позитивная социализация детей в среде дополнительного образования. Социализация личности, периоды ее развития

Содержание

Особенности организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации. Наряду с другими направлениями развития ребенка: познавательное, речевое, художественно-эстетическое стандартом выделено направление – социально-коммуникативное развитие. Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества; безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Отечественные ученые А. С Белкин, В.В Давыдов, Д.И Фельдштейн, Д.Б Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей. Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой — становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. При этом большинство исследователей акцентируют внимание на изучение проблемы целостности социализации-индивидуализации «как проявления социального и его реализации в индивидуальном» (Д.И. Фельдштейн).

Психологические механизмы и педагогические условия целостности социализации-индивидуализации представлены в работах В.В. Абраменковой, Е.Б.Весны, В.С. Мухиной, А.Н. Хузиахметова и др. Исследователями введён в науку термин «социализация-индивидуализация». Взаимосвязь социализации и индивидуализации растущего человека раскрывается в следующих аспектах: развитие образа Я у дошкольников в общении с взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и др.).

Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе одна из нерешенных задач современного дошкольного образования. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами. Целостность развития социализации-индивидуализации ребенка обеспечивается многообразными связями между ними, что должно быть учтено педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Для организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности.

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация образовательного процесса предполагает:

— индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

— создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного ребенка;

— поддержку ребенка в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению

Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».

Социализация — от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей. Целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков;

Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Социальное воспитание — одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

Задачи, которые необходимо решать на этапе социализации дошкольника: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. (А.В. Мудрик выделяет три группы):

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребенка, на базе которых воспитываются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И. Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое “Я”, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми — взрослыми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознав свое “Я” среди других, ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он владеет социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его «социализации — индивидуализации». Согласно Л.С. Выготскому, основное в образовании до­школьника — это организация его собственного опыта. Ребенок испытывает потребность в познании окружающего мира. Познавательные аспекты начинают проявляться у него через познание окружающего. Расширяется познавательная сфера — мир «вокруг меня», семья, родные и близкие, история и культура родного края, Отечества, мира. Следующая форма организации опыта ребенка — «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами становятся базовыми для развития познавательных действий, то дидактические можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов. Если в младшем дошкольном возрасте выполнение ряда правил поведения служит для ребенка средством получения одобрения и похвалы от взрослого, в старшем возрасте выполнение правил становится осознанным, устойчивым, — формируется социальный опыт, появляются мотивация деятельности, самоопределение личности, стимулирование и коррекция действий.

Читать еще:  Новоселье день рождения. Прикольные стихи на новоселье

Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребенка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и уровня самоуважения. Основа самооценки — умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируются умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, произвольное поведение. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребенка в дошкольном детстве, основой формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. В сотрудничестве с компетентными взрослыми, как член общества он включается в систему человеческих отношений с диалогом личностей, ценностными установками. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта.

Социализация детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — М. М. Солдатова

В предлагаемой статье приведён пример социализации детей дошкольного возраста , описаны факторы, влияющие на успешную социализацию ребёнка дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — М. М. Солдатова,

Текст научной работы на тему «Социализация детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В предлагаемой статье приведён пример социализации детей дошкольного возраста, описаны факторы, влияющие на успешную социализацию ребёнка дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: социализация, дошкольный возраст, дополнительное образование.

Дошкольный возраст — самая яркая, самая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение ребёнка к культуре, к общим человеческим ценностям, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация — это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является одновременно и стихийным, и направленным процессом, так как это процесс вхождения в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социально значимых качеств.

В наше время редко можно встретить неграмотного человека, а вот не богатого интеллектуально и эмоционально — достаточно часто. Сегодня для большинства родителей и учеников основной целью стало получение высоких баллов при сдаче ГИА и ЕГЭ, поступление в престижный вуз, и как результат мы видим поколение, не способное к сопереживанию и сочувствию. Нередко возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества кризисные и критические ситуации требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной его социализации. Реформы в жизни нашего общества, его совершенствование зависят и от непосредственного участия в этих процессах личности. На мой взгляд, большое значение в социализации детей и подростков имеет система дополнительного образования, которая наиболее эффективно отражает весь спектр развития и образования детей и подростков.

Дополнительное образование является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования.

В действующем Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] говорится, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует также подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Чаще всего реализуемые дополнительные общеразвивающие программы способствуют формированию у ребёнка собственного мнения, индивидуального мировосприятия, дети получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают его коммуникативную культуру, учат общаться в коллективе сверстников, а значит, учатся сотрудничеству и сотворчеству. А правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное [2].

Процесс социализации детей в МАУДО Центр «Романтик» Щёлковского муниципального района Московской области начинается с пятилетнего возраста, когда родители приводят своих малышей к педагогам в отдел дополнительных программ для дошкольников. Деятельность отдела направлена на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Качественное дошкольное образование необходимо для того, чтобы ребёнок, переходя на следующую ступень образования, чувствовал себя уверенно, хотел получать знания и применять их на практике. Для этого в отделе созданы дошкольные образовательные объединения различной направленности:

Что скрывать, каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой характер, темперамент, свои привычки. А попадая в атмосферу, где таких «своехарактерных» в группе более 10, а на переменках и все 40, приходится учиться общению, учиться договариваться, учиться дружить и помогать друг другу.

И это совсем не просто. Потому что в семье ты один, ну двое, максимум трое, а здесь. И конечно, большая роль в этом нелёгком процессе социализации, помощи «вхождения в общество» принадлежит педагогам, поскольку в процессе организации социального воспитания ребенку необходим положительный пример взрослого человека, который воспринимается им как образец, поскольку в этом возрасте эффективно действуют такие специфические механизмы социализации, как традиционный — бессознательное подражание норме, образцу и межличностный — подражание родителям и любым значимым взрослым.

Читать еще:  Тема проекта золотая осень в старшей группе. Проект (старшая группа) на тему: Проект в старшей группе Осень""

От педагогов, безусловно, требуется индивидуальный подход к личности каждого ребёнка. В данном случае индивидуальный подход понимается не как личная опека ребёнка со стороны педагога, а создание равных психолого-педагогических условий для развития всех и каждого.

В практике не раз бывали случаи, когда родители приводили очень «домашних» детей, т. е. для которых присутствие рядом родителя было обязательным условием. Если мамы нет рядом, ребёнок начинает нервничать, плакать. В данной ситуации мама первое время всегда присутствует на каждом занятии. Спустя какое-то время педагоги просят родителя ждать окончания урока в коридоре, и ребёнок об этом знает, но в течение занятия, раз или два, проверит, не ушла ли она. Со временем, привыкая к педагогам, к сверстникам, участвуя в играх на переменках, ребёнок «разрешает» родителю ждать его в холле, показывая, какой он стал взрослый и самостоятельный.

Хочется добавить, что среди детей, обучающихся в отделе дополнительных программ для дошкольников Центра «Романтик», есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Эти дети требуют более внимательного отношения к себе, педагогического такта. При помощи педагогов дети-сверстники учатся отношению к личным проблемам таких детей, уважению к каждому, общению на равных, учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности таких детей.

Большое значение для социализации дошкольников имеет организация совместных с родителями театрализованных праздников, развлечений, детских творческих дел, что создаёт более комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Такого рода мероприятия позволяют решать задачи, касающиеся формирования речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, творческих делах, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, сказочных персонажей, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, привить ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе. Дети с удовольствием участвуют в театрализованных утренниках, мини-спектаклях, конкурсах вместе с родителями и педагогами отдела, и эта увлеченность игрой создаёт внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка.

Эффективная культурно-досуговая деятельность в отделе дополнительных программ для дошкольников преобладает за счет сплочённости, согласованности, скоординированности действий педагогического коллектива отдела. Педагоги отличаются высоким профессионализмом, грамотным и творческим подходом к решению поставленных задач. Их силами ежегодно готовятся и проводятся не менее шести утренников, регулярно проходят выставки творческих работ маленьких воспитанников.

Но не только совместные мероприятия способствуют формированию личности ребёнка и его отношению к окружающему миру, учат слышать, видеть, чувствовать, понимать. В Центре «Романтик» театральным объединением «Романтики» реализуется проект «Юный зритель», в котором дети показывают спектакли для детей и взрослых, в том числе и для воспитанников отдела дополнительных программ для дошкольников. Этот проект не только приобщает маленьких зрителей к театральному искусству, но и создаёт детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, показывает детям примеры дружбы, доброты, честности, правдивости, трудолюбия.

После того, как прошёл выпускной бал в отделе дополнительных программ для дошкольников, родители не спешат покидать стены Центра «Романтик» и с удовольствием приводят своих детей, но уже в другие объединения. И ребята с удовольствием учатся танцевать, рисовать, петь, занимаются спортом и туризмом. И очень часто эти объединения они посещают не одиночками, а парами, иногда и группами, познакомившись и подружившись с раннего детства в «самом маленьком отделе» Центра «Романтик» — в отделе дополнительных программ для дошкольников.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwww.ecobiocentre.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ.» — Транскрипт:

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Свобода выбора. Широкий спектр видов деятельности. Субъкт-субъектные отношения. Внимание к развитию творческого потенциала. Личностно-деятельностный подход

3 НОВЫЕ ЗАДАЧИ Обеспечить успешную социализацию детей Обеспечить успешную социализацию детей Формировать (обогащать) социальный опыт воспитанников Формировать (обогащать) социальный опыт воспитанников Направить воспитание на поддержку успешной социализации Направить воспитание на поддержку успешной социализации

4 Основные ресурсы УДОД Освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными программами Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе УДОД) подготовка к участию и непосредственное участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, тематических выставках Обеспечение дальнейшего творческого роста

5 СУЩНОСТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора Успешность презентации индивидуальных способностей Успешность презентации индивидуальных способностей Комфортность в межличностных отношениях Комфортность в межличностных отношениях Общая и коммуникативная культура Общая и коммуникативная культура Гражданская зрелость и нравственная устойчивость Гражданская зрелость и нравственная устойчивость

6 ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ Сопровождение процесса социализации личности Сопровождение процесса социализации личности Поддержка личности в процессе социализации на основе индивидуализации Поддержка личности в процессе социализации на основе индивидуализации Предупреждение и преодоление барьеров социализации личности Предупреждение и преодоление барьеров социализации личности

7 Социализация — процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем»отгородиться» от них. Но по своей сущности эти процессы различны. Главная характеристика процесса воспитания — это целенаправленный процесс. социализация — процесс непрерывный, воспитание — дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного образования и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания.

8 Социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Социализация — не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. 14

9 Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. 15

10 Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции особенно четко проявляются, когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, 16

Читать еще:  Сущности, полевые паразиты и вампирские каналы

11 Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы ? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой ? Теперь мы можем конкретизировать цель воспитания как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. ? Возникает следующий вопрос: Что именно надо развивать ? 17

12 Целеустремленность и настойчивость в достижении цели Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели. целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса социализации 21

13 с учётом ресурсов обучающих программ, тематических мероприятий, участия в конкурсах с учетом индивидуальных особенностей детей Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные воспитательные задачи, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные воспитательные задачи, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности 22

14 Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, 23

15 это качество ведь тоже не сразу развивается. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников. 24

16 — если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже. 25

17 Есть качества личности, которые наиболее успешно развиваются в подростковом возрасте: Развитие этих качеств совпадает с потребностью подросткового возраста в общении, взаимодействии, проявлении самостоятельности. коллективизм; готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной поддержке; самостоятельность и общественная активность, коммуникативные качества личности. 27

18 А вот старший подростковый и младший юношеский возраст характеризуются процессом индивидуализации, стремлением познать себя, свои потенциальные возможности, способностью определить путь жизненного и профессионального самоопределения. А вот старший подростковый и младший юношеский возраст характеризуются процессом индивидуализации, стремлением познать себя, свои потенциальные возможности, способностью определить путь жизненного и профессионального самоопределения. Для них готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора особенно значима. 28

19 Дети из начальной школы, где учителя, как правило, хорошо знают своих питомцев и умеют дойти до каждого, переходят в основную школу. УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЯ Можно реально увидеть, как педагогический процесс общеобразовательной школы формирует у определенной части школьников феномен «выученной беспомощности». 19

20 УЧИТЕЛЯ УЧЕНИК И сильные слабые средние В этих условиях даже самые умелые и добросовестные педагоги вынуждены опираться на сильных и помнить о том, чтобы не упустить самых слабых. И в каждом классе формируется так называемая «благополучная» середина» Большое число учеников в классе. Экономические трудности вынуждают учителя брать непомерную часовую нагрузку. 20

21 Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя. Сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению успешной социализацией учащихся. Первая функция — компенсация недостатков первичной социализации. 29

22 Создание каждому ребенку,подростку ситуации успешности. А для этого — включение ребенка, подростка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Особенно актуальным становится тезис Л.И.Новиковой: создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту. 30

23 Следующая функция по управлению процессом социализации личности — предупреждение или коррекция детских комплексов: Ребенок, подросток неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.) 31

24 Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью воспитательной системы, основанные на взаимодействии с социальной средой. Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания. С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных возможностей социальной среды для обогащения воспитательного пространства и социального опыта детей Воспитание в данном случае осуществляет функцию обогащения социального опыта детей. 32

25 С другой стороны, воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, но и в массированном воздействии СМИ на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная система образовательного учреждения. 32

26 Не унижая, не критикуя низменные, с нашей точки зрения, пристрастия, предпочтения учащихся, приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества, расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только при этом мы воспитаем не потребителей, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей. Что может противопоставить воспитательная деятельность? 33

27 Условия преодоления проблем социализации Разработка целостной модели успешной социализации детей с учётом потенциала всех структур ОУ и направления творческой деятельности Разработка целостной модели успешной социализации детей с учётом потенциала всех структур ОУ и направления творческой деятельности Создание на уровне муниципального района единой образовательной среды с целью взаимодействия ОУ. организаций и ведомств в обеспечении успешной социализации детей Создание на уровне муниципального района единой образовательной среды с целью взаимодействия ОУ. организаций и ведомств в обеспечении успешной социализации детей Анализ, обобщение и трансляция ценного педагогического опыта успешной социализации учащихся. Анализ, обобщение и трансляция ценного педагогического опыта успешной социализации учащихся.

28 Проявляется явление интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей и довольно часто оно становится своеобразным культурным центром на селе, в небольшом населенном пункте, муниципальном районе. Проявляется явление интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей и довольно часто оно становится своеобразным культурным центром на селе, в небольшом населенном пункте, муниципальном районе. 35

29 На базе стажировочной площадки разрабатывается научно-методическое обеспечение процесса успешной социализации детей, проводятся конференции, семинары-практикумы и др. формы презентации инновационного опыта Такое образовательное учреждение становится стажировочной площадкой по продвижению сложившейся модели успешной сциализации детей 36

30 Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 3

Источники:

http://studopedia.ru/4_26448_osobennosti-organizatsii-protsessa-pozitivnoy-sotsializatsii-i-individualizatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya
http://www.myshared.ru/slide/46151/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector