Правила прикорма грудных детей с 6. Схема введения прикорма по воз

Содержание

Рекомендации по введению прикорма по ВОЗ: таблица и схема питания ребенка от 6 месяцев до года с пошаговым описанием

Прикорм сегодня вводится по одной из двух техник, которые кардинально отличаются друг от друга. В основе каждой из них лежит своя концепция.

  • Педиатрический прикорм. Его базис – убеждение в том, что ребенку старше 4-6 месяцев начинает не хватать энергетической ценности материнского молока или смеси. Восполнить нехватку необходимых элементов призвано введение в рацион малыша новых продуктов.
  • Педагогический прикорм – второй вид техники, который предполагает продолжение лактации до года и более. Знакомство с новыми продуктами носит ознакомительный характер и не имеет своей целью восполнить недостаток энергетических потребностей. Ребенок, согласно данной технике прикорма, пробует абсолютно все, что кушают родители, при этом еда не измельчается и не перемалывается в пюре.

Какую точку зрения принимает в этом вопросе всемирная организация здравоохранения? Она занимает нейтральную позицию, о чем мы и поведем разговор далее.

Педиатрический прикорм предполагает введение в рацион именно тех продуктов, которые восполнят недостающую питательную ценность материнского молока при взрослении грудничка

Рекомендации ВОЗ

Исследования и научные факты дали возможность сформулировать основные правила по питанию детей в возрасте до 2 лет. Широкое освещение принял вопрос о разработке концепции питания детей раннего возраста, в том числе и прикорма, который рассматривался на глобальной конференции, где присутствовали специалисты ВОЗ и ЮНИСЕФ. Был принят ряд положений.

Правила введения прикорма

  • Лучшая пища – грудное молоко. Имея выбор между естественным и искусственным типом вскармливания, предпочтение должно быть отдано первому. Грудное вскармливание создает идеальные условия для гармоничного развития ребенка.
  • Прикорм согласно медицинским показаниям. Первые полгода жизни ребенок находится исключительно на грудном вскармливании. Отсутствие каких-либо иных показаний медицинского характера предусматривает ввод прикорма после 6 месяцев. До этого периода ребенок не нуждается в дополнительном питье и еде. Лактацию рекомендуется сохранять до 2 лет и более.
  • Сбалансированное питание. Пища для малютки должна быть богата полезными минералами и витаминами, а также соответствовать возможностям детского организма. Объем пищи должен сопоставляться с возрастными нормами. Вводить новые продукты в рацион следует постепенно, небольшими дозами. Рост малыша предполагает увеличение объемов употребляемой пищи.
  • Многообразие вкусов. Согласно утвержденной схеме введения прикорма ВОЗ, пища ребенка должна быть разнообразной. В детский рацион обязательно должны входить овощи, каши, птица, мясо, яйца и рыба. Недостаток грудного молока может быть восполнен минеральными и витаминными комплексами, которые бы могли добавить питательной ценности ежедневному рациону.
  • Адаптация пищи согласно возрасту. В возрасте 6 месяцев ребенок начинает есть перетертую пищу, пюреобразную или полутвердую. С 8-месячного возраста возможен переход на употребление продуктов, которые можно есть руками (рекомендуем прочитать: меню для 8 месячного ребенка на грудном вскармливании: рецепты). После года ребенка можно начинать кормить пищей, которую употребляет вся остальная семья.
  • Продолжение лактации. Основной пищей по-прежнему остается молоко матери. Прикорм, согласно ВОЗ, вводится с целью удовлетворить возрастающие энергетические потребности, ведь с возрастом ребенок становится более активным. Материнское молоко малыш должен получать в необходимом объеме. Тандем «мама-малыш» и кормление «по требованию» сохраняется вплоть до года и даже до двух.

Прикорму все возрасты покорны?

Описание правил и действий представлено выше в соответствии с мнениями целого консилиума специалистов. Кроме прочего, родители должны учитывать индивидуальные особенности и готовность своего ребенка к введению прикорма. Малыш, отстающий в наборе веса, будет требовать более ранних сроков начала прикорма – 4-месячный возраст в данном случае будет оправдан. Другой ребенок прекрасно себя чувствует и развивается полноценно, кушая только мамино молочко. Возможно, в этом случае введение прикорма следует начать ближе к 8 месяцам.

Яков Яковлев, эксперт АКЕВ, утверждает, что 6-месячный возраст – это не какое-то обязательное число, а лишь среднее время для начала прикорма. Предпочтительно начать введение новых продуктов чуть позже. Мамы деток на искусственном или грудном вскармливании, чада которых хорошо набирают вес, вполне могут прислушаться к данному совету (подробнее в статье: режим вскармливания детей до года). Единственный показатель к более раннему началу прикорма – недостаточный вес (рекомендуем прочитать: как правильно давать первый прикорм?).

Таблица введения прикорма

Каковы же практические рекомендации ВОЗ по введению новых продуктов в детское меню? Предлагаем вам таблицу прикорма по месяцам согласно ВОЗ (за 90 дней):

Всемирная организация здравоохранения указывает на важность следующих моментов:

  • Сложно соблюсти баланс при переходе на новые продукты. Не только организм ребенка тяжело справляется с усвоением новых видов пищи, но и сама еда может быть недостаточно питательна. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что многие детки до 5-летнего возраста не получают необходимое количество питательных и энергетических продуктов. Рацион ребенка должен быть сбалансированным и полноценным, а также предлагаться в достаточном количестве.
  • Безопасность продуктов. При готовке еды необходимо сделать ее максимально безопасной для малыша. Правильно приготовленная пища снизит риск возникновения кишечных инфекций.
  • Интерес к новому поощряется. Имеющийся у малыша интерес к новым видам пищи следует поддерживать и развивать, помогая ему познакомиться с новыми видами продуктов.

Если ребенок заинтересовался каким-то продуктом, не относящимся к запрещенным, можно попробовать дать его внепланово

Алгоритм введения прикорма

Пошаговые инструкции ВОЗ мамам выглядят следующим образом:

  • Терпение. Введение прикорма требует от мамы максимальной чуткости. Будьте готовы к тому, что не все, что вы приготовите, кроха оценит по достоинству. Проявляйте терпение, не кричите и заставляйте есть. Во время еды разговаривайте мягким голосом, установите зрительный контакт. Кормление должно происходить медленно, не спеша.
  • Чистота. Не забывайте о гигиене столовых приборов и тарелок, а также тщательном мытье продуктов. Приучайте малыша кушать в чистоте. Для этого всегда вытирайте запачкавшийся столик и не забывайте убрать следы пищи с лица и рук ребенка.
  • Постепенный ввод продуктов. Знакомство с новыми продуктами должно начинаться с небольших порций. При положительной реакции организма постепенно увеличивайте объем.
  • Адаптируйте пищу. Консистенция блюд должна соответствовать возрастным нормам. Более взрослый малыш получает и более разнообразную консистенцию продуктов.
  • Количество кормлений по возрасту. Учитывайте возрастные рекомендации по кормлению детей. Прикорм для малыша 6 месяцев вводится 2-3 раза в день (подробнее в статье: питание ребенка при грудном вскармливании в 6 месяцев ). Это количество увеличивается до 4-х, когда малыш немного вырастает. При появлении аппетита между кормлениями можно вводить дополнительно 1 или 2 перекуса.
  • Учитывайте предпочтения ребенка. Старайтесь, чтобы ребенку нравилась та еда, которую вы ему предлагаете. Отсутствие интереса к какому-то блюду можно изменить, экспериментируя с комбинацией или консистенцией продуктов.
  • Увеличение количества питья. После года, когда грудного молока употребляется меньше, следует чаще поить ребенка различными компотами, детскими соками без сахара или детскими чаями.
Читать еще:  Александр полеев в передаче о самом главном. Ревность глазами психотерапевта. А. Полеев


Терпение и любовь – залог хорошего аппетита

Категорически запрещается принуждать ребенка к приему пищи. Введение прикорма должно быть добровольным. Насилие в этом плане приведет к отказу ребенка от любых видов пищи. Создайте благоприятные условия для пробы новых продуктов, чтобы ребенку нравился этот процесс. Положительный настрой родителей, ласка и внимание – вот основные спутники начала новой деятельности.

Введение прикорма – важный этап в жизни и развитии ребенка. Правильная мотивация и легкое его освоение помогут в итоге получить хорошо кушающего малыша, а не упрямца и малоежку. Все советы ВОЗ призваны организовать кормление максимально безопасно и комфортно. Учитывая советы специалистов, вы гарантируете своему ребенку гармоничное развитие, основанное на здоровом и сбалансированном питании.

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Читать еще:  Старинный русский женский головной убор. Виды старинных головных уборов и правила их ношения (21 фото)

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Правила введения прикорма и таблица ВОЗ: как, когда и сколько?

«Ты уже начала вводить прикорм?» — один из самых популярных вопросов среди мамочек детей 4-7 месяцев.

А с чего начала? Как реагирует? Нравится ли ему? Нет ли аллергии? Грудью уже меньше кормишь? А что, разве творог ещё не пора давать? – вот лишь небольшая часть тем, на которые ведут разговоры мамы на форумах, по телефону, на прогулках и в поликлиниках в этот период.

За последние годы схема введения прикорма претерпела ряд изменений и современные родители вынуждены искать баланс между наставлениями своих мам и бабушек советской закалки и рекомендациями современных педиатров. А что нам подскажет таблица прикорма ВОЗ и существует ли она вообще?

Основные рекомендации ВОЗ по введению прикорма

  1. До 6 месяцев ребёнок не нуждается в прикорме. Ему достаточно грудного молока. А с 6-месячного возраста организм малыша готов к принятию новой пищи, которая необходима для его полноценного роста и развития;
  2. Следует как можно дольше сохранять грудное вскармливание (по возможности, до 2 лет и дольше), наряду с введением прикорма;
  3. При знакомстве ребёнка с новой пищей, будьте терпеливы и последовательны, не принуждайте его к еде, проявляйте чуткость и внимательность. Не заставляйте его съедать большие порции, объём пищи должен соответствовать возрасту малыша, его размеру и активности;
  4. Начинайте прикорм с маленькой порции нового продукта и, по мере привыкания ребёнка к нему, постепенно увеличивайте его количество;
  5. Консистенция пищи должна постепенно становиться твёрже, а блюда необходимо разнообразить;
  6. Согласно ВОЗ, объём прикорма при грудном вскармливании должен постепенно начать преобладать над маминым молоком. Примерно к 1,5-2 годам количество кормлений составляет 3-4 раза в сутки;
  7. Заботьтесь о сбалансированном питании ребёнка с достаточным количеством витаминов и минеральных веществ. Пища должна быть разнообразной: в меню необходимо включать овощи, каши, яйца, мясо и рыбу;
  8. Увеличивайте объём выпиваемой малышом жидкости.

Таким образом, все рекомендации ВОЗ по прикорму довольно обобщённые, в них нет жёстких указаний относительно последовательности вводимых продуктов и их количества.

Поэтому никакие таблицы прикорма по месяцам к ВОЗ не относятся. Они созданы на основе этих рекомендаций и общепринятых норм, которые дают педиатры.

Но догмой они ни в коем случае не являются, а скорее отражают наиболее желаемую и популярную схему знакомства малыша с новыми продуктами.

Возраст для прикорма

6 месяцев – наиболее благоприятный период для начала знакомства со взрослыми продуктами. Это при условии нормального роста и развития малыша, хорошей прибавки в весе (читайте актуальную статью: Развитие ребенка по месяцам до года>>>).

При наличии специальных медицинских показаний, недостаточной прибавки в весе и нахождении на искусственном вскармливании, врачи могут порекомендовать вводить прикорм с 4 месяцев.

Читать еще:  Готовый проект про любую букву с редактированием. Проект моя любимая буква". Милая, мягкая, меховая буква «М»

Но я бы не рекомендовала этого делать.

Желудок ребенка не готов к прикорму.

Внешне все будет выглядеть прилично – ребенок будет открывать рот и кушать пюре, которые вы предложите. Но внутри будет идти сильная нагрузка, которая проявится аллергиями, запорами или жидким стулом, беспокойным сном малыша.

Знайте! В 4 месяца нужно найти причину, почему ребенок мало прибавляет в весе и устранить ее.

Развитие, особенности поведения ребенка под грудью, сколько и когда должен прибавлять ребенок, а также ритмы снов грудничка, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Таблица введения прикорма: последовательность и объём

Что отражено в таблице, которую, как считают большинство мамочек, разработала ВОЗ (хотя к ней она отношения не имеет)?

  • Таблица предлагает такую последовательность введения продуктов: кабачок – цветная капуста – брокколи – гречневая каша – рис – кукурузная каша – тыква – яблочное пюре – пшённая каша – мясо кролика – чернослив – индейка – пюре из груш;
  • Далее, как правило, вводятся не вошедшие в таблицу: овсяная каша, пюре из моркови, яичный желток, творог, кефир, манная каша, другие фрукты и виды мяса;
  • Если порция достигает 100 г, то рекомендуется добавлять 1 чайную ложку: в овощные пюре – растительного масла, в каши – сливочного масла;
  • Начинать прикорм, согласно этим выдуманным нормативам, следует с 3 г продукта (0,5 ч. л.). За неделю его нужно довести до 166 г.;
  • Параллельно с введением нового продукта, ребёнок должен кушать те блюда, к которым он уже привык. И чем их больше в рационе, тем чаще можно чередовать.

Важно! Схема введения прикорма ВОЗ, если бы ее действительно составили специалисты здравоохранения, никогда бы не давала такие объемы для 6-ти месячного малыша.

Желудок ребенка не готов к таким порциям.

Такие объемы быстро снизят пищевой интерес у малыша и, уверяю, что к 7-8 месяцам, вы столкнетесь с полным отказом ребенка есть прикорм.

Каждую неделю работаю с такими мамами в индивидуальных консультациях.

Чтобы вы понимали, на чем строится здоровый интерес ребенка к прикорму, как добиться, чтобы малыш кушал много и с удовольствием, смотрите интернет-семинар Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

Почему таблицу нельзя считать универсальной?

Давайте еще раз некоторые моменты проговорим:

  1. У ВОЗ есть только общие рекомендации по тому, как должен быть устроен прикорм и в каком возрасте его нужно вводить;
  2. Никакой действующей или разработанной ВОЗ таблицы прикорма – не существует. Это выдумка вполне определённой мамы, которая переписала обычную педиатрическую схему введения прикорма, сделав ее более детальной, с разбивкой на продукты;
  3. Ввод прикорма по этой схеме и с таким объемом прикорма приводит в 7-8 мес. ребенка к полному отказу от прикорма и нарушениям в сфере питания ребенка.

Какие еще ошибки можно встретить в схемах по введению прикорма?

  • Нет учета индивидуальных особенностей детей;

Например, если у ребёнка не выявлены нарушения пищеварения и он хорошо прибавляет в весе, то прикорм, как правило, начинают с овощей. Это наиболее часто встречающийся вариант.

А вот если, наоборот, у малыша недостаток веса, то многие педиатры рекомендуют сначала вводить каши, а уже потом: овощи, мясо, кисломолочные продукты.

  • Нормы объёма овощей и каши на 7-й день прикорма по каждому продукту – до 180 грамм.

Это количество далеко от реальности. Мало какой ребёнок в 6-7 месяцев осилит этот объём.

Ни в коем случае не давите на своего малыша, чтобы скормить всё это количество, иначе создадите серьёзную нагрузку для его пищеварительной системы. Более эффективным может оказаться предложение ему нескольких блюд меньшего объёма.

  • Таблица последовательного введения продуктов сосредоточена в рамках педиатрического прикорма, согласно которому сначала маленькими порциями даются пюреобразные продукты, затем, по мере привыкания к ним, их количество постепенно увеличивается, консистенция становится гуще.

Пока один продукт не доведён до нужного объёма, другой не вводится.

Уже более 10 лет я учу мам, как вводить прикорм по системе естественных потребностей ребенка. Это предполагает знакомство малыша с пищей, исходя из его интереса к ней и готовности к прикорму.

Продукты не разминают в пюре, а дают очень маленькими кусочками. Ребёнку не готовят отдельные блюда, а предлагают то, что едят взрослые.

Цель такого прикорма – не накормить его досыта, а сформировать устойчивый интерес к еде и правильное пищевое поведение. Подробнее читайте в статье: Педагогический прикорм>>>.

Введение прикорма по ВОЗ подразумевает бережное введение прикорма, без сокращения грудных кормлений. Именно такому подходу и учимся на курсе Азбука прикорма.

Как определяется готовность к прикорму?

Выделяют психологическую и физиологическую готовность к новой еде.

  1. Психологическая готовность выражается в том, что малыш начинает интересоваться взрослой пищей, тянется к ней, хочет попробовать;
  2. Физиологическая готовность связана с особенностями организма и необходимостью расширения рациона с целью получения большего количества питательных веществ.

Среди таковых признаков:

  • ребёнок может сидеть самостоятельно или с минимальной поддержкой (читайте: Когда ребенок начинает сидеть>>>);
  • он уверенно держит голову;
  • он часто просит грудь (как будто уже не наедается молоком);
  • рефлекс выталкивания языком пищи ослабевает;
  • вес малыша с момента рождения удвоился.

Все признаки следует учитывать комплексно, особенно сочетание психологической и физиологической готовности.

Ещё несколько правил введения прикорма

  1. Старайтесь быть спокойной, не торопите ребёнка и не давите на него. Наблюдайте за ним и обязательно учитывайте его предпочтения. Заинтересовать в еде бывает не так-то просто, а вот отбить желание кушать очень легко!
  2. Отслеживайте физиологическую реакцию ребёнка на каждый продукт: не появились ли запоры, сыпь, боли в животике и т. д. Если заметите хотя бы один из нежелательных симптомов, отложите прикорм продуктом, на который малыш отреагировал, до нормализации его состояния;
  3. Если ребёнок не хочет кушать какое-то новое блюдо, не заставляйте его. Попробуйте повторно предложить этот продукт через 1-2 недели;
  4. Объём новой пищи должен увеличиваться постепенно. Но не нужно жёстко ограничивать малыша, запрещать ему скушать лишнюю ложечку, если он очень хочет и тянется к ней. Интерес ребёнка чаще всего является преимуществом перед остальными факторами.

Ребенок имеет вполне четкие сигналы о том, что, когда и как он хочет кушать.

Немного знаний, сноровки — и вы будете самым лучшим специалистом по введению прикорма своему малышу.

Источники:

http://vseprorebenka.ru/pitanie/prikorm/voz-tablica.html
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://uroki4mam.ru/tablitsa-prikorma-voz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector