Проблемы нравственности в русской литературе. Вопросы нравственности на уроках литературы

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
статья по литературе по теме

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

Предварительный просмотр:

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

учитель русского языка

Образование всегда должно быть посвящено воспитанию. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины, среди которых важное место принадлежит литературе.

Урок – основа всего воспитательного процесса в школе, звено, связывающее учеников с жизнью. Именно на уроках формируется человек, закладывается его потенциал.

Мы часто жалуемся, что дети перестали читать. Интернет, телевидение, СМИ приносят информацию, легкую, доступную, не требующую работы мысли. Идет простой набор информации. А ведь без развития гуманитарного сознания невозможен прогресс общества. В решении задач развития гуманитарного сознания первостепенную роль играют уроки литературы, так как именно искусство влияет на сознание и поведение учеников. Именно литература позволяет ответить на многие жизненные вопросы.

Однако изучение литературы на уроках затрудняется многими факторами. Во-первых, нельзя авторитарно заставить задуматься над прочитанным. Необходимо ученика увлечь. Во-вторых, современные ученики несколько далеки от проблем классической литературы: они живут в другом мире, им тяжело воспринимать философию классических произведений. У современных школьников свое понимание свободы и несвободы, оценка поступков героев трактуется с точки зрения современного прагматизма, да и границы между добром и злом часто размыты. Культура современного общества навязывает потребительские установки, стремление к роскоши, отодвигая на задний план трудолюбие, любовь, порядочность. Нельзя обойти стороной и, на мой взгляд, такую проблему, как подбор произведений для учебных хрестоматий.

Некоторые произведения, включенные в школьную программу, прочитываются учениками формально, не проникают в души ребят, а те, что пробуждали интерес, от которых загорались глаза, которые обсуждались очень эмоционально, из программы убрали. Мои десятиклассники читали «Историю одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, но лишь по принуждению. Зато сколько эмоций было после прочтения романа «Господа Головлевы»! По опыту работы могу судить, что произведение А. Грина «Зеленая лампа», противопоставляющее целеустремленность и пустое времяпрепровождение, восьмиклассникам нравилось: «Спускаясь по темной лестнице, зажигайте хотя бы спичку», — слова героя, сумевшего многого добиться благодаря случаю, западают в души подростков, могут служить установкой современным школьникам. Я ценю творчество А.П. Платонова, не могу понять, почему в хрестоматии по литературе для 8 класса его рассказ «Возвращение» вытеснил произведение К.Г.Паустовского «Телеграммы». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны? Возможно. Но современные дети, не тяготеющие к чтению, зато сидящие у экранов телевизоров и мониторов компьютеров, в первую очередь уловили далеко не нежные чувства супругов. Мы обвиняем Интернет, а сами навязываем быстрое взросление. Уж лучше доброту и милосердие, а заодно и отношение к пожилым людям показать на примере Манюшки, безграмотной деревенской девчонки, испытывающей страх перед смертью, но понимающей, что нельзя оставлять умирающую Катерину Петровну в одиночестве. В этом же рассказе и пример дочери, устраивающей выставки художникам, но позабывшей свою мать. Одно произведение преподает несколько уроков… Вернее, преподавало. А вот произведение Антуна де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в шестом классе, наверное, рано читать. Сказка. Но не только. Повесть-сказка, мудрая притча о любви, верности, дружбе, ответственности. «Это печально, когда забывают друзей», «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать», «Самое главное — то, что не увидишь глазами»… такие слова надо суметь прочувствовать, осмыслить, пронести через сердце. Думаю, лучше это произведение будет восприниматься более взрослыми ребятами.

И все-таки литература – живое семя, и, несмотря на недовольство учителей учениками, власть интернета, все более распространяющийся прагматизм, падает это семя в благодатную почву – детскую душу. На уроках литературы большой простор для воспитания. Главное – знакомить ребят с литературой, учить их вдумчиво читать. Через постижение литературы мы сумеем ввести детей в большую, взрослую, жизнь.

Как же можно воспитывать нравственные качества учащихся в современной школе по современным программам? Нравственность постигается, прежде всего, через литературу, поскольку наполнена она этическими критериями и поисками человеческих идеалов. Учителю литературы необходимо определить, как усилить воспитательное воздействие художественного произведения на школьников, найти пути формирования личности учащихся на уроках и во внеклассной работе. Нельзя на уроках литературы допускать подмены живого размышления над прочитанным, оценочных суждений и нравственных выводов учащихся усвоением готовых формулировок. Важно организовать чтение произведения так, чтобы анализ был не только обучающим, но и нравственно впечатляющим, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с художественным произведением. Для этого при чтении произведения следует направлять учащихся, обращать их внимание на поступки героев, мотивы таких поступков. Необходимо помочь школьникам понять часто произносимые слова: «Литература – учебник жизни».

В хрестоматии для пятого класса есть удивительное произведение В.Г.Короленко «В дурном обществе». Изменение Васи после встречи с Валеком и Марусей не остаются незамеченными пятиклассниками. Необходимо заострить внимание школьников на причинах изменений.

— Что привлекло Васю в Валеке и Марусе?

— Какие изменения произошли в мальчике после встречи с «детьми подземелья»?

— Какого человека можно назвать добрым? Что такое добро?

— Можем ли мы сказать, что Вася был добрым человеком, способным прийти на помощь новым друзьям? Докажите отрывком из текста.

— Известно изречение: «Платить добром за добро». Кто из героев произведения поступил согласно этой мудрости? (Пан Тыбурций пришел в дом судьи и рассказал правду)

Сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» помогают ребятам осмыслить и оценить безнравственные поступки. Рассуждая о Фильке и его делах, пятиклассники часто говорят, что мальчик поступил плохо, ударив коня: конь-то фронтовой и обижать его нельзя.

— А если бы конь не был фронтовым, можно ли оправдать поступок Фильки?

— Почему людям удалось победить лютую стужу?

Помогли сельчанам умение прощать, взаимовыручка. А Филька сумел для себя сделать правильные выводы.

Одним из интереснейших произведений в школьной программе является «Старуха Изергиль» Максима Горького. Разная философия жизни, представленная в рассказе, — настоящий нравственный урок для школьников.

При чтении возникают вопросы:

— Какие поступки во имя самоутверждения совершает Лара?

— Какие поступки во имя спасения людей совершает Данко?

— Перечитаем эпизоды суда над Данко и Ларой.

— Назовите отличительные качества Данко и Лары.

— Чем отличаются гордость и гордыня?

Обязательно проводим словарную работу, даем толкование понятий «гордость» и «гордыня».

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

— В каких произведениях вы встречались с гордыми людьми?

Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.

— Встречались ли вам герои, обладавшие подобным качеством?

Вопросы на сопоставление героев разных произведений побуждают учащихся глубже осмыслить нравственные понятия, а учителю сделать вывод о степени осмысления.

Делается вывод о философии жизни героев:

— для Лары – это жизнь для себя, без людей;

— для Данко – жить с людьми и для людей.

К сожалению, сегодня нет в школьной программе произведения К.Г.Паустовского «Телеграмма». Но я нахожу время и провожу урок внеклассного чтения. Реакция восьмиклассников на рассказ показывает, что не напрасно. Уроки доброты, сострадания, с одной стороны, и холодность, равнодушие, с другой, побуждают ребят задуматься о своем отношении к мамам, бабушкам. Часто люди, прикрываясь занятостью, забывают о близких, оставляют их в одиночестве. «Как часто вы навещаете своих бабушек? Часто ли звоните им? Находите ли время поговорить?» — ответы на вопросы убеждают в моей правоте: уроки доброты необходимы, значит, надо побуждать подростков читать.

Каждый год учащиеся обогащаются, произведения классической литературы. Невозможно оставаться равнодушным к отношениям Лизы и Эраста, не может пройти бесследно судьба Родиона Раскольникова, останутся в памяти нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Главное – суметь раскрыть учащимся мир литературных героев.

Читать еще:  Считается ли пасха праздником. Светлая Седмица: сколько празднуется Пасха? Почему Пасха всегда выпадает на разные дни

Вся литература содержит в себе нравственные уроки. М. Горький предлагал литературу назвать человековедением. Ведь книги несут в себе нравственную силу, энергию добра. А на уроках перед нами сидят дети, чьи души не очерствели, может быть, только чуть приспосабливаются к современной жизни, подстраиваются под взрослых. А какими взрослыми они вырастут, зависит во многом от нас, учителей литературы. «Словесник в школе – главная фигура. Если его не считают за таковую, он сам себе должен знать цену. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. Литература, родной язык, затем история, прежде всего, творят сына Отечества, а уж затем пусть в него закладывают «профильные задатки», — говорил В.Распутин.

1.Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.

2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Методические рекомендации/Ом. Государственный педагогический институт им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991.

4.Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания//

Нравственное воспитание на уроках русской литературы

Разделы: Литература

“Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ — Гегель — сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность — едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых — социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное — самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя , должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, — говорил П.М. Неменский, — не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, — писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы — в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба — эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения — благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений — необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем — то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой — больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

— Нравится ли вам главный герой? (Нет).

— Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?

— Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Читать еще:  Что развивает мелкую моторику рук. Что такое мелкая моторика рук. Лепка для развития тактильных ощущений

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком — настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны — добрый, кроткий Юшка; с другой — озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

— Что же за человек Юшка?

— Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

— Какая черта его характера выходит на первый план?

— Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

— За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

— Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

— А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

— Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

— Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

— Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

— Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

— Можно ли быть таким? (Нет)

— А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

— Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

— О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

— Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

— Поняли ли люди свою ошибку?

— Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

— Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это — основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа — обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

— Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

— Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

— Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

— Встречали ли вы таких людей?

— Что хотел сделать Иван после возвращения?

— Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

— Не похожи ли чем — то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории — этот положительный герой, а тот — отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается — каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература — это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о ВОВ на уроках литературы

Анна Ваулина
Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о ВОВ на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы.

Как часто мы слышим фразу «духовно-нравственное воспитание». Что оно означает, что мы стараемся воспитать? Прежде всего, нужно разобраться в этих понятиях. Рассмотрим значение этих слов, определив их корни: «духовный» от слова «дух»[3] – то, что наполняет душу человека. Есть выражение «здоровый дух»; то есть духовное воспитание есть воспитание здорового духа. «Нравственное» от «нрав», «норов»[3] – то, что связано с поведением, характером. Если соединить всё это воедино, то мы должны воспитать здоровую личность, которая принимает нравы общества, ведь часто личность может и жить по правилам общества, но не принимать их в душе, в этом случае возникает некое противоречие, дисгармония в отношениях человека и общества.

Казалось бы, всё просто, и мы должны воспитать личность, принимающую нравы социума, однако возникает проблема: может ли являться абсолютной истиной для каждого человека то, что нравственно для общества? Наша литература приводит примеры, которые заставляют глубоко задуматься над этим вопросом. Так, в повести «Дети подземелья» общество знает, что воровать позорно, зло, вредно, безнравственно; но Валек ворует, а Вася, главный герой, не может его осудить, видя, как он и его сестра Маруся страдают. Значит, есть что-то ещё, что определяет поведение человека, кроме разумных моральных норм общества, и, на мой взгляд, это душа, духовная составляющая человека, или, другими словами, совесть – ведь она и становится тем мерилом, благодаря которому Вася делает правильный выбор.

Каким же образом всё это можно объяснить молодым читателям? Как на уроке литературы суметь совместить все эти понятия, показать их взаимосвязь так, чтобы они правильно поняли разницу между тем, как поступать и жить по каким-либо законам морали или же по совести, руководствуясь сердцем.

Литература – это как раз огромный источник, из которого можно почерпнуть много примеров, сложных, неоднозначных, при которых человек стоит перед нравственным выбором, когда поступок, казалось бы, неверный на первый взгляд, становится единственно правильным, потому что совершён по зову сердца, а оно никогда не обманывает. «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым»[2], – пишет Д. С. Лихачёв.

Главным вопросом в этом случае становится умение учителя верно сделать выбор необходимой литературы. Я считаю, что здесь несомненна роль произведений на тему Великой Отечественной войны, ведь именно на войне, во время тяжёлых и страшных испытаний, которые приходится переживать человеку он может по-настоящему себя проявить: нельзя солгать, избежать ситуации, нужно сделать нравственный выбор, от которого зависит главное – сохранишь ли ты человеческое лицо. Именно произведения о войне несут в себе вечные истины, способствуют выработке нравственной жизненной позиции, они доступны пониманию учащихся и не могут оставить их равнодушными, заставляя задуматься о вечных, истинных ценностях. Кроме того, существует мнение, что «именно война спасла нашу литературу от окончательного загнивания, сбила уже окостеневшую шкалу навязанных ей лжеценностей»[1], ведь о таких понятиях, как: любовь и ненависть, жизнь и смерть, боль и разлука – невозможно писать, следуя каким-либо идеологическим установкам. Правда жизни диктует своё, тем самым наполняя книги общечеловеческим содержанием.

Читать еще:  Что можно сделать из старых автомобильных дисков. Что можно сделать из старых дисков? Да все что угодно

Однако выбрать и взяться за изучение произведений о войне – дело не простое. Встаёт вопрос о верной их интерпретации, умелой постановке вопросов, чтобы направить учащегося на единственно истинный путь прочтения текста, потому что ведь всё-таки по совести поступить можно только так, а не иначе. При этом нужно отметить, что учитель, конечно же, во-первых, должен сам чётко и точно понимать замысел автора и внутренне быть с ним согласен, а во-вторых, умело ставить вопросы, которые не должны быть сложными и в то же время слишком простыми, как сказал Гёте: «Если хотите, чтоб вам умно отвечали, спрашивайте умно».

Рассмотрим данные вопросы на конкретных примерах. При выборе пути анализа произведения, я считаю, нужно опираться на авторскую идею произведения. Например, в повести М. Шолохова «Судьба человека» она отражена в заглавии. Если судить по названию произведения, образ Андрея Соколова – это обобщённый образ, с помощью которого показана одновременно и судьба конкретного человека, и судьба целого народа, пережившего войну. Этот истинный герой Великой Отечественной войны становится символом несгибаемой воли, нравственной чистоты. В его образе автор отдал дань памяти подвига тех, кто приближал великую Победу, доказал, что главное в нашей жизни – Мир, Любовь, Сострадание. Выбрать верный путь анализа произведения, расставить акценты при рассматривании образа, оценке его поступков, конечно, очень важно. При неумелом анализе может произойти не положительный воспитательный эффект, а, напротив, отрицательный. И даже если мы оставляем за учеником выбор, так называемый открытый финал анализа текста, все равно мы невольно его должны подтолкнуть к решению проблемы. Если же этого не произойдёт, то может возникнуть неразбериха в голове учащегося, и смысла изучения произведения не будет. Редко кто из детей способен самостоятельно сделать правильный вывод о прочитанном произведении, так как дети в таком возрасте ещё ведомы и должны ощущать поддержку и надёжную опору в лице преподавателя.

Многое зависит, конечно, от личности учителя, от его собственного мнения о произведении, которое может вполне меняться с годами, углубляться, но обязательно должно быть, в противном случае учителю не стоит и браться за анализ текста.

Рассмотрим и вторую, не менее важную проблему, связанную с выбором методов и приёмов изучения произведений о войне, с постановкой вопросов при их обсуждении.

Конечно, методы изучения подобных произведений могут быть разнообразны. Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы должен прежде всего думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время. На мой взгляд, очень успешны уроки, на которых возникает живая, душевная беседа, сопровождающаяся чтением важных моментов книги. На таких уроках важно так ставить вопросы, чтобы учащиеся проникли в художественную ткань произведения, как можно глубже поняли авторский замысел, сумели сопереживать; нужно постараться, чтобы учащихся действительно «задело» то, о чём пишет автор; только тогда возможна польза от изучения произведения с точки зрения духовно-нравственного воспитания. Иначе уроки литературы могут превратиться в «бред», на которых рассматривались какие-то отстранённые и нереальные образы и истории, похожие на жизнь, но не являющиеся ими; всё это объясняется тем, что события войны уже очень далеки современным школьникам: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои впечатления о войне, живых почти не осталось.

Вот несколько примеров того, какие задания и вопросы, на мой взгляд, могут вызвать ребят на эмоциональный разговор по повести «Сашка» В. Кондратьева: какие чувства испытывает Сашка, когда стягивает сапоги с убитого немца? Опишите состояние Сашки, когда он должен был исполнить приказ – выстрелить в немецкого пленного? Опишите состояние пленного? Почему Сашка не смог исполнить приказ? Прочитайте выразительно эту сцену, попытайтесь интонационно голосом передать душевное состояние героя.

Конечно, очень полезны творческие работы, при которых могут раскрыться, выразить свои мысли и чувства о прочитанном даже замкнутые, не совсем хорошо владеющие устной речью ребята. При написании сочинения учащийся ещё раз может вспомнить, прочувствовать какие-то важные для него эпизоды, «пропустить» через себя художественное произведение. Например, по повести «Сашка» В. Кондратьева можно ребятам предложить такую тему сочинения: «Что изменилось во мне после прочтения повести».

Особую роль при знакомстве ребят с произведениями на тему войны играют литературно-музыкальные композиции, которые могут готовиться силами учеников разных классов. Ребята не просто при этом играют роли, а как будто проживают на сцене волнующие минуты; очень сильно эмоциональное воздействие таких мероприятий. Именно воспоминания об этих ярких минутах, мне кажется, и являются самым действенным средством духовно-нравственного воспитания.

В итоге, хочется отметить, что, конечно, могут меняться люди, время, взгляды, но духовно-нравственная составляющая должна быть неизменной. В соответствии с ней для школьной программы избираются именно важные для жизни детей произведения, которые помогают им стать настоящими людьми, поэтому роль произведений на тему Великой Отечественной войны несомненна и, конечно, тесно связана с личностью учителя, с его духовно-нравственной культурой.

1. Дмитриенко С. Что такое «современная русская литература»?//сб: Я иду на урок литературы. Современная русская литература: 1970 – 1990-е годы: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001 – с. 5-14

2. «Письма о добром и прекрасном» / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. – М.: Дет. Лит., 1985. – 207 с. – 207с. – (3-е изд., доп. – М., 1988; 3-е изд. – М., 1989).

3. Словарь русского языка ОК. 53000 слов / С. И. ; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 1200с.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции». 2 часть Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание ребенка в ДОУ Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ «Дюймовочка». г. Тамбов (Руководитель проекта : воспитатель Болдина Жанна Владимировна). Система.

Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы» Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/06/20/vospitanie-nravstvennosti-na-urokakh-literatury
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410933/
http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-shkolnikov-cherez-teksty-proizvedenii-o-v-o-v-na-urokah-literatury.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector