Развитие социально бытовых навыков у детей. Развитие социально — бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых детей.

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять их.

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из детского дома. Это проявляется в неумении устанавливать личные контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Детский дом для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Проблема социализации наших ребятишек отличается особой сложностью. Для приобщения к социальным ценностям и нормам, я стала работать по данному направлению.

Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно-воспитательного процесса в нашей группе. На занятиях дается детям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке использую различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещения детского дома); муляжи, игрушки, модели, изображения (предметные, сюжетные); практический показ действий.
Так, при демонстрации предметов окружающего мира (например, продуктов) дети знакомятся с ними: рассматривают, привлекая другие анализаторы – пробуют на вкус, нюхают, трогают и т.п.
Во время показа трудового процесса я сопровождаю показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения. Показ осуществляю несколько раз: первый раз – в обычном рабочем темпе, остальные показы – в замедленном темпе. Например, мы с ребятами учимся завязывать узелок на конце нити при подготовке ее к работе – я во время демонстрации этого приема объясняю о необходимости его выполнения, предложив детям попытку шитья при отсутствии узелка на нити.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания: как правильно пользоваться иголкой, ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, вешалку.

В систему мероприятий я ввожу разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия и находить выходы из жизненных ситуаций.

Читать еще:  Лучшие пилинги для тела перед загаром

Я активно использую метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется мною при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения детей выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков.

Именно поэтому я последовательно обучаю ребят участию в моделировании ситуации.

При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая организуется мною в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.

Дети, несмотря на те, или иные нарушения двигательно-моторных функций, недоразвитие познавательных и речемысленных процессов, рассматриваются, как перспективные с точки зрения формирования социально-бытовых умений.

Более сохранные ребята дежурят микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Моя задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.

Для детей с множественными нарушениями психофизического развития использую наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Принеси лейку», «Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т.д.).

Объединить сразу всех воспитанников группы не получается, т.к. дети имеют разную степень умственной отсталости.

В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т.п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи (рука в руке), третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.

Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание пола в группе, расстановка книг, вытирание пыли с полок мебели и т.д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку и поддержку.

Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даю интересные, занимательные названия нашим занятиям («Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др.), а занятиям – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даю такие названия, как «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра» и др.).

Формируемые на специальных занятиях знания и первоначальные навыки для закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном, регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.

При завершении изучения определенной темы я провожу с ребятами занятия, но уже в виде конкурса, викторины, праздника.

Большое место в формировании социально-бытовых знаний и умений я отвожу экскурсиям, ценность которых заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, сюжетно-ролевых играх, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

Важную роль играет формирование навыка общественного поведения. Формировать навык я начинаю с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. Для этого я демонстрирую какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочу научить детей (например, покупатель в магазине). Затем мы вместе с детьми разыгрываем ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации я руковожу детьми и слежу, чтобы они правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

На занятиях я использую небольшие, интересные, доступные восприятию детей с отклонениями в развитии эмоционально яркие произведения художественной литературы (для более глубокого осмысления действий, поступков и отношений к вещам и между людьми). Эмоциональный фактор – один из главных в развитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, который проникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.

Таким образом, система педагогической работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.

В процессе специальных коррекционных занятий по СБО воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.

Читать еще:  Ягодичное предлежание в 20 недель. Патологии матки и таза. Симптомы ягодичного предлежания

Развитие социально — бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование

Педагогам поможет:
— Активизировать работу в команде единомышленников, обладающей инновационным потенциалом, объединенной общими идеями;
— Наладить взаимосвязь содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
— Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, умение нести ответственность за качество своей работы;
— Формированию умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
— Установить взаимосвязь между родителями — детьми и педагогом.
Коррекционно – воспитательная деятельность по проекту выстраивалась согласно специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной по следующим разделам: предметные представления, приобщение к труду взрослых, ребёнку о нем самом и окружающих людях, наблюдение и поведение на улице.
Первый опыт работы по педагогическому проекту «Узнаем, запоминаем и активно применяем» в старшей группе по результатам мониторинга и наблюдениям в повседневной жизни дал положительный результат.
Вся работа по социально – бытовой ориентировке осуществлялась не только по единым лексическим темам, плавно перетекающим из одной в другую, но каждая форма работы педагога и специалиста дополняли другую. Что позволило максимально создать благоприятные условия для овладения дошкольниками социально – бытовой ориентировки, закрепить и совершенствовать формируемые у них навыки и постепенное включение детей в самостоятельную деятельность.
Остановимся на этом подробнее. Каждый месяц включал разные формы работы по единой лексической теме. Например, по лексической теме «Овощи и фрукты» были проведены следующие мероприятия:
В разделе предметные представления учителем – дефектологом была проведена игра – занятие «Полезный урожай», для введения детей в изучаемую тему. Воспитатель по этой же теме организовывала дидактические игры «Узнай по вкусу», по запаху, «Чудесный мешочек». Для закрепления материала проведены: развлечение «Что такое огород?», экскурсия «Электроприборы на кухне (знакомство с картофелечисткой, электрической овощерезкой), чтение стихотворения «Овощи» автор Ю. Тувим. Совместно с родителями организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Учитель – логопед одновременно проводил речевые игры на развитие грамматического строя речи «Собираем урожай», на словообразование и на закрепление качественных прилагательных, учил строить диалог для сюжетно – ролевых игр при обыгрывании профессий, знакомил с новыми словами, встречающимися по данной теме.

В разделе проекта «Приобщение к труду взрослых» было организовано наблюдение за работой повара «Труд повара», где дети знакомились с последовательностью действий подготовления овощей для приготовления салатов, учителем – дефектологом проведено занятие – практикум «Как правильно мыть овощи и фрукты?», а воспитателем организована игра «Чтоб убрать урожай, инструменты выбирай». Педагог психолог участвовал в проведении игры – занятия на создание проблемных ситуаций «Как вместе сотрудничать при выполнении общей работы по уборке урожая». Кроме того были организованы сюжетно – ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Готовим обед для семьи», в которых дети учились принимать и выполнять роли. Выпуск – памяток нарисованных детьми «Как правильно мыть овощи и фрукты», позволил не только закрепить знания, но и приобщить к активному сотрудничеству друг с другом.
В разделе плана проекта «Ребенку о нем самом и окружающих людях» учитель – дефектолог совместно с врачом провёл игровое занятие «Раз зубок, два зубок» с использованием муляжей и проведением опытов, на котором дети познакомились с правилами ухода за зубами, научились различать полезные и вредные продукты для зубов. Воспитатель провела практикум по уходу за полость рта «Чистим зубы», в котором дети показывали умения и навыки пользования зубной щеткой и пастой. Педагог — психолог провела игры на развитие чувственного опыта сопереживания и радости «Мой друг болен».
Так при изучении темы «Одежда», детей знакомили не только с видами одежды, и как она создаётся, но была организованна экскурсия в магазин тканей и в ателье, организована совместная выставка «Одежда своими руками», изготовленная бабушками и мамами (рукоделие), дети познакомились с новыми словами «модельер, спецовка, и так далее» и их происхождением. Через практикумы дети учились ухаживать за обувью, проводилась акция «Самый аккуратный шкаф», организованы сюжетно – ролевые игры «Покупки в магазине», «Стирка», «Шьём куклам одежду», дидактические игры «О чем может «рассказать» одежда?», «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?». Через занятия — тренинги дети научились, правилам поведения и умениям передачи своего настроения с учетом места и внешнего вида. Такая работа велась на протяжении всего учебного года по всем лексическим темам.
Благодаря плодотворному сотрудничеству у детей пополнился запас знаний об окружающем мире, дети научились правильно выстраивать предложения при оречевлении практических действий работая орудиями труда, через проблемные ситуации — научились выстраивать взаимоотношения в играх, находить правильные решения в сложных ситуациях.
Активность родителей помогла организовать разнообразные выставки из поделок сделанными своими руками совместно с детьми, тем самым лучше увидеть своего ребёнка и понять его интересы и трудности. Знания, полученные от родителей в организованных встречах «Интересный гость», помог детям подробнее узнать о труде своих мам и пап. Познакомиться с профессиями, услышать и увидеть в презентациях и альбомах своих родителей с другой стороны. Советы родителей пополнили опыт детей, были важны для каждого ребёнка.
Все полученные знания дети применили в организованных сюжетно – ролевых играх, специальных практикумах проблемно – поискового характера и в повседневной деятельности по охране своего здоровья. Дети стали более общительны, открыты, уверенней в себе, а полученные знания, умения и навыки стараются активно применять в повседневной жизни.

Читать еще:  Развивает моторику небольшой размер. Развитие мелкой моторики у взрослых. Игрушки и упражнения для развития мелкой моторики

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
материал на тему

Сообщение из опыта работы.

Рекомендуемые игры и задания.

Предварительный просмотр:

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения.

Сообщение из опыта работы учителя-дефектолога Самариной Н.В.

Под социально-бытовой ориентировкой подрузамевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Содержание прграммы по СБО включает такие разделы как : «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом».

Основными задачами СБО являются:

  1. Расширять детские представления о предметном мире, учить оьследованию предметов с использованием всех сенсорных функций ( зрение, слух, обоняние,осязание), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения.
  2. Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения,в зависимости ют их назначения.
  3. Дать представления о некоторых видах труда в промышленности,на транспорте, в сельском хозяйстве.
  4. Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими.
  5. Знакомить детей с транспортными средствами,дать представления о многообразии специального транспорта.
  6. Организовывать для детей прогулки,экскурсии в ближайшее окружение.
  7. Учит детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережное к ней отношение.
  8. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
  9. Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности.Изучая практические действия детей с нарушением зрением можно сделать вывод ю том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у наших детей носит замедленный характер, фрагментарный и неточны, поэтому практический опыт значительно беднее нормы.

Например, при группировке предметов по форме, цвету и материалу дети с нарушением зрения долго разглядывают игрушки, присматриваются к ним, просят разрешения потрогать руками. Чаще отмечают форму мелких игрушек, а крупных не замечают.

Путают предметы изготовленные из твердой пластмассы и дерева. При определении формы, цвета и вкуса овоща не называют фиолетовый и коричневый цвета, путают оранжевый и красный, к форме приглядываются, прибегая к помощи руки.Вкус называют по памяти.

У детей с косоглазием и амблиопией наблюдается обеднение предметно-практическогоопыта об электроприборах и их необходимости в быту.На вопрос, для чего они нужны отвечают однотипно, не дают развернутых ответов. (Например:будильник,чтобы зазвенел рано утром, телефон, чтобы просить о помощи.)

Именно на этих занятиях по формированию социально-навыков мы учим детей через дидактические игры и сюжетно-ролевые игры приучаться самостоятельно использовать все анализаторные системы. Заменять зрительную информацию слуховой, осязательной и даже обонятельной.

Примерная тематика занятий в средней группе по СБО.

Предметные представления. 1.Незнайкин урожай.

2.Наши любимые игрушки.

3.Как создается одежда.

4.Чудесные вещи в доме.

5.На чем люди ездят.

Приобщение к труду взрослых. 1.Кто работает в нашем дс.

2.Экскурсия в овощной магазин.

3.Мастера и мастерицы.

Наблюдения и поведения на улице. 1.Летние следы в природе.

2.Светофор Светофорыч в гостях у ребят .

Ребенку о нем самом. 1. Путешествие в Глазоград.

2.Путешествие в город знаков.

3.Путешествие в замок шумов.

В работе использую дидактические игры: « Разложи одежду по назначению».(одежда женская, спортивная, мужская, рабочая, домашняя).

«Забывчивый портной». (назови деталь,которую забыл пришить портной).Например: рубашка без воротника, сарафан без брительки,халат без пуговиц.)

Ди «Всякой посуде свое место».

(чайная-верхняя полка, столовая-средняя,кухонная нижняя.)

Ди «Найди ошибку».

(Муха-Цокотуха накрыла стол.Найти ошибки.)

(определить к какому виду транспорта относится машина).

Ди «Угадай кто что делает в саду?»

— Утром встречает детей ,проводит интересные занятия;

— Проводит утреннюю гимнастику,спортивные развлечения;

— Взвешивает детей, угощает витаминами,измеряет рост;

Проводятся игры и занятия, в которых ребенок рассматривает себя в зеркало, сравнивает внешние признаки друг друга, рассказывает о своем внешнем виде, объясняет выражение своего лица.

Таким образом на специальных коррекционных занятиях у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейшей бытовых и социальных ситуациях,что поможет им безболезненно интегрироваться в современное общество.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци.

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ.

Из опыта работы.

Привитие навыков самообслуживания детям с нарушением зрения.

Стендовый доклад в МГОСБ для слепых и слабовидящих, в рамках областного семинара «Адаптация детей с нарушениями зрения в современном мире».

Конспкт занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения по теме «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642565/
http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-sanikova/razvitie-socialno-bytovyh-navykov-u-detei-s-narusheniem-zrenija-cherez-pedagogicheskoe-proektirovanie-kak-odnoi-iz-form-yefektivnoi-socializaci-detei-v-obschestve.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/06/formirovanie-sotsialno-bytovykh-navykov-u-detey-s-narusheniem-zreniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector