От чего умерла фаина раневская. Некролог фаине раневской

Фаина Раневская. Умерла от отвращения

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино. Современными журналистами часто именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана»[1][2]. В сознании российского общества Раневскую, наверное, чаще всего связывают со множеством её изречений, большинство из которых стали крылатыми[1].

Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“»»[3].

Зрители и режиссёры заприметили актрису уже после её первой роли в кино — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934)[4]. В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался»[5]. Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей: она была, помимо многих прочих, вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

Почти четверть века Фаина Георгиевна проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).

Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году)[6][7].

Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии[8].

В родном Таганроге её именем названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.

В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века[9].

Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году Раневская уехала в Москву. Она жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, впервые встретилась с В. И. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[17].

Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения Раневской отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (напр., в виде присутствия «сниженной» лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Актриса любила читать Пушкина. По её воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».[17]

В кино она дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939—1941 гг. — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии[18]. Член Союза кинематографистов СССР.

Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна, и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако все-таки её не пропустили. Роль получила Серафима Бирман. Раневская объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: у Бирман в этом пункте стояло «молдаванка»[19]

Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (запись датирована 14 января 1948 года).

Раневская принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

Незадолго до смерти Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».

Задача данной статьи — выяснить причину ухода из жизни «одной из величайших русских актрис XX века», «королевы второго плана» ФАИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ РАНЕВСКОЙ по её коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно «Логикология — о судьбе человека». http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения.

21 27 39 68 73 86 87 101 122 123 137 151 161 165 175 192 217 223 226 240 241
Ф Е Л Ь Д М А Н Ф А Н Н И Г И Р Ш Е В Н А
241 220 214 202 173 168 155 154 140 119 118 104 90 80 76 66 49 24 18 15 1

21 22 36 50 60 64 74 91 116 122 125 139 140 161 167 179 208 213 226 227 241
Ф А Н Н И Г И Р Ш Е В Н А Ф Е Л Ь Д М А Н
241 220 219 205 191 181 177 167 150 125 119 116 102 101 80 74 62 33 28 15 14

ФАННИ ГИРШЕВНА ФЕЛЬДМАН = 241 = 74-ИНФАРК т + 167-ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ.

167 — 74 = 93 = ИНФАРКТ.

241 = 123-ПНЕВМОНИЯ, КАТАСТРОФА + 118-ОТЁК ЛЁГКИХ.

Для того, чтобы разобраться, о чём идёт речь, рассмотрим следующую таблицу:

Читать еще:  Чем отличается русское золото от турецкого. Турецкое золото. Отличие турецкого металла от российского

12 19 23 34 44 66 69 84 102 118 119 131 137 151 161 167 177 191 212 213 230 241
Л Ё Г К И Х В О С П А Л Е Н И Е + И Н Ф А Р К.
241 229 222 218 207 197 175 172 157 139 123 122 110 104 90 80 74 64 50 29 28 11

Мы наглядно видим чёткое следование цепочек одинаковых цифр друг за другом:

50 — 64 — 74; 80 — 90 — 104; 118 — 119; 122 — 123; 137 — 151 — 161; 167 — 177

То есть визуально убеждаемся в правильности медицинского заключения: «Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии[8]».

Пневмония — Википедия
ru.wikipedia.org›Пневмония
Пневмония (др.-греч. ), воспаление лёгких — воспаление лёгочной ткани, как правило, инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол (развитием в них воспалительной экссудации).

oteki-stop.ru›otek-legkih-pri-pnevmonii/
Отёк лёгких при пневмонии – крайне опасное осложнение. Отёк вполне может спровоцировать смерть. . Отёчность появляется из-за нарушения циркуляции крови конкретно в малом круге кровообращения.

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

91 = ПНЕВМОНИ я
_____________________________
167 = ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ

123 = ПНЕВМОНИЯ
_____________________________
119 = ЛЁГКИХ ВОСПА ление

AstroMeridian.ru›medicina/otek_legkih.html
Смерть при отёке лёгких наступает от асфиксии. Иногда весь приступ, заканчивающийся смертью больного, продолжается несколько минут (молниеносная форма).

Проверим это утверждение следующим образом:

181-ГИРШЕВНА ФЕЛЬДМАН — 60-ФАННИ = 121 = АСФИКСИЯ.

161-ФЕЛЬДМАН ФАННИ — 80-ГИРШЕВНА = 81.

140-ФАННИ ГИРШЕВНА — 101-ФЕЛЬДМАН = 39.

81 + 39 = 120 = . СФИКСИЯ = КОНЕЦ ЖИЗНИ.

241 = 121-АСФИКСИЯ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 19.07.1984. Это = 19 + 07 + 19 + 84 = 129.

129 = ГИБЕЛЬ ЛЁГКИХ = 118-ОТЁК ЛЁГКИХ + 11-К онец жизни .

241 = 129 + 112-КОНЧЕНА ЖИЗ нь .

241 = 155-КОНЧЕНА ЖИЗНЬ + 86-УМИРАЕТ.

Код ДНЯ СМЕРТИ = 149-ДЕВЯТНАДЦАТОЕ + 85-ИЮЛЯ = 234.

234 = 143-СКОНЧАЛАСЬ + 91-ПНЕВМОНИ я .

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 234-ДЕВЯТНАДЦАТОЕ ИЮЛЯ + 103- 19 + 84 -( код ГОДА СМЕРТИ ) = 337.

337 = 143-СКОНЧАЛАСЬ + 194-БАКТЕРИАЛЬНАЯ ПНЕВ мония .

337 = 278-БАКТЕРИАЛЬНАЯ ПНЕВМОНИЯ + 59-МЕРТВА.

337 — 241-( код ПОЛНОГО ИМЕНИ ) = 96 = ОТЁК ЛЁГКИ х , ЗАДЫХАНИЕ.

ЗАДЫХАНИЕ — Толковый словарь Ушакова
dic.academic.ru›dic.nsf/ushakov/804550
ЗАДЫХАНИЕ, задыхания, ср. (мед.). Состояние удушья.

В тоже время мы помним про слово АСФИКСИЯ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 164-ВОСЕМЬДЕСЯТ + 66-СЕМЬ = 230.

230 = 63-ГИБЕЛЬ + 167-ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ.

Смотрим столбец в нижней таблице:

91 = УМИРАНИЕ
__________________________________________________________
167 = ВОСЕМЬДЕСЯТ В осьмой = ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ

Где похоронена Фаина Раневская? Раневская Фаина Георгиевна: годы жизни, биография, личная жизнь, творчество

Великие актеры навсегда остаются в памяти поколений благодаря своему гениальному мастерству и таланту. Именно такой великой и легендарной, а также очень острой на словцо запомнили зрители Фаину Раневскую – народную артистку театра и кино СССР. Какой была жизнь «королевы эпизода» — одной из самых загадочных женщин XX века, и где похоронена Фаина Раневская? Подробности в данной статье.

Благополучное еврейское детство

Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника. », — у меня ничего не получается.

Биография и личная жизнь Раневской Фаины Георгиевны была насыщена множеством событий. Родилась, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман в семье богатого еврея в Таганроге в 1896 году.

У них был собственный дом, а кроме Фанни у Фельдманов родилось еще трое детей – три брата (один из которых умер еще младенцем) и сестра Белла. Семья Фельдманов была патриархальной. Мать Фанни занималась только воспитанием детей, а отец содержал фабрику, торговал нефтяным сырьем, имел магазин, много недвижимости и даже приобрел в собственность пароход.

Однако, будущая актриса не чувствовала себя счастливой в детские годы, так как страдала от заикания. Фанни была скромной, застенчивой и очень одинокой девочкой. Настолько, что попросила перевести себя из школы для девочек на домашнее обучение, так как очень страдала в обществе своих более здоровых сверстниц.

Домашнее обучение скоро дало свои первые плоды, и Фанни, не любившая учиться, получила отличное образование: она научилась петь, играть на фортепиано, знала несколько иностранных языков и даже стала запоем читать про себя и вслух, полностью забывая о своем речевом дефекте.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

В возрасте 10 лет Фанни вдруг обратила внимание на кинематограф и театр. Самый большой отпечаток на судьбу будущей легенды театральной сцены наложил увиденный в этом возрасте спектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Фанни сразу решила для себя стать актрисой.

Причем именно театральной, так как это искусство захватило полностью юную девушку.

Это интересно! Даже впоследствии, будучи уже немолодой и достаточно известной актрисой, Фаина Раневская говорила о своих работах в кино с некоторым презрением: «Деньги кончились, а позор остался». Однако, массовый зритель помнит именно ее яркие эпизодические кинороли, например, в фильме «Подкидыш», где Фаина сыграла очень эксцентричную мамашу.

После того как Фанни определилась с профессией, она успешно сдала экзамены экстерном и начала заниматься в театральной студии. Семейство Фельдманов встретило эту новость сухо, если не сказать враждебно. Именно поэтому Фанни в 1915 году уехала покорять театральную Москву.

Как родился псевдоним известной актрисы?

Отец, Гирш Хаимович Фельдман, долго не общался с Фанни после отъезда и полностью лишил ее материальной помощи. Более мягкосердечной была мать, Милка Рафаиловна, которая дала дочери на первое время немного денег. На них она сняла комнату и стала пробиваться в тяжелой профессии актрисы, обивая пороги известных театральных подмосток.

Но Фанни Фельдман нигде не замечали…

Взять псевдоним молодая девушка решила после того, как однажды, выйдя с почты вместе с другом, она попала под сильный порыв ветра, который вырвал из ее рук крохотную сумму денег, присланных мамой. Фанни только мрачно посмотрела им вслед и сказала: «Надо же, быстро деньги улетают». На что ее друг заметил, что она настоящая Раневская из чеховской пьесы. Фанни усмехнулась и согласилась с тем, что они во многом похожи.

С тех пор на свет родилась Фаина Георгиевна Раневская – будущая звезда театра и кино.

Театральные успехи

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

После приезда Москву Фаина оказалась не у дел – ее не взяли ни в одно театральное училище. Выход был только один – ходить в частную театральную школу, но на это у юной революционерки и бунтарки не было денег. Не дала пропасть будущей талантливой «королеве эпизода» артистка Гельцер. Она увидела пробы Фаины и устроила ее в Малаховский летний театр, который расположился в Подмосковье.

В это время Фаина вращалась в кругах известной богемной молодежи. Она была знакома с Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой и даже Маяковским. Все они уже были очень известными, и почти легендарными личностями. Фаину окружали уже тогда великие актеры: ее первая безответная любовь – Василий Качалов, Садовская, Петипа и Певцова.

Читать еще:  Коляски 3 в 1 что туда входит

Фаина следила за ними, перенимала мастерство, играя в массовках и мечтая о главных ролях.

После закрытия летнего театрального сезона, Фаина работала в разных городах:

На этих подмостках Раневскую уже начали замечать и, наконец, оценили по достоинству, предложив ей место в столичном «Театре актера». С родителями же Фаина окончательно потеряла связь в 1917 году, когда они эмигрировали.

Известные театральные роли

Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

Самой первой театральной ролью Раневской стала Маргарита в спектакле «Роман». Наиболее известны для ценителей театрального искусства ее роли в следующих спектаклях:

  1. «Вишневый сад» — роль Шарлотты.
  2. «Патетическая соната». Этот спектакль Фаина отыграла уже в Камерном театре, отличившись в одной из главных ролей.
  3. «Васса Железнова» — один из самых удачных опытов Раневской уже в Театре имени Моссовета. В этом спектакле Фаина также играет главную роль, привнося в сценарий режиссера свои задумки. Уже тогда, в 50-х годах меткие цитаты Фаины Раневской прославили талантливую артистку.
  4. В Моссовете Раневская отыграла свои самые заметные роли – Люси Купер («Дальше-тишина»), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Манька-спекулянтка в спектакле «Шторм» и многие другие. Маньке-спекулянтке зрители вообще аплодировали стоя, не зная, что вся роль придумана не самим режиссером, а полностью переписана самой Фаиной. Сыграла она ее так ярко, что затмила собой даже исполнителей главных ролей.
  5. «Закон чести». Этот спектакль Фаина играла уже в военные годы в Ташкентском театре Драмы, куда эвакуировали актеров Моссовета. Ее жена Лосева получилась настолько убедительной, что после данной роли в театре актрису начали приглашать в кино на подобное амплуа.
  6. «Игрок», «Деревья умирают стоя» и «Мракобесы» — спектакли Раневской уже в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где артистка играла до самой смерти. На этом театре даже установили табличку, на которой отражены годы жизни Фаины Раневской — 1896-1984.

Известные кинороли

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

После дебюта на театральной сцене Фаину Раневскую начали приглашать в кинематограф. Причем в ее фильмографии почти нет главных киноролей. Кинообразы, прославившие Раневскую на весь Советский союз, как правило, немногословны. Это роли даже не второго, а третьего плана. Однако, даже их Фаина смогла сделать звездными. Коллеги по цеху, да и зрители называли Раневскую «королевой эпизода».

Наиболее известные эпизодические образы, а также фильмы с Фаиной Раневской в главной роли:

  1. Госпожа Луазо («Пышка», 1934).
  2. Попадья («Дума про казака Голготу», 1937).
  3. Ида Гуревич («Ошибка инженера Кочина», 1939).
  4. Ляля («Подкидыш»,1939) – самая известная роль Раневской и на века прославившая ее фраза героини: «Муля, не нервируй меня!».
  5. Маня, тетка Добрякоа, сотрудница роддома («Любимая девушка», 1940).
  6. Роза Скороход («Мечта», 1941).
  7. Горпина («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1941).
  8. Тетушка Адель («Новые похождения Швейка», 1943).
  9. Профессор медицины («Небесный тихоход», 1945).
  10. Мачеха («Золушка», 1947).
  11. Зоя Свиристинская («Девушка с гитарой», 1958).
  12. Бабушка («Осторожно, бабушка!», 1960).
  13. Ада Бранд – директор цирка («Сегодня новый аттракцион», 1966).

Кроме этого, Фаина Раневская участвовала в съемках знаменитого юмористического журнала «Фитиль», а также озвучила самую известную и хозяйственную няню всех времен и народов – Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон».

Последние годы жизни

Причиной смерти Фаины Раневской стала пневмония, которую ее организм не смог перенести после обширного инфаркта. В конце своей жизни Фаина Георгиевна уже не играла в театре, так как, по ее словам, она устала «симулировать здоровье». Свою творческую жизнь она окончила в 1963 году, и жила со своей сестрой Беллой и собакой Мальчиком.

Где похоронена Фаина Раневская?

Перед смертью знаменитая актриса даже завещала выбить на своем надгробии надпись: «Умерла от отвращения». Могила Фаины Раневской на Донском кладбище — довольно популярное место. Вокруг всегда цветы от поклонников и почитателей ее таланта. Столь эксцентричная эпитафия про «отвратительную жизнь» не была принята, и место, где похоронена Фаина Раневская, лишь скрашивает маленькая бронзовая собачка Мальчик – любимый пес актрисы.

Личная жизнь

Цитаты Фаины Раневской прославили ее не только среди коллег по цеху, но и среди обычных людей. Она не только была достаточно резкой в своих высказываниях, но и поразительно мудрой женщиной, иногда шокирующей, а иногда и сразу влюбляющей в себя при помощи мощной харизмы.

Чего стоит случай с режиссером в одном из театров, который ворвался в ее гримерку, пытаясь скандалить по поводу роли, и замер на пороге. Раневская была абсолютно голой и курила сигарету. Совершенно не замечая шока, который она произвела на своего коллегу, Раневская спросила: «Вам не мешает, что я курю?».

Однако, множество романов, которые приписывали великой актрисе, не принесли Раневской семьи и детей. Она никогда не была замужем, не желая вступать в отношения, которые потом принесут боль. Это началось после случая с одним известным актером, в которого тогда юная Фанни была влюблена. Он пришел к ней домой с подругой, и попросил влюбленную Раневскую «погулять». Однако, одинокой Фаина не была. У нее было множество друзей, и любимая сестра Белла, которая жила с ней.

Афоризмы актрисы

Все цитаты великой актрисы давно стали афоризмами, и сейчас набирают все большую популярность. В них заключена не только мудрость, но острый ум этой легендарной женщины.

Самые известные из них:

  1. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  2. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  3. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  4. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
  5. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  6. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
  7. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  8. Почему все дуры такие женщины?
  9. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  10. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

«Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть» — данная фраза также принадлежит легендарной актрисе. Всеобщего признания ее таланта хватило при жизни, но каждый из ее поклонников все же знает, где похоронена Фаина Раневская, и куда можно прийти, чтобы отдать последнюю дань ее великому мастерству.

«На сцене нужно жить»: ненаигранная жизнь Фаины Раневской

27 августа 1896 года родилась «великая, ужасная и непредсказуемая» Фаина Раневская (Фанни Фельдман). Лауреат трех Сталинских премий, народная артистка СССР, «королева второго плана», одна из величайших актрис своей эпохи, Раневская запомнилась не только своими ролями, но и множеством искрометных цитат и афоризмов, вошедших в историю.

Читать еще:  Как производится расчет пенсии по старости. Расчет пенсии по старости, или считаем свою пенсию сами

Фанни появилась на свет в состоятельной еврейской семье в Таганроге, росла с многочисленными боннами и гувернантками, училась в Мариинской гимназии. В 14 лет увлеклась театром, а в 19 уехала покорять Москву. Но та встретила будущую звезду неласково. Двери театральных студий открылись для Раневской не сразу, зато она быстро влилась в местную богемную тусовку, сдружившись с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и Владимиром Маяковским, чьими талантами искренне восхищалась.

Что примечательно, несмотря на сложные отношения Фаины Георгиевны с мужчинами, псевдоним актрисе придумал ее ухажер. После посещения постановки «Вишневый сад» Фаина прогуливалась с кавалером и зачем-то открыла сумку. Выпавшие оттуда купюры разлетелись от ветра по всей улице, на что Фаина заметила: мол, деньги жалко, но как красиво они улетают! «Так могла сказать только героиня чеховской пьесы, Раневская», – восхитился ее спутник.

В этот момент Фаина окончательно поняла свое призвание.

«Еще и заикается»

Многие гадают: что превратило девочку из богатой и счастливой семьи в довольно тревожного и отчужденного человека, который позже много напишет об одиночестве и так и не встретит своего единственного мужчину? Возможно, причина – в чрезмерном остроумии отца Фанни, который любил повторять: «Фаечка у нас не красавица, да еще и заикается!» Наследственное чувство юмора и способность иронизировать и над собой, и над окружающими, конечно, пригодились Раневской в будущем, но, по мнению некоторых биографов, именно благодаря папенькиным шуткам у нее могли появиться первые комплексы.

А потом «пошутил» и очередной кавалер – да так, что Раневская запомнила на всю жизнь. Это случилось в те годы, когда никому еще не известная актриса скиталась по периферии с передвижным театром. Один коллега произвел на Фаину впечатление, и, заметив это, пообещал вечером заглянуть к ней в гости. Фаина, как положено, принарядилась, накрыла на стол, а тот явился пьяный, с другой женщиной и отправил хозяйку «погулять».

«С тех пор не то, что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» — говорила позже Раневская.

Конечно, это не мешало ей дружить с самыми талантливыми мужчинами, но особо теплая дружба, как поговаривали, связывала Раневскую не с ними, а с коллегой по цеху и наставницей Павлой Вульф. Сама Фаина Георгиевна эти слухи не комментировала.

«А позор останется»

Раневская играла во многих театрах, но в Театре имени Моссовета – несмотря на постоянные конфликты с главным режиссером Ю.Завадским – проработала почти четверть века. Там она исполнила свои самые знаменитые роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж) и Люси Купер («Дальше – тишина»).

А вот сниматься в кино Фаина Георгиевна не любила: говорила, «деньги я проем, а позор останется». По мнению киноведа Майи Туровской, киноактрисой в собственном смысле Раневская так и не стала: кинематография СССР «была попросту недостаточно емка, чтобы освоить актрису такого масштаба и такой нетривиальной индивидуальности».

Фото: Википедия/Мосфильм

Однако именно кинематограф принес Фаине Георгиевне успех и известность. Ее дебют в кино состоялся в 1934 году, в фильме М.Ромма «Пышка». В 1939-1941 годах она снималась на киностудии «Мосфильм», следующие два года – на Ташкентской киностудии. Причем блестяще справлялась с самыми разноплановыми ролями – от вспыльчивой Ляли из комедии «Подкидыш» до злой мачехи из «Золушки». Озвучивала мультфильмы: именно ее голосом говорит домоправительница из «Карлсона» Фрекен Бок.

Так или иначе, сама Фаина Георгиевна не признавала слова «играть».

«Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене нужно жить», – говорила она.

Королева цитат

Как это ни печально, многие старые фильмы со временем все больше стираются из памяти – другие времена диктуют более актуальные сюжеты и повестку. Но афоризмы Фаины Георгиевны – и это общепризнанный факт – не устареют никогда.

Раневская любила и умела материться, искренне полагая, что «лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью». И вообще прогибаться было не в ее правилах.

А незадолго до смерти написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: умерла от отвращения».

И поводов для отвращения и в те времена было достаточно. «Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли жить без мозгов?», «Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!» – переживала Фаина Георгиевна.

Фото: ТАСС

Несмотря на довольно пафосное воспитание, сама Раневская не любила напускное величие. «Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа», – призывала актриса. И неоднократно иллюстрировала этот тезис личным примером. В частности, как-то раз она курила в своей грим-уборной совершенно голая, а к ней без стука вошел директор, распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. Фаина Георгиевна спокойно спросила ошарашенного посетителя: «Вас не шокирует, что я курю?»

К своей собственной жизни Раневская относилась примерно в том же духе. «Всю жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй», «как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко», «поклонников миллион, а в аптеку сходить некому», – кокетливо иронизировала актриса. А на вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» – отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

Про женские хитрости тоже высказывалась с присущей ей прямолинейностью. «Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет», – утверждала она. Вообще от женщин, по мнению Раневской, требуется немного: «быть достаточно умной, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупой, чтобы нравиться мужчинам умным». Еще один бесценный совет «слабому полу»: «Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!» Хотя определение «слабый пол» Фаина Георгиевна не признавала, считая, что слабый пол – «это гнилые доски».

Естественно, не обходилось и без вдумчивого анализа семейных ценностей. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья», «Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной, а быль – это когда наоборот», «Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье, но поздно будет», – говорила Раневская.

Фото: Морковкин Анатолий/ТАСС

Конечно, Фаину Георгиевну сложно заподозрить в чрезмерном человеколюбии, но это не помешало ей прожить до 87 лет. Причем так, как хотелось – «чтобы тебя запомнили даже сволочи».

К слову, с последними разговор был короткий: «Если человек тебе сделал зло – ты дай ему конфетку, он тебе зло – ты ему конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет», советовала Раневская.

Но главное при этом не забывать: «жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение».

Источники:

http://www.proza.ru/2015/10/22/101
http://fb.ru/article/414847/gde-pohoronena-faina-ranevskaya-ranevskaya-faina-georgievna-godyi-jizni-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo
http://mir24.tv/articles/16375419/faina-ranevskaya-umerla-ot-otvrashcheniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector