря на риск и возможные неудачи. Дети на этой стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно, либо чрезмерно наказывающие детей. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

Степень инициативности, приобретаемой на этой стадии, Эриксон увязывает с экономической системой общества. Потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем, его самодостаточность существенно зависят от его способности разрешить кризис этой фазы.

Социальный контекст, в котором преодолеваются первые три кризиса, ограничиваются домашней обстановкой и ближайшим семейным окружением. На четвертой стадии в той или иной мере начинается обязательное обучение в школе. Этот период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Главным делом становится успешное выполнение заданий и и овладение навыками, которые наиболее ценятся учителями и окружающими. У детей развивается трудолюбие, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, «что из чего получается и как оно действует».

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Это случается, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, что может отбить у них желание учиться дальше, либо если они обнаруживают, что их пол, национальность, социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний определяют их личную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Читать еще:  Собака из полимерной глины. Лепим собачку из пластилина, глины или мастики. Применяем полимерную глину и пластилин

Чувство компетентности ребенка на этой стадии очень зависят от школьной успеваемости. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия: воспринимая школьные достижения или работу как единственный критерий для суждения об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Истинное же трудолюбие означает не просто стремление стать хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных или общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Центральным звеном в схеме Эриксона является стадия, на которой юноши и девушки активно синтезируют свой социальный опыт, чтобы обрести чувство личной идентичности. В определении идентичности можно выделить три стадии: 1) молодые люди должны воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», т.е. у индивида должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим; 2) значимые для них люди тоже должны видеть их тождественность и целостность, т.е. юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми; 3) молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются, их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к кризису идентичности, или ролевому смешению. Этот кризис чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Молодой человек начинает ощущать свою неприспособленность, отчужденность, что может повернуть его в сторону «негативной» идентичности, противоположной предлагаемой им родителями, сверстниками.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса идентичности в период юности – верность. Эриксон использует термин «верность» в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей».

Развитие человека продолжается всю жизнь. Однако, согласно теории Эриксона, прохождение приходящихся на взрослость стадий напрямую зависит от той идентичности, что сложилась в годы юности.

Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В период ранней взрослости человек должен быть готов к соединению своей идентичности с идентичностью другого человека. На одном полюсе здесь находится интимность, на противоположном – изоляция. Под интимностью прежде всего имеется ввиду то чувство, которое мы испытываем к супругу, друзьям, родителям, братьям и сестрам и другим родственникам. В интимности Эриксон видит нечто большее, чем сексуальная близость, она включает эмпатию и открытость между друзьями, или, в более широком смысле, способность «вверять себя кому-то».

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из этого кризиса – любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон добавляет способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок и отречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Основной проблемой стадии, приходящейся на средние годы жизни является выбор между генеративностью и стагнацией. Генеративность проявляется в заботе человека о благополучии следующих поколений. Генеративность находит свое выражение в заботе о других, принимающей различные формы: родительство, обучение, наставничество и т.д.Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение и является психологической противоположностью безразличию и апатии. Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести вклад в жизнь будущих поколений.

В случае, если человеку не удается стать генеративным, он постепенно переходит в состояние поглощенности собой, функционирование личности как деятельно члена общества прекращается и жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд.

В пожилом возрасте основной конфликт происходит между целостностью, т. е. эго-интеграцией (позитивная сила), и отчаянием (негативная сила). Задача — пройти этот этап и закончить жизнь с преобладани­ем эго-интеграции, чувства цельности. Достижение этого — залог благополучной старости. Тем не менее, как и на предыдущих эта­пах, человек не застрахован от кризиса, который является результа­том неизбежных биологических, психологических и социальных воздействий.

— жизнь имеет цель и дает чувства;

— то, что происходило, было неизбежным, и могло произойти толь­ко тогда и там, когда и где это произошло;

— убеждение, что весь жизненный опыт имеет ценность. Опыт при­обретается с каждым произошедшим событием. Оглядываясь на­зад, человек видит, как он вырос психологически, преодолевая все взлеты и падения, удачи и неуспех, благополучные и кризисные периоды;

— оценка человеком своих родителей в новом свете и получение возможности лучше понять их, так как он прошел через свою соб­ственную зрелость, вырастил своих собственных детей.

Кризис последней, восьмой, стадии знаменует со­бой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения чело­века, переживающего кризис. По Эриксону, наиболее важным яв­ляется то, как данный кризис будет преодолен. Таким образом, за­дача поздней зрелости — оценка прожитой жизни, переосмысление ее, принятие ее такой, какая она есть, достижение чувства полноты и полезности прожитого. По мнению Эриксона, основная задача раз­вития на этой стадии — достижение целостности, осознание и при­нятие прожитой жизни и людей, с которыми она проходила, как внутренне необходимой и единственной возможности. Целостность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собствен­ной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями. В против­ном случае неизбежно отчаяние, горечь по поводу неправильны про­житой жизни, невозможности начать все сначала. Поэтому основ­ная проблема пожилого возраста — это понимание и принятие по­жилым и старым человеком своего «Я» во всех его проявлениях.

Неудачная эго-интеграция выражается в страхе смерти, который является наиболее ярким симптомом отчаяния, когда человек чув­ствует, что уже слишком поздно что-то изменить в прошлом и пы­таться повернуть время вспять, чтобы исправить ошибки или сде­лать то, что не сделано. Жизнь — не репетиция, каждому предостав­ляется лишь один шанс. В отношении приспособления к старению Эриксон считал, что человек должен пересмотреть свое прошлое, все вспомнить и научиться с ним жить, поддерживать контакты с обществом и признать конечность жизни.

Необходимо отметить, что применительно к возрастным кризисам, или кризисам развития решающее значение имеет задача развития личности, человеку необходимо освободиться от всего, что фактически ему больше не соответствует, успешно разрешить внутренние противоречия и конфликты, свойственные данному возрастному кризису, чтобы его «Я» становилось все более очевидным и действенным.

Источники:

http://bbf.ru/magazine/26/5918/
http://fb.ru/article/240244/vozrastnyie-periodyi-jizni-cheloveka
http://studopedia.ru/13_95050_stadii-zhizni-i-ih-harakteristiki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector