С. Л. Рубинштейн Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно несколько минут, а ко. Некоторые эффекты и законы памяти

Уникальные феномены памяти (стр. 1 из 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа по общей психологии

на тему: «Уникальные феномены памяти»

студентка 2 курса

Группы ИФ – 17 а

Шевченко Елена Михайловна

Богдан Жанна Борисовна

Глава 1 Общее представление о памяти…………………………………………3

1.1. История изучения памяти……………………………………………………3

1.2 Классификация памяти как психического процесса………………………..6

1.3 Характеристики, механизмы и законы памяти…………………………….12

Глава 2 Особенности феноменов памяти и их объяснение в современной литературе………………………………………………………………………..19

2.1 Необычные явления, связанные с памятью………………………………..19

2.1.2 Феномен детектора ошибок……………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………. 36

Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно 10 минут, а кому-то час. Почему кто-то запоминает всё, а кто-то только отрывки.

Память изучается с незапамятных времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших на её изучение.

В период античности знаний не хватало, и представления о памяти были весьма размытыми.

Однако даже сейчас мы не получили ответы на все интересующие нас вопросы. Остаётся много загадок, которые не так просто разгадать.

Феноменальная память отмечалась ещё у таких древних жителях, как Цезарь и Сократ. Тогда у людей были смутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью они говорили, словно о богах.

Сейчас, когда наука находится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди очень интересуются этим явлением, и поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшний день.

Целью моей работы является изучение феноменов памяти, их разновидности, и теорий, объясняющих из.

Предметом изучения в моей работе непосредственно выступает память.

В ряд задач, которые я ставлю перед собой, при выполнении курсовой работы входят:

— изучение памяти, её видов, характеристик, механизмов;

— рассмотрение феноменов памяти;

— попытка объяснить феномены памяти;

— рассмотреть способы улучшения памяти.

Глава 1 «Общее представление о памяти»

Каждый день, каждый час, каждую минуту человек получает какие-то впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления сохраняются, закрепляются, а когда человеку потребуется – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом.»

1.1. История изучения памяти

Обладатели хорошей памяти были окружены уважением и часто занимали высокое положение. Оглядываясь назад, мы видим, что в течение многих веков истории было мало прогресса в изучении памяти. Даже сейчас ученые находятся только в начале своего поиска.

Трудно с уверенностью сказать, где и когда появились впервые четко сформулированные идеи о том, что такое память. Однако резонным будет сказать, что первые научные концепции могут связываться с Древней Грецией, относиться ко времени приблизительно за шесть веков до нашей эры.

В шестом веке до нашей эры Парменид считал память смесью света и темноты или тепла и холода. А в пятом веке до нашей эры Диоген Аполлонский выдвинул другую теорию. Он предположил, что память — это процесс, состоящий из событий, которые являются причиной равномерного распространения воздуха в организме.

Автором первой действительно значительной идеи был Платон в четвертом веке до нашей эры. Его теория известна как гипотеза восковой пластины и до сих пор находит признание у некоторых людей, хотя наблюдается рост числа не разделяющих ее.

Немного позже Зенон Стоик несколько видоизменил идею Платона, предположив, что на самом деле впечатления на восковой пластине записываются ощущениями.

Аристотель первым ввел более научную терминологию в четвертом веке до нашей эры. Он понимал, что деятельность сердца как-то связана с циркуляцией крови, и считал, что память основывается на движении крови в организме. Забывание, как он предполагал, является результатом постепенного замедления циркуляции крови.

Аристотель сделал также важный вклад в более позднее учение о памяти, когда ввел свои законы связи идей.

Герофил считал одним из качеств, возвышающих человека над животными большое количество складок в мозге (их теперь называют извилинами коры). Герофил никак не подтвердил это свое наблюдение. Только в девятнадцатом веке, на две тысячи лет позже, была открыта значимость коры головного мозга.

Влияние христианской церкви

Следующим, кто сделал значительный вклад в развитие представления о памяти, был великий врач Гален во втором веке нашей эры.

Как и древние греки, более поздней эпохи, он был согласен с тем, что память и психические процессы являются частью животного духа низшего порядка. Эти духи, как он полагал, вырабатывались боковыми отделами мозга, и, следовательно, именно там зарождалась память.

Идеи Галена о памяти были очень скоро приняты и одобрены церковью, которая в те времена начинала приобретать огромное влияние. Они стали доктриной, и по этой причине в данной области не произошло никаких сдвигов в течение следующих пятнадцати веков.

Почти все без исключения великие философы без всякой критики приняли на веру примитивные представления о памяти.

Читать еще:  Поцелуи цветами с надписью привет. Романтика и нежная теплота в картинках с поцелуями

Переходный период — восемнадцатый век

Одним из первых мыслителей, испытавших влияние нового подъема науки и идей Ньютона, был Дэвид Хартли, который разработал колебательную теорию памяти. Применяя идеи Ньютона о колеблющихся частицах, Хартли предположил, что имеются колебания памяти в мозгу, которые начинаются еще до рождения.

Другими крупными мыслителями этого периода являлись Занотти, который первым нашел взаимосвязь электрических сил с функциями мозга, а также Шарль Бонне, который продолжил развитие идей Хартли относительно гибкости нервных волокон.

С прогрессом науки в девятнадцатом веке в Германии произошло несколько важных открытий. Многие из идей, предложенных греками, были отвергнуты, и механизм памяти объяснялся при помощи биологических наук.

Прохазка окончательно и бесповоротно отверг бытующую идею о животных духах на основе того, что она не имела научной основы и подтверждающих ее свидетельств.

Основная теория, представленная в этом веке, принадлежала Мари-Жан-Пьеру Флорану, который «поместил» память в каждую часть мозга. Он говорил, что мозг действует как единое целое и не может интерпретироваться как взаимодействие элементарных частей. Его взгляды продержались в физиологии в течение некоторого времени, и только недавно были сделаны подлинно успешные шаги в развитии нашего знания о памяти.

Современные разработки в области памяти в огромной степени обусловлены прогрессом технологии и методологии. Почти все без исключения психологи и другие мыслители в этой области согласились с тем, что память размещена в коре головного мозга, покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Однако даже сегодня точная локализация памяти является трудной задачей наряду с правильным пониманием функций памяти как таковой.

Реальное мышление в этой области в течение двадцати пяти веков продвигалось вперед медленно (в течение почти двадцати из них не было сделано практически вообще никакого прогресса). И только через несколько сотен лет после раскрепощения научной мысли человек перешел от представления о памяти как о духе к неясной концепции прослеживания ее размещения в достаточно малой области тела.

1.2. Классификация памяти как психического процесса

«Формы проявления памяти чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что память участвует в реализации всех видов деятельности человека.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. Классификация по степени волевой регуляции памяти;

2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности (по объекту запоминания).

3. По продолжительности сохранения информации;

4. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса»[2]

1. По степени волевой регуляции память делят на произвольную и непроизвольную.

а) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

б) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на:

Феномен человеческой памяти

Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно 10 минут, а кому-то час. Почему кто-то запоминает всё, а кто-то только отрывки.

Память изучается с незапамятных времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших на её изучение.

В период античности знаний не хватало, и представления о памяти были весьма размытыми.

Однако даже сейчас мы не получили ответы на все интересующие нас вопросы. Остаётся много загадок, которые не так просто разгадать.

Феноменальная память отмечалась ещё у таких древних жителях, как Цезарь и Сократ. Тогда у людей были смутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью они говорили, словно о богах.

Сейчас, когда наука находится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди очень интересуются этим явлением, и поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшний день.

Объяснение феномена памяти

Существует множество гипотез относительно феномена памяти.

Феномен мышечной памяти. Если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигать этих высот с нуля. Даже при значительном атрофировании мышц, имеющем место после значительного перерыва, прежде очень развитые, гипертрофированные мускулы возвращают свой пиковый размер гораздо быстрее, чем обычно.

Генетическая память. Мозг человека хранит массу наследственной информации, оставленной нам предками.

По своим физиологическим и психическим способностям организм человека подобен дереву. И точно так же, как по годичным кольцам пня можно прочесть его историю, по следам «генетической памяти» можно проследить «этапы большого пути» любого человека. Подсознание человека хранит массу наследственной информации, проявляемой подчас в странной приверженности к меньшим братьям нашим — не только к домашним, но и к диким животным. По этой же причине нецивилизованные племена до сих пор ведут свою родословную от тотемных диких животных. А половина населения Земли в той или иной степени верит в перевоплощение (реинкарнацию) после смерти.

По канонам восточной философии, после смерти живого тела остается информационно-энергетическое образование, которое содержит все сведения о закончившейся жизни. Оно может сформировать новое тело, причем не обязательно человеческое, а, например, волчье, в зависимости от духовности предыдущего существования, или воплотиться в камень, соответствующий деградации умершего человека — патологического убийцы или садиста. И все эти этапы перевоплощений записываются в нашей генетической памяти и передаются потомкам.

Голографическая память. Общепринятая теория памяти не способна объяснить, каким образом мозгу удается запомнить такое колоссальное количество информации. Если же обратиться к голограммам, то все становится совершенно понятно. Так, например, голограмма позволяет записывать на одно и то же место огромное количество изображений, для этого достаточно всего лишь изменить угол наклона под которым лазер освещает кусок фотопленки. Чтобы прочитать в последующем отдельное изображение достаточно просто направить лазерный луч под тем же углом, что был использован при записи изображения. Используя данный метод на 1 квадратном сантиметре фотопленки можно записать просто колоссальные объемы информации. И если память в своей работе использует голографический принцип, то ее колоссальная вместимость совершенно не должна вызывать у нас никакого удивления.

Читать еще:  Родительское собрание в форме деловой игры конфликт и способы его решения". Родительское собрание: хорошо или плохо

Нашу способность вспоминать что-либо, можно представить как считывание лазером изображения записанного под определенным углом, если постепенно изменять угол наклона лазера, то можно вызывать последовательно образы различных событий, а когда мы что-то забываем это просто означает, что мы не можем найти правильный угол, под которым следует осветить нашу «голограмму», чтобы извлечь из нее давно «забытое» восмоминание.

Еще один интересный феномен наблюдается, если осветить лучом лазера какие-либо 2 предмета, например яблоко и стул, и записать их интерференционный образ на пленку. После этого если направить свет от лазерного луча на стул и направить отраженный от стула свет на эту пленку на ней проявиться трехмерный образ яблока. То есть один образ, может приводить к появлению второго образа. Это очень напоминает механизм работы ассоциативной памяти. Наверно у каждого случалось в жизни такая ситуация, когда какой-то образ вызывал в памяти далекие воспоминания, иногда казавшиеся давно забытыми, например какая-то мелодия, запах или визуальный образ.

При голографическом распознавании образов, образ предмета особым способом записывается на пленку (тут технические подробности не так важны), далее свет отраженный от другого, но похожего предмета пропускается через эту пленку, и на пленке появляется яркое световое пятно, причем чем больше эти два предмета похожи друг на друга, тем ярче и больше получается пятно, если же предметы не похожи друг на друга, то пятно не появляется. То есть, используя голографические принципы, становится возможным решить очень сложную для большинства компьютеров и чрезвычайно простую для людей задачу по распознавания образов. Это объясняет, почему люди намного лучше справляются с подобными задачами, чем компьютеры.

Голографическая теория позволяет объяснить феномены фотографической памяти, так как если мозг действует как голограмма, то он сохраняет в себе все, что когда-либо видел и слышал с голографической точностью. Некоторые люди умеют извлекать из своей памяти эти колоссальные объемы информации. Так человек, обладающий фотографической памятью, может представить себе страницы из любой книги, которую он когда-либо видел в жизни в течение всего нескольких секунд, с такой ясностью, что сможет прочесть текст напечатанный на странице.

Таким образом, все люди обладают этой способностью и возможно в будущем будут найдены специальные методики, позволяющие растормошить голографическую память в каждом человеке.

Память воды. У воды, как выяснилось, есть своя «память». Сложное строение и позволяет ей запоминать информацию.

Когда мы опускаем в воду какое-то вещество, и оно растворяется — это значит, что молекулы вещества подошли к нейтральной оболочке ячейки.

Поскольку молекула любого вещества имеет некую электронную плотность или распределение зарядов, подойдя к нейтральной части, она начинает притягивать к себе соответственно «плюсы» или «минусы» внутри ячейки. Ячейка «выворачивается», при этом ее поверхность теряет нейтральность и становится матрично-поляризованной. То есть на оболочке ячейки, по сути, отпечатывается «рисунок заряда», характерный для растворенного вещества.

А поскольку химические свойства вещества зависят оттого, как распределен заряд на его поверхности, когда «рисунок заряда» отпечатался на воде, вода перенимает эти свойства, продолжая «перепечатывать» этот рисунок на оболочках других ячеек. Вот это и есть «прямая память воды».

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Читать еще:  Как подложить джинсы. Как подшить джинсы вручную

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Источники:

http://mirznanii.com/a/199957/unikalnye-fenomeny-pamyati
http://m.vuzlit.ru/1223711/fenomen_chelovecheskoy_pamyati
http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector