По каким параметрам выбирать мужа. Но на что важно обратить действительное внимание, так это на потенциал личности. Напоследок — необычная методика

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Читать еще:  Как перестать ждать от людей чего то. Можно ли освободиться от ожиданий. Будьте в хорошем настроении

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Гендерные особенности свойств внимания в период зрелости

Проблема гендерных различий была и остается чрезвычайно актуальной для психологии. Гендерные различия являются существенным фактором, влияющим на человека и общество. В психологии, при изучении проблем развития и становления личности, свойства, обусловленные половыми различиями, следует относить к постоянным характеристикам онтогенетического развития человека. Несмотря на неоднозначность вопроса о соотношении биологических и социокультурных факторов в формировании половых различий, гендерный подход в психологии делает акцент на изучении именно социокультурных аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку. В то же время, гендерная психология стремится рассматривать мужчину и женщину как единый объект общества, гармонично взаимодействующий, дополняющий, обогащающий и развивающий друг друга.

Принципиально важно дать определение понятию «гендер». Оно было введёно в обиход социологических исследований к середине 20 века и с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия «гендер» с опорой на понятие «биологический пол», в различных модификациях дожившее до наших дней, биологизирует социальные параметры человеческой жизни. По мнению Р. Унгер [Unger, R. K., 1988], гендер – совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Таким образом, вопрос терминологии в отношении понятия «гендер» еще не решен учеными [Bem, S. L.,1981].

Период взрослости (зрелости) играет особую роль в развитии личности. Он характеризуется реализацией себя, полным раскрытием своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Период взрослости, как правило, подразделяют на несколько стадий или субпериодов. Д. Б. Бромлей разделил зрелый возраст на четыре стадии: раннюю взрослость (21–25 лет), среднюю взрослость (25–40 лет), позднюю взрослость (40–45 лет) и предпенсионный возраст (55–65 лет), являющийся переходным к старости[Ильин Е.П., 2012]. Б. Г. Ананьев раздвигает период взрослости. К нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет) [Ананьев Б. Г., 1980]. У Г. Крайг [Крайг Г., 2006] имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти). Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия.

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте. Поэтому, в данном исследовании гендерные особенности свойств внимания изучаются на всем протяжении периода взрослости, без выделения субпериодов.

Взрослость определяется как физиологическими, так и психосоциальными параметрами, а, следовательно, неизбежно детерминирует ряд гендерных показателей.Однако, из-за противоречивости экспериментальных данных на сегодняшний день в возрастной психологии (как и в других направлениях) ещё остаётся множество факторов, недостаточно изученных с гендерной точки зрения.

Одним из таких факторов является внимание. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Однако именно внимание в значительной мере зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного.

Иначе говоря, значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Поэтому необходимо также всестороннее и детальное исследование его феноменов, в частности – с гендерных позиций.

Развитие внимания в онтогенезе идет по направлению от более простого — непроизвольного, к более сложному — произвольному вниманию.

Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка взрослые начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять его внимание, руководить вниманием, подчинять его своей власти. Так, взрослый учит ребенка тем средствам, с помощью которых он будет впоследствии сам управлять своим вниманием. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Л.С. Выготский писал, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит под влиянием двойного ряда стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй ряд — это речь взрослого человека, слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка [Выготский Л.С., 1983]. Таким образом, с первых дней жизни ребенка развитие его внимания сильно зависит от помощи слов-стимулов, которые ему предлагает взрослый.

Внимание человека обладает различными свойствами. Когда человек долго поддерживает активность внимания, речь идет об устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания.

Читать еще:  Дарить букеты цветов из гвоздик. Когда принято дарить гвоздики

Среди всех основных характеристик внимания особо выделим избирательность и концентрацию. Избирательность — свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Избирательность осуществляется посредством механизмов внимания — как непроизвольного, так и произвольного. Выделяемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон» [Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.,2008]. Концентрация — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Считается, что чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире [Столяренко Л. Д., 2004]. Именно эти факторы внимания мы выделим как наиболее важные в контексте нашего исследования и попытаемся проанализировать их.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных задач; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы. В нашем исследовании будет рассматриваться именно интеллектуальное внимание, затрагивающее мыслительные процессы в ходе решения задач.

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Так как именно произвольное внимание задействовано при решении задач, данный тип внимания будет исследоваться нами.

На наш взгляд, обращение к теме гендерных аспектов внимания у взрослых людей позволит решить ряд вопросов, касающихся социально-психологических и возрастных аспектов внимания. Гипотеза исследования основана на нашем предположении о том, что ряд особенностей внимания человека в зрелом возрасте имеют гендерные различия.

Гендерные аспекты внимания в разных возрастных периодах к настоящему моменту исследованы слабо. Первые данные о половых различиях по вниманию привёл Г.Гейманс [Гейманс Г., 1911]. Он указал на худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и выполнять какую-либо работу. Так же он сообщает, что женщины демонстрируют тонкую наблюдательность, и что у женщин наблюдается более строгий отбор материала при одновременном предъявлении.

Есть также данные о гендерных аспектах внимания, полученные из смежных наук. К примеру, российский юрист А.Ф.Кони в начале XX века исследовал свидетельские показания мужчин и женщин. Он установил, что мужчины обращают большее внимание на всё, что связано с техникой, женщины же в подробностях описывают одежду и украшения преступников и преступниц. Но в этих экспериментах внимание трудно отделить от памяти.

В настоящее время гендерные аспекты внимания изучаются преимущественно в диссертационных работах. Большинство и этих работ рассматривает дошкольный и младший школьный возраст. Так, И.А. Криволапчук [Криволапчук И.А., 2012], рассматривая гендерные аспекты готовности детей 6 лет к школе, выделяет фактор, названный им «селективность произвольного внимания». Этот фактор связан с возможностью успешной настройки на восприятие и анализ значимой информации, а также подавление нерелевантных сигналов. Анализ структуры готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6 лет показал, что вклад этого фактора в обобщенную дисперсию выборки и его место структуре готовности к обучению, существенно трансформировались. Фактор «селективность произвольного внимания» у мальчиков занимал первую, а у девочек – третью позицию. Иными словами, в дошкольном возрасте избирательность произвольного внимания у мальчиков выше, чем у девочек.

И.А.Сергеева [Сергеева И. А., 2001] обнаружила превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем подростковом возрасте. Эксперименты М.С.Егоровой и Н.Ф.Шляхты продемонстрировали своеобразие внимания у старших подростков: девочки ориентировались на быстроту, а мальчики на точность работы. Этот вывод получил подтверждение и при изучении внимания у взрослых. М. К. Босый с соавторами нашли, что количество знаков, вычеркнутых за одну минуту в корректурной пробе Анфимова, больше у женщин, чем у мужчин. По данным Л. Н. Фоменко, женщины 18–19 лет выполняют тест корректурной пробы несколько быстрее, но менее точно, чем мужчины того же возраста. Большинство женщин могут увеличивать темп работы с корректурными таблицами без изменения точности. Увеличение же темпа у мужчин вызывает снижение точности [Ильин Е.П., 2001].

Таким образом, по-прежнему недостаточно данных для того, чтобы говорить о гендерных различиях во внимании. Кроме того, до сих пор остаются не изучены гендерные аспекты произвольного интеллектуального внимания в рамках специфики периода взрослости.

Целью нашего исследования является выявление гендерных особенностей избирательности и концентрации внимания, задействованного при решении задач, у людей в период зрелости. В исследовании приняло участие 22 человека возрасте от 20 лет — 11 мужчин и 11 женщин. Респонденты имели отношение ко всем возрастным категориям зрелости (взрослости) – ранней, средней и поздней. Все респонденты определяли свой социальный пол (гендер) как соответствующий биологическому. Средний возраст респондентов – 33,63 года. Электронные анкеты рассылались посредством сети Интернет.

В исследовании были использованы тест Мюнстерберга [Касьянов С., 2006], предназначенный для диагностики избирательности внимания, а также методика А.Р. Лурии «10 слов» [Лурия А.Р., 1995], предназначенная для исследования концентрации внимания. Обе методики исследуют показатели произвольного внимания.

Расчет значимости различий между группами мужчин и женщин проводился при помощи U-критерия Манна-Уитни.

Социологические параметры выборки содержали информацию о возрасте респондента, наличии супруга, детей и характере родительской семьи (полная/неполная). Эти данные учитывались при интерпретации особенностей проявления внимания и представлены в таблице 1.

Социологические параметры выборки исследования

Тест Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

Инструкция

Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение, и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовое задание

Часть I. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»

Часть II. Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги»

Спасибо за ответы!

Ключ к методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Потемкиной

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной состоит из 80 вопросов о том, что важно в жизни.

Первая часть (40 вопросов) показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть (следующие 40 вопросов) направлена на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Ключ к тесту

Часть I. Выявление установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

  • ориентация на процесс: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на результат: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на альтруизм: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на эгоизм: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Часть II. Выявление установок «свобода – власть», «труд – деньги»:

  • ориентация на труд: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на свободу: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на власть: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на деньги: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Читать еще:  Где прячутся куклы

Обработка и анализ

За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически.

Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Далее следует эти точки соединить. В результате получится профиль (в виде лепестковой диаграммы или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок.

Интерпретация результата

Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.

Ориентация на процесс

При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс, например, игра в театре.

Обычно люди более ориентированы на процесс, меньше задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат

Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам. Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»).

Ориентация на альтруизм

При больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной, а человек, обладающий ею, – заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма – но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно загонять человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и при этом чувствовать себя от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм

Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде – просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся разумного эгоизма. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля разумного эгоизма не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей интеллигентных профессий встречается довольно часто.

Ориентация на труд

Большое значение по шкале говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс здесь человеку важно чувствовать, что он не просто занят, а именно работает. При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка – одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.

Ориентация на деньги

При больших значениях по шкале человек имеет установку на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у такого человека денег нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть – как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя, скорее всего, обратит внимание на зарплату, чем на интересность.

Ориентация на свободу

При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него – главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности). Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание свободы и денег.

Ориентация на власть

Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может стать и неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Человек с любой установкой (точнее с набором установок, довольно редко лишь одна установка оказывается полностью доминирующей, т. е. значения по остальным шкалам резко меньше) может найти как свое вполне полезное место в обществе, так и свой способ разрушить все вокруг себя. Но то, зачем (и частично – каким образом) человек сделает то или другое, и показывается результатами данного теста и опросника Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению». Знание особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности, семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик выявить несколько групп испытуемых:

1) группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени;

2) группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо;

3) группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Источники:

http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://www.b17.ru/article/66725/
http://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector