С окончанием основной школы

Школьное образование в России

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Содержание

Школьное образование в России

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Читать еще:  Зачем кошке нужен хвост? Энциклопедия о домашних животных

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ — Аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль [1] , а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная [1] , и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ [2] .

Особенности школьной системы образования в нашей стране

С включением в 2013 году дошкольного образования в структуру общего образования термины «школьное образование в России» и «общее образование» с юридической точки зрения перестали быть синонимами. Общее образование направлено на всестороннее развитие личности, основанное на овладении в процессе учебы знаниями, умениями, навыками, необходимыми для социализации и осознанного выбора профессии.

Читать еще:  Идет пенсию в 55 лет. Льготная пенсия - условия получения. Выход на пенсию многодетных матерей

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование — это 11 классов, неполное — 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая — 4 года начального образования;
  • вторая — 5 лет основного обучения;
  • третья — 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными для всех граждан РФ. Но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтения;
  • азов математики;
  • письма;
  • труда;
  • физкультуры;
  • музыки;
  • познания окружающего мира;
  • искусства и хореографии;
  • хотя бы одного иностранного языка.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Старшие классы

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении — аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

С окончанием основной школы

34 комментария:

Анна Борисовна, дорогая, учителя и выпускники замечательной 53-й школы, я от всего сердца поздравляю Вас с окончанием учебного года! Пусть все, что задумано, всегда сбывалось!

Спасибо, Анна Владимировна, в этом и есть счастье педагога — видеть результаты своего труда

Анна Борисовна, поздравяю Вас и всех педагогов, детей и их родителей с таким важным и значимым событием! Впереди инересная жизнь, годы обучения 🙂
А моя дочь получит аттестат в понедельник 🙂

Виктория Александровна, спасибо Вам за добрые слова и пожелания. Желаю и Вашей дочери правильного выбора и самоопределения. Поздравляю Вас!

Анна Борисовна, дочка 8 классов проучилась в 52 школе. Закончила отлично. С 9 класса обучается в КМШ при КубГу.

Значит, выбор практически сделан. Пусть в жизни у Вашей дочери, Виктория Александровна, все сложится успешно

Читать еще:  Генетика кошек. введение. Сколько хромосом у кошки? Количество, функции

Анна Борисовна, поздравляю Вас и Ваш педагогический коллектив с праздником! Каждый выпуск уникален. Хочется, чтобы о ребятах вспоминали как хороших учениках и в будущем добросовестных людях!
Доброго пути. или в 10-й класс, или в учебные заведения (колледжи, техникумы)!
P.S. Вы с такой любовью всегда пишете о своей школе, что диву даёшься, какой Вы ДОБРЫЙ человек!

Ольга Николаевна, спасибо. Многие ребятишки уже определились со своим выбором. Точно знаю, кто идет в 10 класс. Им придется немало потрудится, впереди испытания, к которым нужно хорошо готовиться. А школу я очень люблю, да и к ребятишкам за годы обучения привыкаешь. Знаю всех.

Интересная притча, спасибо. Поздравляю Ваших школьников с первым важным документом. Теперь им принимать решения! Пусть у каждого будет достойный выбор

Ирина, спасибо за твои пожелания. А притч у меня в копилочке еще много, долгое время их коллекционировала, да и сейчас продолжаю.

Анна Борисовна! Поздравляю Вас и выпускников основной школы с замечательным событием — вручением аттестатов! Это очень важное событие в жизни каждого ученика. Кто-то продолжит обучение в школе, а кто-то уйдёт во взрослую жизнь. Пусть всё у ребят сложится хорошо!

Спасибо, Иван за твои взрослые пожелания. еще год, и перед тобой будет такой же выбор. Я надеюсь, что ты уже что-то для себя наметил уже сейчас. Желаю тебе хорошо отдохнуть в период летних каникул, впереди девятый класс, а это испытание не из легких!

Анна Борисовна, поздравляю Вас и ваших выпускников с окончанием школы! Светлый и трогательный праздник!

Спасибо, Наталия, рада вас слышать.

Здравствуйте, Анна Борисовна!От всей души поздравляю Вас, педагогов, ребят и их родителей с этим событием! Отличные результаты! Молодцы! (это совместный труд-родители, дети, педагоги)Всем дальнейших успехов! Радости жизни с осуществления целей!Ни какого УНЫНИЯ! Разочарования!
Замечательная притча. Возьму в копилочку!

Нина Александровна, рада видеть Вас на страницах своего блога., спасибо за поздравления. Лично я никогда не буре в спутники своей жизни уныние. Как бы не было тяжело, умею бороться, принимаю все с улыбкой, чего и всем желаю.

Здравствуйте, Анна Борисовна! Поздравляю Вас и выпускников с окончанием основной школы! Пусть у ребят всё сложится успешно! Учителям отличного отдыха, а в сентябре за подготовку новых выпускников, которые будут прославлять свою 53 школу.

Спасибо, Ольга Александровна, у педагогов отдых уже начинается, а у меня впереди 11 класс. Работы предстоит)))

Здравствуйте, Анна Борисовна! Поздравляю Вас с окончанием года, с хорошими результатами! Впереди лето, нужно отдохнуть и зарядиться энергией на предстоящий — не менее сложный и насыщенный!

Здравствуйте, Людмила, искренна рада Вашему поздравлению и пожеланию. Отдыхать буду стремиться, у меня в будущем году 11 класс, работы будет много

С праздником, Анна Борисовна. С очередным выпуском. Пусть ребята найдут себя в жизни! Пусть у педагогов всегда будут благодарные ученики!

Ирина Витальевна, спасибо за Ваши слова. Об отпуске мечтаю,лишь бы ничего не помешало

Добрый вечер, Анна Борисовна! Разрешите и мне поздравить Вас с завершением учебного года, а выпускникам Вашим желаю вдохновения, оптимизма и обязательно обрести свой верный путь в жизни!

Спасибо, дорогая Ольга Анатольевна, я всегда рассказываю коллегам, сколько у меня друзей в блогомире, сколько теплых слов в адрес школы слышу, сколько важных пожеланий и напутствий.

Анна Борисовна, поздравляю вас с такими чудесными выпускниками! А тройки? Ну, и что? Всякое в жизни бывает, следующий аттестат будет обязательно лучше! Спасибо за притчу, очень полезная!

Спасибо, Анна. А ведь чаще всего, так и бывает. Взрослеют ребятишки, ума набираются, серьезнее к жизни относятся

Очень радостное и всегда волнующее событие! Счастья всем!

Интересно, как много учеников уходят сейчас из школы после 9-го класса?

В среднем — 50-60%. Жаль, уходят порой лучшие ребята.

У меня так давно были волнения связанные с «Аттестатом зрелости», что кажется то время сказкой.Хорошо, когда молодая и хорошо подготовленная смена приходит и продолжает то дело, которое нам доверили наши отцы и, которое нам удалось развить. Всем УДАЧИ!

Спасибо, Василий, за пожелания, рада. что обратили внимание на блог. Да слова «аттестат зрелости» все чаще возвращаются в нашу разговорную речь. «Созревают» наши ребятишки. Отрадно наблюдать, что серьезнее начинают относиться ко взрослой жизни, чем их сверстники 10-12 лет назад

Анна Борисовна, здравствуйте! Хочу поделиться свое радостью с Вами! Мой сын сдал биологию на 53 балла! Ура-ура! Я Вас так уважаю, что только с вами и хочется поделиться. Конечно, еще базовая математика не пришла, но ее вроде все пишут неплохо. Так что есть вероятность того, что сын будет учиться в ВУЗе. Аттестат со всеми сегодня не получит, ну да ладно. У них в классе профильную математику не написала девочка, которая на золотую медаль шла. Интересно, дадут медаль в этом случае.

Спасибо Вам за возможность поделиться этой новостью!

Алена Валерьевна, от всей души Вас поздравляю, надеюсь, что мы дождемся положительных результатов. Я верю. Спасибо Вам за добрые слова
А по поводу медали не знаю, у нас в соседней школе похожая ситуация, пока ждут результат, потом будет приниматься решение

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583955
http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/shkolnoe.html
http://direktor53.blogspot.com/2015/06/blog-post_19.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector