План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Культура поведения за столом. Беседа с детьми старшей группы на тему «Культура поведения

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников

“Как вести себя за столом?”

“Как правильно накрыть стол?”

Беседа “Ура гости!” [8 ,с.2]

Сказка “Чаепитие в лесу”. [3, с.47]

Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами.

Изготовление подарков ко Дню пожилого человека

Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет”

Беседа “Я и мои родители”

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”.

Инд. беседы “Как я помогаю родителям?”

Сказка о добрых словах [3, с. 65]

Дид. игра “Как Буратино стал вежливым” [9, с. 335]

Дид. игра “Школа вежливости”

Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости”

Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”. [4, с.19]

Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина)

Рассказ “Добрый поступок Вани”. [9 ,с.289]

Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения.

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Изготовление детьми подарков ко Дню Матери

Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?”

Беседа “Ты мой друг и я твой друг”. [4, с.20]

Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других. [9, с.252]

Н. Юсупов “Простите”

ТРИЗ. Сказка “Морозка”[7, с.24]

Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения.

Изготовление открыток близким к Новому году

Консультация “Как устроить детский праздник?”

Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект)

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”. [7, с.34]

Стихотворение Л. Квитко “Два друга”. [9 ,с.259]

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”

Консультация “Вежливые слова”

Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”

Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.

Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы)

О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”.

Стихотворение А.Кузнецова “Подружки”

З. Александрова “Подарили нашей Вере…”

Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества.

Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ––

Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)

Консультация “Наказывая, подумай: зачем?”

Беседа “Как сидим, как едим”. [2, с. 67]

Беседа “Чем можно порадовать маму?” [9, с.204]

Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь. [4, с.29]

Ненецкая сказка “Кукушка”

Сказка о матери и сыне. [3, с.18]

Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье [3, с.21]

Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций. [9, с.295]

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Консультация “Это мое! Или талант быть добрым”

Инд беседы “Как можно пожалеть?” [1, с.34]

Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении. [4, с. 26]

А Барто “Девочка – ревушка”

Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?”

Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения.

Дид. игра “Не обзывайся” [9, с.306]

Занятие “Кто – это хвастун?” [4, с.27]

Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей”

Беседа “Мальчики и девочки”. [9, с. 374]

Беседа “Какие бывают привычки?”. [9, с 300]

Беседа “Зачем нужны правила?”[1, с.31]

Фомина “Подруги”[ 9, с.253]

Рассказ “История, случившаяся в детском саду”. [3, с. 71]

Игра-драматизация рассказа “Три товарища” [9, с. 253]

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”;

“Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу”

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
  6. Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
  9. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с

Культура поведения за столом
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия(беседа)

Предварительный просмотр:

Культура поведения за столом (беседа)

  1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
  2. Обобщить материал по культуре поведения за столом.
  3. Воспитывать общую культуру.
  4. Развивать интерес к культуре приема пищи.
Читать еще:  Сколько должны выдавать детского питания. Как получать питание на молочной кухне

На занятиях мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.

Этикет — слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.

Каждое правило имеет свой смысл.

Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее — из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:

«Убери локти со стола»!

«Возьми правильно нож»!

«Доешь все, что на тарелке»!

Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.

. Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

— Входи! — ответила старушка, выглянувшая в окно. — Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

— Фу, как противно! — Подумала Даша. — Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.

— Как вам не стыдно так некрасиво есть! — в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

— Извините, — вздохнула Даша, — но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

Ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, — поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

2. Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

Ответ: Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».

3. Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. — Фу! — вдруг, громко говорит Слава. — Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

4. Можно ли разговаривать за столом?

Ответ: Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.

5 . Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

Ответ: Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)

«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков — это некрасиво.

Читать еще:  Как понять, что мальчик в тебя влюбился? Он любит обниматься. Как влюбляются разные знаки зодиака

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир — овощи, картошку, макароны — набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа — это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо — их легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку — в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

17. За едой не читай — это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу — это некрасиво и невежливо.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

— Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол значит — подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола — создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола — не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.

Воспитатель: Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку?

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).

2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

5. Она — основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее — лен, хлопчатобумажные ткани . (Скатерть.)

Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин.

  1. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут руками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые — их не нужно делить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.
  2. Если необходимо взять хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.
  3. Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся дальше от тарелки, затем — следующий за ним и так далее.
  4. По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
  5. Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку — в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку.
  6. Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой.
  7. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой.

Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома,

Конспект непосредственно образовательной деятельности » Культура поведения за столом» «

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Беседа » Культура поведения за столом»

Развивать у детей интерес к познавательной деятельности, потребности в новых знаниях.

Познакомить с правилами этикета в столовой.

Познакомить детей с назначением чайной посуды и чайных приборов.

Расширить знания детей о сервировке стола и столовых приборах;

Закреплять знания о правилах культурного поведения за столом.

Развивать внимание, мышление и тактильную память.

Отработать навыки использования салфетки после еды.

Упражнять в умении украшать стол (вазочки с цветами, салфетки).

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Воспитывать аккуратность, любознательность и активность;

Формировать эстетическое отношение к сервировке стола.

Подготовка детей к восприятию темы.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки, и если вы ответите правильно на них, то здесь появятся несколько столовых приборов:

1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

2. У нее зубцы стальные, длинные и острые, ею подцеплять кусочки очень даже просто нам (вилка).

3. Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо, только лезвие не трожь, ну конечно это… (нож).

Воспитатель: Ребята, а пока мы ждем нашего гостя, надо подготовиться и накрыть на стол.

Ребята, какие чайные приборы мы увидели в мультфильме?

— С чего нужно начать сервировать стол? Накрыть стол скатертью. Кто мне поможет застелить скатертью стол? Вот молодцы. Посмотрите, как красиво и аккуратно лежит наша скатерть.

У меня в руках чайная чашка, посмотрите какая она. Для чего нам нужны чашки? Из этой чашки Буратино будет пить чай. Чайную чашку мы поставим на блюдечко, вот так.

(Воспитатель демонстрирует посуду и ставит на стол.)

Рассказ: Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней — блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки — пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные — каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар — в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, — на тарелке.

Как вы думаете – чего не хватает? Конечно! Чайной ложки, вот она. Что мы будем делать с чайной ложкой?

А еще мне кажется, не хватает сладостей. Надо еще подать что-нибудь к чаю.

У меня в руках большая корзина. Здесь много разных продуктов. Давайте разберемся, что из этого можно положить на стол, с чем будет вкусно пить чай.

В корзине игрушки : лимон, пирог, сладкий рулет, ватрушка, кукуруза, помидор, огурец, лук, чеснок, перец, Воспитатель достает по одному предмету и обсуждает,можно ли положить это на сладкий стол.

Что мы положим в сахарницу? конфетницу? Для чего нам нужен заварочный чайник?

Воспитатель с детьми накрывает стол для Буратино.

Посмотрите, как красиво мы с девочками расставили посудку для чаепития.

Чтоб еще красивее смотрелся наш стол, давайте поставим сюда вазочку с цветами и поставим салфетницу.

Итак, все готово к приему гостя.

Появляется игрушка Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя у нас в гостях. Заходи в игровую.

Буратино: Да я еще немного погуляю, а потом приду.

Воспитатель: Правильно ли поступает Буратино?

Общие правила перед приемом пищи.

Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему.

Буратино: Ладно, так и быть, я сяду за стол.

Воспитатель: Что делает неправильно Буратино?

Тщательно помой руки. Желательно с мылом.

Воспитатель: Кто покажет Буратино, как нужно мыть руки?

Молодец, Витя. Ты очень хорошо показал Буратино, как мыть руки. Теперь и Буратино у нас с чистыми руками.

(Воспитатель приглашает всех к столу.)

Давайте расскажем Буратино, как правильно нужно вести себя за столом.

Какие же это правила?

Правила очень просты:

-сахар берут из сахарницы общей ложкой, которая там находится, и не забывают вернуть ее обратно;

— также общей ложечкой берут варенье на свою розетку;

-для лимона кладется специальная вилочка;

— печенье, пирожки, конфеты берут из вазы (блюда) рукой; торт кладут на тарелку специальной лопаточкой;

Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.

— если выпита первая чашка чая, не спеши просить вторую, посмотри, все ли гости получили по первой;

Положив сахар в чай чайной ложкой, размешивай его бесшумно.

После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Если в варенье есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Буратино сидит за столом, раскачивается на стуле и громко требует, чтоб ему дали еще торт.

Правило: Вы должны знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к себе всеобщее внимание.

Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить злые и плохие слова.

Ребенок должен знать, что нельзя позволять себе громко чавкать, говорить с полным ртом. В рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;

Воспитатель: Ой, Буратино, разве после еды вытирают рот руками?

Для этого есть специальная салфетка.

Когда чаепитие подойдет к концу, промокни губы бумажной салфеткой, встань из-за стола и не забудь поблагодарить за вкусное угощение!

Правило : Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

Давайте я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Посмотрим, все ли вы знаете!

Когда приглашают за стол друзья,

Что можно там делать?

Что делать нельзя?

Ответьте, ребята, мне поскорей,

И мы позовем много гостей!

-Можно руками есть торт? (нет)

-А вытирать салфеткой рот? (да)

-Можно класть ноги на стол? (нет)

-А ронять хлеб на пол? (нет)

-Можно красиво и ровно сидеть? (да)

-А за столом очень громко реветь? (нет)

— А можно вилкой есть суп? (нет)

-А говорить спасибо и пожалуйста? (да)

-Можно все аккуратно поесть? (да)

Ну, какие молодцы! Все правильно ответили.

— Ребята, вам понравилась? А вы усвоили все правила поведения за столом?

Источники:

Читать еще:  Влияние телевизора на детей. Телевизор: влияние на детей

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588459/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/25/kultura-povedeniya-za-stolom
http://infourok.ru/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-kultura-povedeniya-za-stolom-3250091.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector