Психология методики активного воображения. Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение. Исцеление с помощью воображения

Активное воображение

Активное воображение — метод, разработанный Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психологии. Он установил, что взаимодействия сознания с бессознательным возможно через осмысление снов и с помощью специфического вида воображения. Метод работы с бессознательным, в котором сознание остается бдительным и осознающим, проявляет волю в процессе взаимодействия с образами бессознательного, К. Юнг назвал Активным воображением.

В сознание часто всплывают образы бессознательного. Эта пассивная форма воображения называется фантазия. Пассивная она потому, что, образы фантазии возникают спонтанно, формируясь вокруг желания человека, при этом сознание отождествляется с разворачивающейся историей и не проявляет независимую волю. Например, у человека есть желание иметь автомобиль. У него возникает фантазия — «он владелец роскошного автомобиля, едет в нем по улицам города, на него смотрят другие люди и восхищаются его машиной».

В этой фантазии сознание человека словно спит, оно не участвует активно, не сомневается, не взаимодействует с образами, как отдельный элемент. В фантазии эго становится частью образа, формируется фантазийная идентичность, в нашем примере — «я-обладатель авто», в которой сознание застревает в эмоциях, и растворяется, проживая эти желанные моменты бессознательно.

Активное воображение отличается от фантазии тем, что эго-сознание частично или полностью разотождествлено с бессознательными образами и осознанно взаимодействует с ними посредством диалога или действий. Например, в активном воображении, человек почувствовал импульс совершить полет, его сознание дает команду — превратиться в орла и взлететь, бессознательное ее выполняет и сознающий уже летит над пустыней, но при этом его воля не пассивна, она не подчинена эмоциям, — она управляет событиями и присутствует понимание, что в любой момент можно изменить событие.

Для управления событиями даются ментальные команды. А это уже диалог сознания с бессознательным — участвуют две силы. Первая сила — воля эго, вторая — реакция подсознания. В фантазии двух сил нет, она больше похожа на монолог, исходящий из бессознательного, который порабощает волю эго, заставляя ее быть пассивным участником эмоциональных событий нахлынувших образов.

Попробуем понять как бы выглядело активное воображение в примере с автомобилистом, с фантазией «я-обладатель авто».

Осознав, что на сознание нахлынула фантазия, эго должно сделать усилие, чтобы остановить ее, чтобы перестать быть бессознательным участником. Затем сознание может установить диалог с автомобилем — спросить его, «зачем ты мне нужен?», «что ты хочешь сказать мне этой фантазией?», «о каких качествах моей психики ты хочешь поведать?». Для сознания иногда сложно представить, что неодушевленный образ может ему отвечать, поэтому, для удобства, образ можно персонифицировать.

Персонификация — это создание нового одушевленного образа, например, человека, который бы воплощал в себя качества неодушивленного образа.

В нашем примере эго может проявить намерение, чтобы образ фантазии об автомобиле превратился в образ человека и поговорил с ним. Такой образ появится и с ним можно будет провести диалог.

— зачем ты мне нужен?

— ТЫ ДУМАЕШЬ ТЕБЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ.

— а причем здесь автомобиль и любовь?

— ИНОГДА ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ЛЮБОВЬ.

После практики активного воображения, лучше записать все, что происходило. Потом поразмыслить над записанным. Во время самой практики — размышлять не нужно, нужно взаимодействовать своей волей с образами бессознательного. Записывать можно свои слова строчными буквами, а послания подсознания заглавными, так сразу становится понятно кто говорил.

Читать еще:  Детские конкурсы 10 лет в домашних условиях. Детские конкурсы на день рождения

Общие условия для практики активного воображения

Нужно уединиться в тихое место, чтобы никто не мешал, закрываем глаза. Изъявляем волю чтобы к вам пришел проводник (психопомп), который вас проводит в неизведанный мир бессознательного. Кому-то является мудрый учитель, кому-то женщина, а может кролик — образ может быть любой. Просите проводника вас проводить — можно задавать намерение куда именно вам хотелось или спросить у него — что будет лучше в данный момент. Он вас может перенести в другой «мир», либо вы с ним можете пройти через «кроличью нору», войти в дверь в горе, пройти через туннель и попасть в другой дивный мир. Там начинаете работу.

После окончания нужно так же пройти с проводником обратно в действительность, можно еще придумать ритуал, который вас «заземлит» после возвращения.

Активное воображение при работе с мыслями

1. Прислушайтесь к вашим мыслям, к его потоку, который течет в уме, беспорядочно возникая, мысли навязчиво вторгаются в ваше сознание.

2. Проявите сознательную волю, чтобы мысли предстали вам в виде фигур-образов, возникающих и исчезающих в уме. Сами же вы словно парите в свободном пространстве.

3. Осознайте одну мысль, она должна быть представлена в виде большого мыслеобраза, к которому вы приближаетесь. Приближаясь, образ растет, словно двухметровый мыльный пузырь.

4. Войдите (влетите или как угодно) в эту мысль-образ, на миг почувствуйте, что же он содержит в себе.

5. Не застревая в образе — проходим сквозь него дальше, в свободное пространство, оставляя «пузырь» позади себя.

6. Ощущаем себя в пространстве, наблюдаем мыслеобразы.

7. Пришла мысль — снова входим в ее образ, проходим сквозь него, оставаясь в свободном пространстве.

8. Повторяем циклы «наблюдения пространства» — «вхождения в образ» — «выхода из образа» к другим мыслеобразам, минут 15.

9. В заключении, постарайтесь минут 5 побыть просто в тишине ума, закончите практику, вернитесь к действительности.

Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Воображение и фантазия

ВООБРАЖЕНИЕ.Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Если прошлое зафиксировано в образах памяти, то будущее представлено в мечтах и фантазиях. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непо­средственно воспринимаемого.

Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.Таким образом, существен­ным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ во­ображения не имеет аналогов в реальной действительности.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразова­ние прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1) представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: об­ращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказыва­ниями.

Читать еще:  Международный День красоты - праздник, который спасет мир! Международный день красоты

4) формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

5) планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состоя­ниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление, температуру тела.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писате­лями и изобретений конструкторов. Благодаря воображению человек творит, разумно плани­рует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная куль­тура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который соз­дает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.

По отношению человека к процессу воображения можно выделить пассивное и активное воображение. Пассивное воображениепроявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. Например, в снови­дениях. Активная формавоображения проявляется, например, в творчестве, образы созна­тельно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.

Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести реаль­ность в том виде, какова она есть, но которую субъект реально не воспринимал. Такое вооб­ражение больше напоминает восприятие или память. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Например, по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Напри­мер, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность про­пускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, поль­зуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображе­нию предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир ху­дожника — фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных ви­дов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения,сколько имеется видов чело­веческой деятельности— конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потреб­ности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинацияминазывают фантастические видения, не имеющие, по-видимому, поч­ти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результа­том тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болез­ненные состояния.

Читать еще:  Праздничные дни в мае. Праздники в мае. Как работаем в мае

Грезы,в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она не­сколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, осо­бенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрес­сивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях челове­ка, поэтому мечта — важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоми­нает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет инте­рес к искусству и науке.

Активное воображение

Активное воображение (Active imagination) — метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т.п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

Цель активного воображения — дать возможность услышать голоса тех аспектов личности, которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты — рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т. п. — не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания.

Термин «активное воображение» был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях, прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву.

Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность.’ Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения.

Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Активное воображение обычно визуально, то есть это процесс смотрения (визуального воображения) неких картинок. Картинки эти могут быть двух типов — визуальные и ментальные.

Ментальные картинки создаются бодрствующим умом в состоянии возбуждения, и подобны тем образам, которые мы создаём, когда читаем книгу. Они не видны перед глазами, а возникают в уме, и поэтому не мешают смотреть на мир.

Картинки второго типа возникают на грани сна и бодрствования, и подобны снам или гипнотическим образам. Это ярко видимые перед глазами, иногда очень реалистичные образы. Люди делятся на два типа, по своей склонности видеть те или иные картинки.

Однако оба вида картинок открывают ворота в бессознательное.

Карл Юнг, в своей автобиографии «Воспоминания, Сны, Размышления», говорит о периоде в своей жизни когда он пережил серию визуальных фантазий. Переводы Юнга.

Источники:

http://www.b17.ru/article/activnoe_voobrajenie/
http://studopedia.ru/1_104214_voobrazhenie-vidi-voobrazheniya-passivnoe-aktivnoe-konkretnoe-abstraktnoe-funktsii-voobrazheniya-voobrazhenie-i-fantaziya.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/767086

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector