Причины, признаки и симптомы шизофрении. Симптомы шизофрении

Шизофрения

Шизофрения – расстройство психики, при котором искажается восприятие реальности. Характеризуется отсутствием границы между реальностью и воображением. Заболевание выявляют в возрасте 20-30 лет. Может начаться в позднем подростковом возрасте, в старости. Признаки шизофрении зафиксированы сегодня более чем у 20 миллионов человек на планете. Диагноз устанавливается после осмотра, опроса пациента, разговора с его семьей.

Описание

Это тяжелое психическое нарушение . Одинаково часто поражает мужчин и женщин, независимо от расы, умственного развития. У мужчин развивается на 5-7 лет позже чем у женщин (в 20-28, 26-32 года соответственно). Признаки шизофрении у мужчин и женщин – нарушение восприятия, мышления, эмоций, поведения, слуховые галлюцинации. Появляются стойкие ложные убеждения. Лицо с шизофренией слушает и подчиняется голосам, которых нет. У шизофреника может создаться впечатление, что за ним постоянно кто-то наблюдает. Он становится скрытным, подозрительным. Больные шизофренией нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Полиморфное психотическое нарушение часто выявляется у пациентов с тревожным расстройством личности и депрессиями. Сочетается с зависимостью от алкоголя, наркотиков. Может привести к утрате трудоспособности. В 2-3 раза увеличивается вероятность ранней смерти. Сопровождается социальной изоляцией. Отсутствие лечение может привести к инвалидности.

Болезнь поддается лечению, оно сложное, длительное. Для лечения применяются медикаменты, психосоциальная поддержка. Полностью вылечить пациента нельзя.

Этиология

Причины шизофрении неясны и запутанны. По мнению врачей к ней может привести множество факторов. Возникает в результате взаимодействия генов и некоторых факторов среды. Влияют психо-социальные факторы. Самые распространенные из них:

  • наследственность. Если среди близких есть или были больные шизофренией, вероятность заболеть в среднем вырастет на 10%. Риск развития полиморфного психотического расстройства возникает не у всех, у кого есть генетическая предрасположенность. У 60% пациентов больных среди близких родственников нет;
  • пренатальные факторы. Основные причины шизофрении – внутриутробные инфекции, осложнения во время родов. Подтверждена зависимость от сезона рождения. Рожденные зимой болеют чаще, чем рожденные летом. У врачей нет этому никаких объяснений;
  • социальные условия. Диагноз шизофрения чаще ставят горожанам чем сельским. В зоне риска граждане, живущие в неблагополучных семьях, безработные, бездомные, подвергающиеся расовой дискриминации;
  • воспитание. Причины развития шизофрении у подростков и взрослых – сексуальное, физическое насилие, которому подвергают ребенка в детстве. К болезни могут привести плохие взаимоотношения в семье, отсутствие поддержки, пренебрежение со стороны родителей;
  • алкогольная и наркотическая зависимость. Причинно-следственные связи отследить сложно, но они существуют. По мнению ученых болезнь может обостриться в результате приема психоактивных веществ. Некоторые лица с шизофренией становятся алкоголиками, наркоманами уже после того, как у них появляются первые симптомы и ощущения – подозрительность, негативные эмоции, расстройство мышления;
  • нарушение познавательных функций. В группе риска пациенты с когнитивными нарушениями, принимающие антипсихотические препараты. Под воздействием стресса они проявляют чрезмерное внимание к возможным угрозам, воспринимают ментальную и социальную обстановку в искаженном виде.

По мнению ученых шизофрения у мужчин и женщин возникает по причине чересчур восприимчивой психики. Обострение и возобновление болезни они объясняют взаимодействием между внутренними и внешними стрессовыми факторами. Среди внешних стрессогенных факторов они называют низкий материальный достаток, утрату работы, несчастную любовь.

Симптомы и признаки

Симптоматика шизофрении проявляется в виде галлюцинаций и бреда. Больной может слышать звуки и голоса, не слышимые другим, в связи с отсутствием таковых, вера в то, что его поступками и мыслями управляет некая неведомая сила извне. Больной зачастую уверен, что он сам является великой, известной личностью.Шизофрения симптомы и признаки так же проявляется в выражении неуместных эмоций, например, человек может смеяться, при этом получив трагические известия, больной становится подавленным или абсолютно безразличным к окружающему миру.

Читать еще:  Какого числа заканчивается масленица в году. Как праздновать Масленицу. Блины в старину: как их готовили

Общие сведения

Шизофрения – полиморфное психическое расстройство, характеризующееся распадом аффектов, процессов мышления и восприятия. Ранее в специализированной литературе указывали, что шизофренией страдает около 1% населения, однако недавние масштабные исследования показали более низкую цифру – 0,4-0,6% населения. Мужчины и женщины болеют одинаково часто, но у женщин шизофрения обычно развивается позже. У мужчин пик заболеваемости приходится на возраст 20-28 лет, у женщин – на возраст 26-32 года. Расстройство редко развивается в раннем детском, среднем и пожилом возрасте.

Шизофрения часто сочетается с депрессиями, тревожными расстройствами, наркоманией и алкоголизмом. Значительно повышает риск суицида. Является третьей по распространенности причиной выхода на инвалидность после деменции и тетраплегии. Нередко влечет за собой выраженную социальную дезадаптацию, оборачивающуюся безработицей, бедностью и бездомностью. Городские жители страдают шизофренией чаще людей, проживающих в сельской местности, однако причины этого явления пока остаются не выясненными. Лечение шизофрении осуществляют специалисты в области психиатрии.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

Читать еще:  Фотоэпилятор: отзывы врачей и покупателей. Фотоэпиляция: противопоказания и последствия. Фотоэпилятор или лазерный эпилятор — что лучше

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на «плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Читать еще:  Брак по расчету плюсы и минусы. Часты ли браки по расчету

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь»это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector