Развитие одаренных детей. Особенности развития одаренных детей

Особенности развития одаренного ребенка

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родителями, братьями, сестрами и другими взрослыми в семье, образовательных учреждениях и других [5; 42].

Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка неотделимы от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности, однако многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и острят, то ценят хорошую шутку. От других детей они отличаются особенностью речи, моторикой и восприятием [12; 100].

Ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов [8; 28].

Среди наиболее характерных и часто встречающихся особенностей одаренных детей выделяют:

· Неприязнь к школе;

· Особую направленность игровых интересов;

· Погруженность в философские проблемы;

· Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

— необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

— быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;

— сформированность навыков логического мышления;

— богатство активного словаря;

— быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;

— выраженную установку на творческое выполнение заданий;

— развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.

Говоря об интеллектуальной сфере одаренного ребенка, нужно отметить, что отличие от других детей в быстроте мышления, наблюдательности и исключительной памяти. Одаренный ребенок проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто полностью занят тем или иным занятием, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли. Такой ребенок часто демонстрирует способности к практическому приложению своих знаний.

В общении одаренный ребенок легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. Характерной особенностью также можно назвать то, что другие дети часто выбирают его в качестве партнера по играм или занятиям, часто обращаются к нему за советом и помощью. В общении со сверстниками одаренный ребенок часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста [12; 99].

В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка является уязвимость. Причинами ее является сверхчувствительность, способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий. Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия. Способность улавливать то, что не замечено другими, в сочетании со свойственным им эгоцентризмом приводит к тому, что они все принимают на свой счет [8; 27].

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами находят себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и этим часто настораживают родителей. Одаренный ребенок чаще ищет общения со взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

В целом, одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимание у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму, более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают наиболее высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальных характер [12; 98].

Таким образом, обладание одаренными детьми описанными выше качествами требует к ним особого подхода. Именно поэтому такие дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Особенности развития одаренных детей

Одним из распространённых определений «одаренные дети» является подход канадского психолога Франсуа Гане, который, под будучи «одаренными», предложил понимать потенциал высокой или исключительной способности и «таланта» как фактической демонстрации выдающихся результатов и достижений. Этот потенциал может проявляться в области грамотности, счета, спорта, музыки, искусства, в профессиональной области и т.д.

Выдающаяся производительность и достижения (талант) возникают благодаря одаренности посредством сложного процесса развития и с помощью различного рода влияний, таких как семейная, социальная, культурная среда, образовательные возможности и качество преподавания, а также другие случайные события в жизни человека.

Читать еще:  Что нужно делать чтоб перегорело молоко. Что нужно сделать чтобы перегорело грудное молоко народными средствами

Около 10-15% детей, как считается, обладают потенциалом для проявления высокой способности в одной или нескольких из этих областей, причем 1-2% имеют потенциал проявлять исключительную способность в нескольких областях.

При описании одаренных детей следует также признать, что:

  • ребенок может быть одновременно развитым в определенных когнитивных и творческих областях, неравномерное развитие называется асинхронным развитием.
  • дети из всех культурных и социально-экономических слоев могут быть одаренными.
  • дети могут также проявлять таланты при физической инвалидности, например, они могут быть с нарушением слуха или с дислексией – это называется двойной исключительностью.

Одаренные дети могут быть не очень успешными, они могут обладать выдающимся потенциалом, но могут быть неприняты обществом или родители/учителя не помогли проявить талант ребенку. Независимо от подходов или определений, для родителей и учителей наиболее важным является обеспечение поддержки всех детей, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал. Для детей, обладающих потенциалом высокой или исключительной способности, важен факт раннего выявления и обеспечения правильной поддержки, позволяющей превратить их потенциал в выдающуюся производительность и достижения. Раннее выявление одаренных детей, как правило, считается наилучшим вариантом для удовлетворения их потребностей в обучении.

Одаренные дети часто могут быть узнаны по определенным признакам и поведению. Ребенок, который необычно способен в одном или нескольких из областей часто имеет необычайно хороший словарный запас, знает много информации по различным темам. Является бдительным и наблюдательным (обычно видит больше или получает больше из истории, фильма и т.д., чем другие дети). Постоянно работает над тем, что его интересует, легко справляется с рутинными задачами. Предпочитает работать самостоятельно, требует мало учителей. Стремится к совершенству, является самокритичным. Часто самоуверен, может быть упрям ​​в своих убеждениях. Любопытен во многих вещах, задает вопросы обо всем и вся. Показывает оригинальность в письменном, устном, художественном выражении. Предлагает необычные, уникальные или умные ответы, не боится быть другим.

Информационный центр ERIC по инвалидам и одаренным детям приводит три типа характеристик одаренных детей: общие поведенческие, обучающие и творческие характеристики.

Общие характеристики поведения

Многие одаренные дети учатся читать пораньше, с более глубоким пониманием нюансов языка. Почти половина талантливого населения научилась читать перед поступлением в школу. Одаренные дети обычно учатся основным навыкам лучше, быстрее и с меньшей практикой. Они лучше способны создавать и обрабатывать абстракции. Они часто подбирают и интерпретируют невербальные сигналы и могут делать выводы. Они могут работать независимо в более раннем возрасте и могут концентрироваться в течение более длительного периода времени. Их интересы эклектичны и интенсивно сфокусированы. Они часто кажутся имеют безграничную энергию, что иногда приводит к ошибочному диагнозу гиперактивности. Они обычно хорошо относятся к родителям, учителям и другим взрослым. Они могут предпочесть компанию старших детей и взрослых, чем их сверстников. Они любят изучать новые вещи, желают изучать необычное и очень любознательны. Они решают задачи и проблемы в хорошо организованной, целенаправленной и эффективной форме. «Я бы предпочел сделать это сам» — они проявляют внутреннюю мотивацию, чтобы учиться, узнавать или исследовать, часто очень настойчивы.

Характеристики детей при обучении

Они могут проявлять сильные наблюдения, у них наметан глаз на важные детали. Они могут много читать самостоятельно, предпочитая книги и журналы, написанные для детей старше их. Они часто получают огромное удовольствие от интеллектуальной деятельности. У них хорошо развитые способности абстракции, концептуализации и синтеза. Они легко видят причинно-следственные связи. Они часто проявляют вопросительное отношение и ищут информацию сами. У них большой арсенал информации в памяти по различным темам, которые они могут быстро вспомнить. Они легко понимают основные принципы и часто могут делать обоснованные обобщения о событиях, людях или объектах. Они быстро воспринимают сходства, различия и аномалии. Они часто не боятся сложного материала, разделяют его на компоненты и анализируют его систематически.

Творческие характеристики

Одаренные дети — умные мыслители, способные генерировать возможности, последствия или связанные с ними идеи. Они являются мыслителями, способными использовать множество альтернатив и подходов к решению проблем. Они также могут видеть отношения между кажущимися несвязанными объектами, идеями или фактами. Они часто осознают свою собственную импульсивность и иррациональность, они проявляют эмоциональную чувствительность. Они чрезвычайно интересуются объектами, идеями, ситуациями или событиями. Они часто проявляют интеллектуальную игривость, любят фантазировать и воображать. Они чувствительны к красоте и привлекаются к эстетическим ценностям.

Музыка

Имеют хорошее чувство ритма, хорошо скоординированы, хорошо различают музыкальные и другие звуки, понимают музыкальные отношения, наслаждаются музыкальной деятельностью и демонстрируют музыкальное чувство; показывают тональную память, легко реагируют на ритм, мелодию и гармонию; используют музыку для выражения чувства или опыта, составляют оригинальные мелодии; наслаждаются танцевальной и драматической деятельностью с музыкальными элементами.

Артистические способности

Демонстрируют интерес и наслаждение в драматических мероприятиях; легко переходят в роль другого персонажа, животного или объекта; используют голос, чтобы отражать изменения в настроении; демонстрируют понимание конфликта при разыгрывании драматического события; передают чувства посредством выражения лица, жестов и телесных движений; наслаждаются эмоциональными ответами слушателей; демонстрируют способность драматизировать чувства и переживания; приносят драматическую ситуацию к кульминации с своевременным завершением, рассказывая историю.

Изобразительное искусство

Рисуют множество объектов, демонстрируя планирование и правильную пропорцию; серьезно относятся к искусству, показывают оригинальность в способах выражения искусства; используют искусство, чтобы выразить чувства и переживания; интересуются чужим искусством, оценивая его и критикуя его; любят моделировать с глиной, мылом, пластилином и т.д.

Родители знают своих детей лучше всего, и они должны быть ценным источником информации в сильных сторонах и областях обучения ребенка там, где больше всего нужна поддержка. Может быть полезно собирать информацию о передовых способностях по целому ряду областей развития или достижения ребенка, а также от всех людей, тесно связанных с ребенком, чтобы получить целостное представление о талантах малыша. Например, некоторые родители ведут дневник или журнал наблюдений за продвинутым развитием, включая комментарии соответствующих специалистов. Это также полезно на ранних этапах развитии ребенка, с момента появления речи, любви к музыке, чтении, математике.

Читать еще:  Надпись с новым годом раскраска распечатать. Скачать мега-раскраску “Новый год”

Можно получить официальную оценку, проводимую педагогическим психологом, через тесты IQ и другие формы «нормированных» тестов. Важно отметить, что такие тесты не предназначены для определения потенциала высокой способности в таких областях, как спорт, искусство или музыка.

Независимо от формальных или неформальных подходов к идентификации, важно понять, что основное внимание при определении того, является ли ребенок одаренным, всегда будет необходимость поддерживать потребности ребенка в обучении.

Нет смысла идентифицировать только ради ярлыка. Лучший совет — всегда говорить с учителями ребенка и другими соответствующими специалистами о том, что может быть наиболее подходящим для развития ребенка. Если родители довольны нынешними возможностями обучения ребенка, и они также хорошо развиваются в социальном и эмоциональном плане, возможно, формальная идентификация не требуется. В этом случае, возможно, в их интересах продолжать любое текущее развитие и контролировать прогресс ребенка и его взаимодействие с учебной средой.

Список использованной литературы

  1. Савенков А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И.Савенков. — М., 2010.
  2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т.Н.Джумагулова, И.В.Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009.
  3. Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
  4. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей [Текст]: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В.Алексеева – Волгоград: Учитель, 2011.

Иностранные источники

  1. M. Neihart, S. Reis, N. Robinson, S. Moon, The Social and Emotional Development of Gifted Children: What Do We Know? Paperback – January 1, 2002.
  2. C. Fonseca (Emotional Intensity in Gifted Students: Helping Kids Cope with Explosive Feelings (2nd ed.) Paperback – December 1, 2015.

Особенности развития одаренных детей

Дата публикации: 05.11.2015 2015-11-05

Статья просмотрена: 1374 раза

Библиографическое описание:

Фонарюк Н. С. Особенности развития одаренных детей // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 874-876. — URL https://moluch.ru/archive/102/23017/ (дата обращения: 10.11.2019).

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать, суть своего рода боги или побочные дети богов, от нимф или каких-то еще существ» [7, с.81]. В сочинении «Ион» Платон также поднял вопрос о происхождении способностей: «поэты творят … не с помощью искусства, а по божественному определению» [8, с.377]. Таким образом, Платон говорил о том, что способности, в том числе, и поэтические, имеют божественное происхождение.

В XVII веке английский мыслитель Джон Локк утверждал, что ум ребенка при его появлении на свет «есть… белая бумага без всяких знаков и идей», которые приходят с опытом [4, c.154]. Эта идея нашла свое выражение в термине «tabula rasa», согласно которому ребенок подобен «чистой доске» без какой-либо божественной предрасположенности к умственной деятельности.

Предметом серьезных исследований одаренность стала только в XX веке. Довольно глубоко эта проблема была исследована в Германии в начале века. Немецкий исследователь В.Штерн рассматривал понятие «умственной одаренности», под которой он понимал «общую способность сознательно направить свое мышление на новые требования и общую умственную способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [14, c.7]. Данное определение исходило из универсального представления о психике, как высшей форме приспособления и адаптации. В.Штерн также пытался разграничить понятия «умственной одаренности», «гениальности» и «таланта»: «признак приспособления отличает умственную одаренность от гениальности, сущность которой — в самопроизвольном творчестве; признак всеобщности… отличает ее от таланта, характерная особенность которого состоит в ограничении умственных способностей одной областью содержания» [14, c.7].

В 1912 году В.Штерном был рассчитан показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом: он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ). Коэффициент интеллектуальности отражал опережение или запаздывание в интеллектуальном развитии детей и предполагал измерение интеллекта по интенсивности и темпам интеллектуального развития ребенка.

В отечественной психологии в советский период проблема одаренности после постановления ЦК ВКП (б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроса» разрабатывалась как психология способностей [5, c.16]. Большой вклад в исследование этой проблемы внес Б. М. Теплов. В его работах было дано определение способностей, под которыми он понимал «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [12, c.32]. Одаренностью Б. М. Теплов называл «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении… деятельности» [12, c.34].

В 1990-е годы в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» в России была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая должна была вобрать в себя все лучшие достижения отечественной и зарубежной педагогики и психологии. Определение понятия «одаренность», представленное в концепции, будет взято за основу в данной работе. Согласно этому определению, «одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [10, c.5]. Следовательно, одаренным можно назвать того ребенка, который выделяется среди других яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в каком-либо виде деятельности.

Как отмечают исследователи (например, И. Ю. Кулагина), одаренные дети, несмотря на свою неповторимость, имеют ряд общих черт [2, c.173]. К ним, прежде всего, относится ярко выраженная познавательная потребность, побуждающая ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации. Она появляется с рождения и первоначально выражается в слежении за предметами. Эта потребность не насыщаема: чем больше ребенок знает, тем больше хочет узнавать. Кроме того, познавательная потребность у одаренного ребенка, чаще всего, преобладает над потребностями в играх, прогулках, сне. Это обстоятельство отличает его от детей средних способностей, у которых познавательная потребность не превалирует над другими.

Другая черта одаренных детей — это сверхчувствительность к проблемам. Ее выражением является способность ребенка схватить существо вопроса, увидеть проблему там, где другие не видят сложностей. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Для большинства же учащихся младшего и среднего звена, как отмечает российский исследователь Н. С. Лейтес, характерна «установка … на запоминание материала, а не на его обдумывание» [3, c.42].

Читать еще:  Эротические стишки для любимой девочки

Кроме того, для всех одаренных детей присущи быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированностью навыков логического мышления. Такие дети способны устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим.

Одаренные дети не только быстро и точно выполняют задания учителя. Им свойственна установка на творческое выполнение заданий: поиск новых решений, нахождение новых идей. У них развито творческое мышление, что часто можно увидеть в рисунке ученика или в его сочинении.

Особенности психосоциального развития одаренных детей выражены:

 в стремлении к самоактуализации (реализации своих личностных возможностей);

 в эгоцентризме (непонимании того, почему простую вещь, которая понятна им, не могут постигнуть окружающие люди);

 в сильно развитом чувстве справедливости;

 в эмоциональной нетерпеливости;

 в хорошем чувстве юмора;

 в стремлении к социальной автономности (свободе от общепринятых ограничений).

Среди физических характеристик одаренных детей большинство исследователей отмечают высокий энергетический уровень, который позволяет часами заниматься любимым делом) [13, c.225].

Выделенные общие особенности одаренных детей можно объединить в «трехкольцевую модель одаренности», предложенную Дж. Рензулли. Она включает в себя 3 компонента: усиленную мотивацию (от французского motif — «побудительная причина»), интеллект выше среднего уровня, «творческость» [9, c.84].

При этом под усиленной мотивацией понимается потребность в умственных усилиях, неустанная тяга к занятиям. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, то есть ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку». В ходе специальных исследований было доказано: для одаренного ребенка характерно доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.) [11, c.23].

Другой компонент данной модели — интеллект — в широком смысле включает в себя всю познавательную деятельность человека, а в более узком смысле представляет собой «наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей» [9, c.69]. Интеллект позволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них (посредством рефлексии, саморегуляции), предвидеть наступающие изменения.

В наши дни существуют разнообразные методики определения уровня интеллектуального развития. Одной из них является тест американского психолога Дэвида Векслера. Обследовав 1,7 тысяч людей, он пришел к выводу о том, что 8,9 % из них имеют высокий интеллект (IQ > 119), 16,1 % обладают хорошей нормой (IQ = 110–119), 50 % имеют средний уровень (IQ = 90–109) [11, c.14–15].

Последний компонент модели Дж. Рензулли — «творческость» или креативность. К этому понятию обращались многие ученые. Так, например, Л. С. Выготский считал, что основу творчества составляет «умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые состояния» [1, c.7]. Н. С. Лейтес выделил креативность в качестве одной из важнейших характеристик одаренности [3, c.290]. Другой исследователь — А. М. Матюшкин — считал, что «творческий потенциал» лежит «в основе одаренности и раскрывается в любой…деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем» [6, c.30].

При оценке креативности, как правило, учитываются четыре критерия:

 продуктивность (беглость) — способность к продуцированию максимально большего числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных;

 гибкость — способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса;

 оригинальность — способность выдвигать новые, неожиданные идеи;

 разработанность — способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи.

Таким образом, одаренность представляет собой сложное и многомерное явление. Рассмотренные выше ее характеристики позволяют понять, какие черты присущи одаренным детям и что может быть у них общего. Однако, часто, эти дети все же сильно отличаются друг от друга, так как имеют разные виды одаренности.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — с. 7.
  2. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.- с. 173.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- с. 42.
  4. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения в 3 томах. т.1. / Ред.:И. С. Нарский, А. С. Субботин.- М.: Мысль, 1985.- с.154.
  5. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности.- М.: Академический Проект; Трикста, 2004.- с.10.
  6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности.// Вопросы психологии.- 1989.- № 6.- с. 30.
  7. Платон. Апология Сократа // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. / Общая редакция А. Ф. Лосева и др.- М.: Издательство «Мысль», 1999.- с. 81.
  8. Платон. Ион // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. / Общая редакция А. Ф. Лосева и др.- М.: Издательство «Мысль», 1999.- с. 377.
  9. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса.- М. Издательский центр «Академия», 1996. — с. 84.
  10. Рабочая концепция одаренности.- М.: ИЧП «Издательство Магистр»,-1998.- с. 5.
  11. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — с. 23.
  12. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под редакцией И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Издательство Московского университета, 1981.- с. 32.
  13. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М. Соборъ. — 1997. — с. 225.
  14. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Перевод с немецкого А. П. Болтуновой; под редакцией В. А. Лукова.-СПб.: Союз, 1997.- с.7.

Источники:

http://studbooks.net/2023184/pedagogika/osobennosti_razvitiya_odarennogo_rebenka
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/671945/
http://moluch.ru/archive/102/23017/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector