профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. Разработка методических рекомендаций по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Елена Скоряк
Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Уважаемые мамы и папы!

Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и, несмотря на это, некоторые упражнения у нас вызывают затруднения, представьте какие трудности возникают у ребёнка, речь которого только формируется. А ведь благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки,когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?

• Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.

• Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

• Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.

• Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

• Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

• Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями — должного эффекта не будет.

• Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
консультация по теме

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Предварительный просмотр:

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Умела дитя родить – умей и научить.

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде!

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Существуют методики, способствуют более быстрому и правильному освоению речи детьми раннего возраста. Например: развитие мелкой и общей моторики, артикуляции и дыхания.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно- в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Читать еще:  Предали родные люди. Как пережить предательство: пути избавления от боли

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой и общей моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мышц рук. Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка).

Пальчиковые игры можно сочетать с Су-Джок терапией. Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су — кисть, Джок — стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Еще одним методом профилактики речевых нарушений является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции – артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие мышц речевого аппарата. Наиболее активно участвует в образовании слов язык – от его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, или в возрасте 5-6 лет подготовит артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Поскольку занятия с маленькими детьми часто носит подражательный характер, поиграйте с малышом в такую игру: вы будите показывать движение, а он будет повторять за вами. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить перед зеркалом, повторять каждое упражнение 5-6 раз.

Немаловажным является и развитие речевого дыхания. Ведь для того, чтобы произносить развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр:

  • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение)- сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
  • Длительность игры с двухлетними малышами не должна превышать – 5-10 минут, игры с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут.
  • Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
  • Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

Методические рекомендации по профилактике речевых нарушений
методическая разработка по логопедии на тему

Методические рекомендации по профилактике речевых нарушений

Предварительный просмотр:

Профилактика складывается из двух основных моментов:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка

и сохранности его речевых органов:

— предупреждение ушибов в области головы;

— предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (прививки, исключение контактов с больными);

— охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, долечивание ушных заболеваний;

— охрана артикуляторных органов:

а) предупреждение лечения рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальца;

в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позже 4 — 5 лет)

д) охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки;

е) охрана нервной системы ребенка (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков).

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:

— обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;

— как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни, избегая «сюсюкания»;

— отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;

— создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить просьбу словесно, развитие тонкой ручной моторики.

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес . На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а,ы,у. Это этап активной подготовки аппарата к произношению звуков.

7-9 мес . Ребенок произносит серию одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых .

Читать еще:  При каком вскармливании вводится докорм. Как правильно кормить смешанным способом? Ребёнок не прибавляет в весе

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д.

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к 5-ти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Будьте внимательны! Признаки речевого нарушения очевидны, если:

— К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

— К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

— К концу 9-го месяца у него нет лепета, он не может повторить за взрослым различные звукосочетания и слоги.

— К году ребенок не может произнести ни слова, не выполняет простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу поведения.

— К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

— К 2 годам не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

— К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

— К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

— В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь», а

посоветуйтесь с профессионалами. Логопед даст свое заключение: дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и т.д. Чаще всего родителей пугают эти непонятные, непривычные для них слова. Что же они обозначают?

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Заикание ( нарушение темпо-ритмической организации речи. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата )

Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами речевого аппарата. При заикании наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

— Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контакта с заикающимися.

-Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.

— Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

— Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружайте ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.

— Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!

— Не читайте страшные сказки на ночь. Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.

— Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле

Дислалия ( нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата )

Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение называется дислалией. Это нарушение исправляется в условиях поликлиники и не является тяжелым нарушением речи.

Дизартрия ( нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата )

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка нечеткая, смазанная, наблюдаются нарушения голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Звуки у такого ребенка ставятся долго и с трудом автоматизируются в речи.

Нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: расщепление твердого и мягкого неба, врожденные расщелины губы, неба, паралич мягкого неба, травмы ротовой и носовой полости, разращения в носу (аденоиды, полипы).

Читать еще:  Как использовать ароматизированные палочки. Где используют благовония? Состав болгарской закваски

Полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленноенедоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Существует 2 вида подобного нарушения: моторная алалия, при которой ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии у детей нарушается восприятие о понимание чужой речи. Часто наблюдаются эхолалии – автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш ребенок:

— не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

— в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

— Негативные факторы во время беременности и родов: токсикоз, инфекционные заболевания и интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, преждевременные или затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствии нарушения дыхания). Один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга, до, во время и после родов. Такие дети находятся в группе риска по нарушению речи, поэтому родителям необходимо наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача- невролога.

— Частые болезни, травмы, инфекции, аллергии в раннем периоде развития ребенка (до 3 лет).

— Наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, заним ался в детстве с логопедом.

Профилактика складывается из двух основных моментов:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка

и сохранности его речевых органов:

— предупреждение ушибов в области головы;

— предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (прививки, исключение контактов с больными);

— охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, долечивание ушных заболеваний;

— охрана артикуляторных органов:

а) предупреждение лечения рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальца;

в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позже 4 — 5 лет)

д) охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки;

е) охрана нервной системы ребенка (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков).

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:

— обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;

— как можно больше разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности, начиная с первых дней его жизни, избегая «сюсюкания»;

— отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;

— создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить просьбу словесно;

— говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка;

— задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

— не говорите дома громко, торопливо, раздражённым тоном, иначе речь ребёнка будет такой же.

Игры для профилактики речевых нарушений

— игры на развитие мелкой моторики;

— игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;

— игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Важно помнить, что основная деятельность дошкольников – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Литература для родителей.

1. Краузе Е.Н. Логопедия. — СПб., 2003. 208 с.

2. Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом – Ярославль., 2003. 48 с.

3. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия.

4. Даниличева Е. Сергеева М. Веселая поляна «Л» : Занимательная логопедия

5. Лопухина И. Логопедия — Звуки, буквы, слова.

6. Руденко В.И. 18. Логопедия: Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей.

7. Зуева Л. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. В 4 альбомах. Альбом 3.

8. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет : Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О.И.

9. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Агранович З.Е.

10. Логопедическая гимнастика. Буденная Т.В.

11. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г.

12. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? Грибова О.Е.

13. Уроки логопедии. Репина З. А. Буйко В. И.

14. Буду чисто говорить: Логопедическое пособие в стихах. Синицина И.Ю.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/pervichnaja-profilaktika-rechevyh-narushenii-u-detei-ranego-vozrasta.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/04/16/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-0
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/11/20/metodicheskie-rekomendatsii-po-profilaktike-rechevyh-narusheniy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector