Последствия инсульта – нарушение речевых функций. «Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать

Нарушения речи после инсульта — что стоит знать. Часть 1.

Почему пишу об этом? Проработав 3 года в НМХЦ им. Пирогова, в отделении нейрореабилитации с пациентами, перенесшими инсульт и тяжелые черепно-мозговые травмы, и столкнулась с тем, как мало люди и их близкие знают об инсульте, его последствиях и о том, что теперь делать.

К сожалению, после инсульта могут возникать самые разные нарушения: двигательные, координационно-пространственные, речевые, мнестические и т.д. Здесь напишу только про речевые, т.к. работала в основном именно с ними.

Сразу уточню: этот текст для «обычных людей» — для родственников пациентов, перенесших инсульт, не для специалистов, поэтому здесь не будет классификации нарушений речи (афазий), локализации нарушений и подробных описаний реабилитационного процесса.

Почему нарушается речь?

Афази́я — это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает после инсульта, черепно-мозговой травмы или других органических повреждений головного мозга.

У большинства людей (правшей) речевые центры находятся в левом полушарии мозга (у левшей, соответственно, в правом) — т.е. повреждение именно этих отделов мозга будет давать разнообразные речевые нарушения (помимо двигательных, координационных и др.).

В зависимости от тяжести повреждения (площади повреждённого участка мозга), нарушения речи можно поделить на лёгкие, средние и тяжёлые. Стоит добавить, что у одного пациента вполне может встречаться сразу несколько афазий — если инсульт был множественным (или повторным), или если повреждение затронуло сразу несколько соседних участков.

Как это может выглядеть?

Например, так: пациент активно пытается что-то сказать, но его речь абсолютно не понятна — она похожа на какой-то причудливый иностранный язык (в афазиологии такая речь описывается словами «словесная окрошка»). Также выяснится, что и нашу речь он не понимает: такой пациент не сможет выполнить простейшую просьбу закрыть глаза или пошевелить левой рукой.

Здесь мы имеем дело с одной из самых тяжелых афазий (сенсо-моторная афазия), когда нарушается одновременно и понимание обращенной речи, и собственное произнесение слов. Представьте, что вы оказались в Китае — вы вполне слышите речь жителей, но совершенно не понимаете, что именно означают эти странные сочетания звуков. Больной человек находится сейчас в том же положении — у него нарушена функция фонематического слуха, когда мозг анализирует слышимые звуки, складывая их в знакомые слова. Слышать он слышит, но не может анализировать и распознавать.

В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий, речь человека может становиться нечёткой, он может заикаться или «застревать» на отдельных звуках, менять их местами, забывать слова или использовать их не по назначению, может испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями (например, будет сложно понять отличия между сочетаниями «брат отца» и «отец брата») и т.д.

Нарушается ли мышление при нарушении речи?

Да, в том смысле, что у нас речь и мышление неразрывно связаны: мы думаем словами, и продукция нашего мышления тоже, в большинстве своём, вербальна. Поэтому при нарушении речи нарушается и память (словесно-логическая), и мышление.

Тем не менее (за исключением случаев тяжелой сенсо-моторной афазии), человек с нарушением речи чаще всего понимает всё, что ему говорят, узнаёт близких и запоминает новых людей. Кроме того, он сохраняет весь набор бытовых навыков и знаний о мире, т.е. он не положит кошку в холодильник и не начнёт жевать одеяло.

У нас есть знакомый детский логопед. Может ли он помочь?

Только если у него есть специальные знания по афазиологии. Если нет, то иногда работа с детским логопедом может не принести пользы, а то и ухудшить ситуацию. Дело в том, что цели и методы работы отличаются у детского логопеда и логопеда-афазиолога (это же относится к нейропсихологу, работающему с детьми и нейропсихологу в отделении нейрореабилитации — это разные специалисты). Вы же не пойдёте к стоматологу, если болит ухо — вот и здесь лучше идти к узкому специалисту именно в этой области.

Читать еще:  Елочные шары из ниток мастер класс. Новогодние игрушки из ниток

Как долго нужно будет заниматься?

Это зависит от тяжести афазии. Иногда (в лёгких случаях) улучшение наступает довольно быстро, буквально за пару недель (пишу из личного опыта, когда работала с пациентами 5 дней в неделю, плюс была высокая активность самого пациента и его близких).

В тяжелых случаях это вопрос многих месяцев, а то и лет постоянной работы со специалистами (логопед, нейропсихолог). И даже после этого речь может не восстановиться полностью, т.к. повреждение части мозга, к сожалению, необратимо.

Когда можно начинать работать с пациентом?

Чем раньше, тем лучше. В нашем отделении работа с пациентами начиналась уже в реанимации. Поэтому, запомните пожалуйста: если у вашего близкого есть речевые нарушения, а также нарушения глотания (он давится или попёрхивается слюной/едой/водой) — обязательно просите, чтобы с ним работал логопед и/или нейропсихолог.

Самые общие рекомендации по помощи пациентам с речевыми нарушениями будут в следующей статье.

Любые вопросы приветствуются.

Продолжение можно прочитать здесь и вот тут.

Последствия инсульта – нарушение речевых функций

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.

  • легкая степень, при которой нарушение может распознать только специалист;
  • степень, при которой существуют некоторые дефекты в произношении, но речь понятна окружающим;
  • степень, при которой речь неразборчива, непонятна окружающим;
  • тяжелая степень, которая характеризуется отсутствием речи.

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

  1. Экспрессивная афазия. Человек знает, что хочет сказать, но не может подобрать слова;
  2. Рецептивная афазия. Человек слышит, но не может понять смысл слов;
  3. Номинальная афазия. Наименее тяжелая форма, при которой пациенты с трудом используют правильные названия объектов, событий, мест;
  4. Глобальная афазия. Наиболее тяжелая форма, которая наносит ущерб на языковые зоны мозга. Человек не способен воспроизводить и понимать речь, читать и писать.

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:

  1. Слабость в лице и конечностях. О данном симптоме может свидетельствовать асимметрия лица, неровная улыбка. Человек не в состоянии поднять руки. Происходит онемение одной из сторон тела.
  2. Трудности при ходьбе или потеря координации. При инсульте человек может потерять равновесие и устойчивость. Это возникает из-за того, что поток крови к мозгу блокируется или уменьшается.
  3. Спутанность речи. Этот признак трудно не заметить. Внезапное замешательство или невнятная речь – один из важных симптомов того, что человек страдает инсультом.
  4. Внезапная потеря зрения или нечеткость зрения. Как правило, при инсульте человек испытывает частичную потерю зрения. Другими словами, нарушается некоторое периферийное зрение на оба глаза.
  5. Головокружение. Если головокружение возникает и не исчезает, а также, если это сопровождается потерей координации, трудностями в общении и при ходьбе, это следует считать признаком инсульта.
  6. Сильная головная боль. Головная боль может появляться время от времени у каждого человека в результате стресса, тревоги, усталости. Насторожить должна внезапная сильная головная боль, которая появляется из ниоткуда. Такой симптом часто является спутником инсульта геморрагического типа. В этом случае боль может сопровождаться рвотой.
  7. Усталость. Усталость является постоянным симптомом людей, страдающих инсультом. Хотя каждый человек чувствует усталость в какой-то момент, например, после напряженного трудового дня или в результате плохого сна. Чувство истощения и переутомления, которые не проходят даже после полноценного отдыха, могут представлять собой признак инсульта.
  8. Потеря глотательного рефлекса. Снижение или потеря глотательного рефлекса является общим признаком инсульта. Данное расстройство имеет название дисфагия.
  9. Потеря чувствительности. Постепенная или полная потеря чувствительности на участках кожи вполне типична для человека при инсульте. Во время инсульта, мозг больше не может получать сигнал от различных частей тела. Это может восприниматься в разных участках тела, в зависимости от области мозга, который был затронут. Это также может влиять на слух, обоняние и вкус.
  10. Учащенное сердцебиение. Ощущение потери дыхания и сильной пульсации – это потенциальный признак инсульта. Женщины более подвержены этому признаку, нежели мужчины.
Читать еще:  Конкурсы на хэллоуин для взрослых 12 страшные. Конкурсы и игры на хэллоуин

к оглавлению ↑

Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:

  1. Неконтролируемое высокое кровяное давление.
  2. Стресс.
  3. Депрессия.
  4. Сердечные заболевания.
  5. Вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.)
  6. Высокий уровень холестерина.
  7. Злоупотребление жирной пищей, переедание.
  8. Малоподвижный образ жизни.
  9. Ожирение.

Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:

  1. Терапия, которая позволяет людям, перенесшим инсульт, петь слова, которые они не могут говорить.
  2. Арт-терапия.
  3. Визуальное восприятие речи, сопоставление изображений со словами.
  4. Создание сценария, в котором вербальная коммуникация является единственным доступным вариантом, и другие виды, такие как визуальные подсказки, не используются.
  5. Групповая терапия. Важно проводить лечение в группе людей, переживших инсульт. Человек понимает, что он не одинок в своем горе и это дает стимул на выздоровление.
  6. Медикаментозное лечение.

Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:

  1. Поддерживать зрительный контакт.
  2. Говорить медленно, в нормальном тоне. Люди, имеющие проблемы с речью, не глухие.
  3. Дать достаточно времени для ответа.
  4. Слушать внимательно.
  5. Сосредоточиться на том, что говорит человек, а не как.
  6. Ограничивать общение один на один или в небольших группах.
  7. Попросить повторить фразу или уточнить, если она непонятна.
  8. Не поправлять и не дополнять предложение до тех пор, пока об этом не попросят.

к оглавлению ↑

Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:

Читать еще:  Темная моча: Когда стоит бить тревогу. Темный цвет мочи. Почему моча темнеет

  • 200-500 мл вещества, растворенного в 2-х ст.л. воды принимать 3 раза в день на протяжении 10 дней. Затем сделать перерыв – 5 дней и повторить курс. Принимать трижды в день, независимо от приема пищи. Курс повторить 4 раза, затем сделать перерыв на 3 месяца;
  • рецепт предполагает чередования бальзама с 20% настойкой прополиса. 2 раза в день перед завтраком и ужином следует выпивать 200 мл мумие, растворенный в небольшом количестве воды на протяжении двух недель. Затем пропить прополис по 30 капель, растворенных в молоке три раза в день на протяжении двух недель. Курс чередования продолжать до полного выздоровления;
  • мумие в таблетках принимается внутрь 1 раз в сутки. Дозировка – 0,1 грамм. Курс лечения – 2 месяца без перерыва.

Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:

  1. Пациенты втягивают губы в трубочку и отпускают на протяжении 5 секунд.
  2. Пациент захватывает верхней челюстью нижнюю губу, нижней – верхнюю. Выполнять упражнение нужно с напряжением.
  3. Необходимо максимально выдвинуть язык и шею на протяжении 3 секунд.
  4. Пациент облизывает губы против часовой стрелки, начиная с верхней губы.
  5. Вытягивает язык трубочкой с выполнением и перерывом в 3 секунды.
  6. Дотягивается кончиком языка до неба.

Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Нарушение речи после инсульта

15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.

Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.

  • Человек испытывает трудности при назывании распространённых предметов;
  • Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения;
  • Путает правильный порядок слов;
  • Теряет способность грамматически верно выражать свои мысли. (Например, хочет сказать: «Птица села на ветку», а вместо этого получается: «Ветка птица села»);
  • Путает сходные по артикуляции звуки;
  • Не понимает речь других людей и не может повторить фразу;
  • Использует нецензурную лексику.

Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.

У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.

Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления. И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.

Источники:

http://www.b17.ru/article/81452/
http://oinsulte.ru/kognitivnye/narushenie-rechi-posle-insulta.html
http://three-sisters.ru/blog/narushenie-rechi-posle-insulta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector