Проект профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Альманах педагога

Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ «ЦРР-детский сад № 39»
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: проект
Тема: «Логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста».
Дата публикации: 23.07.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 39»

Логопедические технологии коррекции

(профилактики) речевых нарушений у детей

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с

Махова Вера Викторовна

МАДОУ «ЦРР- детский сад №39»

специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи

после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется

возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются

условия для компенсации и коррекции. Таким образом, сегодня особую

содержания профилактической работы по предупреждению нарушений

дошкольном логопункте с детьми старшего дошкольного возраста (от 5

до 7 лет), работа по профилактике речевых нарушений среди детей с

речевыми нарушениями, поступающих в логопункт. Число старших

логопункте единовременно может заниматься только 25 человек, а по

поступающих в подготовительные группы, только в этом учебном году

было выявлено 26 человек. Среди старших групп речевые нарушения

разных уровней сложности выявлены у 81% детей.

Данный проект рассчитан на работу с детьми 2-3 лет (первая

младшая группа) массового детского сада. Срок реализации проекта – 1

Основной целью логопедической работы с данной категорией детей

является предупреждение и преодоление речевых нарушений у детей

раннего возраста. Необходимо на основе теоретически обоснованных

педагогической технологии предупреждения и преодоления речевых

нарушений у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.

О с н о в н ы е

С т и м ул я ц и я

п с и х и ч е с ко й

а к т и в н о с т и .

Р а з в и т и е

э м о ц и о н а л ь н о г о

в з р о с л ы м .

в з р о с л о г о ,

с в е р с т н и к о в .

деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого

а р т и к у л я ц и о н н ы х

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона обеспечивающего

м и н и м а л ь н о е

с т р у к т у р и р о в а н и я

р е ч е в о г о

с о о б щ е н и я .

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Работа по реализации проекта включает в себя четыре этапа:

I. Подготовительный этап (август-сентябрь).

разработать технологии предупреждения задержки речевого развития у

детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.

изучить методическую литературу по проблеме;

сформулировать цели и задачи проекта;

определить стратегию и тактику экспериментального исследования;

провести анкетирование родителей и изучить анамнез детей;

привлечь родителей и воспитателей к работе над проектом.

II. Этап работы с детьми в рамках проекта (октябрь-май).

Цель этапа: проведение работы с детьми двух – трёх лет в условиях

массового детского сада, направленной на предупреждение нарушений

возраста вместе с родителями ранних групп;

укрепление соматического здоровья;

формирование моторной сферы;

развитие высших психических функций ;

развитие импрессивной речи;

развитие экспрессивной речи.

III. Работа с педагогами и с родителями в рамках проекта (октябрь-

Цель этапа: знакомство педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего

возраста, с проектом по предупреждению нарушений речи в условиях

массового детского сада; привлечение воспитателей и родителей

проведение семинара для педагогов по проблеме проекта;

выработка рекомендаций воспитателям по организации речевой среды в

группе, знакомство их с требованиями к дидактическому материалу;

проведение индивидуальных консультаций с родителями детей групп

родителей); проведение «Дня открытых дверей для родителей

Участие в проведении родительских собраний для родителей детей,

поступивших в детский сад (1-3 года).

IV. Проведение заключительной диагностики (май).

речевых нарушений у детей раннего возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы определяются на

атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, его поддержки, а

также анкетирования родителей и педагогов групп раннего возраста с

целью выявления речевых нарушений у детей.

Диагностическое обследование включает четыре этапа:

Первый этап – подготовительный (включает подготовку необходимого

оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые

Читать еще:  Выпускной май: какие наряды для последнего звонка выбирают современные школьники

использоваться при обследовании, планирование удобного время для

бесед, наблюдений, общения с детьми).

Второй этап – обследование.

Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов.

использование их в дальнейшей работе с педагогами и родителями.

нарушений у детей раннего возраста включают:

к о м м у н и к а т и в н о й

о б о б щ а ю щ е й

— артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

во с п р и я т и я ;

з в у к о с л о г о в о й

с т р у к т у р ы

в н у т р е н н е г о

в н е ш н е г о

л е к с и к о н а ;

— внутренней семантической структуры предложения (из 2-3 слов);

— особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

— организованного семейного воспитания детей.

Содержание коррекционно-развивающей работы соотносится с

нарушений у детей раннего возраста:

1 . Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса

(общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж

лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей

формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и

определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития

общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие

з р и т е л ь н о — м о т о р н о й

ко о р д и н а ц и и ;

р а з в и т и е

активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,

обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах

предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов,

обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи,

звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря,

пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-

представлений об окружающем;

профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами

согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий;

особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления;

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и

вс л у ш и ва н и е ,

рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-

игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего

возраста следует строить с учетом основных положений специальной

педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное

специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая

включение родителей в развивающий процесс).

Планируемые результаты проекта:

речевого развития ребёнка;

Стимуляция речевого развития детей раннего возраста в соответствии с

закономерностями речевого онтогенеза;

Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в

речевой деятельности детей 2 — 3 лет;

Критерии анализа проделанной работы над проектом:

индивидуально. Форма проведения мониторинга должна представлять

продуктов детской деятельности.

Анализ результатов анкетирования родителей. Проведение

предупреждении речевых нарушений в данном возрасте. Привлечение

3. Повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах

речевого развития ребёнка;

4. Своевременное устранение возрастных специфических трудностей

в речевой деятельности детей 2 – 3 лет.

5. Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему

1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции

психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. — С.8-16.

2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки

речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью

псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. –

Екатеринбург, 2007. — 26 с.

3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые

пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. — С.8-17.

4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском

возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.:

Академия, 2002. — 232 с.

5. Смирнова Л.И. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для

воспитателей и родителей – М.: Мозаика- Синтез, 2006.

Презентация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Любовь Абрамова
Презентация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Предлагаю вашему вниманию презентацию «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста«.]

Данная презентация предназначена для родителей. В ней представлены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей, даны конкретные рекомендации.

В презентации наглядно показана взаимосвязь развития основных психических процессов и речи. Особое внимание уделено развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, как основного источника получения информации. Родителям показаны этапы развития речи и особенности её формирования в рамках ведущей деятельности ребёнка. В презентации продемонстрированы этапы формирования сенсорных эталонов.

Родителям даны советы по развитию понимания обращённой речи, развитию умения слушать и слышать взрослого, как развивать активную речь ребёнка, предложены конкретные игры и упражнения по развитию артикуляционного аппарата, выработке длительного выдоха.

Читать еще:  Каких цветов бывает сахарный кварц. Магия минералов: сахарный кварц. Талисманы и амулеты

Прикреплённые файлы:

Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Номер слайда Речь 1 Добрый.

Использование камешков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений» Консультация для родителей «ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ» В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания.

Профилактика речевых нарушений ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.

Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно,.

Родительское собрание «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно — появление речи один.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Проект Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.

В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на психо-эмоциональной сфере ребенка.

В свете введения ФГОС, одной из задач деятельности дошкольного учреждения является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей, во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Что касается коммуникативного развития, необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Необходимо помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами профилактики речевых нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Проект Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».

(работа с родителями)

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.

В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на психо-эмоциональной сфере ребенка.

В свете введения ФГОС, одной из задач деятельности дошкольного учреждения является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей, во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Что касается коммуникативного развития, необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Необходимо помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами профилактики речевых нарушений.

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Умела дитя родить – умей и научить.

Читать еще:  Новогодняя беспроигрышная лотерея. Шуточные предсказания на новый год в лотерее

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде!

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Существуют методики, способствуют более быстрому и правильному освоению речи детьми раннего возраста. Например: развитие мелкой и общей моторики, артикуляции и дыхания.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно- в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой и общей моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мышц рук. Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка).

Пальчиковые игры можно сочетать с Су-Джок терапией. Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су — кисть, Джок — стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Еще одним методом профилактики речевых нарушений является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции – артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие мышц речевого аппарата. Наиболее активно участвует в образовании слов язык – от его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, или в возрасте 5-6 лет подготовит артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Поскольку занятия с маленькими детьми часто носит подражательный характер, поиграйте с малышом в такую игру: вы будите показывать движение, а он будет повторять за вами. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить перед зеркалом, повторять каждое упражнение 5-6 раз.

Немаловажным является и развитие речевого дыхания. Ведь для того, чтобы произносить развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр:

Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.

Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.

Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение)- сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

Длительность игры с двухлетними малышами не должна превышать – 5-10 минут, игры с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут.

Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.

Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика.- СПб., 2014.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб., 2012.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М., 2011.

Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб., 2010.

Источники:

http://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=16812
http://www.maam.ru/detskijsad/-profilaktika-rechevyh-narushenii-u-detei-ranego-vozrasta.html
http://multiurok.ru/files/proiekt-profilaktika-riechievykh-narushienii-u-dietiei-ranniegho-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector