Проект на тему масленица в старшей группе. Интеграция образовательных областей. Хороводная игра «Как у наших у ворот»

Цель: Задачи: Хороводные игры Русская народная игра «Каравай» Русская народная игра «Пузырь»

Транскрипт

2 Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в работе с детьми над развитием их творческих способностей посредством хороводных игр и хороводов. Задачи: Познакомить со значением хороводных игр и хороводов Раскрыть последовательность и приемы педагогической работы над хороводными играми Познакомить с правилами и движениями хороводных игр и хороводов. Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры — верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Русская народная игра «Каравай» Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все участники встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Как на именины (называют имя ребенка) Мспекли мы каравай Вот такой вышины (руки поднимают как можно выше) Вот такой нижины (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол) Вот такой ширины (расходятся в стороны, как можно шире) Вот такой ужины (хоровод сходится вплотную к имениннику) Каравай, каравай, кого любишь выбирай (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается) Именинник говорит: Я люблю, конечно, всех, но вот больше всех (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода). Русская народная игра «Пузырь» Эта игра очень веселая и динамичная. Дети берутся за руки, образуя круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода, не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается словами: Надувайся, пузырь, надувайся велик!

3 Раздувайся, держись, да не рвись! Русская народная хороводная игра «Дубок» Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют или приговаривают о дубке и, не разрывая рук, показывают движения. У нас вырос дубок вот таков, вот таков (двигаются по кругу и останавливаются) Корень да его вот так глубок, вот так глубок! (нагибаются, стараясь достать руками пол) Ветки да его вот так высоки, вот так высоки! (руки поднимают вверх и раскачивают ими) Листья да его вот так широки, вот так широки (хоровод расходится, расширяется) Вместо дубка можно взять любое другое дерево. В хоровод можно играть с водящим. Одного из детей выбрать «дубком». Он встает в центр хоровода и выполняет все движения. В конце «Дубок» выбирает из хоровода нового водящего. При этом он может «присвоить» новому водящему имя другого дерева. Русская народная хороводная игра «Вьюн» Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Все участники хоровода встают в круг. Исполняется песня «Со вьюном я хожу» Со вьюном я хожу (участники двигаются к центру, плавно поднимая руки) С золотым я хожу, (расходятся, опуская руки) Я не знаю, куда вьюн положить Я не знаю, куда вьюн положить (поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону). Положу я вьюн, положу я вьюн Положу я вьюн на правое плечо, положу я вьюн на правое плечо (Левую руку кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу). А со правого, а со правого, а со правого налево положу А со правого налево положу. (Хоровод меняет направление и положение рук правая рука на своем левом плече, а левая на левом плече соседа). Русские народные хороводные игры с элементами салок. «Кострома» Выбирается ведущий «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Дети двигаются по кругу, разговаривают с «Костромой». Дети: «Кострома, Кострома, государыня моя! У Костромушки кисель с пирогом, у Костромушки пирог с творогом!» Ты ль здорова Кострома? Кострома: «Здоровенька!» Дети: «Где была, Кострома?» Кострома: «На реченьке!» Дети: «Что видала,кострома?»

Читать еще:  Вред от ношения стрингов. Польза или вред стрингов. Когда точно следует отказаться от стрингов

4 Кострома: «Серу уточку!» Дети: «А что делаешь сейчас?» Кострома: «Сейчас вас ловлю!» После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого нибудь из детей.пойманный ребенок становится «Костромой». «Никонориха» До начала игры выбирается салка «Козлик». Дети двигаются вокруг «козлика» хороводом. Дети: Никонорихи коров пасла, запустила в огород козла. Никонорихи ругается, а козел то ухмыляется. Хоровод останавливается и дети «дразнят» козлика: Ну ка, козлик, сделай рожки! (показывают рожки) Ну ка, козлик, топни ножкой! (топают ногами) Козлик кричит: «Бее-е!», после чего догоняет детей и пытается осалить. «Мыши водят хоровод» Выбирают «кота», который спит в кругу. Остальные дети «мыши». Дети: Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите! Вот проснется Васька кот, разобьет весь хоровод! «Кот» охотится на «мышек». Кого осалит, тот становится «котом». «Мороз» Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего «Мороза» выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает Мороз». Ребята водят хоровод и читают стихотворение: Идет Зимушка-Зима, У ней белая коса. С ней идут три тетки Белые поддевки: Метель, Вьюга да Пурга. У тех теток есть слуга: Злющий дядька Мороз, Кого схватит тот замерз! Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».

5 Бабка Ёжка В середину круга встает водящий Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: «Бабка Ежка костяная ножка С печки упала, ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла она на улицу раздавила курицу. Пошла на базар раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется тот и замирает. Огородник Каждый из играющих называет себя каким нибудь овощем: репой, свеклой, морковкой и т. д., и становится в круг. Выбирается «огородник» — выходит на середину круга и стучит палкой по земле (полу). Его спрашивают: -Кто там? -Огородник! -За чем пришел? -За репой! После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют: Сверху репа зелена, посередке толста, К концу востра, прячет хвост под себя. Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет. «Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «Репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе «огородник» поймает ее. Хоровод. Хороводами называются в Великоруссии игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца Ярило. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

Читать еще:  Тест кем я буду работать. Как найти любимую работу: самый точный тест на определение своих талантов

6 В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Весной и летом хороводы ведутся по «солнышку» — по часовой стрелке, а в зимний период против часовой стрелки. Хороводы: «Во поле береза стояла» «Как у наших, у ворот» «А я по лугу» Используемая литература: Мерзлякова С.И., Мерзлякова Т.П. «Наш веселый хоровод»//музыкально игровой материал для дошкольников и младших школьников. Интернет ресурсы: Khorovodnye-igry. Narodnye-xorovodnye-igry

Проект: «Широкая Масленица».
проект (старшая группа) на тему

В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими.

Предварительный просмотр:

Проект: «Широкая Масленица».

Вид проекта : познавательно — творческий

По срокам проведения: краткосрочный (с 9 по11 марта 2016 года).

Участники проекта: дети старшей группы. Так же проект предусматривает участие родителей воспитанников, воспитателей, инструктора по физической культуре, муз. работника.

Актуальность: В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими.

Цель проекта : Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

— Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.

— Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

— Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

— Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу по теме проекта.

— Подобрать иллюстрации на тему масленицы.

— Подобрать атрибуты и материалы для изобразительной деятельности детей.

— Подобрать музыкальные произведения для прослушивания.

— Создание информационной базы для родителей.

— Разработать цикл мероприятий, проводимых с детьми и родителями.

— провести занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи;

— организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.

Тема: «Гори, гори ясно!» — упражнять детей решать логические задачи, ориентироваться в пространстве, способствовать развитию графических навыков – рисование машины, развивать умение классифицировать, работать с счетными палочками.

• Формирование целостной картины мира:

Тема: «Ты откуда к нам пришла — весёлая Масленица?- Познакомить с традициями народного праздника.

— Компьютерная презентация «О праздниках и традициях русского народа» — продолжать знакомить детей с определением «встреча Масленицы», побеседовать об особенностях его празднования, воспитывать интерес к праздникам.

— «Тин-тинка, подай блинка, оладышка-прибавышка, масляный кусок!» — познакомить детей с обрядовой кухней.

— «Масленичные гулянья» — учить слушать, задавать вопросы, развивать диалогическую речь.

— «Сжигание чучела» — объяснить, зачем сжигают чучело, развивать у детей диалогическую речь.

2. Изобразительная деятельность детей:

• Ознакомление с искусством:

— Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица» ,

— Рассматривание альбома «Народные гулянья»

— Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний .

— Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».

• Рисование: «Посуда из Хохломы»;

• Лепка: «Солнышко, покажись!»;

• Аппликация: «Широкая Масленица»;

• Ручной труд : «Боярыня Масленица», «Русские нар. украшения» .

3. Игровая деятельность детей:

• Дидактические игры: «Повара пекут блины», «Так — не так», «Лакомка».

• Русские народные подвижные игры: «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», «Масленица». «Звонарь», «Веселый бубен».

• « Игры-аттракционы: « Петушиный бой», «Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Скачки на метлах».

• Сюжетно – ролевые игры: «Встреча гостей».

• ТРИЗ: «Что было бы, если бы на Руси не было бы праздника Масленица?»

• Хороводная игра: «Веснянка», «Маслина, куда идёшь?», «Заря – Заряница, красная девица».

Читать еще:  Сообщение о тэффи краткая биография. Биография тэффи

4. Театрализованная деятельность:

— Творческая игра «Волк и семеро козлят»;

— Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»;

— Концерт детей: «Как, у наших, у ворот»;

— Физкультурный досуг в зале «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерема».

5. Чтение художественной литературы:

— «Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла» — продолжать знакомить детей с малыми формами устного народного творчества;

— Разучивание пословиц про Масленицу — учить внимательно слушать и понимать текст пословицы

— Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.

6. Музыка: Прослушивание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского.

7. Экскурсия в музей народной игрушки – продолжать знакомить детей с творчеством русского народа.

8 . ОБЖ: Беседа о правилах поведения во время праздника на тему: «Огонь – не забава!» .

9. Участие родителей в реализации проекта:

— Познакомить родителей с темой недели «Прощание с масленицей»;

— Привлечь родителей к разучиванию с детьми пословиц и поговорок со словами «Масленица» и «блин» ;

— Совместное посещение музея народной игрушки .

  1. Оформить выставку детских работ «Широкая Масленица»;
  2. Изготовление кукол «Боярыня Масленица»;
  3. Праздник «Наша Масленица годовая! Она гостика дорогая!», сжигание «Масленицы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту «Масленица».

Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. «.Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор.

Материал для проведения тематической недели к празднику » Масленица» в оздоровительном учреждении.

познакомить старших дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».

История праздника Масленица уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и .

Проект для детей средней группы детского сада создан с учетом названия дней Масленицы.

В сценарий праздничного концерта «Масленица хороша- широка её душа!» включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и.

Масленица в детском саду

Масленица – самый любимый в народе праздник. Общий характер и основа праздника – борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся сожжением Масленицы и праздничным весельем. За каждым днем Масленицы закреплены определенные действия, правила поведения, которые совершаются в атмосфере всеобщей радости и веселья. Повсюду звучат самые разнообразные по содержанию песни, устраиваются игры-соревнования, выступают скоморохи и ряженые.

Вот и мы, педагоги, дети и родители ежегодно провожаем зиму весельем, шутками да прибаутками. Предварительно проводится работа с детьми и их родителями.

2. Изготовление куклы – Масленицы.

3. Разучивание песни “А мы Масленицу дожидали”.

4. Подвижные игры: “Тесто”, “Игра с платочком”.

2. Чтение русской народной сказки “Снегурочка”

2. Подвижная игра “Гори, гори ясно!”.

3. Хороводная игра “Ровным кругом”.

4. Разучивание песни “Как вставала я ранёшенько. ”.

2. Изобразительная деятельность “Символ солнца”.

3. Подвижная игра “Колечко”

4. Хороводная игра “Как на тоненький ледок. ”

2. Театрализованное представление “Ой, ты Масленица”

3.Хороводная игра “Как у наших у ворот”

4. Рассматривание иллюстраций народных гуляний.

2. Катание на лошадях

На праздник “Проводы зимы” собралось большое количество детей, родителей, дедушек и бабушек. Площадка была празднично украшена шарами, бумажными гирляндами, разноцветными флажками. Девочки и воспитатели нарядились в яркие платки и шали, а мальчики надели шапки скоморохов. Звучали русские народные мелодии. На протяжении всего праздника присутствующих веселили Скоморохи, которые плясали, постепенно вовлекая в общую пляску всех детей и взрослых. На праздник к детям приходили Зима, Емеля, которые провели с детьми спортивные соревнования, веселые шуточные игры “Ловишки”, “Горелки”, “Жмурки”. Внезапно появившаяся на празднике Баба – Яга препятствовала появлению Весны, но дети своей игрой “В темном лесе. ” рассмешили её, тем самым способствовали тому, что Бабе-Яге самой захотелось, чтобы скорее пришла Весна. С приходом Весны дети продолжали играть, петь песни, веселиться. В конце праздника Скоморохи и Красные девицы вынесли на подносах с расписными полотенцами блины и всех угощали. Праздник закончился катанием на лошадях и каруселях.

Источники:

http://docplayer.ru/34165109-Cel-zadachi-horovodnye-igry-russkaya-narodnaya-igra-karavay-russkaya-narodnaya-igra-puzyr.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/13/proekt-shirokaya-maslenitsa
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661949/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector