Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек

Эд Ньютон-Рекс по образованию композитор. Он работал над проектом Jukedeck с 2014 года — со временем его команда выросла до 20 человек и смогла привлечь $3,1 миллиона инвестиций.

«Все началось с того, что еще будучи студентом, я задал себе вопрос: а могут ли уже компьютеры сочинять музыку? — рассказал основатель стартапа. — Я решил, что они наверняка должны это уметь, и задумался, какой смысл будет в этом умении. Каким удивительным образом его можно будет использовать? В итоге я отправился к подруге в Гарвард, где она как раз изучала компьютерные науки. Я посетил что-то вроде вводной лекции в информатику и понял, что в принципе вполне реально научить компьютер писать музыку.

Я начал работать над прототипом — тогда он представлял собой элементарную систему алгоритмического написания музыки. Работа была сложной, и на нее ушло много времени, но в итоге мне удалось сделать довольно неплохой прототип. Я отвез его в инвестиционное подразделение Кембриджского университета, чтобы получить финансирование».

Фото: Andrii Degeler

ИИ Jukedeck пишет музыку с помощью нейронных сетей — один из многочисленных методов, которые использовались в истории для написания компьютерной музыки. Первые известные эксперименты в этой области проводились еще в 50-х годах XIX века. Первой, кто заговорил о попытках написания машиной музыки, была изобретательница двоичного кода Ада Лавлейс. В 1843 году она написала, что «аналитическая машина Чарльза Бэббиджа может сочинять осмысленные отрывки музыки любой сложности и длины».

Спустя столетия композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон написали с помощью искусственного интеллекта сюиту «Иллиак». При ее создании ИИ опирался на правила теории музыки. Для своего времени получившееся произведение звучало довольно неплохо.

Читать еще:  Жемчуг: характеристики натуральных и культивированных камней. Как отличить натуральный жемчуг от искусственного: эффективные способы и рекомендации профессионалов

В XX веке появился еще один способ написания компьютерной музыки — на этот раз с помощью грамматики. Проще говоря, ИИ пытался проанализировать систему строения музыки и создать по ней собственную мелодию. Среди известных людей, пользовавшихся этим методом, был американский ученый и композитор Дэвид Коуп. Благодаря его идее «рекомбинаторики» появился искусственный интеллект, который мог анализировать существующие музыкальные отрывки и на их основе создавать собственные. Вот так, например, звучит имитация произведения Вивальди:

Для написания музыки использовалась и так называемая цепь Маркова (система, чье текущее состояние зависит только от предыдущего), ведь ее концепция очень напоминает принцип создания музыки. Так появился алгоритм Continuator, созданный ученым Франсуа Паше, который может продолжать сочинять музыкальное произведение с того места, где остановился живой композитор.

Еще один метод, которым пользовались для создания музыки с помощью ИИ, это эволюционные алгоритмы. Именно их использует проект британских ученых DarwinTunes. Согласно его основному принципу, любой желающий может прослушать различные отрывки музыки и выбрать из них те, что понравились больше всего. Прошедшие такой «естественный отбор» фрагменты эволюционируют, то есть воспроизводятся в новых вариациях.

Вот, например, одна из композиций DarwinTunes:

Несмотря на то, что с помощью этих методов действительно можно сочинять неплохую музыку, у них всегда есть ограничения. Либо они слишком зависят от теории музыки, либо все сводится к индивидуальным предпочтениям человека, который отбирает лучшие образцы созданной музыки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector