Самосознание. Развитие самосознания и Я-концепции. Самосознание и его функции

Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового (Столин).

Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю – именно я (филогенетические предпосылки самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Уровни развития самосознания

Уровни самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях:

Отражение субъекта в системе его органической активности.

Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.

Отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания:

На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.

На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

На уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Самосознание: — Процесс сознавания человеком самого себя

— Продукт процесса сознавания (Я-концепция)

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития:

Предпосылки самосознания: единство организма как целого, реальная самостоятельность его органической жизни.

Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений.

Начало ходьбы, самостоятельного передвижения.

Начало трудовой деятельности и т.д.

Эти и другие события вызывают изменения не только в поведении, но и во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также влияет на внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутренне отношение и к другим людям и к самому себе.

Этапы развития самосознания.

1 этап — пассивный; самосознание развивается вслед за развитием личности, автоматическое следствие.

2 этап — активный (с подросткового возраста); самосознание включается в процесс развития личности и во многом его определяет.

Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Бернс. Структура Я-концепции:

Образ Я — когнитивная составляющая, представление индивида о себе , совокупность знаний о себе различного рода (о способностях, биографии и пр.)

Самооценка – аффективная оценочная составляющая, выражает отношение к себе, различным компонентам своего образа Я.

Факторы, влияющие на формирование самооценки:

расхождение между реальным и идеальном представлениями о себе (идеальное Я – система ценностей, которые задают жизненное направление)

оценки других людей (м.б. комплекс неполноценности)

степень развития идентичности человека; у человека, обладающего идентичностью самооценка выше.

Потенциальная поведенческая реакция, поведенческая установка. Характеризует готовность человека действовать в соответствии со своими представлениями о себе.

1) Обусловленность социальными шаблонами и прототипами, присвоенными субъектом.

2) Позитивная и негативная реакция окружающих, например, на свою внешность (социальные реакции).

3) Ценности. 3 группы: общечеловеческие; групповые; индивидуальные. Сквозь призму ценностей происходит перераспределение удельного веса моих свойств.

4) Зависимость самооценки от обстоятельств. (В разных ситуациях одно и то же свойство может оцениваться по-разному).

5) Зависимость от самого когнитивного содержания (место жительства, внешность, образование, вспыльчивость, робость — оценка этих свойств будет различна).

6) Самонаблюдение. Рефлексия субъекта (работа над собой, осознание своих свойств и на основе этого выводы).

Основные функции Я-концепции:

Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения. Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Читать еще:  Карта биберах-на-риса на русском языке. Особенности использования рисовой бумаге в декупаже Как лучше извлечь мотив

Функция интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивидуального субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место — женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий.

Самосознание и Я-концепция

На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.

Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

«Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ «Я» не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?». Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

Ø формирование себя как личности (самоопределение);

Ø сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факто­ров (самозащита).

В развитии самосознания В. С Мерлин выделяет ряд этапов:

Ø осознание отличия себя от остального мира;

Ø осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Один из зарубежных исследователей Я-концепции Р. Бернс выделяет в ней образ «Я», самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Исходя из этого, в самосознании выделяют три взаимосвязанных компонента:

Ø познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личност­ных свойств, внешности и др.;

Ø эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность;

Ø поведенческий (волевой) — стремление быть понятым, завоевать симпа­тии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л Д. Столяренко):

Ø непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);

Ø целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);

Ø интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);

Ø целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выхо­дом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомоти­вацию).

Отличительными чертами личности с развитым самосознанием являются:

— удовлетворение своих потребностей без нанесения ущерба другим людям;

— достижение значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

— демонстрация энергии и жизнестойкости в повседневной жизнедеятельности;

— открытость новому опыту.

С самосознанием личности тесно связана самооценка.

Самооценка– оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии.

Благодаря самооценке человек пытается оценить свои качества, возможности и свойства. Это становится возможным при непрерывном сравнивании себя с другими людьми, с которыми человек находится в непосредственном контакте. Движущими мотивами самооценки являются мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. При завышенной самооценке у человека проявляется комплекс превосходства, идеализированное представление о самом себе, о своей значимости. Он часто игнорирует неудачи, истолковывает свои слабые стороны, как сильные. Неуспех, как правило, связывает с внешними факторами. Личность становиться «недосягае­мой» для других, «душевно глухой», теряет обратную связь в контактах с другими людьми, не прислушивается к чужому мнению, в отношении с другими проявляются авторитарные нотки. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответ­ствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Заниженная самооценка, как правило, приводит к комплексу неполноценности, когда человек неуверен в себе, излишне застенчив, нерешителен и предъявляет к себе и окружающим слишком высокие требования. Правда, постепенное развитие стремления к самоутверждению может привести человека к неразборчивости средств в достижении этой цели. Цели, которые человек ставит перед собой, обычно занижены и не соответствуют его истинным возможностям.

Иногда говорят о целостной (глобальной) и частной (порциальной) самооценке. В первом случае объектом самооценки выступает вся личность, во втором — определенные характеристики.

На самооценку большое влияние оказывает уровень притязаний личности.

Уровень притязаний —желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.

Изучение уровня притязаний важно с точки зрения его адекватности реальным возможностям человека.

Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношениях (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или деловых отношениях и т. п.) В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Читать еще:  С днем рождения свекрови 60 лет

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает тебя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмо­циональными срывами и конфликтами. Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педа­гога и т. д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку.

Самосознание и «Я-концепция» личности

Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям называют самосознанием личности.

В основе самосознания лежит способность отделять себя от собственной жизнедеятельности. Эта способность возникает в общении при формировании сознания, мышления, понимания (см. «Развитие психики и сознания»), отношение к своему бытию, она опосредована общей деятельностью, способствует формированию определенного представления о себе, свою способность к общественно значимых действий и поступков .

Представление о себе (субъективный образ своего «Я») возникает под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с социальными нормами поведения, принятыми в конкретном обществе.

Результатом процессов самосознания является «Я-концепция» личности.

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и других особенностей; самооценку и субъективное восприятие внешних факторов, которые влияют на личность.

«Я-концепция» является системой установок, которая включает три структурные элементы:

1) когнитивный — образ «Я», который характеризует содержание представлений о себе;

2) эмоционально-оценочный, аффективное, отражающий отношение к себе в целом или к отдельным сторон своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок;

3) поведенческий, который характеризует проявления первых двух элементов в поведении.

С точки зрения содержания и характера представлений о себе выделяют «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», а также «Я-динамическое» (как личность меняется, которой она стремится стать), «Я-представляемое» , «Я-маску», «Я-фантастическое» и другие. Разногласия между «идеальным Я» и «реальным Я» является источником развития личности. Вместе с тем существенные противоречия между ними могут привести к внутреннему конфликту и негативных переживаний.

Важной функцией «Я-концепции» является обеспечение внутренней согласованности личности, устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение подвержены влиянию «Я-концепции».

«Я-концепция» формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде всего отношений в семье, однако довольно рано она сама приобретает качества активности и начинает влиять на интерпретацию этого опыта, на цель личности, систему ее ожиданий и прогнозов относительно своего будущего, на оценку своих достижений и тем самым на его отношение к самому себе.

Центральным компонентом «Я-концепции» является самооценка личности. Самооценка — это та ценность, значимость, которой предоставляет себе индивид в целом и отдельным чертам своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выполняет регуляционную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми. Отражая уровень удовлетворения или неудовлетворения собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха в деятельности, достижения цели определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит самооценка (или своих возможностей, потенциала в отдельной сфере, или себя как личности в целом).

Самооценки развитого индивида образуют сложную систему, которая включает в себя как общую самооценку (она отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя), так и частные, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступков.

Самооценка может иметь разный уровень осознания. ее характеризуют по следующим параметрам:

1) по уровню выделяют высокую, среднюю и низкую самооценку;

2) по соотнесением с реальными успехами — адекватную и неадекватную (завышенную и заниженную)

3) по особенностям строения — конфликтную и бесконфликтную.

Для развития личности эффективна достаточно высокая общая самооценка, что соотносится с адекватными частичными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретенного опыта, оценок других людей, является оптимальной как для личностного роста, так и для продуктивной деятельности. Негативно влияет на них чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также слишком неустойчива, изменяющаяся при малейших воздействий.

Читать еще:  Айшвария Рай — секреты бабушкиных рецептов. Секреты красоты от звезд болливуда

Самооценка формируется на основе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотнесения реального и идеального представления о себе.

Сохранение сложившейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такой самооценочной феномен, как аффект неадекватности.

Аффект неадекватности — это устойчивый отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и проявляется в том, что индивид или не осознает, или не хочет признать его. Аффект неадекватности наступает в условиях, когда у субъекта есть потребность сохранить завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. Он выступает как защитная реакция, которая позволяет выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку, избегая при этом осознание того, что причиной неуспеха является он сам, и подбрасывая сомнения относительно своих способностей.

Дети в состоянии аффекта неадекватности проявляют повышенную обидчивость, недоверие, подозрительность, агрессивное поведение, негативизм. Длительное пребывание ребенка в состоянии аффекта неадекватности приводит к формированию соответствующих черт характера.

Самосознание личности чутко регистрирует на основе механизма самооценки соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Важным компонентом образа «Я» личности является самоуважение, которая определяет соотношение настоящих ее достижений и того, на что человек претендует, рассчитывает. Американский психолог У. Джемс предложил формулу, по которой в числителе представлены реальные достижения индивида, в знаменателе — его притязания

Как видим, для сохранения самоуважения есть два пути: добиваться успехов в избранных отраслях или снижать уровень притязаний.

Еще один вариант сохранения самоуважения — пассивный психологическая защита «Я-образа». Это особая регулятивная система, которую использует личность для устранения психологического дискомфорта и переживаний, которые угрожают «Я-образа» и сохранения его на уровне, желаемом и возможном при определенных обстоятельствах. Защитные механизмы вступают удию, когда достичь цели нормальным путем невозможно.

Подробнее о некоторых механизмах психологической защиты.

Отрицание проявляется в том, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Например, во время массового социологического исследования взрослым людям задавали вопрос, убедили их материалы прессы о том, что курение вызывает рак легких. Положительный ответ дали 54% тех, кто не курит, и лишь 28% курильщиков. Большинство из них отрицала достоверность приведенных фактов, поскольку выражения им доверия означало бы признание серьезной угрозы для их здоровья.

Вытеснение — это универсальный способ избежать внутреннего конфликта благодаря активному изъятию из сознания неблагоприятного мотива или неприятной информации. Так, мы легко забываем неприятные для нас факты нашего поведения. Интересно, что быстрее человек вытесняет не то плохое, что ей сделали другие, а то, что она покончила с собой и другим. С вытеснением связана неблагодарность, а также все разновидности зависти и комплексы собственной неполноценности. Прекрасный пример вытеснения приведены в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в эпизоде, где Николай Ростов с искренним воодушевлением рассказывает о своей храбрости на поле боя. На самом деле он обнаружил трусость, но вытеснение было настолько сильным, что рассказчик сам поверил в свой подвиг. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную информацию, которая полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательное переноса (приписывание) собственных чувств, желаний и стремлений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на других. Например, наговорив грубости кому-то, она пытается опровергнуть положительные качества того, кто пострадал.

Идентификация — бессознательное переноса на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. Так, дети бессознательно стремятся быть похожими на родителей и тем самым заслужить их любовь и уважение.

Рационализация — псевдо разумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности обусловлено причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Часто это связано с попыткой уменьшить ценность недоступного; не получив желаемого, мы убеждаем себя, что не очень хотели. Примером рационализации является «кислый виноград» в басне Эзопа «Лиса и виноград».

Включение — это механизм защиты, близкий к рационализации, когда также переоценивается значимость фактора, травмирует. Примером является катарсис — уменьшение внутреннего конфликта во время сопереживания. Видя чужие страдания, сильнее, чем личные неприятности, и сочувствуя им, человек начинает и собственные беды воспринимать по-другому, легче. Таким образом, люди, способные искренне сопереживать другому, не только облегчают его страдания, но и способствуют укреплению своего психического здоровья.

Замещение — это перенос действия, направленного на недоступный объект, на действия с доступным объектом. Оно снимает напряжение, но не приводит к желаемой цели. В жизни часто бывает, что человек переносит свои раздражение, гнев, неприятности, вызванные одним человеком, на другую.

Изоляция — отделение в сознании человека факторов, которые ее травмируют. Неприятным эмоциям блокируется доступ к сознанию. С этим механизмом связаны описанные в литературе случаи расщепления личности, то есть наличия у человека двух «Я», двойника. Двойник воплощает то, что не свойственно первом «Я», то, к чему он относился со страхом или отвращением.

Обобщая, можно сделать вывод, что действие механизмов психологической защиты направлена на сохранение внутреннего равновесия путем вытеснения из сознания всего того, что серьезно угрожает системе ценностей человека. Однако исключения из сознания такой информации мешает самосовершенствованию личности.

Источники:

http://mirznanii.com/a/206676/samosoznanie-ya-kontseptsiya-struktura-funktsii-razvitie
http://studopedia.ru/1_105514_samosoznanie-i-ya-kontseptsiya.html
http://studbooks.net/32257/psihologiya/samosoznanie_kontseptsiya_lichnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector