Психосоматика у детей: как это работает. Психосоматика: неочевидные причины детских заболеваний

Психосоматика у детей.

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ!

Психосоматика это направление в психологии и медицине. Рассматривает человеческие болезни, как защитную реакцию организма на эмоциональные переживания. Родители всегда заботятся и переживают за своих детей. Но часто не понимают, что сами виноваты в заболевании ребенка. Давайте разберемся в этом вопросе. Ваши дети очень часто болеют и у них слабый иммунитет, или что еще хуже болеют с рождения. Прежде чем бегать по врачам, перелопачивать интернет. Остановитесь родители, подумайте и присмотритесь к себе. А как у вас самих со здоровьем, эмоциями, переживаниями. Как вы сами относитесь к болезням. Может вы , склонны драматизировать ситуацию, накручивать себя при малейших симптомах или же приписывать себе и своим детям, то чего у них нет. Особенно надо бороться с такой фразой: он у меня такой болезненный. Вы живете в постоянном страхе за своего ребенка и он болеет. Сейчас очень много разных источников информации, которые к сожалению иногда людям не на пользу. Она сбивает с пути. А что нужно делать? Родитель должен уметь видеть и слышать своего ребенка объективно. Что это значит? Не слепо действовать по указке врачей и режима, параметров взросления. А знать свой график ребенка, его особенности и потребности. А не слепо идти по книгам и рекомендациям врачей. Боже упаси ,я не учу вас отказываться от их помощи. Я просто призываю быть внимательными к своим детям.

Рассмотрим основные психосоматические заболевания у детей и причины их проявлений.

Сначала рассмотрим возрастные стадии:

1 стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению. Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

2стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется— совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.

3стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры). Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

4стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.

5стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Выделяются такие психосоматические расстройства у детей : нарушение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, поносы, запоры, аллергии, кожный зуд, навязчивый кашель, энурез, боли в сердце, тики, болезни органов дыхания, заикания. Теперь поговорим о причинах и возникновениях этих болезней. В отличие от нас, взрослых, ребенок не всегда может помочь себе сам. И не всегда понять и описать свое эмоциональное состояние. Их тоже много вещей беспокоит, а еще больше они просто не в состоянии понять и объяснить. И мы не всегда придаем значение, то что для нас мелочь, а для ребенка уже стресс и катастрофа. У него нет еще личностного опыта. Объяснять маленькому ребенку сложно, но это нужно. А еще ему просто необходимо чувство стабильности, защищенности и постоянства. Рано или поздно неудовлетворенность потребностей выливается в болезни. Ребенок подсознательно запускает механизмы возникновения болезни. Дети очень быстро понимают ситуацию с болезнью. Когда они болеют, то мама рядом, уделяет внимание, нет стрессов и конфликтов. Часто ребенок болеет, когда дома или в садике, или в школе возникают конфликтные ситуации. Бывает так, когда ребенок идет в садик, то у него утром рвота или понос. Значит что то уже не так и эта ситуация требует вашего внимания. Причиной болезни, так же может стать гиперопека родителей, чрезмерное внимание и отсутствие самостоятельных действий ребенка. Родители все решают и делают за него. Тем самым у ребенка возникает внутренний конфликт, а затем болезнь. Как правило- это болезни органов дыхания и кашель. Кашель это ребенок хочет привлечь к себе внимание, его протест против ваших каких- то действий. Когда вы лишаете ребенка самостоятельности. Бронхиты: нервная обстановка в семье, скандалы, споры. Приведу пример из жизни. Девочка двух лет заболела воспалением легких и попала в больницу, а до этого был бронхит, хотя девочка не болела и не было симптомов. Ситуация в семье была такая, разводились родители и мама вышла второй раз замуж, в семье была напряженная обстановка. Потом мама с девочкой переехала ко второму мужчине. У ребенка не было времени перестроится, плюс мама в стрессе и на нервах, и ребенок заболел. Сначала лечили дома, но ничего не помогло, потом легли в больницу. Где ребенок лежал с мамой и после выписки, еще дома в течение месяца провела с мамой. Ситуация для девочки была осложнена еще тем, что в этот период она пошла в садик, а тут и еще развод родителей. Две тяжелые ситуации для психики ребенка. И так как в таком возрасте тяжело сказать, что беспокоит, то девочка заболела. После выписки из больницы ситуация в семье урегулировалась, мама была дома и девочка постепенно полностью восстановилась.

Читать еще:  Производство с минимальными вложениями подгузники. Линия для производства подгузников. Клиенты и развитие

Болезни горла: отсутствие творчества общения, неспособность постоять за себя, попросить, высказать свое мнение.

Астма- родители душат своим вниманием, заботой, запреты, ребенок не может проявить свою самостоятельность.

Болезни ушей- не желание слышать ругань, скандалы, ссоры.

Боли в животе, ребенок чего то боится. Проблемы с кожей, высыпания, говорят о чувствах, ребенок устанавливает дистанцию, между вами и собой.

Энурез- Отсутствие ночного контроля может свидетельствовать о том, что днем — контроль чрезмерный, поэтому ночью, когда контроль слабеет, сил для сдерживания уже не остается.

Эта тревога вызвана желанием угодить человеку, олицетворяющему для ребенка власть (отец, мать, бабушка и т.д), боязнь сделать «что-то не так».

Как же помочь детям? Прежде всего , надо помнить, что «лечить» нужно всех членов семьи. Это налаженные взаимоотношения, отсутствие страха у ребенка быть не таким, и что он все делает не так и он плохой. Часто дети винят себя в конфликтах между родителей. Поддержание самооценки детей, хороший климат в семье, понятные требования родителей, их последовательность, любовь и поддержка. Уважение личного пространства и времени ребенка. Вот основные методы лечения психосоматических заболеваний у детей. Будьте здоровы и счастливы!

Психосоматика у детей: как это работает

Психосоматика – знакомое слово, но что за ним стоит? Заболевания, возникающие из-за отсутствия понимания между ребенком и родителями, считают эксперты.

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе. По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Читать еще:  Декупаж мешковины красками салфеткой. Мастер-класс по декупажу на ткани: Новогодние лошадки. Как делается декупаж тканью по дереву

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.

Метафора острова: как перестать доказывать людям, что они были неправы

Бесконечное обдумывание случившегося, попытки доказать, объяснить окружающим, что тогда, в прошлом, они были в отношении нас неправы, отнимает массу сил и не дает двигаться вперед.

Эмиграция: выбор в пользу журавля

Большинство из нас может вспомнить события, ставшие поворотными для карьеры или личной жизни. И каждая такая развилка, ситуация выбора дается непросто. Голос в голове назойливо убеждает в том, что мы не сможем, не справимся. Но иногда нужно просто попытаться.

Психосоматика у детей

Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
  • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • энурез, энкопрез;
  • конъюнктивит.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.
Читать еще:  Рыбки плавают в воде средняя группа. Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Рыбки в аквариуме

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Источники:

http://www.b17.ru/article/psihosomatika_u_detey/
http://www.psychologies.ru/roditeli/psihosomatika-u-detey-kak-eto-rabotaet/
http://emberint.ru/articles/psihosomatika_y_detey/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector