Почему педагогика индивидуальности считается наукой? Обоснуйте, почему педагогика является самостоятельной наукой и охарактеризуйте ее связь с другими науками. Опишите категориальный аппарат педагогики. Отрасли и разделы

Охарактеризуйте педагогику как науку. Перечислите связь педагогики с другими науками, отрасли педагогики, укажите основные понятия;

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Педагогика – наука о сущностях, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика как наука — это изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Педагогика не может не опираться на результаты исследований дру­гих наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для более правильного и всестороннего изучаемых ею феноменов. К примеру:

Психологияпозволяет педагогике более точно и пра­вильно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.

Философия и социологияпозволяют педагоги­ке учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогичес­кую деятельность.

Физиологияпозволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

Экономические наукидают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных от­ношений, а также четко представлять те экономические процессы, в ус­ловиях которых происходит обучение и воспитание людей.

Науки о трудовой деятельностипозволяют педагогике правильно фор­мировать у людей качества, необходимые для различных видов профессио­нальной деятельности.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влия­нием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Этнологияпозволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания.

Исторические наукипоказывают педагогам историческое своеобра­зие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. в различные периоды развития людей и общества.

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая основные закономер­ности воспитания, обучения, образования и развития личности.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогичес­ких идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерно­сти функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспи­тания человека на различных возрастных этапах.

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретичес­кие основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую, социальную, исправительно-трудовую, лечебную и т.д.

Основные понятия педагогики:

Обучение — представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.

Воспитание— процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

Развитие человека — освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.

Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по вопросам содержания образования с использованием средств обучения и воспитания.

Педагогические взаимодействия — это преднамеренные контакты педагога с учащимся (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях обучающимся.

Обоснуйте, почему педагогика является самостоятельной наукой и охарактеризуйте ее связь с другими науками. Опишите категориальный аппарат педагогики.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и теперь существуют три подхода (концепции).

Одни считают, что педагогика – междисциплинарная область знания.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии и др.) и адаптированных к решению задач в сфере образования или воспитания.

Читать еще:  Как облегчить расставание с любимым. Шопинг – замечательное средство от хандры. Не стесняйтесь просить о помощи

Фактически сторонники и первой, и второй концепций отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной, по мнению В.В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика – это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Наука — это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Принято выделять следующие признаки науки: 1) она возникает из потребностей общества; 2) каждая наука имеет свой предмет исследования; 3) для науки характерно наличие собственного категориальногоаппарата; 4) у каждой науки имеются свои методыисследования; 5) всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Охарактеризуем по этим признакам педагогическую науку

1. Потребность в педагогическом знании появилась вместе с зарождением человеческого общества, когда стали обнаруживаться эффективные способы воспитания подрастающих поколений. В качестве самостоятельной науки педагогика выделилась из системы философского знания в XVII в. За последующие почти четыре столетия проблематика педагогики существенно расширилась и усложнилась. Педагогика стала, по сути, системой наук.

Все разделы педагогической науки объединены общим объектом. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука.

Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе.

2. Предметом педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. Предмет педагогической науки еще определяется как закономерности педагогической деятельности

3. Категориальный аппарат педагогики (система педагогических понятий) включает в себя общеупотребительные слова естественного языка. Но, попадая в систему научного знания, они приобретают такое качество, как однозначность, которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы

Наличие системы специальных терминов — признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.

К числу важнейших в педагогике относятся термины «образование», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социализация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «образовательный (педагогический) процесс».

4. Методы исследования в педагогике — это система приемов и процедур деятельности, направленных на разрешение определенной научной задачи.

Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта: метод педагогических наблюдений, диагностический эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), метод диагностирующих контрольных работ и тд.

Теоретические методы педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование): анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и тд.

Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями.

5. Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность — наиболее общая форма воплощения теоретического знания.

Педагогическая наука предназначена для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности. Понимание педагогических закономерностей позволяет оптимизировать деятельность учителя, воспитателя, руководителя школы.

Непосредственные задачи всякой науки — описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей.

Функции педагогической науки:

— объяснительная — описание и объяснение педагогических фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции);

— преобразовательная, прикладная, практическая — усовершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики (результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания);

— прогностическая — обоснованное предвидение развития педагогической реальности и рекомендации по целесообразной деятельности.

Связь педагогики с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально педагогика, как и другие науки, существовала в рамках философии. Также педагогика тесно связана с психологией, филологией, физиологией, социологией, использует данные медицины, связана с экономическими науками, теорией управления, правоведением и другими.

Связь педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики с другими науками: термины, закономерности, концепции, эмпирические данные, метода.

Система терминов, понятий и категорий составляет категориальный аппарат педагогической науки (он именуется также понятийным или терминологическим).

Категориальный аппарат педагогики включает в себя термины разного уровня. Все категории в педагогике делятся, по В. В. Краевскому, на следующие основные группы:

Читать еще:  Сообщение на тему личная гигиена человека. Гигиенический уход за телом. Чистая обувь и нательное белье

Философские категории в педагогике – отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности;

Общенаучные понятия, отличающиеся от философских категорий: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «модель», «гипотеза», «уровень»;

Собственные категории педагогики: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие» и др.

Любая педагогическая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное и др.); 2) как процесс; 3) как деятельность.

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности.

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:

1. Активное заимствование понятий из философии и других отраслей;

2. Включение в категориальный аппарат педагогики слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение» и др.);

3. Новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего фундаментальных категорий;

4. Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Педагогика, в центре внимания которой находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении ее связей с другими науками.

Связь педагогики с философией — наиболее длительная и органичная. Когда педагогика оформилась в самостоятельную науку, философия стала выполнять по отношению к педагогике методологическую функцию.

Она проявляется в первую очередь в том, что философское знание является мировоззренческим по своей природе и дает ответы на вопросы о сущности человека, о смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание педагогических феноменов, сущность которых составляет взаимодействие — человека с человеком, человека с миром и с самим собой. Кроме того, от системы философских взглядов, которых придерживается педагог-исследователь, зависит направление научного поиска, то или иное понимание педагогических закономерностей. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической концепции. Наконец, методологическая функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что философия разрабатывает систему закономерностей и способов научного познания, применяемых в педагогике.

Психология, по выражению В. В. Краевского, — «непременный и постоянный спутник педагогики». Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики деятельности учащихся, учитывать механизмы их индивидуально-личностного развития.

Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регуляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста.

Данные медицины используются главным образом в коррекционной педагогике, которая, опираясь на результаты медицинских исследований, стимулирующих индивидуальное развитие детей и взрослых и облегчающих включение их в жизнь общества.

Связь педагогики с экономическими науками послужила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как экономика образования. Исследование специфики действия экономических законов в сфере образования на основе знания политэкономии, экономики труда, закономерностей финансирования чрезвычайно важно для успешного функционирования образовательной системы.

Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федерации и отдельного образовательного учреждения.

Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования — педагогов и обучающихся (воспитанников) — является необходимым условием их плодотворного взаимодействия.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Что такое «педагогика»?

Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые се­годня придают этому слову.

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-ни­будь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют при­вычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспи­тывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Зна­чит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой чело­век отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обу­чения другого? Почему это происходит? Когда эта дея­тельность становится сознательной? Когда работа по об­разованию и воспитанию человека превращается в искусство?

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

Веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание. Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Читать еще:  Гера жена зевса в греческой мифологии. Ссоры и ревность. Боги Древней Греции – Гера

Педагогика — совокупность знаний и умений по обу­чению и воспитанию, эффективных способов передачи на­копленного опыта и оптимальной подготовки подраста­ющего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под­растающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколе­нию появилась, наряду с другими потребностями челове­ка, на самом раннем этапе возникновения общества. По­этому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий тру­да. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых вы­ражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагоги­ки вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаут­ках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, историче­ских преданиях, народных приметах. Только затем, с появ­лением письменности, они обрели более «сухую», не ино­сказательную форму, и стали носить характер Советов, не­писаных Правил и Рекомендаций.

Педагогика представля­ет собой науку о сущ­ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдаю­щегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое при­знание.

Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — по­учающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различ­ных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основа­нию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Пе­дагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные за­ведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились на­правления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обу­чения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и про­фессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессио­нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли — педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Педагогика —это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития личности.

Предмет педагогики —воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Объект педагогики — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Задачи педагогики:

1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.

2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.

4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.

5. Исследование человеческой природы.

Принято выделять следующие признаки науки: она возникает из потребностей об­щества; каждая наука имеет свой предмет исследования; для науки характерно наличие собст­венного категориального аппарата; у каждой науки имеются свои методы исследования; всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных зна­ний об объективных законах развития природы.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источники:

http://studopedia.su/15_49194_oharakterizuyte-pedagogiku-kak-nauku-perechislite-svyaz-pedagogiki-s-drugimi-naukami-otrasli-pedagogiki-ukazhite-osnovnie-ponyatiya.html
http://mylektsii.ru/8-96452.html
http://cyberpedia.su/17x1c087.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector