Поэзия маршака. Какие произведения писал Маршак С. Я. в течение жизни

Поэзия маршака. Какие произведения писал Маршак С. Я. в течение жизни

Маршак С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5. — М.:
Художественная литература, 1970. — С. 631-635.

От редакции

Пятый том настоящего Собрания сочинений включает в себя оригинальные стихотворения С.Я. Маршака, созданные на протяжении многих десятилетий его литературной деятельности 1 . В томе представлены жанры, к которым обращался порт в разные периоды творчества: лирика, сатира, эпиграмма, плакат, послания, дарственные надписи. Но сравнению со всеми предшествующими изданиями, том является наиболее полным собранием поэтических произведений Маршака для взрослых. Наряду с известными стихотворениями в томе широко представлены произведения, никогда не входившие в прижизненные издания, а также произведения, опубликованные в дореволюционных журналax и газетах и потому незнакомые широкому кругу читателей.

Началом своей творческой биографии Маршак считал 1907 год, когда в Петербурге в различных журналах и альманахах были напечатаны несколько его лирических и сатирических стихотворений. Лирические стихи он печатал и позже — в девятисотых и десятых годах. В двадцатые годы начинается плодотворная деятельность Маршака как детского поэта, редактора, организатора детской литературы. И лишь через двадцать с лишним лет Маршак снова возвращается к лирике, создает небольшой цикл из семнадцати стихотворений — «Из лирической тетради» и публикует его в 1946 году в сборнике «Стихи. 1941-1946».

Этот небольшой сборник был отмечен прессой. В статье «Лирика С. Маршака» Н. Вильям-Вильмонт писал: «Маршак-переводчик любит отыскивать в поэзии прошлого то, что выживает, что составляет как бы «сквозные» переживания человечества. Судя по «Лирической тетради», поэт в какой-то степени прилагает ту же мерку и к собственным чувствам и мыслям.

Следует признать, что и в этом жанре С. Маршаку порою удаются замечательные стихотворения. Тому примером его «Словарь». Можно сказать много хорошего об этих стихах. В самом подборе слов — сколько выстраданной, затаенной печали! И эти стихи не исключение. Рядом с ними можно назвать другие из того же цикла. «Декабрь», «И поступь и голос у времени тише». По нашему мнению, — далее пишет он, — С. Маршак сужает себя как поэта, ограничивая область своей лирики размышлениями на «вечные темы». Та мудрость, которая отцеживается из богатого содержания творчества великих поэтов, здесь дана как бы в «чистом», беспримесном виде, не всегда позволяющем вживаться в индивидуальный мир писателя; между читателем и личностью поэта порой не успевает возникнуть та прочная связь, то понимание-симпатия, которое только и позволяет проникнуться глубиной поэтической мысли» («Литературная газета», 1947, № 6, 8 февраля). А. Тарасенков иначе воспринимал стихи этого же сборника. В рецензии (журнал «Знамя», 1947, № 1) он писал: «Особое место занимает в книге Маршака лирика. Вероятно, в результате долгой работы Маршака над детскими стихами, для его лирики характерен немного наивный, как будто бы удивленный взгляд на мир. Маршак рассказывает об обыденном, повседневном — о виде из окна, о старом научном словаре, о звездах. Но за этими темами чувствуется человек — внимательный, задумчивый, с нежной и тонкой душой, человек, который любит труд, творчество, созидание, который любит жизнь, который не устал, не одряхлел и смотрит на мир ясными, чистыми глазами».

В последующие годы цикл «Из лирической тетради» расширялся, обогащался новыми произведениями и в разных составах и вариантах входил во многие стихотворные сборники Mapшака.

Сам Маршак писал о своей лирике мало. Вот ответ поэта на письмо студента-дипломанта И.М. Дольникова: «О «Лирической тетради» говорить второпях мне трудно и не хочется. Скажу только одно: мне думается, лирика всегда должна являться результатом большой сосредоточенности, бережного накоплении мыслей и чувств. Этого пути я стараюсь держаться и в своей оригинальной лирике, и в переводах» (письмо от 27 апреля 1955 г. т. 8 наст. изд.).

В 1958-1960 годах вышли четырехтомные Сочинения Маршака, где лирике отведено уже значительное место. В 1962 году был издан сборник «Избранная лирика», встреченный одобрительными отзывами читателей и прессы. За эту книгу и книги для детей Маршаку присуждена Ленинская премия 1963 года.

Б. Полевой в «Правде» так оценил сборник «Избранной лирики»: «Книга. невелика по размерам, в ней меньше ста пятидесяти страниц. Но раскроешь и сразу будто окунешься в нее с головой: столь пленительны собранные в ней короткие, точные стихи, столь богаты заключенные в них мысли, свежие, яркие, порой неожиданные, но всегда находящие отзвук в сердце читателя» (1963, № 42, 11 февраля).

В жанре сатиры Маршак активно выступал задолго до первой мировой войны. Его фельетоны, пародии, эпиграммы этого времени публиковались в петербургских и периферийных газетах, журналах и альманахах. Первый небольшой сборник сатирических стихов Маршака вышел в 1919 году, в Екатеринодаре (где жил тогда поэт), за подписью: Д-р Фрикен. Все произведения сборника написаны в годы гражданской войны, в них при трудных цензурных условиях поэт пытался обличать порядки, установленные белогвардейцами на Кубани.

Но по-настоящему талант Маршака-сатирика развернулся перед второй мировой войной и в годы войны особенно. В журналах, центральных и фронтовых газетах, «Окнах ТАСС» печатаются его сатирические стихи, фельетоны, памфлеты, стихотворные листовки, открытки и плакаты. За эти произведения в 1942 году Маршак был удостоен Государственной премии. Выходят сатирические сборники поэта с рисунками Кукрыниксов — «Уроки истории», 1942, «Черным по белому», 1945, «Капут!», 1947.

В 1959 и 1964 годах напечатаны сборники сатирических стихов. В этих изданиях Маршак как бы подвел итог своей работы поэта-сатирика.

В настоящем томе произведения расположены по разделам и соответствии с жанровым принципом.

Исключение сделано лишь в двух случаях: для раздела «Стихи о войне и мире» и цикла «Сор из избы», где названия даны не по жанровому признаку. В разделе «Стихи о войне и мире» помещены произведения, которые по существу представляют собой гражданскую лирику Маршака. Сам поэт не включал эти стихи в свои лирические циклы, публикуя их чаще всего в разделе под названием «Стихи о войне и мире». Следуя воле писателя, редакционная коллегия сочла возможным выделить эти стихи в самостоятельный раздел, сохраняя для него авторское название.

Читать еще:  Царь михаил юрьевич. Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей.

Так же обстояло дело и со стихами цикла «Сор из избы», название которого повторялось из издания в издание, поскольку эти сатирические стихи С.Я. Маршак никогда не смешивал с сатирой политического толка.

Внутри каждого раздела тексты расположены в хронологической последовательности — по времени их первой публикации, тексты, печатающиеся по рукописям, — по времени их написания. Разделы начинаются произведениями, печатавшимися при жизни автора, за ними следуют произведения, не публиковавшиеся поэтом при жизни; разделы сатиры и лирики заканчиваются ранними произведениями.

В разделе «Из незавершенного» помещены наиболее значительные произведения Маршака, оставшиеся либо неоконченными, либо в трудно читаемых черновых автографах, где существует несколько вариантов одной и той же строфы, строки, слова. Встречаются также случаи, когда законченное произведение имеет несколько редакций. В связи с тем, что автор в той или иной степени не завершил работы над этими произведениями, многие из них даются в прочтении комиссии по литературному наследству.

Слова в тексте, зачеркнутые Маршаком, взяты в прямые скобки, слова, прочитанные предположительно, даются в угловых скобках. В угловые скобки заключены и все те названия произведений, которые даны не автором, а редакционной коллегией. Более подробные сведения о каждом из помещенных в разделе стихотворений даются в примечаниях к ним.

Маршак неоднократно возвращался к работе над своими стихами, в особенности лирическими. При подготовке очередных стихотворных сборников он вносил в тексты исправления, сокращения, менял заголовки, снимал эпиграфы, посвящения, создавал циклы и разрушал их. Случаи наиболее значительной переработки отмечаются в примечаниях, где указывается также ее время и разночтения публикуемого текста с первопечатным.

Тексты произведений, опубликованных при жизни Маршака, печатаются по последним авторизованным изданиям с дополнительной проверкой их по беловым рукописям; тексты произведений, не опубликованных при жизни автора, печатаются по рукописям.

До 1922 года Маршак часто печатался под псевдонимами: Д-р Фрикен, Уэллер, Кучумое, или подписывался инициалами: С. М. Все эти случаи оговорены в примечаниях.

В автографах и напечатанных произведениях Маршака, как правило, отсутствуют даты, поэтому данные о времени написании или первой публикации даются в примечаниях. Имеющиеся, в редких случаях, авторские даты воспроизводятся в основном тексте.

Почти все автографы, использованные в настоящем томе, хранятся в Москве, в архиве писателя.

В тексте примечаний приняты следующие сокращенные обозначения изданий:

«Избранное», 1947 — Маршак С.Я., Избранное, «Советский писатель», М. 1947.

«Избранное», 1964 — Маршак С.Я., Избранное (Библиотека советской поэзии), «Художественная литература», М. 1964.

«Избранная лирика», 1962, 1964 — Маршак С.Я., Избранная лирика, «Художественная литература», М. 1962-1964.

«Избранные стихи», 1949 — Маршак С.Я., Избранные стихи, «Советский писатель», М. 1949.

«Капут!» — Маршак С. Я., «Капут!», Стихи, Гослитиздат, М. — Л. 1947.

«Лирические эпиграммы» — Маршак С.Я., Лирические эпиграммы, «Советский писатель», М. 1965.

«Сатирические стихи», 1964 — Маршак С.Я., Сатирические стихи. Избранное, «Советский писатель», М. 1964.

«Сатирические стихи», 1959 — Маршак С.Я., Сатирические стихи. Эпиграммы. Плакаты. Избранное, «Советский писатель», М. 1959.

Сочинения, т. 2, т. 4 — Маршак С.Я., Сочинения в четырех томах, Гослитиздат, М. 1958 и 1960 т. 1-4.

«Стихи, Сказки, Переводы», КН. 1, 1952, 1955. — Маршак С.Я., Стихи. Сказки. Переводы, в 2-х кн., кн. 1-2, Гослитиздат М. 1952, 1955.

«Стихи. 1941-1946» — Маршак С.Я., Стихи. 1941-1946, «Советский писатель», М. 1946.

«Стихи. 1948-1951» — Маршак С.Я., Стихи. 1948-1951, «Советский писатель», М. 1951.

«Урок истории» — Маршак С.Я., Урок истории, Гослитиздат, М. 1942.

«Черным по белому» — Маршак С.Я., Черным по белому. Стихи, Гослитиздат, М. 1945.

«V том» — том машинописных автографов в переплете. Составлен в 1957 году сыном поэта И.С. Маршаком из произведений С.Я. Маршака, не вошедших в его Сочинения 1-4 тт. (поэтому условно назван пятым). Хранится в архиве С.Я. Маршака.

1. В составлении настоящего тома принимали участие члены комиссии по литературному наследию С.Я. Маршака — В.Д. Берестов, Н.М. Коржавин, И.С. Маршак. ↑

С.я.маршак. Тематическое жанровое многообразие поэзии с.я.маршака. Произведения о героях труда «пожар», «почта»

Самуи́л я́ковлевич марша́к (22 октября 1887, воронеж — 4 июля 1964, москва) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Творчество самуила яковлевича маршака (1887 — 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям. Он без всякой цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Возможно, именно благодаря сближению маршака с детьми, его детские стихи проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца.

В самых первых стихах маршака для самых маленьких, например, «великан», «мяч», «усатый-полосатый», «ванька-встанька» и другие, предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки («верный конь и слон домашний»), игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя — играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.

Особую категорию в стихах у с.я.маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

Воспитанный на лучших образцах классической поэзии, на произведениях устного народного творчества, маршак сумел избежать пагубного влияния декадентской литературы и добиться в своей лирике «пушкинской ясности стиха». Маршак пришел в детскую литературу, уже будучи хорошо известным своими лирическими стихами, сатирическими произведениями, прекрасными переводами из английской и шотландской поэзии. И это не случайно: он считал, что, прежде чем стать детским писателем, надо быть писателем в полном смысле этого слова.

Было у маршака и другое необходимое для детского писателя качество — глубокое, всестороннее знание детей.

Он всегда выступал как защитник детства: и в лондоне, откуда писал о трагическом положении детей, и в воронеже и краснодаре, где, общаясь с детьми, учился понимать особенности детской психологии.

Читать еще:  Почему одни люди фотогеничны, а другие нет

С первых шагов своего творчества поэт стремился приобщать детей к сокровищнице мировой литературы, к богатствам устного народного творчества, развить у них художественный вкус.

Жанровое разнообразие поэзии маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки маршака – стихи, по выражению чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

Произведения о героях труда «пожар», «почта»

Произведения с. Маршака «пожар», «почта» обогащают детей новыми жизненными сюжетами, увлекают действиями героев, неожиданными поворотами событий, приключениями, опасностями. Поэт интересно рассказывает о любой профессии. Сам процесс труда, его атрибуты он изображает просто и в то же время мастерски. Все это помогает дошкольникам ввести в игру нужные вещи, имитировать действия с ними. Дети осознают опасность профессии пожарного.

Сначала дошкольников увлекал сам процесс работы в почтовом отделении: они принимали телеграммы, письма, разносили их конкретным лицам. Теперь они стали рассылать корреспонденцию в другие города и страны.

Книга подсказала и возможность использования в игре различных видов транспорта: автомобиля, самолета, мотоцикла. Рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на внешний вид почтальона, его форму: фуражку, ремень, толстую сумку на ремне.

«Творчество Самуила Яковлевича Маршака». Литературная гостиная в начальной школе

Светлана Морозова
«Творчество Самуила Яковлевича Маршака». Литературная гостиная в начальной школе

Цели и задачи занятия:

• расширить знания детей о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака;

• учить отличать сатирические произведения от юмористических;

• упражнять детей в выразительном чтении стихотворения;

• развивать речевые умения и творческие способности;

• закрепить знания об особенностях драмы;

• развивать воображение, мышление, культуру общения;

• воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

• способствовать развитию интереса к литературному чтению.

• выставка книг с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;

• иллюстрации к произведениям С. Маршака;

• карточки с отрывками из произведений, загадками автора, кроссвордом, пословицами;

• таблички со словами «сатира», «юмор», «пьеса»;

• предметы: мяч, игрушка – тигренок, календарь, перчатки.

Ход занятия:

2. Введение. Постановка цели урока.

— Сегодня, ребята, мы поговорим о творчестве выдающегося русского писателя. Его имя с детства знакомо каждому. Это Самуил Яковлевич Маршак. 3 ноября – день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей.

Вот что он пишет в статье «О себе»:

«Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводе. В поисках лучшего применения своих сил отец с семьей переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился в Петербурге». В воспоминаниях о своих детских годах Маршак видит себя непоседой, шалуном. Читать Маршак научился рано, сидя во время занятий рядом со старшим братом, с которым занимался учитель. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, античной литературой, тогда же начал писать стихи.

Самуил Яковлевич Маршак – русский поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран.

Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше полувека он посвятил литературе, не расставаясь до последнего дня с пером и бумагой.

Давайте и мы посвятим свое занятие изучению литературного творчества этого замечательного поэта.

3. Разминка «Узнай и прочитай стихотворение»

Начнем с разминки.

Послушайте отрывки из стихотворений, попробуйте продолжить их и вспомнить названия.

1)Кто стучится в дверь ко мне…

С толстой сумкой на … (ремне)

2) Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки…

(И огарочек свечи.)

«Сказка о глупом мышонке»

3) Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы громче петь,

И расцвел (подснежник)

4) Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все… (четыре)

5) Вместо шапки на ходу

Он надел … (сковороду)

«Вот какой рассеянный»

6) Дама сдавала в багаж…

И … (маленькую собачонку.)

А теперь вам предлагается достать из мешочка предметы (мяч, тигренок, календарь, перчатки, вспомнить, в каких произведениях о них говорилось, выразительно прочитать эти стихи.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Круглый год. Январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе.

На дороге перчатки

И в слезах прибежали домой.

— Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

4. Конкурс «Отгадай загадки»

— Вот что писали о поэте.

«У человека два возраста. Один – тот, в котором он находится. А другой – детский, соответствующий его характеру. Самуилу Маршаку давали четыре года. И, как положено четырехлетним, больше всего на свете он не любил двух вещей: ложиться спать и вовремя обедать».

И, как многие дети Маршак любил сочинять загадки. Вспомните, что такое загадка?

Отгадайте загадки, которые сочинил Маршак.

1) Держусь я только на ходу

И, если стану, упаду.

2) Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не иду,

3) Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

4) Мы ходим ночью,

Но никуда мы не уйдем,

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Специально к этому уроку Ф. И. подготовила загадки, составив из них кроссворд.

5. «Путешествие по стихам и сказкам С. Я. Маршака»

Маршак писал стихи и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические.

Олеся прочитай, пожалуйста, что такое сатира и юмор.

«Сатира – ирония, смех, обличающий какие-то недостатки. Юмор – это безобидный, добродушный смех над героем или событием.»

а) Послушаем стихотворение Маршака «Вот какой рассеянный» в исполнении Ф. И.

Чтение стихотворения учеником наизусть; оценивание. (Как прочитал? Сумел ли передать отношение автора к герою? Какие места особенно удались чтецу)

Читать еще:  Шесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты. Причины, по которым могут отказать в получении загранпаспорта

Анализ стихотворения:

— Какое оно: сатирическое или юмористическое?

— Над чем смеется автор? Какие черты характера высмеивает?

— Встречали ли вы подобное в наше время?

— Какова главная мысль стихотворения?

— Подберите пословицу к стихотворению.

• Землю красит солнце, а человека труд.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Делаешь наспех, сделаешь на смех.

• Друга ищи, а найдешь – береги

• Терпение и труд все перетрут.

б) — Знаете ли вы юмористическое стихотворение «Усатый-полосатый»?

— Назовите главных героев этого произведения.

— Сколько лет было девочке?

— Как ухаживала девочка за котенком?

Проверить, насколько внимательно дома вы читали эту историю, нам поможет следующее задание.

ГУЛЯТЬ, СПАТЬ УКЛАДЫВАТЬ, УЧИТЬ ГОВОРИТЬ, ВЫКУПАТЬ, КОРМИТЬ

Расположите эти карточки со словами-действиями девочки в той последовательности, в которой героиня ухаживала за котенком.

— Что произошло потом?

в) — Знакома вам «Сказка о глупом мышонке»?

— О чем попросил мышонок свою маму?

— Выполнила ли мама просьбу мышонка?

Назовите животных, которые приходили «детку покачать».

На доске по мере поступления ответов столбиком появляются слова:

УТКА, ЖАБА, ЛОШАДЬ, СВИНКА, КУРИЦА, ЩУКА, КОШКА.

Подберите к каждому животному-няньке замечания мышонка.

Дети подбирают соответствующие карточки.

ОЧЕНЬ СТРАШНО, ВОВСЕ НЕ УСНЕШЬ, СЛИШКОМ ТИХО, ОЧЕНЬ СЛАДКО, ОЧЕНЬ СКУЧНО, СЛИШКОМ ГРОМКО, ОЧЕНЬ ГРУБО.

— Какую ошибку совершила мама?

— Придумайте свое окончание сказки.

г) — Помните ли вы «Сказку об умном мышонке»?

— Расскажите, как мышонок перехитрил кошку?

— Удалось ли мышонку поиграть с животными, которых он повстречал на своем пути?

— Почему мышонок не согласился играть с ежами и совой?

— В какие игры предлагали мышонку поиграть звери?

Прочитайте выразительно отрывки из этой сказки, вставляя пропущенные слова:

Унесла мышонка кошка

И поет: Не бойся, крошка!

Говорит мышонок Мурке:

— Ну, тогда сыграем в …

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

— В кошки-мышки или жмурки? –

Говорит мышонок юркий.

— Нет, не в жмурки. Мы хорьки,

Стали звать мышонка белки:

Выходи играть в!

— У меня, — он говорит, —

Без игры спина горит!

Вот идет моя хозяйка,

С ней в … поиграй-ка,

Выходи скорей, я жду!

— Отдохнем немного. Встаньте и послушайте правила игры. Я буду читать вам отрывки из стихов, если эти строки принадлежат перу Маршака, то хлопайте в ладоши, если вы слышите стихи других поэтов, то топайте ногами.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

На зиму для печек.

Вот желтая страница –

Песок на ней кружится,

Несется, как волна.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Будет он со мной.

Утюги — за сапогами,

Сапоги – за пирогами…

Он увидел одеяло –

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул –

С медом жбан перевернул.

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

7. «Путешествие в далекие страны»

— Вы уже знаете, что Маршак – не только писатель и поэт, но и переводчик.

Прочитайте слова из английских песенок, переведенных Маршаком, и правильно назовите героев этих произведений.

СИДЕЛ ПШЕНИЦА ТЕЛЕНОК

СВАЛИЛСЯ СИНИЦА ОВЕЧКИ

НЕ МОЖЕТ КОТ БАРАН

СОБРАТЬ ХВОСТ КОРОВА

8. Инсценировка отрывка пьесы С. Маршака.

Творчество Маршака, как уже отмечалось, многогранно: он и детский поэт, и автор лирических стихов для взрослых, переводчик, сатирик, критик, сказочник, наставник многих поэтов, драматург, пьесы которого идут в театре и сейчас. Вспомним пьесы-сказки «Кошкин дом», «12 месяцев», «Сказки про Козла» и другие.

На доске зашифровано в ребусе название еще одной пьесы-сказки Маршака. Что это за сказка?

— Каждому ученику я раздаю по два листка. На одном – отрывок из сказки, на другом – отрывок из пьесы. Вам нужно найти, где напечатан отрывок из пьесы, и объяснить, почему вы так решили.

— Объясните, что такое диалог?

— Предлагаю вам стать на несколько минут стать артистами и принять участие в инсценировке отрывка пьесы С. Маршака «Теремок»

В чем сходство и различие пьесы Маршака и одноименной русской народной сказки? Какие персонажи в пьесе не такие как в народной сказке.

9. «Прочитай и нарисуй»

Есть у Самуила Маршака замечательная книга. Не простая, а разноцветная. Она так и называется «Разноцветная книга».

Закройте глаза, слушайте меня внимательно, я прочитаю вам одну из страниц «Разноцветной книги». Постарайтесь представить то, о чем пишет поэт.

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вон темно-красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То, раскрываясь, несутся опять…

— Что вы представили?

Ваша задача нарисовать свою страницу, обязательно отметив те предметы, о которых рассказал Маршак.

Посмотрите, какие интересные картины получились у нас!

10. Итог занятия

Наше занятие подходит к концу.

— Что нового вы узнали о Самуиле Маршаке и его творчестве?

— Захотелось ли вам еще раз перечитать знакомые строки из его произведений?

Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал он в 1962 году:

«Читатель мой особенного

Умеет он под стол

Но радостно мне знать,

С читателем двухтысячного года!»

Закончим стихотворением Маршака «Пожелание друзьям», написанным в 1958 году. Это стихотворение написано для вас, детей XXI века:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Пусть каждый день и

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Всем спасибо за активную работу! Дома нарисуйте иллюстрации к полюбившимся вам произведениям С. Я. Маршака.

Изготовление поздравительной открытки ко Дню семьи. «Кофейная ладошка» ткрытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода –.

Тематическая неделя детской книги в средней группе Тематическая неделя детской книги День недели Содержание работы 01.04.2013 Утро- Беседа: «Моя любимая книга» Цель: формировать мотивы участия.

Источники:

http://s-marshak.ru/works/poetry/predislovie.htm
http://cyberpedia.su/13x98bf.html
http://www.maam.ru/detskijsad/tvorchestvo-samuila-jakovlevicha-marshaka-literaturnaja-gostinaja.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector