Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц? Двунадесятые непереходящие праздники

Почему принято на Пасху красить яйца?

А если бы Мария Магдалина не пошла к императору с радостной вестью? А если бы Тиберий упомянул бы не красный цвет? А стало бы яйцо пасхальным символом, если бы мироносица взяла в подарок хлебную лепешку или монету? Зачем и почему на Пасху красят яйца? А можно ли красить их в другие цвета и чем? Подробнее читайте в статье.

Пасха – праздник победы жизни над смертью, день, когда свершаются необыкновенные чудеса и яйцо как раз символизирует одно из чудес, случившихся в день воскрешения Христа. Даже в эпоху коммунистического атеизма люди красили яйца на Пасху, зачастую не имея ни малейшего понятия, откуда взялась эта традиция. Просто красиво, интересно, а для детей – довольно забавный процесс. И только верующие знали всю историю пасхальной традиции, которая не исчезает и передается следующим поколениям.

И пришла Мария Магдалина к Тиберию …

Одна из основных историй, объясняющая зарождение традиции, связана с приходом Марии Магдалины к императору Тиберию . Тогда существовал обычай – кто посещает дворец императора, должен был принести подарок. Ценность его не была оговорена, поэтому простым людям дозволено было принести что-то недорогое.

И пришла Мария Магдалина к Тиберию , и принесла ему весть радостную – Христос Воскрес, на что рассмеялся император и произнес – не восстают мертвые из небытия, а коли правда твоя, так быть белому яйцу, принесенному тобой, красным. В тот же миг яйцо в руках Марии Магдалины налилось красным цветом, и уверовал император и все, наблюдавшие чудо это, в воскрешение Иисуса Христа.

Вообще, если дать благоприятные условия яйцу, не сварить из него яичницу, то получится живое существо, оно считается, как символ жизни, также Иисус Христос, когда его положили в пещеру, пришла Мария Магдалина, а тела уже не было. Это Христос Воскрес! Также и с яйцами на Пасху, именно поэтому. С той поры стало традиционным красить яйца на Пасху, которая приобрела совершенно другой смысл и стала победой жизни над смертью.

Поначалу яйца красили только в красный цвет, олицетворяющий пролитую кровь Христову, и много позже пасхальный стол стали украшать ими, окрашенные в другие цвета – желтые, голубые, зеленые, фиолетовые. То ли кто-то когда-то случайно окрасил каким-то природным красителем яичную скорлупу, то ли кто-то намеренно захотел поэкспериментировать – неважно. Сейчас яйца окрашивают купленными красителями или по старинке – натуральными, из того, что есть в доме. Только далеко не все знают, чем можно покрасить яйца на Пасху и в какой цвет.

Виды натуральных красителей

  • Луковая шелуха – от желтого до коричневого, в зависимости от крепости отвара.
  • Ягоды черники – от голубого до насыщенного фиолетового.
  • Кора и ветки вишни – красный цвет.
  • Куркума – от бледно-желтого до глубокого оранжевого.
  • Березовые листья, крепкий чай или кофе красят в коричневый цвет.
  • Листья крапивы, шпината, петрушки – в зеленый.
  • Свекла – стойкий краситель, который придаст все оттенки свеклы – от розового до глубокого красного.
  • Краснокочанная капуста вопреки логике окрасит скорлупу в синий цвет.
  • Сок темного винограда – лиловый цвет.

И еще много других растений, которые содержат в себе тот или иной природный краситель – морковь, паприка, малина.

Виды пасхальных яиц

Часто умельцы не просто красят, а создают настоящие шедевры. От этого возникли виды пасхальных яиц:

  • крашенки – просто окрашенные в один или два цвета;
  • писанки – с нанесенным абстрактным рисунком или по библейским сюжетам;
  • драпанки – окрашенное яичко, на котором иглой выцарапан рисунок;
  • крапанки – яйца окрашивают не монолитно, а пятнами. Часто делают это с помощью воска.

Кроме натуральных куриных яиц на Пасху иногда дарят яйцо-сувенир, изготовленное из дерева, бересты, бисера, кости, ткани.

Яйцо всегда было символом жизни. Если задуматься – сам термин везде и всегда олицетворяет зарождение новой жизни. И недаром оно стало символом Пасхи как символом вечной жизни.

Что дарят на Светлое Христово Воскресенье, чем, как и почему красят яйца на Пасху – вы теперь знаете. Главное, чтобы они были освященные, а в душе жила вера.

Яйца с образами

О новом виде иконоборчества

«В Рязани — грибы с глазами. Их ядят, они глядят»
Поговорка

В давние времена иконоборцы в Византии запрещали изготовление священных изображений и размещение их не только в храмах и публичных местах, но даже в частных домах. Православные были вынуждены тайно поклоняться иконам, пряча их от «агентов спецслужб» императоров-иконоборцев под угрозой ареста, ссылки, лишения имущества и даже жизни.

Читать еще:  Что такое нефотогеничность и как с ней бороться? Что такое фотогеничность, как развить ее в себе? раскрываем секреты

Яйца с образами

Великий пост подходит к концу. Приближается Пасха. Православные верующие готовятся по традиции встретить ее куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. Кто-то из хозяек по старинке начинает собирать луковую шелуху, другие покупают пищевые красители или ищут старинные рецепты, по которым к Пасхе приготовливаются «крашенки», «драпанки», «крапанки», «писанки»…

Однако мы живем в третьем тысячелетии. На дворе век высоких технологий. Услужливая рыночная экономика предлагает своим потенциальным потребителям не только красители самых неимоверных (и несъедобных) тонов, но и десятки видов наклеек на пасхальные яйца. А ведь есть еще формы, подставки, корзинки, рушники… Загляните в интернет, запустите поиск и уверяю вас, вы поразитесь полученному результату.

Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”» (на белой глянцевой бумаге с клейкой подложкой 116 цветных наклеек для декоративного украшения пасхальных яиц),— бодро сообщает нам сайт.

Не угодно ли вам пасхальное яичко с наклейкой из серии «Библейская» с обнаженной Евой, искушающей в «раю сладости» еще невинного Адама? Сюжет выбран библейский, не придерешься! Может кому-то покажется, что не пасхальный, но это только на первый, не искушенный богословием и библейской герменевтикой, взгляд. Если же вдуматься, то очень даже в тему. Ведь, если бы Адам и Ева не согрешили в раю, не пришлось бы Сыну Божию умереть на Кресте в уничижении, чтобы потом воскреснуть во славе. Поэтому по логике сих «просветителей», таким нехитрым и выгодным для себя способом возрождающих духовные основы России, получается, что Ева с запретным плодом в руках — виновница нашей пасхальной радости.

Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант — сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

Как будет радостно хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в Страстную Пятницу, Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста.

А вот и еще более радостный рушник №10 с изображением Тайной вечери.

Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости. Показывая ученикам пример смирения и служения ближним, Господь умыл им ноги, зная, что умывает ноги и своему предателю — Иуде. За столом ученики обсуждали, кто из них предаст Учителя на смерть и уверяли Его, что готовы отдать за него свою жизнь. На это Господь самому горячему из них Петру предрек, что тот трижды отречется от него еще до пения петуха. А после совершения Тайной вечери Господь с учениками пошел в Гефсиманский сад, где молился до кровавого пота и просил Небесного Отца пронести мимо Него чашу страдания. Однако принял ее, исполняя не волю Своего человеческого естества, страшащегося страданий и смерти, а спасительную волю Отца, благоволившего страданиями Сына искупить падшее человечество от греха, смерти и рабства диаволу.

Но что нам до того. Неужели нам не верить бизнесменам от «Православия», что своей продукцией они возрождают в Отечестве нашем традиции Святой Руси и веру христианскую? Так давайте под возгласы «Христос воскресе!» разложим и порежем пасхальный кулич, сыр и колбаску на дорогих нашему сердцу ликах Спасителя и апостолов и поблагодарим заботливых художников, ткачей и их мудрых и бескорыстных руководителей, предоставивших нам возможность так светло и радостно встретить «праздников Праздник и Торжество из торжеств»…

Не согласны? Быть может кто-то захочет подать на меня в суд за богохульство и оскорбление чувств верующих? А может это надо сделать в отношении тех, кто всё это производит и продает в погоне за прибылью, которая поистине стала самым главным божеством современного мира и пытается в таковом качестве утвердиться и в нашей православной России, национальной идеей которой когда-то действительно была «Святая Русь», столь глумливо поруганная с помощью термонаклеек неограниченного срока годности?

А вы уже приготовили пасхальные подарки себе и близким? Ищите и обрящите! Вот вам «православные» тарелки и кружки с иконами.

Некая творческая мастерская предлагает кружки с молитвами «Святой Источник» (по выбору из 10 молитв: «молитва Блудного сына на фоне…», а также молитва студента, водителя, влюбленных, молитва ежедневная, на рабочем месте и т.д.), серию кружек «Святые лики», с молитвой на освящение воды и чудотворной иконой (выбор икон из 30 наименований), она также может изготовить кружку с иконами под ваш личный заказ. А еще вы можете приобрести «подарочный комплект, из трех кружек, с иконами: Господь “Вседержитель”, БМ “Живоносный источник”, “Серафим Саровский чудотворец” (орфография оригинала).

Читать еще:  Как продлить лактацию. Сохранение лактации при болезни, смешанном вскармливании, введении прикорма Как продлить лактацию

О священных изображениях на обложках книг и журналов, на первых полосах газет, в календарях, на закладках, в элементах фирменного стиля и т.п. уже было написано [1] и потому не буду повторяться.

О Пасхе, страхе Божием и профанации священного

Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.

На каждой литургии, а на пасхальной особенно, мы приобретаем опыт будущего Царства. Но надо помнить слова апостола: «…приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:28-29). А потому для нас остаются актуальными слова псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс. 2:11).

И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор. Даже изображение обычного человека достойно большего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

Об этом говорится не в каком-то малозначительном церковном документе, а в оросе (определении) Седьмого Вселенского собора! Ведь почитание икон есть важнейший догмат Церкви, а не просто наше произвольное и никак не регламентированное действие. За этот догмат, за право почитать иконы и священные изображения, многие христиане претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свои жизни и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (с 730-го по 843-й год).

В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» [2] .

Из соборного определения следует, что священные изображения должны 1) размещаться в достойных местах; 2) изготавливаться из долговременных материалов; 3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей; 4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу — Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим; 5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней; 6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Как положить предел беспределу

Всё сказанное выше совершенно небезобидные вещи, которые можно отнести к личным пристрастиям автора: мол, если ему не хочется, пусть не пользуется сумкой с иконой, а другим не мешает.

Сейчас обсуждается закон о защите чувств верующих, то есть о законодательных мерах против кощунственных действий в отношении религиозных святынь. Для того чтобы судебные эксперты имели основания различать между почитанием и кощунством, Церковь должна четко определить для самой себя многие вещи, в частности, допустимые и недопустимые формы и способы употребления священных изображений. Скажем, почему браслеты и кружки с иконами это благочестиво (подтверждение тому — торговля ими в церковных лавках и магазинах), а трусы с крестом это кощунство? Или как мы должны относиться к одежде, дизайн которой использует иконные лики и религиозную символику? [3]

Для такого различения нужны официальные церковные документы, предварительное обсуждение их положений в православной среде, в том числе на конференциях. Начало этому уже положено. Так Совет по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России уже выступил с Обращением «О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве», в котором призывает к обсуждению неумеренного использования священных изображений в печатной продукции [4] . Совет предложил и свое видение церковных мер по наведению порядка через уже существующие синодальные учреждения Церкви (Издательский совет, Информационный отдел) и введение новых структур, которые будут контролировать торговый ассортимент и правила торговли в церковных магазинах и лавках. Святейший Патриарх Кирилл одобрил инициативу Совета по проведению конференции, призванной обсудить проблему неподобающего использования священных изображений и отношения к ним, в том числе откровенно провокационных и кощунственных действий (скандальные художественные выставки и акции, вандализм в отношении икон в православных храмах и т.п.). Думается, что на этой конференции следует также рассмотреть и дать оценку описанным в данной статье тенденциям на рынке «православных товаров и услуг».

Читать еще:  Красивое высказывание о редких встречах. Афоризмы о разлуке и ожидании

Почему принято на Пасху красить яйца?

А если бы Мария Магдалина не пошла к императору с радостной вестью? А если бы Тиберий упомянул бы не красный цвет? А стало бы яйцо пасхальным символом, если бы мироносица взяла в подарок хлебную лепешку или монету? Зачем и почему на Пасху красят яйца? А можно ли красить их в другие цвета и чем? Подробнее читайте в статье.

Пасха – праздник победы жизни над смертью, день, когда свершаются необыкновенные чудеса и яйцо как раз символизирует одно из чудес, случившихся в день воскрешения Христа. Даже в эпоху коммунистического атеизма люди красили яйца на Пасху, зачастую не имея ни малейшего понятия, откуда взялась эта традиция. Просто красиво, интересно, а для детей – довольно забавный процесс. И только верующие знали всю историю пасхальной традиции, которая не исчезает и передается следующим поколениям.

И пришла Мария Магдалина к Тиберию …

Одна из основных историй, объясняющая зарождение традиции, связана с приходом Марии Магдалины к императору Тиберию . Тогда существовал обычай – кто посещает дворец императора, должен был принести подарок. Ценность его не была оговорена, поэтому простым людям дозволено было принести что-то недорогое.

И пришла Мария Магдалина к Тиберию , и принесла ему весть радостную – Христос Воскрес, на что рассмеялся император и произнес – не восстают мертвые из небытия, а коли правда твоя, так быть белому яйцу, принесенному тобой, красным. В тот же миг яйцо в руках Марии Магдалины налилось красным цветом, и уверовал император и все, наблюдавшие чудо это, в воскрешение Иисуса Христа.

Вообще, если дать благоприятные условия яйцу, не сварить из него яичницу, то получится живое существо, оно считается, как символ жизни, также Иисус Христос, когда его положили в пещеру, пришла Мария Магдалина, а тела уже не было. Это Христос Воскрес! Также и с яйцами на Пасху, именно поэтому. С той поры стало традиционным красить яйца на Пасху, которая приобрела совершенно другой смысл и стала победой жизни над смертью.

Поначалу яйца красили только в красный цвет, олицетворяющий пролитую кровь Христову, и много позже пасхальный стол стали украшать ими, окрашенные в другие цвета – желтые, голубые, зеленые, фиолетовые. То ли кто-то когда-то случайно окрасил каким-то природным красителем яичную скорлупу, то ли кто-то намеренно захотел поэкспериментировать – неважно. Сейчас яйца окрашивают купленными красителями или по старинке – натуральными, из того, что есть в доме. Только далеко не все знают, чем можно покрасить яйца на Пасху и в какой цвет.

Виды натуральных красителей

  • Луковая шелуха – от желтого до коричневого, в зависимости от крепости отвара.
  • Ягоды черники – от голубого до насыщенного фиолетового.
  • Кора и ветки вишни – красный цвет.
  • Куркума – от бледно-желтого до глубокого оранжевого.
  • Березовые листья, крепкий чай или кофе красят в коричневый цвет.
  • Листья крапивы, шпината, петрушки – в зеленый.
  • Свекла – стойкий краситель, который придаст все оттенки свеклы – от розового до глубокого красного.
  • Краснокочанная капуста вопреки логике окрасит скорлупу в синий цвет.
  • Сок темного винограда – лиловый цвет.

И еще много других растений, которые содержат в себе тот или иной природный краситель – морковь, паприка, малина.

Виды пасхальных яиц

Часто умельцы не просто красят, а создают настоящие шедевры. От этого возникли виды пасхальных яиц:

  • крашенки – просто окрашенные в один или два цвета;
  • писанки – с нанесенным абстрактным рисунком или по библейским сюжетам;
  • драпанки – окрашенное яичко, на котором иглой выцарапан рисунок;
  • крапанки – яйца окрашивают не монолитно, а пятнами. Часто делают это с помощью воска.

Кроме натуральных куриных яиц на Пасху иногда дарят яйцо-сувенир, изготовленное из дерева, бересты, бисера, кости, ткани.

Яйцо всегда было символом жизни. Если задуматься – сам термин везде и всегда олицетворяет зарождение новой жизни. И недаром оно стало символом Пасхи как символом вечной жизни.

Что дарят на Светлое Христово Воскресенье, чем, как и почему красят яйца на Пасху – вы теперь знаете. Главное, чтобы они были освященные, а в душе жила вера.

Источники:

http://proruschurch.ru/pochemu-na-paskhu-krasyat-yajca/
http://pravoslavie.ru/61136.html
http://proruschurch.ru/pochemu-na-paskhu-krasyat-yajca/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector