Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности. Произведения для чтения и рассказывания по разделам. Этюды на выражение основных эмоций

Содержание

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
статья на тему

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Предварительный просмотр:

Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Тартина Елена Венеровна

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

— Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

— Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире;

— Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого, привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально — игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка театральных игр) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития детей через театрализованную деятельность.
Задачи:

1 . Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление, воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю три года. В своей работе использовала различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально — художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала со среднего возраста. В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для родителей, памятки, консультации.

Содержание моих занятий – знакомство не только с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

В содержание театрализованной деятельности использовала ИКТ-технологии:

  • Просмотр кукольных спектаклей
  • Игры-драматизации
  • Упражнения для социально-эмоционального развития детей
  • Упражнения по дикции
  • Упражнения на развитие детской пластики
  • Пальчиковый игротренинг
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы
  • Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной доски
  • Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

htth://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования

http://www.maam.ru- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://www.o –detstve.ru – О детстве

htth://solnet.ee/ — Детский портал Солнышко

http://dohcolonoc.ru – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

В этом году совместно с детьми мы создали проект «Мультфильм своими руками» по сказке «Лиса и заяц». Мне хотелось вызвать у детей интерес к мультипликации не с позиции зрителя, а с позиции человека, имеющего отношение к созданию мультфильма, знающего основной процесс создания. Дети совместно с педагогом с удовольствием включились в этот долгий и кропотливый процесс: создание персонажей, изготовление декораций, съёмка. Когда был снят весь мультфильм, мы перешли к его озвучиванию. Полученное изображение обработали при помощи компьютерной программы Windows Movie Maker. В результате получился замечательный мультфильм, который с удовольствием посмотрели и дети, родители.

Читать еще:  Игры для сенсорного развития детей средней группы. Картотека на тему: Картотека игр по сенсорному развитию

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов, изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. В последнее время наблюдается новое направление – христианское. Мы вместе с детьми, под руководством музыкального руководителя готовим спектакли на пасхальную, рождественскую темы. Они проходят с большим успехом. И награды тому – высокие оценки на областном уровне: грамоты победителей конкурсов, дипломы, а так же овации благодарных зрителей. Стало хорошей традицией, проведение утренников с включением театрализованной постановки. Использую спектакли и как часть родительского собрания. Количество родителей на таких собрания увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

За 3 года работы были поставлены театрализованные постановки:

  • «Алёнкины писанки», победитель муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Светлый праздник»
  • «Пасхальное яичко», победитель муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Светлый праздник»
  • «Рождественская ёлочка», участники XVI областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»
  • «Краденое солнце» по сказке К. И. Чуковского
  • «Рождественский колобок», участник муниципального этапа областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

— у детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации, особенно при прочтении художественных произведений;

— дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

— повысилась эмоциональная отзывчивость;

— дети стали больше проявлять активность, инициативность;

— у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца);

— у детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

— дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих заданий эта категория детей проявляла инициативу, самостоятельность, креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной. На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках, конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих.

Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей.

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля «Кто сказал МЯУ?» для постановки с детьми средней группы детского сада.

Театр – один из доступных видов искусства для детей, помогающий решить актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:-с художественным образованием и воспитанием;-формированием эс.

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы .

Средством формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм.

Большинство родителей считают, что готовность- это умение читать и писать. И на это делается главный упор и все старания взрослых. Несмотря на то, что говорят в один голос все учителя, что это не глав.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Дьякова Т. А., Страшко И. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 9-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3134/ (дата обращения: 10.11.2019).

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит глубоко в его природе и находит свое отражение стихийно потому что связанна с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и слышал и тому, что его заинтересовало, получая при этом огромное удовольствие.

Современные психологические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. принимая участие в художественной самодеятельности ребенок получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей. Кроме того, творческое взаимодействие педагога и музыкального руководителя дает возможность получать детям массу впечатлений и эмоций.

На наш взгляд для творческого развития ребенка необходимо единство развивающей среды в группе и содержательного общения со взрослым. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития. В основу создания развивающей среды нами были взяты концепция развивающей среды С. Л. Новоселовой, и принципы В. А. Петровского, Л. М. Клариной и др.

Для того чтобы развивающая среда выступала как развивающая была подвижная и легко меняющаяся способствовала гибкому зонированию в нашей группе мы изготовили многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр и используются в познавательно-образовательной деятельности. Деревянные ширмы очень тяжелые, а если упадут, да еще и на ребенка… Вот что мы придумали: взяли полипропиленовые трубы и уголки и сделали каркас из 4-х рамок, которые обшили по своему усмотрению, и получилась многофункциональная ширма «Времена года». Теперь играем в сказки, изолируем зоны в группе, играем в ролевые игры. Очень легкая и удобная в обращении и даже если упадет, то никто не поранится. Очень часто мы используем ширму как уголок уединения. Вот что у нас получилось.

Обогащению театрализованной деятельности так же способствует изготовление совместно с родителями атрибутики театрального пространства: кукол разных видов театра: бибабо, конусного настольного теневого и др. Изготовление театральных атрибутов всей семьей является конструктивной формой взаимодействия ДОУ и семьи объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов.

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых побуждает интерес к истории и культуре малой Родины. Наш опыт показал, что в процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовки к театральным представлениям и т. д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.

Для взрослых театральная деятельность является источником новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых и межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений и действий.

Читать еще:  Читать бесплатно книгу фантазеры - носов николай. Рассказ Фантазеры — Н.Носов

Совместно с родителями мы подобрали различные стихотворные тексты, которые используем в нашем театре.

Особое внимание в своей работе мы уделяем режиссёрским играм именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение сюжетно ролевой игры. В режиссёрских играх используются сюжетные игрушки, а действия разыгрываются на мини сцене импровизированного театра с занавесом, задником, набором декораций. Именно для создания режиссёрских игр, воображения, познавательной активности, развития творческих способностей мы взяли за основу опыт педагога дополнительного образования г. Волгограда О. Масленниковой «Театр на ладошке», который представляет собой прорисовку образа персонажа на руке и соответственно и действие данного персонажа в соответствии с данным образом. Такой вид деятельности стимулирует познавательную активность детей, развивает их творческие способности, формирует ценностные установки. Большое внимание здесь отдается развитию воображения, ведь ребенок сам может сочинять сказки о своем герое. Каждый ребенок при этом сам выбирает себе образ и кем он хочет стать.

В нашей работе большое значение придаётся гендерным представлениям наших воспитанников и как они влияют на мальчиков и девочек при распределении ролей в театре. В ходе работы было установлено, что роли в сюжетно-ролевых играх и на праздниках распределяются между детьми разного пола по-разному. Девочки предпочитают брать на себя роли, которые касаются во основном подготовки к семейным ролям и ведению домашнего хозяйства, а мальчики видят себя в профессиональной сфере.

В нашей группе мы используем разные виды театра для раскрытия внутреннего потенциала наших воспитанников к ним относятся: настольный. Название такого театра говорит само за себя — игровая деятельность проводиться на столе. Его особенностью является то, что все персонажи должны быть не большого размера и что бы была возможность распределить в се игровые атрибуты на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду? Бумажный (картонный) нередко такой вид театра можно найти в каком-либо детском журнале, нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Следующий вид театра, который есть в нашей группе, — это «Наручный театр» или пальчиковый театр перчаточных кукол можно сделать из носка, варежки сшить самому или связать, пришив к основе необходимые элементы (глаза, рот нос уши). Важно отметить, что пальчиковый театр развивает мелкую моторику дошкольников, что в свою очередь влияет на формирование речи детей. Маленький удобный, его можно брать с собой на прогулку. С его помощью можно оживить любые сказки, стихи, потешки. Незамысловатые игрушки разовьют интонацию артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, фантазию.

Театров существует целое огромное множество всех сразу не перечислить и обо всех не рассказать хотелось бы остановиться на том, что привлекая родителей и подчеркивая успехи их детей, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению традиции утраивать театры так в нашей группе родилась идея провести развлечение для детей по мотивам всем известной сказки «Колобок» в необычной для детского сада форме (главными героями и персонажами сказки стали не дети как обычно на детских утренниках, а сами родители), надев шапочки героев они стали действующими лицами (дедом, бабой, зайцем, лисой, медведем). Только роль колобка досталась маленькой девочке Лере, которая отнеслась к ней с полной ответственностью. Маленький колобок, укатившись от деда и бабы, отправился путешествовать в лес, где его ждало много приключений.

В ходе повествования и демонстрации сказки дети-зрители принимали участие в небольших викторинах, конкурсах загадок и выполняли несложные задания, пели и танцевали: очень ярко, эмоционально красочно родители преподнесли своим детям каждую роль украшая свое выступление положительными эмоциями и искренними улыбками. Интересно, весело, музыкально, прошла инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Участники сказки получили огромное количество положительных эмоций и впечатлений, создалось ощущение открытия чего-то важного и значимого для каждого: родители взглянули на своих детей с новой творческой стороны, дети восхищались талантами и умениями своих родителей, а педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их совместной креативной деятельности.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.

Благодаря общим усилиям жизнь наших детей стала интересной и содержательной, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества.

  1. Е. Евдокимова, Н. Додокина Семейный театр в детском саду журнал Дошкольное воспитание № 4 2007г. Стр102–108.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2004 год.
  3. Зацепина М. Б. Организация культурно досуговой деятельности в детском саду М., 2006 год.
  4. Масленикова О. «Театр на ладошке» журнал Обруч 2010 год. № 5 Стр. 34—35
  5. Мигунова Е.В Театральная педагогика в детском саду, Т.Ц Сфера, 2009 год.
  6. eduboss.ru/viditeatrov
  7. kopilrauokov.ru djshkolnoe Obrazovanie/prjchee/vidy tieatrov

Похожие статьи

Развитие творческих способностей ребёнка посредством.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Технология развития коммуникативной деятельности детей.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Творческое развитие дошкольников в процессе. | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности

Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. Автор: Тураева Марина Борисовна.

Театр петрушки — яркое и захватывающее зрелище для детей, в котором гармонично слиты воедино зримые образы, звучащее слово педагога и музыкальное произведение.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике.

развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного». Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте.

Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности
методическая разработка по теме

Цель творчества- самоотдача!

Предварительный просмотр:

Заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из опыта работы

воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»

руководителя театральной студии «Жар-птица»

Цель творчества – самоотдача!

А не шумиха, не успех.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре.

Мои многолетние наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр (и не только как зрителей). Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.

В последнее время часто звучат слова «развитие воображения, развитие творчества». Мы, воспитатели, усиленно пытаемся найти новые формы и методы решения этой задачи, но «Синяя птица» творчества все время ускользает, и проблема остается. К сожалению, в наш жестокий социальный век ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами, ему негде раскрыться, выплеснуть свои эмоции, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри его, зачахнет.

Читать еще:  Определяет анализ мочи по зимницкому. Анализ мочи по Зимницкому — точная оценка работы почек. Зачем проводят пробу мочи по Зимницкому

Поэтому и возникла идея создания театра. Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Так появился театр-студия «Жар-птица», где я стараюсь создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, пытаюсь максимально реализовать их способности.

Именно в театре я даю детям возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, а также выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению, действию, используя все выразительные средства.

Каждый спектакль – это кусочек жизни, поэтому дети с удовольствием идут в театр-студию. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого.

У меня нет цели — сделать из каждого ребенка актера, своей задачей я ставлю – дать возможность выразить себя средствами театра, развивать детское творчество.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому я не требую от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком — неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Так, в процессе подготовки спектакля «Теремок» у нас было несколько лягушек, несколько мышек. Все они разные, неповторимые, каждый внес в образ героя свою искорку творчества.

Цель моя была достигнута, я смогла вызвать интерес у детей к игре на сцене, добиться выразительности речи, раскрепостить их в общении.

С одной стороны очень важно было для меня сохранить богатство импровизации, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний, с другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники и мастерства.

Так, взяв за основу программу Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество — дети», я разработала свой перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.

В процессе работы с детьми по этому плану складывалась определенная структура занятий, на которых я использовала различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности.

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» — какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).

Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и мини-сценки, этюды.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. Я предлагала детям следующие задания:

а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это — королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;

в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д.

Предлагая детям поиграть с пальчиками, я ввела в свою работу «Пальчиковый игротренинг», который потихоньку перерос в игры-представления с куклами, которые мы изготавливали из сподручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».

Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.

Свои занятия я начинала с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их на сцене. Так мы делали этюды по стихам.

Например, в этюд по стихотворению Б. Кожевникова «Медвежонок» была введена белка (умная, воспитанная), которая была возмущена, что медвежонок ест мёд лапой. Но медвежонок, зная, что поступает плохо, ничего не мог поделать с собой – уж очень вкусным был мёд.

— Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Вздохнул он грустно, —

Только очень, очень вкусно

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой.

В своей работе над выразительностью речи я привлекала родителей, предварительно написав для них консультацию о том, как надо заучивать стихи и диалоги с ребёнком.

Используя в своей работе сказочную тематику, я проводила с детьми серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, фантазии, их мыслительной деятельности. Такое игровое упражнение, как моделирование сказочного сюжета, помогало не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, я сопровождала повествование условными картинками-символами.

Например, в сказке «Теремок» это были буквы – зверушки. А к сказке «Золушка» были придуманы другие условные обозначения.

В дальнейшем дети самостоятельно рассказывали и придумывали сказки по опорным моделям.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством.

Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.

Я стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Но такую сложную задачу непосильно решить одному человеку, поэтому к этой работе был привлечён весь педагогический коллектив.

Сначала я провела консультации для воспитателей, где обратила их внимание на важность театральной деятельности в детском саду, акцентировать их внимание на театрализованных играх, так как театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада.

Следующим этапом моей работы с коллективом была организация кукольного театра силами воспитателей. С появлением театра-студии пополнилась костюмами костюмерная.

Благодаря 6-ти летнему опыту моей работы, я пришла к выводу, что дети, посещающие театр-студию, научились понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них отмечается стабилизация эмоционального состояния, нет боязни выразить свой внутренний мир.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/12/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-posredstvom-teatralizovannoy
http://moluch.ru/th/1/archive/87/3134/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/08/10/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-detey-posredstvom-teatralnoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector