Педагогические методы и приемы способы воспитания. Психология и педагогикаосновы педагогики

Основные методы педагогики

Начиная с XIX века в педагогике стали проводить экспериментальные исследования, которые содействовали быстрому развитию теории воспитания и обучения. В настоящее время исследования реализовываются целой системой разных методов.

Методы педагогики

Педагогика – это наука, которая занимается воспитанием и обучением детей. Основная ее цель – сформировать всесторонне развитую и гармоничную личность.

  1. Наблюдение. Этот метод доступен и широко распространен. Он будет эффективным, если наблюдение за объектом будет длительным, проводится систематически, рассматривается всесторонне и объективно. Его применяют на начальном этапе изучения личности и используют как дополнение к другим исследованиям.
  2. Беседа. С помощью диалогов, бесед, дискуссий выявляют отношение людей к различным событиям. Беседа дает возможность выявить их намерения, позиции и оценки ситуации. Эти методы помогают узнать, чем живет собеседник, объяснить причины его поступков. Беседы – это сложный метод педагогики, далеко не всегда можно добиться ожидаемого результата.
  3. Знакомство со школьной документацией. Изучение личного дела, дневника, классного журнала, тетрадей и рисунков у учащихся помогает выявить стимулирующую роль оценок знаний по различным предметам, отношение к учебному процессу.
  4. Педагогические эксперименты. Это метод педагогики, который используется для проверки теоретических предположений. В ходе эксперимента эти данные подтверждаются или опровергаются. По результатам делаются надлежащие выводы и обобщения.
  5. Изучение передового педагогического опыта. Обобщается и анализируется практический опыт лучших учебных заведений или конкретных преподавателей, получивших опытным путем важные методические результаты, которые ранее не были известны.
  6. Математическая статистика. Это раздел математики, который определяет, какими методами педагогики собирался материал, как он систематизировался и обрабатывался при наблюдении различных явлений.
  7. Педагогический консилиум. Метод позволяет во время процедуры анализировать факты и явления, которые интересуют участников консилиума. В итоге находят эффективные меры по выходу из сложившейся ситуации.
  8. Социологические методы исследования в педагогике (анкетирование, тесты, рейтинги, метод комплексных оценок). Тесты контролируют уровень знаний и интеллекта. Иногда испытуемому необходимо высказать свое мнение о какой-то конкретной ситуации. Оценочные шкалы используют для самооценки испытуемого по некоторым параметрам его достижений, поступков. Рейтинг оценивает какое-то явление по заранее заданной шкале.

Классификация методов в педагогике

Все методы в педагогике подразделяются на следующие:

  • эмпирические и теоретические;
  • качественные и количественные;
  • констатирующие факт и преобразующие его;
  • частного и общего характера;
  • имеющие содержание и выдвинутые формально;
  • сбора опытных данных (их проверка, подтверждение или опровержение гипотез);
  • прогнозирование, описание, объяснение;
  • применяемые в некоторых науках педагогики;
  • используемые для обработки итогов исследования.

Общенаучные методы

В свою структуру включают следующие:

  • теоретические (сравнение и противопоставление, анализ и синтез, индукцию и дедукцию);
  • социально-психологические (тренинги, тестирование);
  • социологические (опросы, рейтинг, анкетирование);
  • математические (индексирование, шкалирование).

Расшифровка методов

Теоретические методы предназначены для рассмотрения и обобщения материала из печатных источников (анализ различных документов архива, составление прогнозов, моделирование возможных ситуаций).

Эмпирические позволяют собрать факты во время педагогического процесса, включающие обучение и воспитание. К ним относятся школьная документация, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент.

Математические методы исследования в педагогике используют для конечной обработки данных, которые были получены при эксперименте и опросе, чтобы выявить количественную зависимость между интересующими величинами. В педагогике чаще всего применяют следующие математические методы:

  • Регистрация. Регистрируются все количественные данные, которые были получены при эксперименте.
  • Ранжирование. Все собранные данные располагаются в определенном порядке. Например, по возрастанию уровня знаний всех учеников класса по определенному предмету.
  • Шкалирование. Это оценка цифровым показателем какой-то деятельности или явления в педагогическом процессе.

Педагогический метод Марии Монтессори

Метод научной педагогики итальянского врача и педагога состоит из трех частей:

  • сам ребенок;
  • среда окружения;
  • преподаватель.

Основной целью метода является доставлять ребенку радость. Не существует принуждения его в выборе задания, он делает это самостоятельно. Независимость и уверенность в себе появляются у малыша с развитием его умений и навыков. Монтессори опирается на заложенный в каждом человеке интерес к познанию нового. А роль преподавателя сводится к тому, чтобы ненавязчиво направлять его к изучению нового, преодолевая трудности. По ее методике ребенок может работать самостоятельно и в коллективе с другими детьми. Выбор он делает сам. Ребенку предоставляется возможность индивидуально выбирать задание и выполнять его так, как он захочет. В классе отсутствует атмосфера соревнования. Каждый может ухаживать за растениями и животными. Дети свободны от навязчивых указаний старших, и класс для них становится заманчивым местом, где они могут спокойно заниматься, изучая мир, который их окружает.

Оборудование учебной комнаты по методу М. Монтессори

Классная комната, по методике итальянской учительницы, может состоять из нескольких зон:

  • Повседневная жизнь. Здесь дети учатся ухаживать за собой, одеваться, мыть руки, вытирать стол.
  • Сенсорики. Эта зона обучает ребенка оценивать размеры предмета, его вес, определять цвет, форму, запах, звук.
  • Языка, математики, физкультуры. Места, где происходит интеллектуальное развитие детей. Занятия физкультурой помогают детям познать возможности своего тела.
Читать еще:  Социальная защита - московский дом ветеранов войн и вооруженных сил. Жилищные субсидии для ветеранов Великой Отечественной Войны. Участники боевых действий могут

Средства, методы и формы воспитания

В теории воспитания есть следующие понятия:

  • Средства воспитания. Это такие виды деятельности, которые развивают личность (игра, общение, спорт).
  • Методы нравственного воспитания. Воздействие на индивида, формирующее чувства, понятия, привычки, соответствующие нормам общества
  • Формы организации воспитательной работы. Существует две формы: массовая (соревнования и праздники) и групповая (факультативы и кружки). Надо отметить, что формы и методы педагогики по содержанию очень близки.

Методы и приемы обучения дошкольников

Для выбора метода проведения занятия необходимо знать его содержание и цель, которой в итоге надо достичь. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются по основным формам мышления, которые определяют характер деятельности детей во время обучения. Основными методами дошкольной педагогики являются:

  • Практические. Применение полученных навыков к практическим действиям;
  • Наглядные. Восприятие ребенка направляется на выделение в предметах основных признаков.
  • Словесные. Передают детям информацию, ставят задачу и указывают способы ее решения.
  • Игровые. Игровая деятельность связывается с объяснениями, указаниями и показом. Помогает в процессе игры приобретать новые навыки и умения.

Взаимосвязь педагога с учеником

Для реализации целей воспитания используются методы воздействия воспитателя и воспитанника на сознание последнего, стимулируя его деятельность и самовоспитание. Основной характеристикой методов педагогики воспитания является влияние, оказанное на подопечного, приводящее к изменению его сознания или поведения.

Методы воспитания

  • Убеждение. Один из основных методов воспитания. С помощью него формируют мировоззрение, гражданские и политические качества. Основная его цель – добиться изменения у объекта взглядов, оценок и мнений, чтобы он принял точку зрения убеждающего.
  • Упражнение. Организовать так повседневную жизнь, чтобы накопить опыт правильного поведения. С помощью упражнений необходимо вовлекать детей в общественную деятельность, которая помогает им выработать умения, навыки, привычки прилежного отношения к учебе и общественному труду, поведения в коллективе.
  • Пример. Воздействовать на поведение и сознание подопечного положительными примерами, которые являются образцом. Привлекательный идеал у ребенка перерастает в самовоздействие. Дети часто отождествляют себя с популярными личностями и хотят быть похожими на них.
  • Поощрение. Побуждать воспитуемого к инициативной, положительной и творческой деятельности, используя поощрения. Общественное признание успехов, награждение способствуют повышению эффективности труда школьника и его самоутверждению в коллективе.
  • Принуждение. Меры, побуждающие выполнять обязанности, несмотря на нежелание это делать. Прежде чем заставлять, следует учащегося убедить в необходимости выполнения того или иного задания.
  • Наказание. Способ конфликтно остановить безнравственную деятельность личности. Методом наказания может быть осуждение, выражение недовольства или недоверия. Наказание способствует восстановлению порядка, а у детей развивает самоконтроль и в нужный момент — самоторможение. Нельзя злоупотреблять им, это приводит к подавлению личности и неуверенности в себе.

Методы и средства воспитания

В педагогике не существует единственного истолкования терминов «метод» и «средство» воспитания. В философии метод есть способ достижения цели. Метод воспитания – это взаимосвязанная деятельность воспитателя и подопечного, сконцентрированная на достижении цели.

Вместо заключения

Современная педагогика для практического и теоретического исследования проблем, связанных с обучением и воспитанием, применяет разветвленную систему приемов, способов, подходов и принципов.

Методы воспитания в педагогике (стр. 1 из 4)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему

«Методы воспитания в педагогике».

2. Классификация методов воспитания………. 4

3. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………………..5

3.1 Примеры, используемые в процессе воспитания………………………..9

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности………………………………………………………………. 11

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности……………………………………………………………………………. 12

6. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании……………. 14

7. Система методов педагогического воздействия………………………………. 15

По методам я разумею точные и простые правила.

1. Понятие метода воспитания.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения , педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов , которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах , а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Читать еще:  — А как ты узнала о диагнозе сына? На УЗИ? — А что сказал папа

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно ссвязано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

2. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности ( приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, , иллюстрации и демонстрации)

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)

· методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

3. Методы формирования сознания личности.

Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе по продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей ( сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих , но второстепенных в данном случае проявлений личности.

Читать еще:  Что значит карантин по ветрянке. Подкарантинные учреждения: кому нельзя посещать? Обязательно ли обрабатывать высыпания зеленкой

Методы и приемы воспитания

Понятие о методах и приемах воспитания

Содержание воспитания признается учеными основным культурным аспектом педагогического воздействия на личностный опыт ребенка. Его освоение может быть осуществлено в процессе работы, организованной учителем, иначе говоря, реализации в жизни педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия рассматриваются в качестве координационных форм освоения содержания воспитания.

Воспитательные методы и приемы в педагогике выделяют как главные формы организации педагогического взаимодействия. Они считаются определенными способами, обеспечивающими выполнение целей и задач воспитания посредствам усвоения учащимся содержания воспитания.

Приемы воспитания в педагогике – это способы педагогического взаимодействия, используемые для обеспечения эффективной реализации выбранного метода воспитания.

Базу приемов для воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.

Существование приемов воспитания возможно в качестве совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. Существуют условия, при которых они воспринимаются как обособленный способ педагогического взаимодействия, если решаемые с его помощью задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности.

Классификация приемов воспитания

Педагогическая система требует классификации приемов воспитания. Она упорядочивает и обозначает педагогический потенциал в качестве каждого конкретного приема и их совокупности. Это позволяет определять общность элементов и черты отличия, назначить роль и место приема в ходе формирования личности, указывать на конкретные результаты, проявляющиеся под действием определенного приема.

Выбор основания для классификации зависит от характера достижения перемен в отношениях воспитателя и воспитанника, а также с окружающими. Следует помнить о коммуникативных приемах. Такая группа реализуется при помощи применения таких приемов:

  • «Ролевая маска». Ребенок должен вжиться в определенную роль и выступать от лица соответствующего персонажа.
  • «Непрерывная эстафета мнений». Высказывание мнений по определенному произведению согласно очереди с дополнениями. Переход от несложных суждений к аналитическим.
  • «Самостимулирование». Деление детей на группы, которые готовят определенное количество вопросов для оппонента. Наличие коллективной дискуссии.
  • «Импровизация на свободную тему». Подбор тематики производится учащимися. Творчески развитые сюжетные полосы переносят действия в другие условия.
  • «Импровизация на заданную тему». Непринужденная импровизация учащимися на установленную тему. Наставник постоянно усложняет задания.
  • «Обнажение противоречий». Детям выдается задание, которое состоит из разграничения позиций учащихся по определенному вопросу в ходе выполнения задания. Все появляющиеся точки зрения проходят анализ и рассматриваются подробно.

В педагогике принимается во внимание еще одна группа приемов, направленная на создание пространства учащегося:

  • «Инструктирование». Позволяет создавать правила, которые регламентируют общение и поведение учеников.
  • «Распределение ролей». Подразумевается определенное обозначение функций и ролей учащихся по уровню владения знаниями, умениями для выполнения поставленной задачи.
  • «Коррекция позиций». Наличие корректного изменения мировоззрений учащихся, принятых ролей, образов, действующих в качестве снижения продуктивности общения и возникновения препятствий во время выполнения креативных заданий.
  • «Самоотстранение учителя». После внесения целей и содержания задания устанавливаются правила и формы общения в процессе его исполнения. Учитель уходит на задний план. Это способствует раскрытию внутренних качеств и способностей детей, дает возможность чувствовать самостоятельность, ответственность в ходе выполнения задания.
  • «Распределение инициативы». Имеются равные условия проявления инициативы для всех учащихся. Важно достижение сбалансированного распределения ролей.
  • «Обмен ролями». Замена ролей и функций учащихся используется для передачи педагогом собственных функций группе детей или отдельному ребенку.

Особое место в педагогических приемах занимает юмор, собственный пример учителя, перемена обстановки и другие.

Их использование в учебном процессе не ограничивается определенным количеством. Любая обстановка способствует появлению новых приемов, а учитель выбирает и применяет только те, которые наиболее подходят для данной обстановки или соответствуют персональному стилю. Использование приемов сугубо индивидуально для каждого учащегося.

Значение приемов воспитания в педагогике

Приемы воспитания важны как для всей системы учебно-воспитательного процесса, так и для учителя в отдельности. Своевременный и правильно подобранный прием позволяет косвенно воздействовать на учащегося посредствам предметов или материальной и духовной культуры, классифицирующиеся в качестве средств воспитания.

Создание нового уникального приема практически невозможно, реально только его улучшение или расширение. Каждый педагог решает данный вопрос при помощи собственного практического опыта, вносит изменения или коррективы, которые подходят для конкретных условий воспитательного процесса.

Приемы могут быть представлены педагогами в качестве непроторенной тропинки, что требует достижения цели совместно с учащимся. В случае их использования другими учителями дает шанс на перевоплощение в распространенные и известные к применению пути – методы.

Заслуга приемов кроется в их дальнейших педагогически оформленных действиях, помогающих учителю воздействовать на поведение и позиции учащегося, изменяющих его взгляды и мотивы действий. Результат – резкая активизация потенциала личности, открытие резервных возможностей человека, начало действия явным образом.

Не всякое педагогическое воздействие способствует к позитивным сменам в процессе воспитания. Зачастую требуется наличие принятия его учащимися, соответствованию внутренним устремлениям для становления в качестве личностно ценного.

Источники:

http://www.syl.ru/article/361680/osnovnyie-metodyi-pedagogiki
http://mirznanii.com/a/180558/metody-vospitaniya-v-pedagogike
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metody-i-priemy-vospitanija/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector