Православный календарь радоница. Приметы на Радоницу. О тех, кто умер вне Церкви

Радоница: традиции, обычаи и приметы

Радоница — великий весенний праздник, когда нужно почтить память умерших. Существуют определенные традиции этого дня, которые стоит соблюдать, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Этот православный праздник берет свое начало в язычестве, когда наши предки поклонялись многим богам. Радоницы символизировали собой хранителей упокоенных душ. Славяне приносили им в дар различные жертвы и еду со своего стола, зарывая приношения в местах захоронения людей. Это делалось для того, чтобы расположить к себе божественную силу и увеличить продолжительность собственной жизни.

Сейчас мы празднуем Радоницу, или Родительский день, иначе, но существуют определенные традиции, которые следует соблюдать всем. Торжество принято встречать на 9 день после Святой Пасхи. По церковным законам это день особого поминовения усопших, когда мы должны поделиться с завершившими земной путь близкими радостью о случившемся Воскресении Христа.

Как правильно вести себя на кладбище

В первую очередь, нужно помнить о том, что в этот праздник не следует плакать и грустить. Посещая кладбище, вы должны поделиться с усопшими радостью и счастьем, чтобы на том свете им жилось легче. Придя к могиле родственника или близкого человека, следует зажечь свечу и прочитать молитву об упокоении усопшего.

Вспоминайте о покойных только хорошее. Вы можете поговорить с ними или просто помолчать. Обязательно наведите порядок на могиле, вынесите мусор и уберите залежавшуюся листву: место захоронения должно быть чистым и ухоженным.

Хоть церковь и не поддерживает обычай приносить на могилы куличи, яйца и другие угощения, это можно сделать. Оставляя гостинцы, вы проявляете уважение к мертвым. Можно помянуть усопшего тем, что принесли. Однако распитие спиртных напитков на кладбище строго запрещено: этим вы можете оскорбить память усопших и навлечь на себя беду.

Несъеденную еду лучше не оставлять, а отдать бедным и нуждающимся. Этот процесс очень символичен: по мнению священников, у усопшего появится возможность помочь другим людям даже после смерти.

Традиции, обычаи и приметы в Родительский день

Есть поверье, что на Радоницу умершие могут навещать живых, поэтому необходимо подготовиться к их визиту: расположить на праздничном столе, за которым вы собираетесь всей семьей, стакан воды, три тарелки и кусок хлеба. Считается, что вода и хлеб послужат покойному закуской после долгой дороги, а тарелки символизируют завтрак, обед и ужин.

Существует обычай подготавливать баню на ночь после праздника. Растопив ее, нужно положить там чистую одежду, а затем крепко запереть помещение и никого туда не пускать. Наутро можно найти следы покойного человека или получить от умершего совет во сне.

До наших дней сохранилась традиция готовить угощения на Радоницу, которые после относят в церковь. Часть из них предназначается священникам, а остальное раздают на нужды бедных людей. В этот праздник принято поддерживать нуждающихся. Известно, что чем больше вы окажете помощи нищим, тем благоприятнее пройдет ваш год.

Народная примета гласит, что если в этот день дует сильный ветер, то жди беды: усопшие сильно разгневаны тем, что их никто не навещает. Людей, которые пренебрегли этим праздником, могут ожидать неудачи и болезни.

А если в Радоницу идет дождь — это счастье, особенно если вы сможете умыться этой водой или сохранить ее в какой-нибудь бутылочке у себя дома. Считается, что дождь в этот день способен притянуть удачу и благополучие.

Раньше этот праздник встречали с широким размахом. Утром было принято усиленно работать и готовить угощения, днем — посещать усопших и церковь, а вечером — отмечать торжество вплоть до самого утра. Проходили народные гулянья, люди водили хороводы и не упускали возможность погадать в этот таинственный день.

На Радоницу обязательно нужно почтить память покойных родственников и близких людей. Многие уверены, что если в этот праздник не навестить усопших, то и вас никто никогда не вспомнит после смерти. Соблюдая народные традиции и обычаи, вы сможете правильно провести этот день и оградить себя от возможных неприятных последствий. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Читать еще:  Работа aliexpress в китайский новый год. Китайский новый год на алиэкспресс

Радоница: чему радуются православные в день поминовения усопших

Начнем с того, что ни на Пасху (28 апреля), ни в следующую за Пасхой Светлую неделю (29 апреля — 5 мая), умерших в Церкви не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят. И если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека даже и хоронят по особому пасхальному чину. Пасха, Светлое Воскресение Христово — праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь «сущим во гробех» — то есть усопшим. Церковь тактично дает возможность нам всем исполниться пасхальной радостью, утвердиться в ней, и только потом выделяет специальный день для того, чтобы мы смогли помянуть своих усопших, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название — Радоница.

И вот на Радоницу как раз стараются непременно приехать на кладбище. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты — молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.

После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды — это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней.

На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней. Вот что пишет о важности молитвы об умерших великий русский святой Феофан Затворник: «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием».

Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она «пребывает», пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим, — объяснял один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). — И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире».

Читать еще:  Н добронравов. Николай добронравов.

Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения. достойный его и его прославляющий: это милостыня».

Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

Но чему же православные радуются на Радоницу? Пасха, Светлое Воскресение Христово — такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (с 28 апреля по 5 июня), до самого праздника Вознесения Господня (6 июня). В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности

Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей

Предстоятель Русской Церкви посетил государственный прием в Кремле по случаю Дня народного единства

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили выставку «Память поколений» в Москве

В День народного единства Президент России и Предстоятель Русской Церкви возложили цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади

Радоница ― день особого поминовения усопших

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году ― 6 мая), которая называется Неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу ― день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха ― время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Читать еще:  Методика обучению рисования в разных возрастных группах. Методика обучения рисованию в разных возрастных группах

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой ― разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм ― этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения ― Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила ― это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина ― молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа ― на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Источники:

http://dailyhoro.ru/article/radonitsa-traditsii-obyichai-i-primetyi/
http://rg.ru/2019/05/06/radonica-chemu-raduiutsia-pravoslavnye-v-den-pominoveniia-usopshih.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/229729.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector