Психологические отличия мальчиков и девочек. Отличия в развитии и воспитании мальчиков и девочек: поговорим о «типичности

Гендерное воспитание детей: различия в воспитании девочек и мальчиков

Первое время после рождения ребенка все силы окружающих его людей направлены в первую очередь на обеспечение его безопасности и комфорта. Забота о здоровье и питании малыша становится для них главной. Однако по мере роста и развития ребенка родителям и педагогам требуется все больше времени уделять его воспитанию, в том числе и гендерному. В общепринятом смысле гендер – это совокупность различных проявлений поведения человека, соответствующих понятиям женственности или мужественности, а также реакция окружающих людей на такие проявления. От того, насколько полным будет гендерное воспитание ребенка, во многом зависит его успешность и умение взаимодействовать с окружающими во взрослой жизни.

Девочка или мальчик?

Дети довольно рано начинают понимать, что и они сами, и те, кто их окружает, являются либо девочками, либо мальчиками. Происходит это, как правило, уже к 2-3 годам. Затем начинается процесс осознания того, что принадлежность к тому или иному полу не изменится. К 7 годам дети уже должны понимать, что так и останутся девочкой или мальчиком. Причем от их желания это обстоятельство не зависит, а тот или иной пол определяется природой. У каждого ребенка существуют свои представления о том, кого можно считать мальчиком, а кого девочкой. Самые маленькие обычно ориентируются по наличию у деток косичек и бантиков, платья или пистолета. Таким образом, гендерное воспитание нужно начинать уже с двухлетнего возраста, тогда ребенку проще будет найти свое место в окружающем мире.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Физическое развитие девочек

Девочки также имеют особенности физического развития, не характерные для будущих мужчин:

  • Дыхание с участием грудной клетки.
  • Быстрая, по сравнению с мальчиками, утомляемость.
  • Меньшая подвижность, сочетающаяся с явной суетливостью. Это объясняется более частым биением сердца.
  • Чувствительность к шуму.

Девочки не так сильны физически, как мальчишки, но при этом более выносливы. Они лучше сопротивляются заболеваниям, не так подвержены негативным влияниям окружающей среды. У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Психическое развитие девочек

Девочки гораздо лучше мальчиков способны выразить свои мысли словами. Их словарный запас богаче, они в мельчайших подробностях описывают предметы, составляют сложные речевые обороты. Гендерное воспитание в детском саду часто отражает эту особенность. На утренниках девочкам чаще мальчиков доверяют рассказывать длинные стихи со сложными словами. Для девочек большое значение имеют эмоции. В слышимой речи не так важен ее смысл, как интонация. Девочки быстро запоминают полученную информацию, но с трудом соотносят ее с уже имеющейся. При этом более легким для восприятия будет эмоционально окрашенный материал. Рисунки девочек отличаются большим разнообразием цветов и оттенков, деталей и фигур. Себя обычно изображают с хорошо прочерченными ресницами, волосами, губами.

Читать еще:  Как повысить гемоглобин у грудничка. Как поднять гемоглобин грудничку на грудном вскармливании. Образ жизни для нормализации уровня гемоглобина

Психическое развитие мальчиков

Существуют различные программы, на которых базируется воспитание дошкольников, гендерное в том числе. Они учитывают особенности психического развития малышей. Мальчики, например, отличаются своей смелостью. Они более самостоятельны, чем девочки, в своих суждениях и представлениях о чем-либо. Особое внимание уделяют действиям, независимо от того, чем занимаются – подвижной игрой или составлением рассказа. Мальчикам сложно выдумать длинную невероятную историю. Их рассказы отличаются простотой и традиционным сюжетом. Описаниям предметов мальчики предпочитают упоминания о всевозможных действиях. Стремление к движению проявляется и в рисунках. Маленькие представители сильного пола часто изображают себя рядом с машинами. Рисунки при этом отличаются небольшим количеством цветов.

Особенности воспитания

Особенности физического и психического развития детей обоих полов учитывает гендерное воспитание. Игры, которые педагоги предлагают малышам, должны также учитывать все эти различия. Мальчикам будет полезно развивать мелкую моторику, при этом будет улучшаться качество речи, повышаться усидчивость. Девочкам будут полезны игры, направленные на освоение трехмерного пространства. Конструирование, эксперименты с изменением форм различных предметов и прочие занятия помогут им лучше понять математические законы и устройство окружающего мира. Такая игра – это своеобразное занятие по гендерному воспитанию. Мальчиков не нужно ругать за их чрезмерную активность, ведь она обусловлена самой природой. Лучше постараться направить их деятельность на пользу окружающим, например, уборку игрушек, помощь другим малышам. При этом для мальчиков важно получить четкие и понятные указания. На объяснение малышу того, что предстоит сделать, нужно потратить не менее минуты.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи – не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.

Девочки и мальчики: психологические отличия

АНАСТАСИЯ МУРАТОВА
Девочки и мальчики: психологические отличия

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он — девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

Читать еще:  Где найти спутницу жизни. Расширяйте круг своего общения. Интернет – наше все

Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть:

ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными.

Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям.

Существуют различия в функционировании гормональной системы, темпах моторного развития — мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 4-6 месяцев — разговаривать, различия в проявлении свойств нервной системы, а так же в строении мозга, у мужчин сильнее выражена асимметрия полушарий.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Каковы же отличия девочек и мальчиков?

Девочки более послушны, более работоспособны, большую часть информации воспринимают на слух.

Мальчики больше хотят отличиться, более изобретательны, большую часть информации воспринимают с помощью зрения.

Для мальчика важны наглядные примеры. Пытаясь научить его чему-либо, нужно непременно показывать, как и что следует делать.

Для девочки достаточно просто объяснить, предоставив ей возможность сделать работу самостоятельно, так, как ей это хочется.

Помните, что устают мальчики интеллектуально, а девочки эмоционально.

Правильный подход к воспитанию мальчиков и девочек станет залогом успеха в работе.

Педагог-психолог: Муратова Анастасия Михайловна

Консультация «Такие разные мальчики и девочки» Совсем скоро начнётся новый учебный год. Родители детей подготовительной группы волнуются, как правильно подготовить к школе своих чад.

Дидактическая игра «Озорные девочки и мальчики» Название: «Озорные девочки и мальчики». Возраст: 4-7 лет. Количество игроков — 2-4 человека. Цель: формировать представления детей о гендерных.

Игра-развлечение «А ну-ка девочки, а ну-ка мальчики» ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «А НУ-КА ДЕВОЧКИ, А НУ-КА МАЛЬЧИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. Программное содержание. Учить детей принимать участие.

Конспект ООД «Девочки и мальчики» Цель: Закреплять знания детей об отличительных особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, поведение,голос). Развивать связную речь, расширять.

Конспект занятия на тему: «Мы — мальчики, мы — девочки» Цель: Формировать гендерную идентичность у детей Задачи: учить детей различать мальчиков и девочек по внешности (как среди детей, так.

Консультация для родителей «Мальчики и девочки. Их особенности» Психологические особенности мальчиков: 1. Подвержены травматизму 2. Болеют чаще, чем девочки 3. Недостаточно развита мелкая моторика 4.

Мальчики и девочки: тонкости воспитания Воспитатель: Лепехина Светлана Анатольевна (высшая квалификационная категория) МАДОУ «ЦРР Д/С №411» Чтобы воспитать гармонично развитой.

Проект «А на ручках пальчики, девочки и мальчики!» Выполнила : воспитатель Катищина И. А. Длительность проекта – 1 год Тип проекта — познавательный Цель проекта-: создание.

Семейная гостиная «Мальчики и девочки» Цель: Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, основанные на доверии. Задачи: Обобщить представления родителей.

Большая разница: отличия в воспитании мальчиков и девочек

Применять одинаковый подход к малышам – значит, растить их без учета важных психологических особенностей.

То, что срабатывает с девочками, иногда вообще никак не влияет на мальчиков и наоборот. Важно учитывать пол малыша и при воспитании, и при обучении. Как и почему, расскажет наш эксперт, к. п. н., детский психолог, автор бестселлера для родителей «Думай как ребенок, поступай как взрослый» Ольга Маховская.

© alexkich/iStock/Getty Images Plus/Getty Images

Читать еще:  Особенности ухода за кошкой мейн-кун. Как отличить котенка мейн-куна от обычной кошки. Как отличить Мейн-Куна от сибирской кошки

Врожденные особенности

Мальчики

Более беспокойны с самого рождения. У них в несколько раз чаще встречаются синдром дефицита внимания, неврологические заболевания, патологии и генетические отклонения.

Позже начинают ходить, говорить. Координация, мелкая моторика формируются с отставанием. Например, медленнее развивается кисть, это заметно, когда дети рисуют. Догоняют девочек примерно в 12 лет. Один из факторов – введение профильных предметов в школе. Заинтересовавшись, могут заниматься днями напролет. Узкие специальности даются мальчикам лучше.

В игре стремятся занять все свободное пространство. Если есть шведская стенка, обязательно залезут, есть подвал – спустятся. В ролевой игре готовы исполнять и женские, и мужские роли. Они экспериментируют, поэтому родителям не стоит пугаться, когда ребенок играет с куклами или надевает одежду сестры.

Факт: у мальчиков обычно более агрессивные мамы, у девочек – мягкие папы

Девочки

Они с рождения внимательнее к вкусу пищи, чувствительнее к звукам, запахам и прикосновениям. Телесный дискомфорт может сильно раздражать. Рождение реже сопровождается осложнениями.

Опережают мальчиков с первых недель жизни, к девяти годам разрыв может составлять полтора-два года. Более склонны к систематическому ежедневному обучению, что соответствует школьным требованиям, поэтому и оценки у них, как правило, выше. Быстрее включаются в процесс, но к концу урока начинают уставать, внимание ослабевает.

Что касается игр, то им достаточно небольшого уголка, где можно разложить игрушки. Именно они распределяют роли в играх, продумывают детали, даже если в компании есть мальчики. Девочки ориентируются на ожидания окружающих, поэтому предпочитают главных или хотя бы женских персонажей, роль Волка из «Красной Шапочки» не подойдет.

Правила воспитания

Для мальчиков

Мальчиков нужно хвалить за конкретные результаты и действия. «Ты молодец!» их не устроит в отличие от слов «ты хорошо справился с заданием». Абстрактные комплименты «ты крутой», «ты такой красивый!» их раздражают и настораживают.

Мальчики между собой и с окружающими общаются с помощью глаголов. Хотите о чем-то попросить? Коротко и ясно изложите задачу, иначе вас перестанут слушать. Не обязательно объяснять, что у вас болит голова, вы устали, поэтому сын должен помочь с уборкой. Достаточно сказать: «Вынеси мусор».

Вы недовольны? Сообщите, чем именно. Сын должен знать, где совершил ошибку, чтобы ее исправить.

Для девочек

Для девочек важно, какое они производят впечатление, оценка «ты меня поразила!» обрадует больше, чем отсылка к результату.

С девочками нужно говорить на языке эмоций, используя прилагательные. Не забывайте демонстрировать дочери на личном примере, что от нее требуется.

Девочке можно рассказать о своих чувствах, если вы расстроены. Однако ни в коем случае не обвиняйте ее, просто объясните, в чем проблема. Помните: у детей любого пола очень быстро формируются чувство вины и комплекс неполноценности.

Памятка родителям

Забудьте фразы «ты настоящий мужчина, поэтому должен…», «ты же девочка, поэтому должна…». Стереотипы не позволяют детям быть счастливыми. По отношению к мальчикам большинство установок направлено на подавление эмоциональности. Если убеждать ребенка, что мужчины не плачут, он уже в начальной школе запретит себе проявлять чувства. Он не научится распознавать эмоции, и ему будет сложнее адаптироваться к жизни. Дочерям же внушают, что нужно быть красивой, опрятной, хорошей хозяйкой. Повзрослев, девочка станет придираться к мужчине, что он не так выглядит, не следит за домом, и пытаться его переделать. Это разрушит отношения.

Никогда не сравнивайте детей, неважно, какого они пола. Есть только два исключения. Девочке может понравиться, если ее сравнить с кинозвездой. Мальчикам льстит сопоставление с гениями.

Учите детей взаимодействовать с противоположным полом. Уже в детском саду стоит научить сына делать девочкам комплименты: сам он никогда не поймет, зачем это нужно. Дочери рассказывайте о том, какими надежными, умелыми бывают мальчики. Лучше, если этим займется папа. Женщины судят по внешности, мужчина же сможет рассказать о таких качествах, как порядочность, солидарность, профессионализм.

Источники:

http://www.syl.ru/article/170098/new_gendernoe-vospitanie-detey-razlichiya-v-vospitanii-devochek-i-malchikov
http://www.maam.ru/detskijsad/devochki-i-malchiki-psihologicheskie-otlichija.html
http://www.msn.com/ru-ru/lifestyle/family/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA/ar-BBUvMxV

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector