Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов. Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта

Коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в лепке (из опыта работы)

Разделы: МХК и ИЗО

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в первый класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Для работы с детьми 7 -8 лет разработана программа “Пластилиновые подарки”, которая обеспечивает преемственность дополнительного и начального образования. Основной целью данной Программы является раскрытие творческих способностей детей через лепку и коррекция мелкой моторики рук.

Программа направлена на совершенствование навыков ручного труда средствами лепки, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов, развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии, формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от лепки на плоскости до создания фигурок, сказочных персонажей с последующей драматизацией. От создания панно до сочинения сказок.

Занятия распределены и по видам техники и творческой работы на следующие разделы: плоская лепка, рельефная лепка, скульптурная лепка, декоративная лепка.

Техника лепки богата и разнообразна: рисование с помощью пластилина, пластилиновые аппликации из жгутиков, пластилиновая мозаика, пластилинография.

Разработаны наглядно-методические пособия с технологическими схемами для художественного творчества детей, способствующие развивать творческое мышление, конструкторскую смекалку, умение планировать свою деятельность. Приложение 3

На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и пластическим материалом. Дети учатся доверять своим рукам, исследуют разные приемы и методы обработки пластилина. Выполнение задания направлено на отработку основных операционных навыков.

Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук. Во время выполнения работы дети обучаются разнообразным приемам лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание), которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, делают их более чувствительными.

Занятия первого года обучения включают материал на репродуктивных методах (объяснительно-иллюстративный, повторение по образцу — особенно для слабых детей), затем на исполнительско-творческих заданиях.

Из-за разных уровней сформированности мелкой моторики руки идет дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательное воздействование на двигательную сферу деятельности детей.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук на занятиях используются тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. Это самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц рук. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Благодаря систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Развитие детского творчества в процессе лепки во многом зависит от умения детей работать с пластилином, соответствующими инструментами. Работа над лепным изделием положительно влияет на развитие мелких мышц кисти, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Деятельность школьников должна быть успешной — это будет подкреплять интерес к занятиям. Участие детей в различных конкурсах и выставках также способствует развитию положительных эмоций и вызывает интерес детей к занятиям.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения по развитию мелкой моторики, увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. К концу учебного года уровень развития мелкой моторики у обучающихся улучшился, но незначительно, и находится в основном на среднем уровне. Соответственно, можно сделать вывод, что проведенные занятия и упражнения по лепке из пластилина способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников.

Читать еще:  Конспект нод по фэмп в средней группе «играем и считаем. Фэмп средняя группа

Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. — М., 2006.
  3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  4. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток. Москва. Вако, 2007.
  6. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Издательство “Феникс”, 2005.
  7. Лыкова И.А. Лепим с мамой. — М., 2005.
  8. Леонова Е.В. Журнал Дополнительное образование №5 2001. С.45.
  9. Марина З. Лепим из пластилина. — Кристалл, 1997.
  10. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва, 2003
  11. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. Электронная библиотека.
  12. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону, 2003.
  13. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
  14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
  15. Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. Ростов-на-Дону, 2008.

Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов

Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся

Проблема развития связной устной речи учащихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Решение этой проблемы невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития устной речи.

В связи с этим остро встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях общеобразовательной школы. Содержание, технологию обучения таких детей следует строить с учетом специфики их познавательной деятельности и речевого развития, особенностей личности. «Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал . Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена педагогическая помощь в обучении и воспитании.

В целях совершенствования речевой деятельности следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

В системе коррекционно-развивающих занятий с нарушениями речи я использую упражнения, развивающие движения пальцев рук. Совместно с воспитателем используем различные пособия для развития мелкой моторики детей: мозаика (мелкая, крупная), кольца разной величины для нанизывания на стержень, цветные клубочки ниток, пособия по застегиванию пуговиц различной величины, крючков, для шнуровки, вышивания из шнурков различными стежками и узорами; наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (от киндер сюрпризов узнавание предметов на ощупь),семена гороха, фасоли кукурузы.

Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений (без речевого сопровождения):

    «Пальчики здороваются» (кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.); «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой); «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их); «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их); «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх); «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами) и других.

Большая ценность заключается в упражнениях с бумагой: «Выгладим платочки». Перед ребенком положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одно рукой, затем двумя большими пальцами, повторить то же указательными и т. д.

Одним из видов работ на уроках и во второй половине дня используем пальчиковую ритмику (сочетание движений с речью). Использование пальчиковых игр на практике показало, что любимые детские упражнения это: игры-потешки «Пальчик-мальчик», «Семья», «Дружба», «Пошли пальчики гулять», «Замок», «Лесная прогулка», «Домик», «Засолке капусты» и т. д. Например:

ЦВЕТОК»

Вырос высокий цветок на поляне («ЦВЕТОК»)
(Цветок с закрытыми лепестками).
Утром весенним раскрыл лепестки
(Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки («КОРНИ»).
(Ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

«ДЕРЕВЬЯ»


«ПТИЧКИ»

Птички полетели («ПТИЧКИ»)
Крыльями махали
(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревьях сели («ДЕРЕВЬЯ»),
Вместе отдыхали («ПТИЧКИ»)

«МОСТ»


«ВОРОТА»

Над бурливою рекою
(Пальцы разведены, или производят несогласованные движения)
Мост построим мы такой («МОСТ»)
Люди по нему пройдут
(Движения указательных пальцев и средних по поверхности стола от себя к краю стола)
И лошадок проведут.

На поляне дом стоит
Ну, а к дому путь закрыт («ВОРОТА»)
Мы ворота открываем
(Ладони разворачиваются параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем.

«СТОЛ»

Стол стоит на толстой ножке («СТОЛ»)
Рядом стульчик у окошка («СТУЛ»)
Два бочонка под столом
(«Бочонки» обеими руками)
Вот такой я видел дом.

«ЗАМОК»

На двери висит замок,
(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «Замок»)
Кто открыть его бы смог?
(Повторение движений)
Потянули (Пальцы сплетены в «Замок», рук потянуть в одну, потом в другую сторону),
Покрутили (Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе),
Постучали (Пальцы сцеплены основаниями ладоней,
постучать друг о друга)
,
И открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны).

«КОШКА»


«СОБАКА»

Вышла кошечка вперед («Кошка» правой рукой)
К нам иде1т, хвостом играет (Левой ладонью машем у основания правой кисти).
Ей на встречу из ворот («Ворота»),
Две собаки выбегают («Собаки» обеими руками).

Читать еще:  Конспект рисования солнышко во второй младшей группе. Солнышко которое мне светит. Дидактическое обеспечение занятия

В нашей системе коррекционно-развивающих занятий широко используется игровой самомассаж кистей рук как эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей-инвалидов,(Клочков Дима, Понамарёва Лиза, Елисеев Егор) как средство коррекции. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Предлагаем познакомиться с некоторыми массажными приёмами.

Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи.

Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и их роль в развитии речи младших школьников.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы он рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний -психологи, физиологи, логопеды, дефектологи.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе школьного логопеда с детьми, особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения -уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Я хотела бы предложить ряд игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые использую на логопедических занятиях.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

1.Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2.Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3.Развитие тактильной чувствительности рук.

4.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5.Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6.Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7.Совершенствование двигательной памяти.

8.Развитие речемыслительной деятельности.

9.Развитие мимической мускулатуры.

10.Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

1.Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2.Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

4.Формирование дружеских взаимоотношений.

5.Воспитание внимания к обращенной речи.

6.Развитие чувства уверенности в себе.

7.Формирование положительной мотивации на занятии.

8.Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

9.Формирование умения радоваться, достигая цели.

10.Формирование коммуникативных навыков.

Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений.

Комплексы упражнений предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.

1.Логопед создает мотивацию перед разучиванием блока упражнений.

2.Предмет во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательную вещь.

3.Умеренная дополнительная нагрузка при удержании предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.

4.Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.

5.Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.

6.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

7.Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика.

8.Установка логопеда прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.

9.Установка логопеда на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.

10.Удерживание предмета во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.

11.Число упражнений и их продолжительность логопед регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

12.Проведение пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.

13.Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Игры с платочками.

Стираем вместе с мамой.

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки и

А я рядышком стояла, имитируют стирку белья.

Не стирала – охала- Покачивают головой вправо,

Читать еще:  Стиль леди – основные секреты и отличительные черты. Базовый гардероб для прекрасных леди

Ох, ох, ох. Голосовое включение.

Да глазами хлопала – Дети разводят в разные

стороны пальцы обеих рук,

подносят их к лицу и

Хлоп, хлоп, хлоп. Голосовое включение.

Да ногами топала – Дети топают ногами.

Топ, топ, топ. Голосовое включение.

Лучше б было не стоять, Дети берут платочек в обе

А взять и маме помогать! руки и имитируют стирку

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Паучок ползет. Все пальцы правой и левой

руки «бегут» по платочку.

Зацепился паучок Дети крепко сжимают в

Тонкой ниткой за сучок. кулаки пальцы обеих рук.

Лапками перебирает, Разжимают пальцы обеих

рук, двигают ими.

Паутинки сплетает, Водят круговыми

Мух поджидает. движениями

обеих рук по платочку,

затем собирают платочек

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Улитка-недотрожка Ставят кулак правой

Высунула рожки. или левой руки на

указательный и средний

пальцы – «рожки улитки»,

Медленно ползет, Пальцы («рожки»)

Домик везет, медленно «передвигаются»

по поверхности платочка.

Листики жует! Пальцы обеих рук

Игры со счетными палочками.

У Лариски две редиски.

У Лариски – две редиски, Дети ставят счетную

палочку на большой

палец правой руки

и держат указательным

пальцем правой руки.

У Алешки – две картошки, Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

У Сережки-сорванца – Ставят счетную палочку

два зеленых огурца, на большой палец

правой руки и держат

А у Вовки – две морковки. Ставят счетную палочку

на большой палец правой

руки и держат мизинцем

Овощи с грядки – Убирают счетную палочку

Все у нас в порядке! за спину.

Птицы в небе тают, тают, Дети машут руками,

Птицы к югу улетают. постепенно поднимая

Все, растаяли вдали — Подносят ладонь

«козырьком» ко лбу.

Аист, Берут в руки счетную

палочку, ставят ее на

большой палец правой

Цапли, Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

Журавли. Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

Цапля ходит по болоту.

Цапля ходит по болоту, Дети ставят счетную

палочку на большой палец

правой руки и держат

Будто ищет там кого-то. Ставят счетную палочку

на большой палец правой

руки и держат средним

пальцем правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля Ставят счетную палочку

на большой палец правой

Лягушонка хочет… Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

мизинцем правой руки.

Сцапать! Убирают счетную палочку

Игры с зубными щетками.

Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой

Чтоб погладить пальчики. подушечки Станьте ловкими скорей, пальцев правой, Пальчики-удальчики! затем левой руки,

начиная с большого

пальца и заканчивая

Дети берут в руки зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять — Под счет растирают

пальцев правой или

левой руки, начиная

с большого пальца

и заканчивая мизинцем,

затем меняют руки.

В лес идем мы погулять! Растирают щеткой ладонь, За черникой, большой палец,

За малиной, указательный,

За брусникой, средний,

За калиной, безымянный,

Землянику мы найдем мизинец.

Убирают зубную щетку

И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед-

Подарки Деда Мороза.

Дети берут в руки зубную щетку, растирают подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Дед Мороз принес подарки! Растирают щеткой

Буквари, большой палец,

И машины, Растирают зубной

И пингвина, средний,

Шоколадок полмешка безымянный,

И пушистого щенка! мизинец.

Игры с резиночками для волос.

Руки с мылом мы помыли — Дети потирают ладонями обеих рук.

Нас обедать пригласили. Делают манящие движения кистями

обеих рук. Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Ели супчик Надевают резиночку

на большой палец,

И котлету, на указательный,

Ели дыню на средний,

И конфету, на безымянный,

Ели маковый рулет. На мизинец.

Очень вкусный был обед! Облизывают губы языком, показывают,

как было вкусно.

Ночью тихо –«Ц-ц-ц!» Дети подносят

ко рту и произносят

Только ветер – «С-с-с!» Протяжно, на одном

Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Спит белочка, Надевают резиночу

на большой палец,

Спит зайчик, на указательный,

Спит ежик, на средний,

Спит кабанчик. на безымянный,

Одна сова не спит, на мизинец.

А все вокруг глядит! Большой палец любой

сжимают в кулак.

в разные стороны.

Игры с крупными бигуди.

На ладошке ехали, Дети катают бигуди

До угла доехали. между ладонями вперед назад, руки держат

Сели на машину, Дети кладут бигуди

на колени или на любую

Налили бензину. Выполняют

логопедическое упражнение «Индюк». На машине ехали, Катают бигуди между

До реки доехали, ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Тр-р-р. Стоп. Разворот. Перестают катать и

На реке – пароход! Катают бигуди между

Пароходом ехали, ладонями вперед-

До горы доехали. назад, руки держат

Пароход не везет. перед собой. Надо сесть в самолет, Катают бигуди между

Самолет летит ладонями вперед-назад, В нем мотор гудит- руки направляют вверх

У-у-у-у-у-у-у! над головой.

Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.

Вот на небо самолет Прямая кисть «взлетает»

Отправляется в полет! вверх.

Вот кораблик подплывет, Берут бигуди в руки

Носом волны разведет! и катают их между

А от самого порога ладонями вперед-назад,

Для машин идет дорога! руки держат перед собой.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.

Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский церебральный паралич (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн.

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль.

Аппробировано на собственном опыте.

Данная статья раскрывает способы развития у детей мелкой моторики через различные виды деятельности.

Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов .

laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632299/
http://pandia.ru/text/79/551/41216.php
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/03/22/igry-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-s-ispolzovaniem

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector